Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шевченко Любовь Атласовна

Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_vneklassnomu_chteniyu_v_1_klasse.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе

Тема: Л. Н. Толстой.

Цели:

-познакомить с творчеством Л. Н. Толстого для детей;

-развивать умение самостоятельно читать, осмысливать и   анализировать текст;

-развивать речь, внимание, воображение, расширять словарный запас;

-воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование: выставка книг, портрет, набор открыток.

Ход урока

I Организационный момент

              Стихотворение

(Читает учитель)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

II Определение темы урока

- На перемене вы рассматривали книги на нашей выставке. Многие из вас уже читали их. Что общего вы заметили на обложках книг?

(автор Л. Н. Толстой)

Имя автора, книги которого мы с вами будем читать, Лев Николаевич Толстой.

.

III Работа по теме

Чтение рассказов Толстого

1. Слово учителя

- Рассмотрите портрет этого писателя. У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в Ясной Поляне, в своём поместье под русским городом Тулой. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался на санках, лыжах, летом ходил с ними в лес за ягодами, грибами. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

2. Л. Н. Толстой писал: (запись на доске)

Есть знания необходимые каждому человеку:

не мучить животных;

не лениться;

не лгать;

не отнимать силой;

не объедаться;

обходиться добром со всяким;

старых людей уважать…

- Об этом мы и будем читать рассказы из Азбуки Толстого для детей.

1. Не мучить животных    

У Розки.

              У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли, взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розкка снесла щенка во рту на место.

2. Не лениться

Не лениться.

            Были два мужика – Пётр и Павел, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз сено домой, а Иван только собирался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.

 

3. Не отнимать силой

Конь.

 Был у Пети конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

- Дай мне, мой конь!

- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

4. Не объедаться

Не объедаться.

Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь пошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

5. Обходиться добром со всяким

Обходиться добром со всяким.

          Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня!

Волк сказал

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху, всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

6. Не лгать

 

Правда всего дороже.

     Мальчик играл во дворе и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

7. Старых людей уважать

Старых людей уважать.

      У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

8. Не быть глупым, а быть умным

Три калача и одна баранка.

        Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, - и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

Ноша.

         Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нёс, не снимая всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс не снимая.

Жучка.

         Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Кошка.

        Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Собака и вор.

        Подошёл ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала кусать за ноги.

- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.

- А за то кусаю, что, когда ты хлеба не давал, я ещё не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подпустить хочешь.

Галка.

        Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

9. Не трусить

Мыши.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать. Вот одна мышка и сказала:

- Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

- Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

Трус.

       Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

10.Не драться

 

Драка.

         Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.

11.Делать добро людям

Старик.

         Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

3.Раскрытие смысла фразеологизмов

- Я представляю вам книгу Л. Н. Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

В ней автор раскрывает смысл некоторых словосочетаний, которые иногда вы слышите от взрослых..

На доске запись:

Два раза не умирать

Два раза не умирать.

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

- Я пойду.

Ему сказали:

- Сгоришь!

Солдат сказал:

- Два раза не умирать, а раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёночка!

Собака на сене

Собака на сене.

       Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.

На воре шапка горит

На воре шапка горит

Пропали деньги у мужика и не могли найти вора. Когда собрались все мужики, староста закричал:

- Братцы, Пожар! На воре шапка горит!

Один мужик схватился за шапку. И все узнали, что он вор.

На сердитых воду возят

На сердитых воду возят.

Была девочка параша. Мать сказала:

- Идём в поле рожь вязать.

Параша сказала:

- Я не иду, я нынче сердита.

А мать сказала:

- Ты сердита, так иди же натаскай воды.

Дети инсценируют их.

4. Представление Л. Н. Толстого как обработчика русских народных сказок.

-  Л. Н. Толстой ещё и обрабатывал русские народные сказки. Вот пример одной из них.

Сказка «Три медведя»

Показ книги. Пересказ детьми.

Русская народная сказка «Три медведя» в обработке Льва Николаевича Толстого.

        Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, - видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя.

       Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

        Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая. Другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

         Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка показалась ей лучше всех.

        Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: Одна большая – Михайлы Иваныча, другая средняя – Настасьи Петровнина, а третья маленькая – Мишенькина. Девочка легла в большую – ей было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.

       А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:

- Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом:

- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

- Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

- Кто ложился в мою постель и смял её? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

- Кто ложился в мою постель и смял ей? – зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил свою скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

- Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут

- Вот она! Держи! Держи! Ай - я –яй! Держи!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

IV Рефлексия

- Найдите нужные буквы и составьте из них слово

К н д с т о м т б ш в р г к о (добро)

- Именно такими хотел видеть Толстой детей.

- Прочитайте слова его, записанные на доске

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

- Давайте передадим мяч добра, говоря друг другу добрые слова.

V Д.з Читать книги Л. Н. Толстого

У Розки.

              У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли, взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка снесла щенка во рту на место.

Конь.

 Был у Пети конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

- Дай мне, мой конь!

- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

Правда всего дороже.

     Мальчик играл во дворе и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Старых людей уважать.

      У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Три калача и одна баранка.

        Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, - и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

Жучка.

         Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Ноша.

         Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нёс, не снимая всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс не снимая.

Кошка.

        Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Собака и вор.

        Подошёл ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала кусать за ноги.

- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.

- А за то кусаю, что, когда ты хлеба не давал, я ещё не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подпустить хочешь.

Галка.

        Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Трус.

       Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

Драка.

         Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.

Старик.

         Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Два раза не умирать.

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

- Я пойду.

Ему сказали:

- Сгоришь!

Солдат сказал:

- Два раза не умирать, а раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёночка!

Собака на сене.

       Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.

Собака на сене.

       Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.

На сердитых воду возят.

Была девочка параша. Мать сказала:

- Идём в поле рожь вязать.

Параша сказала:

- Я не иду, я нынче сердита.

А мать сказала:

- Ты сердита, так иди же натаскай воды.

Русская народная сказка «Три медведя» в обработке Льва Николаевича Толстого.

        Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, - видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя.

       Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

        Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая. Другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

__________________________________________________________

       

 Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка показалась ей лучше всех.

        Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: Одна большая – Михайлы Иваныча, другая средняя – Настасьи Петровнина, а третья маленькая – Мишенькина. Девочка легла в большую – ей было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.

       А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:

- Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом:

- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

- Кто сидел на моём стуле и сломал его?

__________________________________________________________

Медведи пришли в другую горницу.

- Кто ложился в мою постель и смял её? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

- Кто ложился в мою постель и смял ей? – зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил свою скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

- Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут

- Вот она! Держи! Держи! Ай - я –яй! Держи!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

__________________________________________________________

На сердитых воду возят.

Была девочка Параша. Мать сказала:

- Идём в поле рожь вязать.

Параша сказала:

- Я не иду, я нынче сердита.

А мать сказала:

- Ты сердита, так иди же натаскай воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству

Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....

Открытый урок по внеклассному чтению "Русские посиделки"

Данный урок прививает любовь к русскому народному фольклору; учит отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.Воспитывает  у детей уваже...

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Открытый урок по внеклассному чтению в 4 «Б» классе

Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время»              (Книги Гайдара и о Гайдаре). Цели. Направить внимание детей на книги са...

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе .

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе«Произведения К.И. Чуковского для детей». Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.Цели урока: 1).познакомить с т...