урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек".
Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая все художественным словом, творческое мышление, воображение; воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_alenkiy_cvetochk_aksakov.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературного чтения

в 4 классе  по теме:

«Обобщение знаний по сказке С.Т. Аксакова

« Аленький цветочек».

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ  СОШ №9

Макагоренко О.Д..

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек".

Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая все художественным словом, творческое мышление, воображение; воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям.

Оборудование. Выставка рисунков детей; звукозапись сказки по мультфильму « Аленький цветочек; план, портрет писателя и выставка книг.

Ход урока

I.        Введение в тему

Звучит музыка из сказки «Аленький цветочек», музыка стихает, ученик читает зачин сказки.

Учитель. Кто написал эту замечательную сказку?

Учитель показывает портрет писателя.

Дети. Аксаков.

У. Какое название дал автор сказке?

Д. (хором). «Аленький цветочек».

У. Что слышится в названии?

Д. Нежность, красота.

У. Для кого он написал сказку?

Д. В семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке Оленьке он посвятил эту сказку.

У. Сказка была написана в последние годы жизни Аксакова. В автобиографической повести «Детские годы Багрова -внука» он записал сказку, рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей. Как это выражается в языке сказки?

Д. Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.

II.        Постановка темы урока

У. Прочитав сказку, мы задумываемся, о чем хотел рассказать нам автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке.

III.        Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

На доске шесть иллюстраций.

У. Перед нами иллюстрации к сказке. Назовите главных героев сказки.

Д. Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское.

У. Вспомните сюжет сказки, опираясь на иллюстрации. Коротко передайте ход событий в сказке.

Д. Три сестры купеческие заказали отцу подар ки. Старшая - венец, средняя хрустальное зеркаль це, младшая - аленький цветочек, которого бы кра ше не было на белом свете. Отправился купец в три девятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чу дище попросил за цветочек аленький одну; из доче рей, ту которая пойдет к нему по желанию. Выручи ла отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за доб рую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,
и стал чудище красавцем писаным.

IV.        Создание проблемной ситуации

У.        А как вы думаете, могли быть на месте млад
шей дочери ее сестры?

Д. Нет. У. Почему?

Д. Они не захотели выручить отца и пойти к зве рю лесному.

V. Характеристика героев

У. Что мы узнали о сестрах из сказки? Портре ты трех сестер помогут вам рассказать о них.

На доске портреты сестер.

Д. Старшая - горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны за морской (зачитывает текст).

  1. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца (за читывает текст).
  2. Недобрая, завистливая (зачитывает текст).
  3. Средняя - самолюбивая. Ей нужны только бо гатства, да чтоб ее красота не старилась (зачиты вает текст).
  4. У. А младшая дочь? Зачем ей нужен был алень кий цветочек?
  5. Д. Для радости, утешения.
  6. У. Какая она?

Д. Добрая, ласковая, приветливая {зачитывает отрывки),

У. В каком поступке это проявилось? Дети зачитывают текст.

-        Что же помогло снять заклятие со зверя лес ного, чуда морского?

Д. Любовь девушки.

У. За что же полюбила девушка чудище?

Дети зачитывают текст.

-        О чем рассказал Аксаков в этой сказке?  
   
Д. Он рассказал о самоотверженной любви, вер ности и преданности.

У. Какой урок он преподает своей внучке и нам читателям?

Д. Что добрые чувства способны победить зло.

У.         Какая из пословиц, записанных на доске, под тверждает тему сказки?

На доске.

Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает.

Д. Любовь все побеждает.

VI.        Инсценировка отрывка сказки

У. Как вы думаете, какой момент сказки самый волнующий?

Д. Когда происходит превращение чудища в доб рого молодца.

У. Давайте посмотрим, как это произошло.

Звучит музыка. Дети инсценируют отрывок. Инсценировка заканчивается. Чтец читает конец сказки.

VII.        Заключительные слова учителя

У. Сказка эта живет уже около 150 лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут доб ро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увя дает в душе каждого человека.

VIII.        Работа над языком сказки

У. Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Аленький цветочек». Назовите их.

Д. «Заклятый царевич», «Перышко Финиста ясна сокола».

У. Чтение каких из этих сказок было интерес нее?

Высказывания детей - в основном была названа сказка «Аленький цветочек».

-        Почему?

Д. Сказка «Аленький цветочек» написана краси вым, плавным языком.

У. Да, ребята, сказка «Аленький цветочек» обра ботана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором?

Д. Литературные сказки.

У. А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек».

Д. Это волшебная сказка.

У. Почему?

      Д. В ней чудеса, сказочные превращения, вол шебные предметы, троекратность событий.

У. Читая волшебные сказки, мы встречаем ска зочные выражения, которые есть во многих сказ ках. Найдите в сказке сказочные выражения, кото рые указывают на неопределенность пути и дли тельность времени.

Д. «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».

  1. «Поворотился он назад - нельзя идти, направо,
    налево - нельзя идти, сунулся вперед - дорога торная».
  2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
  3. «Долго ли, мало ли времени».

У. Найдите сказочные выражения, которые опи сывают сказочные образы.

Д. «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

У. Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.

Д. «Не прикажи меня рубить и казнить, прика жи слово вымолвить».

У. Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.

Д. Руки белые, красавица писаная...

-        Палаты белокаменные, сады диковинные...

У. Сказку сказывает ключница Палагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

Д. «Богатство - дело наживное».

  1. «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
  2. «От страха зуб на зуб не попадал».

У. Все это доказывает близость этой литератур ной сказки к народным сказкам. В сказке «Алень кий цветочек» Аксаков собрал все лучшее из фран цузских, арабских и славянских сказок, и, оказа лось, она дорога русским детям.

IX. Итог урока

У. Что на вас произвело наибольшее впечатление? Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас? Какие задания показались вам интересными? Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке? Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

Ответы  детей.