Открытый урок по внеклассному чтению в 4 «Б» классе
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время»

             (Книги Гайдара и о Гайдаре).

Цели. Направить внимание детей на книги самого Гайдара, в частности на чтение новой для детей литературы – автобиографий, дневников, писем и, конечно, художественных произведений писателя; параллельно дети знакомятся и с литературой о писателе. Воспитательное воздействие произведений Гайдара на ум и сердце. Развитие  читательского интереса. Работа над развитием связной речи.

Оборудование:

  1. Три портрета писателя.
  2.  Яркие иллюстрации к произведениям.
  3. Книги Гайдара и о нём.
  4. Пословицы о книгах ( на доске ).
  5. Стенд «О Гайдаре».
  6. Плакат с вопросами о писателе.
  7. «Медаль» «Улыбка» (поощрение за активную работу на уроке).

 

                 Открытый урок по внеклассному чтению  в 4 «Б» классе

      (районное методическое объединение учителей начальных классов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_shmo.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

               «Средняя общеобразовательная школа №1»

           г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области

                 Открытый урок по внеклассному чтению  в 4 «Б» классе

      (районное методическое объединение учителей начальных классов)

                                                                   Подготовила: Жукова Раиса Тихоновна,

                                                                   учитель начальных классов.

                                                         2010

                                               

Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время»

             (Книги Гайдара и о Гайдаре).

Цели. Направить внимание детей на книги самого Гайдара, в частности на чтение новой для детей литературы – автобиографий, дневников, писем и, конечно, художественных произведений писателя; параллельно дети знакомятся и с литературой о писателе. Воспитательное воздействие произведений Гайдара на ум и сердце. Развитие  читательского интереса. Работа над развитием связной речи.

Оборудование:

  1. Три портрета писателя.
  2.  Яркие иллюстрации к произведениям.
  3. Книги Гайдара и о нём.
  4. Пословицы о книгах ( на доске ).
  5. Стенд «О Гайдаре».
  6. Плакат с вопросами о писателе.
  7. «Медаль» «Улыбка» (поощрение за активную работу на уроке).

                                                                 

                                                        Ход урока

  1. Вступительная беседа.

- Как называют людей, которые пишут музыку? (картины, рассказы)

  2.  Беседа о Гайдаре – бойце, писателе, гражданине, бессменном пионерском вожатом.

 - Что вы узнали о Гайдаре? (Слушаем сообщения детей).

а). А.П. Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня. Своим читателям о себе он рассказывает в рассказах, повестях, фронтовых заметках, очерках, воспоминаниях. За Советскую власть он воевал 24 года 10 месяцев и 4 дня с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером – а перо его, действительно, следует приравнять к штыку…) – и погиб как герой!...

б). В людях Гайдар ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей, для общего дела – борьбы за лучшую жизнь. Больше всего любил Аркадий Петрович Красную Армию. Счастье он видел в борьбе. Он считал, что каждый человек должен воспитать в себе умение обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, знать что такое «стыд2, понимать, что «стыдно» – это хуже, чем «страшно».

в). Гайдар любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 1923 году из-за старой контузии в правую половину головы он вдруг крепко заболел. Его долго лечили, а в апреле 1924 года, как раз ему исполнилось 20 лет, он был зачислен по должности командира полка – в запас. С тех пор он стал писать. Так как в армии он был ещё мальчишкой, ему захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам – какая она была, жизнь? Повидать он успел немало. И книг написал Гайдар много.

- Слово учителя о портретах писателя (два снимка):

1). На одном – высокий, стройный паренёк в гимнастёрке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, ещё полудетской округлостью щёк и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных, светлых глаз – это Аркадий Голиков, 15-летний «адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог».                                                                

2). На другом – посреди пустого поля, с одним голым деревцем вдали, на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжёлых кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в шлеме, подвязанном ремешком, лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но взгляд, непреклонный и твёрдый, напоминает мальчика с первого портрета, - это Аркадий Гайдар, известный советский писатель, военный корреспондент «Комсомольской правды» на Киевском фронте, 1941 год. Но почему Гайдар?

         (В давние времена гайдаром называли всадника, которого высылали вперёд воины-конники, отправлявшиеся в дальний поход. Этот разведчик  скакал впереди всех и зорко всматривался в неизведанную даль. «Таким вперёд смотрящим, ясноглазым дозорным в литературе был и сам Аркадий Петрович Голиков – Гайдар.

-  Но мы с вами знаем вот этого Гайдара (портрет в гражданском). Послушайте, как о нём говорит С. Маршак в статье «Памяти Гайдара».

