Урок внеклассного чтения во 2-ом классе по произведениям Е.И. Чарушина
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Милюшина Людмила Михайловна

   Дети на внеклассном занятии познакомятся с творчеством Е.И. Чарушина, с иллюстрациями к книгам, которые он сам рисовал.  Ученики вместе с учителем окунуться в " чарушинскую прозу", которую отличает юмор, отличное знание детской психологии, живой образный язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Чарушин Е.И.716 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Милюшина  Людмила  Михайловна,

учитель  начальных  классов,

педагогический стаж - 13лет,  

 МОУ  ИРМО СОШ   №2, с. Хомутово

Номинация «Разработка внеклассного мероприятия по предмету».

Тема:  Любимые  произведения  Е.И. Чарушина

(Урок   внеклассного  чтения  во 2-ом классе  по произведениям  Е.И. Чарушина)

Цель:   расширить литературный  кругозор детей, пробудить интерес к личности и творчеству Е.И. Чарушина.

Задачи:

  • Показать   многогранность творчества Е.И. Чарушина;
  • Подчеркнуть  особенности иллюстраций Чарушина (изображения не сказочны, в  цвете  нет  преувеличения). Обьяснить  значение слова  «анималист»;
  • Обратить внимание на «чарушинскую» прозу, которую  отличает  юмор, отличное знание детской психологии, живой образный язык, особый дар рассказчика,  живописность;

Форма  урока: нестандартная, урок-конкурс.

Оборудование: книги  Е.И. Чарушина, портрет писателя, мультимедийная  установка, иллюстрации писателя.

Используемая литература: «Писатели в начальной школе» О.Н. Тишурина, автобиографическая книга Е. И. Чарушина, книга «Большие и маленькие» Чарушин Е.И.

                             

 Ход  мероприятия:

  1. Организационный  момент. (Рассадить детей  по местам, занятие проходит в школьной библиотеке).
  2. Сообщение темы занятия.

Вводная беседа о писателе.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня  наше  мероприятие пройдёт в библиотеке и посвящено оно  творчеству  замечательного детского писателя Е.И. Чарушина, у которого в прошлом  году был юбилей - 105 лет со дня рождения. Наше занятие пройдёт под девизом: «Остановись, присядь, нагнись! И под ноги взгляни. Живой живому  удивись, они ж тебе сродни!»

У вас на партах лежат брошюрки этого писателя.

        

Рассмотрите.

- Понравились вам рисунки в книжках ?

Так вот, ребята, эти иллюстрации делал сам автор. Сначала напишет  рассказ, а потом  обязательно нарисует картинки к нему. Художников, которые рисуют только животных называют «анималистами», от английского слова «энимал» - животное.

         Писатель неспроста так любил животных. В старинном городке Вятке, где жил маленький Женя, у них в доме водились и кошки и собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, 20 птиц, которые  хорошо пели, трёхногий пёс Бобка. Звук «р» Женя научился выговаривать, подражая карканью вороны.

1 ученик: Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать  сказки. Помню, я слушал  сказки  с  карандашом  и  рисовал  во  время  рассказа».

2 ученик: «Сотрудничал  в  журналах  «Мурзилка» (с 1924г.), «Ёж» (1928-1935гг), «Чиж» (1930-1941гг). В 1928 году  получил  и  свой  первый  книжный  заказ - на  оформление  рассказа  В.В.Бианки  «Мурзук». С тех  пор  исполнил  массу  иллюстраций  к  текстам  того  же  Бианки, а  также  М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других  писателей. В 1930-е годы  стал  одним  из  лучших  художников  детской  книги.

Учитель: Жили  в  доме  у Чарушина – кот Василий Васльевич, толстый, весь  серый  в  чёрных  пятнышках, как  в  бусинках, драчливый  кот  -  мордочка  у  него  будто  улыбается, и всегда  язык  на  сторону  висит,  пёс Бобка-вихляйка, потому  что он  всё  время  вертит  хвостом, и  сам  вихляется, как  червяк  на  ниточке.  И  жил  в  этой  семье  мальчик, и уже  не  маленький, потому  что  однажды  принёс   ему  отец  в  корзине   крольчиху  и  сказал:  «Если  уморишь, значит, из  тебя  никогда  толку  не  будет,  а  выходишь,  как  следует -  значит,  ты  деловой  парень».

Вот  так  появилась  новая  забота   у  мальчика. Он  смастерил  крольчихе  гнездо  и  стал  наблюдать  за  крольчихой, а  вместе  с  ним  стали  наблюдать   за  ней  Бобка - вихляйка  и  кот  Василий. А  потом  случилось  вот  что.

              Зачитать  отрывок  «…сидим  мы  как-то  раз…».

-Вопрос: Как  себя  повёл  пёс Бобка-вихляйка?

а) набросился  на  кота, отбил  крольчонка  и  загнал  кота  на  дерево;

б) спрятался, испугавшись  кота;

в) лаял  на  кота  в  стороне;

                       (Дети  выбирают  правильный  ответ).

