Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olshanskaya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ольшанская  Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Энгельса Саратовской области 

Тема: К.Д.Паустовский «Стальное колечко»  2 урок

  Дидактические задачи урока: помочь учащимся раскрыть глубокий поэтический характер текста, расширить поэтическое   восприятие мира;

 развивать умение прогнозировать содержание, составлять характеристику персонажа.

           Цели: развитие критического мышления ребенка, развитие познавательной, речевой и организационной  деятельности учащихся, формирование универсальных учебных действий  в течение всего урока, обеспечение метапредметных связей.

Оборудование: учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 3 класс Ю

                         презентация.

Ход урока

I.Орг. Момент.

II.Стадия вызова. Мозговая атака, использую притчу.   

 - Сегодняшний урок мне хочется начать с притчи.

«Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано «Переверни, и ты  обретёшь чудо!» он с огромным трудом старался перевернуть камень, И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне  «Зачем ты ищешь чудо, если не обращаешь внимания на, что тебя окружает. Ведь чудеса повсюду, нужно уметь их только видеть и верить в них».

 -  Посоветуйтесь в группе и обоснуйте значение этих слов.

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом «ЧУДО».

 

  -Возьмите ленточки и  выразите свои чувства с помощью цвета ( желтая- положительные эмоции, зеленая - смешанные, красная – отрицательные)

На данном этапе я использовала частично приём 6 шляп.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведением К.Паустовского «Стальное колечко».

-Кто главные герои?

-  Удалось ли вам определить  жанр текста? Докажите строчками из текста.

III.При определении жанра использую перекрестную дискуссию.

 - Докажите или опровергните мое высказывание, что чудеса происходят только в сказках.

- А в вашей жизни происходили чудеса?

- А сейчас мы узнаем какое чудо произошло в жизни главных героев произведения   К.Паустовского «Стальное колечко».

-Открываем страницу 16. Самостоятельно работаем с текстом, выделяя непонятные слова  и отмечая литературные приемы,
которые использовал автор в тексте.

- Ваше впечатление от прочитанного, определите цветом. Какими словами вы описали сейчас свои чувства?

-Какова основная идея данного произведения? Обсудите в группах.

 Данная работа осуществляется на стадии рефлексии, т.е. размышлений.

-Какие слова вам были непонятны при прочтении?

- Какое чудо произошло в жизни Варюши и деда Кузьмы? Зачитайте строчки.

IV. Создание образов.

-Какой образ Варюши мы увидели? Опишите с помощью прилагательных, глаголов. (радостной, веселой девочки, счастливой, жизнерадостной, наблюдательной)

-Изменился ли образ деда Кузьмы во второй части текста? (уверенный, рассудительный, добрый, любящий)

V. Физминутка (музыкальная).

      - Во время прослушивания с помощью движений  определите характер    музыки.

- Кто смог определить характер? Какой? Что вы представили?   Вы прослушали  грамзапись Чайковского « Времена года» - «Весна».

VI. Образ весны.

- А какие еще произошли чудеса  в произведении К. Паустовского «Стальное колечко»??

- Что стало причиной выздоровления деда Кузьмы и находки Варюши?

- Что происходит в природе весной? Природа пробуждается, оживает,  весна вдыхает новую жизнь во все живое, не только в природу, но и в людей.

-Какой образ весны создал автор в своём произведении? (волшебницы, матери, дающую жизнь) Докажите строчками из текста.

- Поработайте в группе и попробуйте создать образ весны.(1 ряд – с помощью прилагательных, 2 ряд – с помощью глаголов, 3 ряд – с помощью существительных)

 - Посмотрите какой поэтичной, легкой и необыкновенной получился у нас образ весны.

-Согласны ли вы с тем, что это произведение было помещено именно в этом разделе? (родная сторона)

- Найдите в тексте строчки, которые подтверждают, что это произведение не только о судьбе девочки и ее деда, но и родной стороне. А можно поместить его в другой раздел? Какой?

- Как вы думаете, о чем важном хотел нам сказать автор этим произведением.

( добре, о вере, заботе о ближних, любви к родине)

Составление синквейна

- Какие образы по вашему мнению особенно трогательны в этом произведении?

- Выберите сой образ и составьте синквейн.

                                                   

                                                   Весна    

                 чарующая                                                волшебная

пробуждает                      очаровывает                           восхищает

природа             просыпается                      ото                        сна

весной                       приходят            новые                             чудеса

волшебница

- Зачитайте, что у вас получилось.

VII. Рефлексия.

- О чем важном хотел нам сказать автор этим произведением ?

( добре, о вере, заботе о ближних, любви к родине)

- Кому было на уроке легко и комфортно?

-Кому было трудно?

- В чем возникли трудности на уроке?

- Определите цветом своё настроение.

-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

Домашнее задание на выбор.

-Прочитать вторую часть произведения.

- Составить синквейн  любого другого героя.

- Придумать продолжение.

- Сочинить несколько стихотворных строк.

Пусть в вашей душе всегда будет весна! Удачного дня!

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...