Открытый урок по литературному чтению "Во ч то нельзя играть?" И.Дик. "Красные яблоки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesiv_urok.docx28.15 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx489.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №7

Конспект урока по литературному чтению

«ВО ЧТО НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ?»

(И. Дик «Красные яблоки»)

Класс: 3

ОС «Школа 2100»

Подготовила:

Лесив Е.И., учитель начальных классов МБУ ООШ №7

Тольятти

2014

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Оборудование:

 для учителя

          ноутбук;

          мультимедийная презентация;

          проектор;

для учащихся:

          наборы конвертов с разрезанными словами.

        Выставка книг: книги И.Дика, книги с пословицами и поговорками, книги о взаимоотношениях детей

Ход урока

I.Орг. момент. Настрой на работу.

– Литературное чтение… Замечательный предмет. Зачем мы изучаем литературное чтение?

– Какие цели перед собой ставим?

–  Каким бы вы хотели видеть наш урок?

– Я тоже хотела бы видеть его интересным, а вас активными.

ΙI. Актуализация знаний.

(Работа в группах)

– Перед вами конверты с разрезанными на слоги словами. Составьте слова, что у них общего. На какие группы их можно разделить? (Группы 1 и 2) Третья группа получает карточки с буквами, из которых они должны составить название темы урока.

– Какие из этих качеств являются положительными? Отрицательными?

– Проверьте, нет ли ошибок в распределении слов на группы? (Слайд 2)

    ΙII. Проверка домашнего задания.

– Какие из этих качеств вы наблюдали, читая дома произведения Ю. Коринца и А. Барто?

Чтение наизусть отрывка из произведения Ю. Коринца и стихотворения А. Барто.

– Кого из ребят вы бы хотели видеть своим другом?

– Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эти произведения?

– Чему научились?

ΙV. Проблемная ситуация. Постановка цели урока. (Слайд 3)

– Что больше всего любят дети? (Выслушивание ответов, подведение к мысли: играть). Третья группа сообщит нам тему нашего урока:

Тема: Во что нельзя «играть»?

– Подумайте, как бы вы ответили на этот вопрос?

– Может ли быть связана тема урока теми качествами характера, которые были написаны на листках?

Ответить на этот вопрос нам поможет произведение И.Дика «Красные яблоки»

     

IV. Развитие умений. Чтение рассказа И. Дика «Красные яблоки». (Слайд 4)

  1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие и фамилию автора. Что вы знаете об авторе? Какое произведение И. Дика мы уже читали? («В дебрях Кара-Бумбы».)

Небольшое  сообщение об авторе рассказывает подготовленный ученик.

Иосиф Ионович Дик родился в 1922 году в Москве.

 Отец с раннего детства занимался воспитанием Иосифа – он прививал ему любовь к чтению, водил сына в театр.

В 15 году детство мальчика закончилось – родителей его расстреляли как 'врагов народа'. Вместе с сестрой он оказался в детдоме города Рыбинска. Несмотря на то, что жизнь повернулась к нему другой, более суровой стороной, он продолжал увлеченно читать, а вскоре попробовал и сам писать рассказы.

В 1940-м он вступил в литературный кружок, а далее последовала и первая публикация – его рассказ взяли в газету 'Рыбинская правда'. Известно, что первого гонорара хватило на пару пирожных и лимонад. К тому моменту Дик уже имел и еще одну мечту – он решил стать геологом.

Учиться Дик пошел в Ленинградский горный институт, однако Великая Отечественная война застала его, когда он был вчерашним первокурсником. Так, оставив студенческую скамью, Иосиф отправился в военное авиационно-техническое училище, после чего пошел воевать на Юго-Западный фронт. Служил он старшим пиротехником, отвечая за боеприпасы.

В начале мая 1942-го, когда советские войска наступали на Харьков, Иосифа ранило – он подорвался на мине. Ему повредило глаз, а также он лишился кистей обеих рук. Так, с мечтой работать геологическим молотком Иосифу, которому тогда не исполнилось еще и 20 лет, пришлось расстаться.