    Большой, весёлый, ясноглазый,

    Присев к ребячьему костру,

    Он сочинял свои рассказы,

     Как бесконечную игру.

     Он был солдатом и вожатым.

     И каждая его строка

     Осталась как завет ребятам

     Писателя – большевика.

     Погиб он где-то под Леплявою,

     Как партизан, в тылу врагов,

     И, осенённый вечной славою,

     Спит у днепровских берегов.

     И каждый день к могиле воина                                        

      Приносит весточку волна,

    Что расцвело и что построено

    На тех полях, где шла война…

  - А что вы прочитали Гайдара? (от 3 до 5 учащихся сообщают классу, что они читали по плану: автор, название, издательство, художник, что помещено в этой книге (рассказы, повести), можно ли назвать сборником, на какую тему собраны рассказы).

3. Викторина. (Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями, скажите,

откуда эти отрывки):

1). Отрывок из повести «Тимур и его команда», наизусть, а диалог Нюрки и бабки – в лицах.

2). Вопрос: в каком произведении Гайдара говорится о девочке, которая собирала во ржи васильки и встретила шпиона, переодетого в красноармейскую форму? («Маруся»).

3). Из какого рассказа это предложение? «Тогда казаки решили, что в этой папахе зашит военный пакет, и они крикнули своего начальника». («Василий Крюков».

4). С каким произведением Гайдара можно соотнести пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (Сказка «Горячий камень»).

5). Какая повесть рассказывает о взаимоотношениях (дружбе) в семье детей и родителей? ( «Чук и Гек»).

(Задания готовят 5 учеников).

4. Работа с пословицей «Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают».

- Сейчас мы прочитаем первый рассказ А. Гайдара, посвящённый детям. Это рассказ «Патроны».

а). Предварительная словарная работа.

Хлев – помещение для скота                                                              

Амбар – строение для хранения муки, зерна, припасов, а также товаров

Канонада – сильная частая стрельба из многих орудий

б). Чтение по ролям рассказа Гайдара «Патроны» (занято 10 учащихся) – 10 минут.

в). Вопросы после чтения.

- Кому понравился рассказ?

- Какие эпизоды хотелось бы перечитать?

- Кто из героев рассказа вам больше всего понравился?

- Почему? (Смелый, смекалистый).

- За что? (За шутку, выдумку, розыгрыш).

- Мог ли Гришка быть надёжным другом? (Да).

Пословица «Прочёл хорошую книгу, встретился с другом».

- Можно ли эту пословицу соотнести с прочитанным рассказом?

Главный вывод: дети рядом со взрослыми участвовали во всех важных делах, а иногда находили выход из безвыходных положений, проявляя находчивость, смелость, хладнокровие.

5. Игра «Угадай, кто они и откуда?». (Иллюстрации к произведениям «Совесть», «Лёшка Демченко», «Поход», «Патроны»).

- Что общего (разного) для этих произведений? (Автор; художники).

6. Обращение Гайдара к ребятам. (Самочтение).

      «Ребята, славные тимуровцы! Окружите ещё большим вниманием и заботой семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим…

     Мчитесь стрелой, ползите змеёй, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов – диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов.                                                            

    Если кому случится столкнуться с врагом – молчите или обманывайте его. Показывайте ему не те, что надо дороги…».

- К чему призывает Гайдар? (К борьбе).

7. Высказывания писателей о Гайдаре. ( Говорят дети)

1). «Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом»,- говорил К. Паустовский.

2). «Он был автором и героем своих книг»,- сказал о нём С. Маршак.

8. Чтение по ролям отрывка из повести Гайдара «Школа». (Диалог матери и сына; учитель и ученик)

9. Игра «Чьи это вещи?». У меня в мешочке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, дети,  может помочь найти их владельцев? ( Связка книг, коробок спичек, огурец, яблоко и др.)

10. Итог. Грамзапись песни «Гайдар шагает впереди».

- Что вы взяли для себя полезного?

Рекомендации: выставка книг А.П. Гайдара.

Используемая литература.

  1. А. Гайдар. Собрание сочинений в 4-х томах.
  2. Б. Емельянов. Рассказы о Гайдаре.
  3. В. Смирнова. Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества.
  4. «Внеклассное  чтение в 4 классе», методическое пособие.
  5. Журнал «Начальная школа» №7, 1983г.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству

Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....

Открытый урок по внеклассному чтению "Русские посиделки"

Данный урок прививает любовь к русскому народному фольклору; учит отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.Воспитывает  у детей уваже...

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе

Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе...

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе .

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе«Произведения К.И. Чуковского для детей». Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.Цели урока: 1).познакомить с т...