Урок по внеклассному чтению М. Ю.Лермонтова "Про день Бородина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Руженкова Татьяна Александровна

Урок  внеклассного чтения в 3б классе

 

 

 

Тема: «Про день Бородина» по стихотворению  М.Ю. Лермонтова «Бородино»

 

Дидактические цели урока: воспитание патриотизма, любви к России, развитие интереса к ее историческому прошлому

 

Задачи урока:

Предметные: развитие устной речи учащихся, пополнение словарного запаса

 

Метапредметные:

Познавательные УУД: развитие познавательной активности;

Регулятивные УУД: определение степени успешности своей работы и работы других учеников в диалоге с учителем;

Коммуникативные УУД: формирование дружеских взаимоотношений, навыков взаимопомощи;

Личностные УУД: развитие интереса к чтению.
 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Оборудование урока:

ü Компьютер

ü Мультимедийный проектор

ü Экран

ü Мультимедийная презентация

Оборудование ученика:

ü Текст стихотворения

ü Объяснения незнакомых слов стихотворения, записанные в тетрадях

ü Тесты

ü Кроссворд

 

Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа учащихся, игра-соревнование, анализ и самоанализ своей работы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_pro_den_borodina_0.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  внеклассного чтения в 3б классе

Тема: «Про день Бородина» по стихотворению  М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Дидактические цели урока: воспитание патриотизма, любви к России, развитие интереса к ее историческому прошлому

Задачи урока:

Предметные: развитие устной речи учащихся, пополнение словарного запаса

Метапредметные:

Познавательные УУД: развитие познавательной активности;

Регулятивные УУД: определение степени успешности своей работы и работы других учеников в диалоге с учителем;

Коммуникативные УУД: формирование дружеских взаимоотношений, навыков взаимопомощи;

Личностные УУД: развитие интереса к чтению.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Мультимедийная презентация

Оборудование ученика:

  • Текст стихотворения
  • Объяснения незнакомых слов стихотворения, записанные в тетрадях
  • Тесты
  • Кроссворд

Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа учащихся, игра-соревнование, анализ и самоанализ своей работы.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

2.Обсуждение проблемной ситуации.

3.Фронтальная работа.

4.Работа по теме.

Работа в группах.

Приветствие команд

5.Групповая работа.

6.Рефлексия содержания учебного материала.

7.Эмоциональная рефлексия

Итог урока

Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Положительный настрой детей на урок

Итак, урок  внеклассного чтения .

(чтение книг пересказ друг другу)

Как вы понимаете эти слова7

«В жизни всегда есть место подвигу.»

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

Осенью весь наш народ отмечал знаменательное событие. Какое?

 -Как вы думаете

 какой знаменательной дате посвящен наш урок?

- С кем воевала Россия?

- Кто был главнокомандующим русских войск?

- Кто стоял во главе французских войск?

- Какое сражение в корне изменило ход войны?

- Когда произошло сражение?

Не случайно мы сегодня вспоминаем это великое сражение …Как вы думаете какова тема нашего урока внеклассного чтения?

Дома вы самостоятельно читали  стихотворение Лермонтов « Бородино» .Кто написал его?

Ребята, а что вы узнали о М. Ю. Лермонтове, готовясь к уроку?

Дома вы самостоятельно читали это стихотворение и в процессе чтения у вас возникли вопросы. Вы столкнулись с незнакомыми, непонятными для вас словами. В этом нам помогут ребята, которые искали информацию в библиотеке и в Интернете.

Чтение стихотворения артистом . показ презентации со звуком.

 

-Какое чувство передано  в стихотворении поэтом? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?

- Как начинается стихотворение?

- К кому обращается поэт?

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

Прочитайте стихотворение ещё раз про себя и подумайте: на какие части можно его  разделить по смыслу . т. е. составьте план по содержанию.

Проверка на доске.

Молодцы.

Конкурс чтецов.  

Я предлагала вам выучить любой понравившийся вам отрывок из стихотворения.

Физкультминутка для глаз. Ромашка

Ребята, чтобы узнать, как вы подготовились дома к уроку, мы поиграем. Команды готовы?

Класс разделен на 2 команды: «Синие», «Зеленые». Команды,  представьтесь друг другу.

Поприветствуйте друг друга.

А давайте-ка проверим, как хорошо вы знаете текст  стихотворения. Игра «Доскажи фразу».

к. «Синие»

Недаром помнит вся Россия

Про….

к. «Зеленые»

И вот нашли большое поле:….

к. «Синие»

Забил снаряд я в пушку туго...

к. «Зеленые»

Прилёг вздремнуть я у лафета

к. «Синие»

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий….

к. «Зеленые»

Вам не видать таких сражений... «Синие»

Полковник наш….

к. «Зеленые»

Вот затрещали барабаны….

к. «Синие»

Тогда считать мы стали раны..….

к. «Зеленые»

Уланы….

к. «Синие»

Драгуны….

