Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.
статья (3 класс) по теме

Салова Анна Евгеньевна

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.23.23 КБ
Microsoft Office document icon Статья.405 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение  «Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина»

Учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 15 «Содружество»

 Салова Анна Евгеньевна.

Цели и задачи урока.

  1. Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.
  2. Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
  3. Развивать наблюдательность, мышление.
  1. Формирование читательского интереса.
  2. Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).
  3. Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.
  4. Взгляд на творчество писателя через его произведения.
  5. Развитие фантазии.
  6. Работа над спецификой детской литературы.

Оборудование

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Презентация.

Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, жетоны для игры “Тир”.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка целей

Учитель: Отгадайте загадки:                                                                               СЛАЙД 1

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)
  2. Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
  3. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
    По снежочку тык-тык.
    (Заяц.)
  4. Серый ворище по лесам, полям рыщет,
    Телят, ягнят ищет.
    (Волк.)

– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.)

– Как вы поняли, о чём пишут писатели, с произведениями которых мы будем сегодня работать?

                                                                                                                              СЛАЙД 2

У нас 4 команды. Придумайте названия вашим командам, в названии должна отразиться тема нашего урока.                                                                                        

3. Работа по теме урока

Учитель: Отгадывая загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этих писателей. Каждая команда получила домашнее задание: познакомиться с творчеством конкретного автора. А капитаны ваших команд подготовили нам сообщения об авторах. А вы заметили, что у нас 4 команды, но только 3 автора? Вас ждёт необычный сюрприз от 4 команды.

                                                                                                                                СЛАЙДЫ 3 - 9

Ученик: Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.

                                                                                                                               СЛАЙДЫ 14 - 18

Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

                                                                                                                             СЛАЙДЫ 10 - 13

Ученик: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

Учитель: А теперь я попрошу вас поработать в командах. Дома вы подготовили краткие аннотации произведений каждого автора. Я попрошу вас представить их командирам. Затем все вместе должны составить одно общее представление о произведениях вашего автора. Выберите одного представителя команды, который нам это воспроизведет. Выберите небольшой отрывок из любого понравившегося вам произведения. Подготовьтесь его выразительно прочесть. Капитанов команд  попрошу подойти и выбрать, каким образом вы должны будете нам их прочесть.

                                                                                                                              СЛАЙД 19

Карточки: хором, по очереди, по ролям, инсценировать.              

Выступление каждой команды.

4. Закрепление пройденного

ФИЗМИНУТКА                                                             ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛЕСНАЯ ФИЗМИНУТКА»

 Учитель: Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину “Тир”. Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, – 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов.

(10б. – синий жетон
   5б. –
зелёный жетон)

Игра “Тир”                                                                                                           СЛАЙД 20

1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые.)

2. Что вниз вершиной растёт? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)

3. Каким местом прикреплён язык лягушки? (Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)

4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга.)

5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках.)

6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)

7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)

8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.)

9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду.)

5. Итог урока

– О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

– Чем интересны их произведения?

– Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?

- Каким образом нужно наблюдать за природой?

РЕФЛЕКСИЯ                                                                                                           СЛАЙДЫ 21 - 22     

                                       

Литература

  1. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.
  2. Сладков Н.И. Сказки леса. – М., 2000.
  3. Чудакова Н.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., 1999.
  4. Чарушин Е.И.
  5. Сладков Н.И.
  6. Бианки В.В. «Лесная газета»


Предварительный просмотр:


Роль кабинета начальных классов.

        Учитель начальных классов МАОУ гимназии №15 «Содружество»

Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.

  Дети проводят очень большую часть своего времени в школе. Их пребывание там должно быть приятным и комфортным. Это во многом зависит от оформления кабинета. Конечно, среда, в которой проходит образовательный процесс, имеет немаловажное значение для достижения результата обучения. И важной составляющей является не только окружение ребенка (школьный коллектив), но и оформление кабинета. Особенно, если это кабинет начальных классов.

