Главные вкладки

    Урок литературного чтения по произведению Е.И.Чарушина "Кабан"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Моисеева Галина Александровна

    Урок литературного чтения по произведению Е.И.Чарушина "Кабан", презентация к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx25.99 КБ
    Office presentation icon charushin_e.i._kaban.ppt2.31 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4 классе.

    Учитель начальных классов Моисеева Галина Александровна

    Е.И. Чарушин «Кабан».

    Цель: Расширить знакомство с творчеством Е. И Чарушина на материале рассказа «Кабан».

    Задачи:

    Обучающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научного текста; учиться делить текст на сюжетные линии; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.

    Развивающие: развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения.

    Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к братьям нашим меньшим.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Развитие речи», портрет писателя, выставка книг, иллюстрации  Е. И. Чарушина, мультимедийный проектор, презентация.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Прозвенел опять звонок, начинается урок.

    Любознательные дети знать хотят про всё на свете.

    1. Речевая разминка.

    - Для  чего нужна речевая разминка? (Чётко произносить звуки,  выражать эмоции, настроение).

    Слайд 1. Опускается туман.

                    Просыпается кабан,

                    Роет землю у реки,

                    Точит острые клыки.

    - Как можно прочитать? (про себя, хором вслух, один ученик, шёпотом, скороговоркой, с испугом, как бы произнесла змея).

    - О каком животном говорится в разминке?  

    - Назовите тему сегодняшнего урока. Слайд 2.

    3. Проверка домашнего задания.

    Выставка иллюстраций к прочитанным произведениям из раздела «Природа и мы».

    - Прокомментировать свои работы.

    4.  Целеполагание.

    - Какую цель поставим перед собой?

    - Какие задачи поставим перед собой? (Узнать о ком говорится в произведении, узнать для чего автор написал это произведение, почему назвал произведение «Кабан», какие особенности произведения.)

    План.

    1.Об авторе.

    2.Название произведения.

    3. Работа с текстом.

    Слайд 3.

    - Откуда можно узнать об авторе?( Из энциклопедий, у учителя, в библиотеке, в интернете).

    5. Сообщения детей.

    1.Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.

    2. Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

    3. Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости» - каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

    Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку  Волгу, держась за коровий хвост.

    4.Отец  Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец  раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие  замечательные звери.

    5. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти,  краски. И, оказалось, природа наградила его и даром  художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: «Щур», «Птенцы», «Волчишко» - не столько написаны, сколько «нарисованы». Их текст  слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки.

    6. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово «анималист» означает «рисующий животных». С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котёнка» рыси и других малышей. И в каждом уже «угадывается взрослый зверь».

    - Какое сообщение  вызвало улыбку?

    - Встретилось незнакомое слово - анималист. Что означает это слово?

    Слайд 4.

    Слайд 5. Писатель иллюстрировал не только свои книги, но и книги других авторов. Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет? (Все авторы писали о животных, о природе.)

    Слайд 6.

    6.  Работа по произведению.

    Прогнозирование.    

     - О чём  будем  читать? (Повествование, описание, научный текст или рассказ).

    Кабаны живут в лесу, питаются желудями, можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.

    Первичное восприятие.

    - Карандашом подчёркивайте незнакомые слова.

    Слайд 7. Словарная работа.

    Зоосад - это научно-просветительное учреждение, в котором содержатся  в неволе, т.е. в клетках, вольерах или  полувольно на огороженных площадках дикие животные.

    Слайд 8.  Марал - крупный сибирский олень.

    Студень - кушанье из сгустившегося от охлажденья мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы (холодец).

    Унимать – прекратить, остановить.

    Небоскрёб – высотный многоэтажный дом.

    Стегать – бить прутиком.

    Буянить – шуметь, драться.

    Сопеть – издавать звуки.

    Гуськом – друг за другом.

    Беседа по содержанию.

    - Где и когда происходят события, описанные в рассказе?