Позже было лечение в госпитале Самарканда, и именно там Дик записался в литературный кружок. Так начался новый этап в жизни Иосифа Дика. Писал он, держа карандаш в зубах, и в тот же период он познакомился с несколькими самаркандскими поэтами и литераторами, тогда же он начал сочинять и свои стихи.

. Позже Иосиф Дик стал очень известным автором детских книг, среди его произведений - 'В дебрях Кара-Бумбы', 'На буксире', 'Синий туман', 'Огненный ручей', 'В нашем классе', 'Девчонки и мальчишки', 'Встреча с отцом', 'Зелёные огоньки', 'Третий глаз', 'Железная воля', 'Коза на вертолёте' и другие.

В 1949-м Дика приняли в Союз писателей.

Известно, что протезов Иосиф Ионович никогда не носил – он сам придумал для своих искалеченных рук устройство с 'искусственным пальцем', которое он надевал на руку. Так, он сам писал и перепечатывал свои рукописи, а также прекрасно справлялся в быту и даже водил автомобиль, сумев получить права. Вообще, был он человеком очень изобретательным, и его дом был полон всевозможных устройств и усовершенствований.

Известно и то, что Дик был весельчаком, путешественником и даже в некотором роде авантюристом. Собирая материал для своих детских книг, он сплавлялся на плоту, ходил в походы и старался не сидеть на одном месте.

Скончался Иосиф Ионович Дик 22 июля 1984 года, в возрасте 61 года.

– Определите жанр произведения, которое мы будем читать. Как вы это сделали? (рассказ)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на переднем плане? На заднем? В какое время года происходят события? Подсказывает ли эта иллюстрация, почему рассказ назван «Красные яблоки»?

– Какую мысль выразил художник?

– Сделайте предположение, о чём мы будем читать?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение 1 части.

Читает учитель, подготовленные дети по ролям.

Учащиеся подчеркивают ключевые слова

2.Поверка восприятия:

– Какую игру придумали ребята?

– Как вы относитесь к этому развлечению? А автор и другие люди?

– Что может произойти дальше? Попробуйте предположить.

– Можете объяснить, почему рассказ называется «Красные яблоки»?

(Интересно просто послушать версии детей, можно их никак не комментировать,

а в конце урока к ним вернуться.)

–Какие ключевые слова вы подчеркнули? Почему? (Слайд 5)

3.Объясните слова, которые вам встретились в тексте. (Слайд 6)

V. Физ.минутка (Гимнастика для глаз)

4. Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы для самостоятельного чтения текста:

1.Почему, когда женщина упала, Валерке захотелось увидеть ее лицо?

2.Почему Валерка не был полностью уверен, что это не его мама? Найди слова, подтверждающие это.

3.Как отнесся к этой истории с женщиной Севка? А Валерка? Почему?

4.Что означает выражение «трухой набита»? Почему Валерка произносит это выражение?

5.Найди в тексте слова, которые показывают сильное беспокойство Валерки.

6.Какой вопрос вы хотели бы задать Валерке? А Севке? (Слайд 7)

5. Обобщающая беседа.

Вам понравились главные герои рассказа?

 Какие чувства вызывали у ребят прохожие на улице?

 Кто из мальчиков и почему почувствовал всю опасность ситуации на дороге?

 Как изменилось настроение Валерки к концу рассказа?

а) – Попробуйте теперь объяснить ещё раз, почему рассказ так называется. (Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины, – это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как мама ему дорога.)

б) – Как бы вы поступили на месте мальчиков?

в) – О чём автор просит нас задуматься? (О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться.)

г) – Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к людям у Валерки и Севки?

6.Проверка восприятия  (Слайд 6)

1.К какому жанру относится произведение И. Дика «Красные яблоки»?

А. Повесть.

В. Сказка.

С. Рассказ

2.Как вы думаете, почему это произведение  называется «Красные яблоки»?

А. Мальчики любили яблоки.

В. Красные яблоки (красный цвет) – сигнал опасности.

С. Женщина уронила яблоки на снег.

3.Какая пословица наиболее точно выражает смысл произведения?

А. Снаружи яблоко красно, а внутри могут и черви быть.

В. Яблоко от яблоньки недалеко падает.

С.И на кривой яблоне бывают сладкие яблоки.

4.Стали бы вы участником такой игры, которую придумали ребята?

А.Да.

