Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.

Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Развивать наблюдательность, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_21.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.

Цель. Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.

Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Развивать наблюдательность, мышление.

Задачи: учить правильно подбирать книги по заданной теме, выделять в загадках главные слова; развивать наблюдательность, фантазию, мышление; воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

УУД.

Р: умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П: подведение под понятия, выведение следствий.

К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Постановка целей.

1. Загадка.

*Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)

*Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)

*Не огонь, а жжётся. (Крапива.)

*Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля, растение.)

*Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

*Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц.)

*Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

*Серый ворище по лесам, полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

*Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга.)

- На какие две группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа.)

- Как вы поняли, о чём пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?

III. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя.

Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек - творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Евгений Иванович Чарушин - настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.      

Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы. Часто героями его произведений становится ребёнок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки - замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»…

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.  

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьём в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра - «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.  Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана «Лесная газета на каждый год», и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

IV. Закрепление пройденного материала.

- Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину «Тир».

Игра «Тир».

1. Кто раньше появляется - летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые.)

2. Что вниз вершиной растёт? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)

3. Каким местом прикреплён язык лягушки? (Передним концом - она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)

4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге - зазубринки, на крыле - зацепочки. Они трутся друг об друга.)

5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках.)

6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)

7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)

8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.)

9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не

впитывали воду.)

V. Итог урока.

- О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

- Чем интересны их произведения?

- Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?