Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Фатхутдинова Рафида Магсумовна

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazy_e.i.charushina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе

Фатхутдинова Р. М., учитель начальных классов I - квалификационной категории Кутлу-Букашской СОШ Рыбно-Слободского района

Тема урока: Рассказы Е. И. Чарушина.

Цели урока:  1) Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е.Чарушина,  совершенствовать навыки работы с книгой, воспитывать интерес к чтению.

           2) Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.  Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным, чувство ответственности за своего питомца.

           3) Раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимость её сохранения.

       Оборудование: книжная выставка из книг Е. И. Чарушина, мягкие игрушки – «Томка», «Тюпа», «Мишка», на доске прикреплены надписи – «Читайте рассказы Е. И. Чарушина!», «Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых», выставка рисунков  детей к любимым рассказам Е. И. Чарушина, подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина, компьютер, проектор с экраном, презентация по рассказам  Е. И. Чарушина. (составлена по программе Power Point).

Ход урока.

I. Организация урока.

II. Сообщение темы и цели урока.

     Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Тему урока вы уже знали, поэтому вы уже знакомы с его рассказами и я надеюсь, что вы будете активно участвовать на уроке. Наш урок сегодня будет необычным, потому что к нам сегодня пришли много гостей. Они нас послушают сегодня и, я надеюсь, они тоже убедятся в том, что вы у меня умники и умницы.

     Но вот я получила  известие, что к нам на урок ещё должны прийти гости. Пригласим их, ребята?

     Входят три ученика с мягкими игрушками на руках, здороваются.

 Учитель.  - Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на уроке. Но представьтесь пожалуйста, кто вы такие и откуда вы пришли?

    Ученики.- Я – Томка!    - Я – Тюпа!    - Я – Мишка!

  - Ребята, вы узнали наших гостей? А может вы сами скажете, откуда они пришли?               ( Они пришли с рассказов Е. И. Чарушина).                                                    

     III. Знакомство с биографией автора. Просмотр по компьютеру презентации о писателе. Первый слайд с фотографией писателя.

  1. 1901 – 1965    писатель и художник

          Следующие слайды  с записями и рисунками:

  1. Отец его был архитектором – художником. Мальчик наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или приятелей.
  2. Много о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и животноводом.
  3. «Я вырос с карандашом и кистью в руках» - вспоминал о своем детстве Е. Чарушин.
  4. В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали  и свистели птицы.
  5. «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».
  6. «Щур» - первый рассказ Е. И. Чарушина. (1930 год).
  7. «Волчишко» - рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу.
  8. И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице.

 IV. Работа над  рассказами Е. И. Чарушина.

      Ребята, продолжим наше знакомство с гостями. Что они могут рассказать нам о себе? Это в сказках только звери разговаривают, так ведь, ребята, да? Поэтому о наших сегодняшних гостях пусть нам расскажут их товарищи.

Ученик1.  Это Томка. Он был ещё маленький, когда его  забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.

Ученик2. Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным.Всё время он полз, подкрадывался и тюпал «тюп – тюп - тюп», поэтому его и прозвали Тюпой.

     Ученик3.Это Мишка. Он жил в зоопарке вместе с другими медвежатами. Но он отличался от других. Всё время сидел в углу, лапу сосал, ворчал.  Однажды даже он полез по метле и свалился вместе с ней.  Ушибся сильно, и палка от метлы его по голове ударила.  Еле успокоили.  Дали ему соску.

     Учитель. Ребята, у них на руках конверты. Они, наверное, адресованы нам. Давайте посмотрим их.

      1). (берём конверт у Томки). Я хочу узнать, что вы запомнили из рассказов Е. И. Чарушина? Ответьте, пожалуйста, на вопросы!

  1. Как называется самый первый рассказ Е. И. Чарушина?

       (Щур. Словарная работа. Щур – это лесная певчая птица, которая питается червяками, по-татарски – корташар.)

  1. В каких рассказах  вы встречались с Томкой?
  2. Как Томка научился плавать?
  3. Чем привлекло ваше внимание Томка?
  4. В каких рассказах вы встретились с кошками и котятами? Как их звали?
  5. Чем вам понравились Маруська, Епифан и Пунька? (Словарная работа. Бакены – это плавучие плетёные корзины с фонарём наверху, они показывают верную дорогу. Бакенщик – человек, который расставляет эти бакены по реке, вечером фонари зажигает, а утром их тушит).
  6. Почему волчишко не стал жить у охотника?
  7. В каких рассказах вы встречались с медвежатами?

Физминутка. Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка.   - Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.

  - Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх.    -  Покажите, как щенки подпрыгивают.

  - Покажите, как щенки бегают

  - А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав!»

 V. Работа над новым текстом.

  2). (берём конверт у Тюпы). Прочитайте рассказ Е. И. Чарушина «Друзья».

    Чтение рассказа по цепочке. (Словарная работа. Гончая собака – охотничья собака. Курки на ружье – чакма, тәте, курок – часть ударного механизма в ружье).      

  1. О ком мы прочитали в тексте?

  2. Почему охотник назвал щенка Огарком, а лисёнка Васькой?

 3. Что хотел сделать лесник, когда вырастит лисёнок?

 4. Почему же лесник не застрелил лису?

 5. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? ( Дружбой надо дорожить!) в каких рассказах вы встречались с медвежатами.но онал "кам, и даже букашкам разным.  гостей.

  6. Кто вам понравился больше в этом рассказе? Почему?

Физминутка.  

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же тропинке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

  До лужайки добежим.

  На лужайке, на лужайке  

 Мы попрыгаем как зайки.

 Стоп.Немножко отдохнём.

  И домой пешком пойдём.

VI. Закрепление изученного материала.

       Просмотр презентации.  Ответьте на вопросы:

Как называется книга Чарушина: «Тюпа, Томка и …»?     

  А)  ворона    Б)  сорока   С)  кукушка     Д)  синица

Если дети ответят правильно, то выходит слайд с поздравлением, а если ответят неправильно, то выходит слайд, предлагающий подумать.

В следующих слайдах вопросы :

  1. Какой зверь свалился на голову охотника?

А)   собака    Б)  белка  С)  кошка     Д)  сорока

  1. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?

А)   Епифан     Б)  Пунька  С)  Маруська   Д)  Барсик

  1. «Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать.» Где он их нашел?

А)   на шкафу   Б)  в сапогах   С)  под кроватью    Д)  в комоде

  1. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание?

А)   в лес       Б)  на  поле    С)  в цирк   Д)  в зоосад

  1. «А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно…  Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро… .  Расти поскорее, учись лучше! »                      Е. И. Чарушин.

VII. Подведение итогов урока. (берём конверт у Мишки).

         «Я принёс вам  подарки за то, что вы активно участвовали на уроке.», раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям.

Выставление оценок.

VIII. Задание на дом. Читать рассказы о животных Б.С.Житкова.(«Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка», «Что бывало», «Что я видел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Открытый урок по внеклассному чтению в 4 «Б» классе

Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время»              (Книги Гайдара и о Гайдаре). Цели. Направить внимание детей на книги са...

Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе

Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе...

Открытый урок по внеклассному чтению Тема: «Рассказы о животных.»

Тема урока:  «Рассказы о животных»Планируемые результаты.1)      Предметные:организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознани...

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе .

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе«Произведения К.И. Чуковского для детей». Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.Цели урока: 1).познакомить с т...