Конспект урока литературного чтения, проведённого во 2 классе на материале рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мировских Марина Александровна

Учит анализировать поступки героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведённого во 2 классе на материале рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Мировских М.А.

Цели урока.

      1.Учить анализировать поступки героев, понимать смысл произведения.

2.Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок»

3.Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения

4.Развивать творческие способности детей

5.Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи

6.Учить работать в группах

7.Учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя

Задачи урока.

-учить детей сравнивать художественные тексты, анализировать поступки героев, выделять основную мысль текста; - развивать интерес к чтению, эмоциональную сферу личности ребенка; формировать умение работать с текстом;

-воспитывать познавательную активность; формировать межличностные отношения учащихся.

Оборудование урока.

Учебник по литературному чтению, презентация к уроку, раздаточный материал для выполнения проектных задач, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока.

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

У) - Вы дома читали 2 стихотворения. Какие? Кто автор?

Д) – В.Лунин  «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья и летал»

У) -  Скажите мне, кто является главными персонажами этих стихотворений?

Д) – Мальчики.

У) – То, что герою первого стихотворения подарили куклу, это сильно его расстроило?

Д) – Да.

У) – Найдите подтверждение своих слов в стихотворении?

Д) – 1 четверостишие.

У) – А когда отношение к кукле у него изменилось?

Д) – Кода он стал воспринимать её, как живую.

У) – Найдите подтверждение строчек  из стихотворения?

Д) – Последнее четверостишие.

У) – Ребята, вы правильно сказали, что героем второго стихотворения тоже является мальчик. Что интересного о нём узнали?

Д) – Узнали о фантазиях этого мальчика.

У) – Зачитайте строки, которые подтверждают, что это фантазия ребёнка, а не действия, которые происходят на самом деле?

Д) – Поднялся в небо я зимой и т.д.

У) – Хорошо, молодцы.

У) – А на сегодняшнем уроке мы с вами тоже поговорим и прочитаем ещё об одном мальчике и случае, который с ним произошёл.

- Название этого произведения, вы узнаете, разгадав слова.

                                     

                                             ЛТОЙСОТ «ЫПРЖКО» Слайд 1.

III.Актуализация знаний. Постановка целей урока

У)   - Сформулируйте тему нашего урока?

У)   - Какие цели поставим  перед собой?

Д)   - Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок»

       - Узнать немного о самом авторе.

       - Будем учиться  анализировать этот рассказ, понимать смысл произведения.

       - Обогащать словарный запас, развивать речь и т.д.

У ) - Чей портрет на  доске?  (Слайд 2.) /Л.Н. Толстой/

У) – Несколько ребят приготовили о нём сообщение.

Ученик

- Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У толстого было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница.

Ученик

Л.Н. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

Ученик

     Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.  Мы знакомились с произведениями Л. Толстого в классе и дома.

У)   - Откройте учебник на стр. 161 и прочитайте название  произведения ещё раз. 

                                                                                                   Слайд  3                

       - Что означает слово  «прыжок»?    

Д)   - Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой- либо точки опоры.

У)   - А теперь найдите в толковом словаре объяснение значения этого слова? Стр. 98-101

У)   - Подберите близкие по смыслу слова? (прыгать, скакать, перескакивать и т.д.)

У)  - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (не всегда, ведь прыжки бывают

         разные.)

У)   - А, что вы ещё заметили под названием этого рассказа?    Д) -  (слово со звёздочкой)

У) -  Найдите  в толковом словаре  объяснения значения этого слова. Стр. 98-101.

 У) – Молодцы.

У)  - А теперь прочитаем рассказ Л. Толстого «Прыжок» и узнаем, какой смысл вложил автор в слово- название, о чём он хотел нам рассказать?

IV. Работа с текстом учебника. 

  (Ученики читают текст по цепочке.)

У) – Понравился вам рассказ?

              Физминутка                 Слайд 4

                                                                                                   

             Работа в группах.

У) – В этом рассказе вы встретили слова со звёздочкой. Я эти слова выписала на листочках. Каждая группа получит по 2 слова. Ваша задача найти  значение этих слов по словарю и зачитать их. ( На палубе, расходилась, каюта, мачта,  молодцов.)

У) – Хорошо, а дальше мы с вами продолжаем работать над содержанием этого рассказа.

У)    – Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна?    Слайд  5                                                       Д) - (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)

У) – Почему малыш залез на мачту корабля?                                                                                   Д) - (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.). Мальчик полез за ней.

– Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?                       Д) -  Смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын.

 – Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 6

Д) – Когда он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками.

У) – Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 7  Что у него было в руках? Зачем?

Д) – Капитан корабля, отец мальчика.

У) – Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

У)– Что сделал мальчик?

 У)– Как спасли мальчика?

Д) – Матросы прыгнули в море и спасли его.

V. Характеристика героев:

– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?     Слайд 8-9

У) – Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?

  (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

У) – Какие чувства овладевали мальчиком?  (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

У) – А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика?                                              

Д) - (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)

– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

 У) – А теперь наша работа в группах продолжается.

Каждая из групп получит кроссворд с заданием по этому произведению. Отгадав правильно все слова, вы получите ключевое слово. А потом проверим, что это за слово.

У) – Какое слово у 1 группы?

                              у 2 группы?

                              у 3 группы?

У) – Как вы думаете, а почему именно это слово получилось ключевым?

Д) – Так как знакомились с этим произведением и работали над ним.

– Что вы вынесли для себя из этого произведения?  Зачем автор рассказал нам эту историю?

Д) – Чтобы мы не совершали необдуманных  поступков, учит управлять собой, своими эмоциями. Страх преодолевать нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь.

- Так почему же  Лев Толстой дал своему произведению такое название?                          

Д) – Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он спас свою жизнь и избавил от горя отца.

Самооценка. 

У) - Перед вами лежат сердечки разных цветов.

- Если вы довольны своей работой на уроке – возьмите сердечко красного цвета, если недовольны – зелёное. А если считаете, что вам не всё удалось сегодня – жёлтое.

VIII. Подведение итогов

У) – Прочитайте пословицу и постарайтесь объяснить значение.

Кому потеха, а мне не до смеха.       Слайд 10.

У) – Можно ли эту пословицу применить к этому рассказу?

- Найдите в тексте отрывок, который применим к этой пословице и зачитайте его.

Д) – Стр. 161 - жёлтый цвет.

Домашнее задание

Представить, что вы находились на корабле и видели всё, что произошло с мальчиком. Пересказать эту историю от своего лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

Конспект урока литературного чтения во 2 класса по теме "Рассказы Л.Н.Толстого"

Задачи: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого, умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Развивать речь, внимание, воображение. 3. Воспитывать в детях до...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»

Знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе :Л.Толстой."Акула".(УМК "Школа России".

Подробный план урока,разнообразные виды деятельности,интересный материал....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии, проведённого учителем начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» Гайсиной Ф.З

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»Цели:получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.Задачи:1)познакомить учащихся ...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

Конспект урока литературного  чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».        ...