Ребенок только что пришел в школу из дошкольного заведения, где были уютные игровые, яркая и красивая детская мебель. Необходимо оформлять кабинет таким образом, чтобы сохранить преемственность, и переход из детского сада был максимально спокойным. (О чём говорят нам новые стандарты в обучении).

Главная цель оформления кабинета начальных классов - эстетически воспитать учащихся и повысить мотивацию к учебе. Оформление кабинета начальных классов имеет свою специфику. Во-первых, процесс обучения и воспитания в начальных классах построен на элементах игры, и это обязательно должно быть отражено в оформлении класса. Во-вторых, обучение в начальной школе ведется в одном кабинете, и это также накладывает свои особенности. Так что вполне допустимо, чтобы каждая стена или ее фрагмент был оформлен в каком-то одном направлении. Одна стена может быть посвящена русскому языку, другая – математике, третья – английскому и т.д. Но при этом дизайн должен быть ненавязчивым, чтобы не отвлекать учеников от их основных занятий. Именно поэтому резкие формы, отвлекающие элементы, слишком яркие и насыщенные цвета не допускаются при оформлении кабинетов начальных классов.

При выборе цветового фона лучше прислушаться к рекомендациям психолога. Детям 7-8 лет нравятся пурпурные, розовые и красные цвета; в 9-11 лет предпочтение отдается оранжевым, желтым и зеленым. Зеленый цвет обладает успокаивающим действием, оранжевый - стимулирует мыслительную активность, а желтый - поднимает настроение.

Пространство кабинета целесообразнее поделить на несколько зон: игровую зону, информационную и учебную. Итак, оформление кабинета в учебной зоне предполагает наличие парт, учительского стола, доски, шкафа для книг, видеопроигрывателя и телевизора. Информационная зона должна стимулировать познавательную активность детей, здесь можно разместить, к примеру, карту России, либо знакомить учащихся и гостей с жизнью класса.

Чтобы образовательный процесс был максимально плодотворным, необходимо хорошее техническое оснащение. В  каждом кабинете есть компьютер, интерактивная доска, проектор, это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. С сентября 2010 года в классах осуществляется выход в Интернет, что ещё более  существенно расширило возможности кабинетов, дает учителям импульс для саморазвития, а также помогает учителю быстрее подготовиться к урокам,

позволяет  постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки  интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной. 

Мультипликационные фильмы можно включать на большой перемене или на продленке. Обучение в начальной школе сочетает в себе элемент игры и учебной деятельности. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван или кресла), детские игры. Дети с удовольствием могут проводить свободное время, беседуя или играя в игровой зоне. Это позволяет детям ощутить комфорт  и присутствие домашнего уюта, что важно при обучении первоклассников.

Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.

В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Кабинет начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе. В классе могут быть оформлены постоянные или сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке», и другие. Большое значение в формировании самооценки (ФГОС) имеют выставки работ учащихся: «Наше творчество», «Мастер-класс». В классе может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок  чтения, который даёт возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

Работая в комфортных условиях, учитель не будет оставаться пассивным, ему обязательно захочется творчески подходить к своей работе, творить чудеса вместе со своими учениками.

Статья

«РОЛЬ КАБИНЕТА

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

2012 - 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....

Открытый урок по внеклассному чтению в 4 «Б» классе

Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время»              (Книги Гайдара и о Гайдаре). Цели. Направить внимание детей на книги са...

Урок по внеклассному чтению: Рассказы Е.Пермяка 2класс

Урок можно использовать и  как материал для внеурочной деятельности....

Открытый урок по внеклассному чтению Тема: «Рассказы о животных.»

Тема урока:  «Рассказы о животных»Планируемые результаты.1)      Предметные:организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознани...

Презентация к уроку внеклассного чтения "Рассказы о животных"

В данной презентации знакомим обучающихся авторами произведений, которые пишут о животных....

Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.

Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.Развивать наблюдательность, мышление....