к. «Зеленые»

Когда б на то не Божья….

Почему Москва была отдана врагу?

Выводы:

Обобщая ваши ответы, скажу, что в Бородинской битве обе стороны понесли огромные потери и сил на то, чтобы гнать французов назад к границе у русской армии не оказалось. Нужно было время, чтобы восполнить потери. Нужно было, во чтобы то ни стало, сохранить армию боеспособной. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставить Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие покинули город. Долго ждал Наполеон, что жители русской столицы принесут ему ключи от города, но не дождался. В пустом городе начались пожары, французов одолевал голод, болезни. В конце концов, Наполеон вынужден был уйти из Москвы. А русская армия, собрав силы, погнала врага той же дорогой, по которой он наступал и гнал до самого Парижа.

Физкультминутка.

Слайд

Конкурс капитанов.

Показывается слайд и капитаны по очереди называют героев и коротко рассказывают о нем.

Тест ( работа в группах)

1.Стихотворение «Бородино» написал:

а) Лермонтов;

б) Пушкин;

в)Толстой.

 2. Бородинское сражение произошло:

а) 1 сентября;

б) 7 сентября;

в)15 сентября.

3. В этом году отмечается :

а) 100 лет;

б) 500 лет;

в) 200 лет.

4. С кем воевала российская армия?

а) с немцами;

б) с французами;

в) с японцами.

5. В Бородинском сражении русскую армию возглавил:

а) М. Кутузов;

б) Д. Давыдов;

в)М. Платов.

Проверим тест. (Слайд №26)

Слайд 22.

Предлагаю командам решить кроссворд и вы узнаете ещё одного великого героя этой войны.

1.Военный головной убор.

2.Форменная одежда военных.

3.Колющее оружие, часть солдатского ружья.

4.Укрепление для защиты, круженное насыпью земли.

5.Одновременный выстрел из нескольких орудий.

6.Старинный орудийный заряд в виде шара.

7.Расположение под открытым небом.

Прочитайте ключевое слово.

Что вы, ребята, вынесли из содержания урока?

 Что понравилась  вам? Что задело вашу  душу? Что не понравилось?

Ребята, оцените свою работу на уроке и

Вы, ребята, молодцы!

В нашей игре нет ни побежденных, ни победителей. Победили дружба и хорошая подготовка к уроку.

Я уверена, что после этого урока вы ещё больше будете гордиться  нашей страной, нашим народом.

Будете расти достойными последователями их бессмертной славы. Урок окончен. Оценки за урок

Домашнее задание: 1.Написать письмо- обращение к ныне служащим солдатам.

2.Составить цитатный план.

3. Выразительное чтение стихотворения.

Я хороший, я знаю, я буду стараться, у меня всё получится.

Ответы детей.

200- летию Победы в Отечественной войне 1812г.

С французами.

Михаил Илларионович Кутузов.

Император Наполеон Бонапарт.

Бородинская битва.

25 августа по старому стилю (7 сентября по новому) 1812 года.

День Бородина.

М. Ю. Лермонтов

Дети по презентации рассказывают о Лермонтове

Слайд №2-9

Дети выходят и рассказывают найденную информацию. Показ слайдов.

Слайд №14- 21

 Чувство гордости за русский народ.

Восхищение за мужество,  преданность России.

Скажи-ка, дядя….

Может, это дядя поэта - Афанасий Столыпин. А может, молодой солдат обращается к солдату-ветерану? Ведь тогда служили 25 ле

 Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.

 Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.

1.Отступление.

2.Выбор места сражения.

3.Ожидание боя.

4. Ночь перед сражением.

5.Клятва верности.

6.Описание Бородинского сражения.

7. Поле боя после сражения.

Дети читают наизусть.

к. «Синие»

наш девиз: ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и ввысь!

к. «Зеленые»

наш девиз: один - за всех и все - за одного!

к. «Синие»

«В своем приветствии сердечном Друзьям желаем мы успеха!»

к. «Зеленые»

«Пусть будет доброй наша встреча! И вам желаем мы успеха!»

День   Бородина

Есть разгуляться, где на воле..

Ответы детей.

к. «Синие»

Петр Иванович Багратион….

Барклай –де- Толли….

к. «Зелёные»

.

Решают кроссворд

Кутузов.

Кроссворд «КУТУЗОВ»

4.

6.

7.

2.

3.

1.

5.

1.Военный головной убор.

2.Форменная одежда военных.

3.Колющее оружие, часть солдатского ружья.

4.Укрепление для защиты, круженное насыпью земли.

5.Одновременный выстрел из нескольких орудий.

6.Старинный орудийный заряд в виде шара.

7.Расположение под открытым небом.

Прочитайте ключевое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству

Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"

Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению "Чтение и анализ рассказа"

Обучающиеся знакомятся с историей возникновения праздника, с биографией писателя Е. Носова. Читают и анализируют  рассказ Е.Носова «Покормите птиц!»...