Конспект к уроку литературного чтения 4 класс ПНШ Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Лахтионова Светлана Владимировна

Тема урока: Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

Учебник:  Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная  общеобразовательная школа №12»

г. Котлас

Практический семинар учителей

начальных классов г. Котласа

Урок литературного чтения

«Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…»

                                      Учитель начальных классов

Лахтионова Светлана Владимировна

Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема урока:  Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся со стихами  Владимира   Набокова                        «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

2. Обратить внимание на приём контраста.

3. Продолжить формирование навыка работы с учебником  и справочным материалом.

Развивающие:

1. Развивать приемы умственной деятельности: анализа и  синтеза.

2. Развивать коммуникативно-речевые умения учащихся.

3. Способствовать дальнейшему формированию   личностного отношения к  прочитанному,  увиденному.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство любви к природе, способности ценить мир природы, умение видеть красоту природы.

2. Способствовать формированию умения культурного  общения в ходе совместной деятельности.

3. Формировать интерес к предмету.

Оборудование:  

учебники, тетради для самостоятельной работы №1,  презентация (иллюстрации с натюрмортами,  портрет В.  Набокова).

Ход урока:

1. Организационный момент:

                             Литература – прекрасный урок,

                             Много полезного в каждой из строк.

2. Повторение названия главы учебника с использованием «Содержания».

   

Учитель.  

Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие в удивительный мир природы.

Определение темы данного урока с указанием страниц.

Ученики определяют самостоятельно по содержанию.

Знакомство с творчеством  В. Набокова – поэта.  Стихи, с которыми сегодня будем знакомиться, написаны Набоковым в юности, когда ему было около 20 лет.            (портрет В. Набокова в юности).

3. Стихотворение «Грибы» (стр.127-128).

   

-Прочитайте самостоятельно  стихотворение «Грибы» (стр. 127-128)

-Задание: попробуйте представить картину, описанную поэтом.

Самостоятельное чтение детьми стихотворения.

- Легко ли было представить себе картину, описанную поэтом? Так же легко, как картину леса и черничных зарослей из рассказа «Обида»?

-Как называется подобное изображение в живописи? – спросила Евдокия Васильевна.

-Ты знаешь ответ на этот вопрос?

В живописи подобное изображение называется натюрмортом. С какими натюрмортами мы уже знакомы? (Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», Винсент Ван Гог «Подсолнухи» - учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 2).

-Поэт испытывает к тому, о чём пишет, чувство глубокой нежности, - сказала учительница.

-Ты соглашаешься с этим мнением? А сможешь найти подтверждение этого во второй строфе? В третьей? В четвёртой?

Почему Евдокия Васильевна сказала, что поэт испытывает чувство глубокой нежности  к тому, о чём пишет. Смогли ли вы почувствовать эту нежность, прочитав стихотворение «Грибы»?

Найдите и прочитайте те строки, в которых чувствуется особая нежность поэта к природе (малютки, пальчики на детской ножке, бережно, из люлек, таких родных, слёзы леса).

-Помните «Утренний натюрморт» художника Петрова-Водкина? – спросила Евдокия Васильевна. – Ощущалось ли там присутствие человека совсем рядом?

-А ты помнишь этот натюрморт? Можешь ответить на вопрос учительницы?

(Почему присутствие человека на картине столь ощутимо? Только что сорванные цветы, чай в стакане, чайник с открытой крышечкой, небрежно прошенные спички, собака – все говорит о том, что здесь кто-то был совсем недавно и наверняка скоро вернется.)

-А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения, - попросила учительница. – В каких строчках и словах чувствуется невидимое присутствие людей: и тех, кому принадлежат грибы, и тех, кто рассматривает это натюрморт?

-Ты сможешь ответить на этот вопрос? (Какие слова могут это подтвердить: скамейка… ждет кого-то, грибы разложены для счета, вся испачкана черничным соком.)

-Можно ли догадаться, что люди, которым принадлежат грибы, - это не те, кто рассматривает картину? (скамейка ждет кого-то, т.е. тех кто оставил на ней корзинку, посмотри, предлагает автор в четвертой строфе, указывая на перепачканную черникой корзинку.)

-стр.129

-Владимир Набоков с раннего возраста любил природу….(прочитать отрывок об увлечении Набокова.)

-Работа с Толковым словарем: слово «энтомолог».

-Бабочки-одни из самых удивительных существ. Их крылья покрыты чешуйками, с помощью которых на крыльях бабочек созданы разные узоры.

Самая большая бабочка – Тизания  агриппина (южно-американская), размах её крыльев составляет до 30  см. Есть бабочка, которая живет только один день. (используются иллюстрации бабочек).

Вот такими интересными насекомыми увлекся Набоков.  Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. А свою коллекцию в 4324 экземпляра подарил Зоологическому музею Лозаннского университета.

-Набоков отличался редкой наблюдательностью – эта черта пригодилась ему и как поэту, и как ученому-энтомологу.

-Найди в тексте стихотворения «Грибы» подтверждение того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира.

-Работа в парах. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно, пытаясь передать настроение поэта.

4. Стихотворение «Мой друг, я искренно жалею…» (стр.129)

-Ты можешь объяснить, что значит «тайная слепота» с точки зрения поэта?

-Послушайте ещё одно стихотворение В. Набокова  «Мой друг…» и попробуйте объяснить, что имел в виду поэт, говоря о тайной слепоте?

Чтение стихотворения учителем.

-Какие люди вызывают в поэте жалость?

Очевидно, что автор не причисляет себя к тем, кто поражен «тайной слепотой».

Сможете ли найти подтверждение этому в стихотворении? Подтвердите, что в том,  как автор рассматривает лист, уживается интерес ученого и любование поэта.

-Работа в парах: 1 вариант в паре находит подтверждение, что Набоков рассматривал лист, как ученый, 2 вариант ищет подтверждение тому, что листом любовался поэт. Затем докажите друг другу свои точки зрения.

-Заслушиваем выступления пар. Как ученый, он что разглядел….

Как поэт, что подметил…

-В этом стихотворении есть контраст! – сообщил  Костя Погодин.

А ты видишь контраст?

(Человек ненаблюдательный и равнодушный к природе может пройти всю длинную аллею, так и не приметив изумительную красоту маленького листа)

-Работа в парах. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно, пытаясь передать настроение поэта.

5. Домашнее задание: понравившееся стихотворение прочитать выразительно, кто желает, выучить наизусть.

6. Работа в тетради на печатной основе.  Проверка работы.

7. Итог урока:

Природа – вечный источник любования и наслаждения, то, что открывает в нас лучшие чувства.  Любовь к природе облагораживает людей.

На поляне мы  видим  старую,  мудрую  сосну. Протяните к стволу волшебного дерева ладошку, чтобы уметь видеть в природе  необычное,  стать добрее к природным существам, друг к другу, ведь человек – часть природы.

Ученики под музыку Вивальди «Времена года. Осень» протягивают ладошки  к дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . В.Г. Сутеев. Под грибом.

Разработка  урока литературного чтения. Сказка  В.Г. Сутеева " Под грибом"Учащиеся во время урока превращаются в героев сказки....

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг»....

Урок литературного чтения "В.Д.Берестов "Хитрые грибы", 2 класс

Методическая разработка урока по учебнику "Литературное чтение. 2 класс". Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. по теме: "В.Д. Берестов "Хитрые грибы", ...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Технологическая карта урока литературного чтения «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» С. Г. Козлова.Задачи урока: Дидактические: 1...