1 ученик: Как  интересно  наблюдать  за  животными, такими  непосредственными и  любопытными. Какие  они  разные, у  каждого  свой  характер, настроение. Евгений  Иванович  хорошо  знал  и  любил  обитателей  леса, особенно  звериных  малышей.

Учитель:   Давайте  вспомним, как  зовут  звериных  детёнышей. Я  буду  называть  маму  или  папу, а  вы  детёныша.

                                   Игра.

Кот- котёнок

Лис-лисёнок

Корова-телёнок

Медведь-медвежонок

Кабан-поросёнок

Олень-оленёнок

Белка-бельчонок

Лошадь-жеребёнок

Собака-щенок

Тигр-тигрёнок

  1. ученик:  О  природе  нужно  всё  знать, кто как  живёт, у  кого  какой  дом:

Лиса-нора

Медведь-берлога

Сорока-гнездо

Дятел-дупло

Бобр-хатка

Волк-логово

Учитель: 1. Назовите  маму, таким  образом  обучающую  своего  малыша?

«Ходит  не  слышно, ступает  мягко:  у  тебя  лапы  с  подушечками. Ты  зверь  лесной, должен  таиться, в  засадах  лежать,  добычу  добывать»

              Жёлтые  глаза - ночью  видят

              Чёрные  уши - далеко  слышат

               Длинные  ноги - осторожно  ступают

Три  варианта  ответа:

а) медведь; б) волк;  в) рысь

                  2. Как  зовут  эту  родительницу?

«Копай  нору - подземный   дом-  глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с  ходами  -выходами; один  выход  под  кустом; другой  -  под  корнём,  третий -  за  камнем, четвёртый  в  густой  траве  ,  пятый-  в  частом  ельничке.

Станут  собаки  тебя  догонять  -  ты  скорей  в  нору!»

а) кролик;  б) лисица;  в)барсук

                3.  Как  зовут  маму  этого  малыша?

«  Смотри  на  меня!  Скачи,  как  я!  Где  кусты  и  густая  трава,  там  выше  скачи  -ногами  не  зацепись! Где  ровное  место  над  землёй - ровно  беги, как  птица лети. У  тебя  шкура  рябенькая, тоже  в  пятнышках»

а) лось; б) олень;  в) заяц

Учитель: - Молодцы, ребята, я  вижу,  вы  хорошо  знаете  рассказы  Чарушина!

А  теперь  немного  отдохнём  и  похлопаем  в  ладоши. Игра  так  и  называется  «Ладошки», услышите  правильный  ответ, хлопайте  в  ладоши:

1. У  этих  животных  есть  рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.

2.Эти  птицы  умеют  плавать:

Утка, лебедь, пингвин,  воробей, пеликан,  гусь,  дятел,  аист.  

Учитель: - Молодцы, вы  очень  внимательны!

Следующее  задание - послушайте  описания  животных и  назовите  их.

1. « Пришла  весна, стаял  снег. Из  своей   сухой  норы  вылез (…). Сонный  ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю  зиму  спал, как  медведь. Шерсть  у  него  на  боках  свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да  и тем  же  ходом  обратно  к  себе  на  квартиру,  в  сухую  свою  нору» (Барсук).

2. «У (…) перья  мягкие,  крылья  неслышные,  не  свистят,  не  шумят;  когти (…)  кривые, острые,  никто  из  таких  когтей  не  вырвется  -  ни  мышь,  ни белка,  ни  сонная  птица.  Но  по  ночам (…)  охотится,  а  днём  спит» (сова).

3. « …Он  бродит  по  лесам,  похрюкивает.  Дубовые жёлуди  подбирает.  Своим  длинным  рылом  в  земле   роется. Своими  кривыми  клыками  корни  рвёт, наверх  выворачивает - ищет, чего  бы  съесть.» (Кабан).

Учитель: - Снова вы  всё  правильно  ответили. Значит,  читаете  книги Чарушина.

  У  Чарушина  есть  рассказ «Томка», в  котором  идёт  речь  о  том, как  охотник  выбирает  себе  щенка  охотничьей породы. Может  быть, наш  автор  когда-нибудь    сам  выбирал  себе  щенка  для  охоты, а  может  это  его  наблюдения. Послушаем  рассказ.        

              (Рассказ  на  аудио-кассете, читает  актёр  Баталов А.)

 

Учитель: Рассказ  прозвучал  не  до  конца, дома  вы  должны  узнать  концовку, чем  же  закончился  рассказ?

3. Заключительное  слово:    Вот  и  подошёл  к  концу  наш  интересный  урок! Искусство  Е.И. Чарушина,  доброе,  человечное,  радует  уже  не  одно  поколение  маленьких  читателей  и  учит  их  любить   волшебный  мир  зверей  и  птиц,  вглядываться  в  природу,  прислушиваться  к  шуму  леса  и  щебету  птиц,  ощущать  яркость  её  красок.  Книги  Е. Чарушина  пробуждают  желание  познать  природу  и  сохранить  её.