В.Нет

5.У кого из мальчиков изменилось отношение к людям?

А. У Валерки.

В.У Севки.

7. – Прочитайте 3-й вопрос на с. 115, ответьте на него. (Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)

– Смогут ли по-прежнему дружить мальчики? Почему?

VI. Итог.

– Какая тема урока была названа?

– Как вы ответите на вопрос темы урока?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Кто по-вашему на уроке был самым активным? Кому что-то удалось больше всего?

VΙΙ. Творческое задание

– Хотели ли вы, чтобы мальчики исправились? Чтобы другие дети не совершали таких ошибок?

Давайте все вместе с вами сделаем небольшую книжку-малышку, в которой покажем читателям как надо поступать с людьми. Кто твой настоящий друг.

Создание книжки-памятки (по группам):

Пословицы о дружбе

Пословицы об отношении к людям

Фразеологизмы

Какой мальчик Валерка (Советы Валерке)

Какой мальчик Севка (Советы Севке)

Изготовление обложки

Продолжим на уроке рисования

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

VΙΙ. Домашнее задание.

Пересказ или выразительное чтение и составить 5 вопросов для товарищей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВО ЧТО НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ?» Учитель начальных классов МБУ ООШ №7 г.о. Тольятти Лесив Е.И.

Слайд 3

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Положительные Отрицательные доброта бескорыстие бесчувственность болтливость милосердие холодность чуткость чёрствость

Слайд 4

Я Г Т Н Е А З Ь Р Ч И О О Ь ? Т Л В

Слайд 5

ИОСИФ ДИК КРАСНЫЕ ЯБЛОКИ

Слайд 6

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА цирковое представление Хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! будем загадывать старушка в платочке дядька с портфелем Моя мама?!

Слайд 7

Объясни, как ты понимаешь слова: злополучное (место) на четвереньках балансировать цирковое представление

Слайд 8

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 1.Почему, когда женщина упала, Валерке захотелось увидеть ее лицо? 2.Почему Валерка не был полностью уверен, что это не его мама? Найди слова, подтверждающие это. 3.Как отнесся к этой истории с женщиной Севка? А Валерка? Почему? 4.Что означает выражение «трухой набита»? Почему Валерка произносит это выражение? 5.Отметь в тексте слова, которые показывают сильное беспокойство Валерки. 6.Какой вопрос вы хотели бы задать Валерке? А Севке ?

Слайд 9

1.К какому жанру относится произведение И. Дика «Красные яблоки»? Сказка. Повесть. Рассказ.

Слайд 10

2.Как вы думаете, почему это произведение называется «Красные яблоки»? Мальчики любили яблоки. Красный цвет – сигнал опасности. Женщина уронила яблоки на снег.

Слайд 11

3.Какая пословица наиболее точно выражает смысл произведения? Снаружи яблоко красно, а внутри могут и черви быть. Яблоко от яблоньки недалеко падает. И на кривой яблоне бывают сладкие яблоки.

Слайд 12

4.У кого из мальчиков изменилось отношение к людям? У Валерки. У Севки.

Слайд 13

Да. Нет 5.Стали бы вы участником такой игры, которую придумали ребята?

Слайд 14

Оцени свою работу Я доволен своей работой Я работал хорошо, но мог бы и лучше Я растерялся, нуждался в помощи

Слайд 15

Источники: 1.Сайт ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1975 2.Яблоки http://imag.mindmix.ru/tag/%D1%ED%E5%E3/ 3.Смайлики http://open.az/razvlechenija/kartinki/print:page,1,77156-smajjliki.html http://www.diary.ru/~LandiSH230780/?tag=1107 И. Дик (портрет) http://www.peoples.ru/art/literature/prose/children/iosif_dik/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Открытый урок по литературному чтению - С.Маршак "Урок родного языка"

Знакомство  с  произведением  С. Маршака,  с  творчеством  поэта, развитие   умения  выразительно  читать. Развитие  памяти,  мышления, восп...

Конспект урока по литературному чтению "Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

Литературное чтение. Образовательная система «Школа 2100». ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. 3 класс ...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...


 

Комментарии

Елена Ивановна, спасибо за подробный конспект урока. Материал мне очень понравился.