    - Кто главный герой?

    - В чём цель зоосада?

    - Зачем автор пришёл в зоосад?

    Работа в группе.

    Задание. Запишите на карточках, каких животных описывает Е. Чарушин в рассказе «Кабан».

    Проверка.

    Выборочное чтение.

    - Прочитайте отрывок о животном, которое увидите на экране.

    Слайд 9. Марал.

    Слайд 10. Ягуар.

    Слайд 11. Медведь – губач.

    Слайд 12. Слон.

    Слайд 13. Волки.

    Слайд 14. Журавли-красавки, журавль серый.

    Слайд 15. Кабан.

    - Какие  животные живут в Республике Коми? (Волки, серый журавль, кабаны, но они мигрируют).

    Физминутка. Импровизация-пантомима. Работа в паре. 

    Где мы были - мы не скажем.

    О ком читали - мы покажем.

    (Слон, волки, ягуар, журавли)

    Составление плана. Работа в группе. Проверка.

    1. Утро в зоосаду. (Описание животных.)
    2. Кабаны на воле.
    3. Опасность миновала.

    В какой части рассказа меняется эмоциональный настрой автора? (2)

    Игра «Эмоции». Работа в паре.

    - Выберите 1 предложение из шести и прочитайте с разными эмоциями.

    Игра «Фотоглаз». Работа в группе.

    - Разложите предложения в том порядке, как в рассказе.

    Слайд 16.

    - Проверить по слайду. Проследить, как развивались действия и эмоциональный настрой автора.

    - С каким настроением работает художник до встречи с кабанами?

    - Как повёл себя художник, увидев  непрошеных  гостей? Его эмоциональное состояние?  

    - Что так сильно напугало художника? За что беспокоится?

    - Почему не кричит? Его решение?

    - Что происходит в самый напряжённый момент? Состояние автора?

    - Как повели себя кабаны? Зачитать отрывок.

    - Пояснить слова – «простыми свиньями побежали в свой хлев».

    - Чем закончилась история? Зачитать отрывок.

    7. Обобщающая беседа.

    - Чего устыдился автор?

    - В каком предложении заключена главная мысль произведения?

    - Почему Чарушин назвал свой рассказ «Кабан», ведь в зоопарке были и другие животные? (Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.)

    - Почему автор так их испугался? ( Видимо, Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)

    - Почему мальчик не испугался? ( Он кормит; постоянный посетитель; родители работают.)

    - Можем ли мы смеяться за это над автором и осуждать за трусость?

    - Можем ли назвать рассказ весёлым, смешным, юмористическим, поучительным? (С юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.)

    - Пригодятся ли знания вам, которые получили на уроке? Где? Когда?

    Вывод: В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.

    8. Рефлексия.

    Работа по пословицам.

    Слайд 17.

    - Выберите пословицу, которая подходит к прочитанному произведению.

    Отгадайте по ключевым словам героя рассказа.

    - Наблюдательный, анималист, любознательный, любит животных. (Е. Чарушин)

    - Беспокойный, чавкает, хищник, вепрь, громадный. (Кабан)

    - Строгий, начальник, любит порядок, может наказать. (Серый журавль)

    Слайд 18.

    9. Домашнее задание.

    - Составить вопросы для викторины по прочитанному произведению.

    - Подготовить пересказ произведения.

    - Подобрать загадки про животных.

    - Подготовить сообщения о животных.

    10. Итог урока.

    - Протяните правую руку, в ней знания, которые были у вас. Протяните левую руку, в ней знания, которые получили на уроке. Соедините руки  - закрепите знания.

    - Как интереснее было работать - в паре или самостоятельно.

    - Улыбнитесь. Настроение отличное. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.

    Слайд 19.

    Закончить  урок словами автора.

    - Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!

         

                                                                                                           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"

    Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...

    Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

    В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

    Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

    Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

    Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

    Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

    Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

    Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

    План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

    Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...