Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100" по новым стандартам
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Данная программа разработано по ФГОС в соответствии с требованиями комитета по образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie_okonchatelnoe.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Литературное чтение»

3 класс

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе

  • программы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения .
  1. Пояснительная записка

                                       Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства, образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373)
  3. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013)
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312"
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства, образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373»
  8. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования».
  10. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
  11.  Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб (утверждено КО СПб   07.-9.2011г. № 1757-р)

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства, образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373)

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100»;

- авторской программы Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких, А.Г.Рубин «Математика» (М.: Баласс, 2012);

 - учетом основной образовательной программы  ГБОУ гимназия № 524 на 2014-2015 учебный год

                       Используемый учебно-методический комплект.

Учебно-методический комплект

Автор

Название

Выходные данные

Для учащихся

1

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Учебник «В одном счастливом детстве» 1, 2 части 3класс

Изд. «БАЛАСС» 2013г.

Для учителя

1

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

1.Учебник«В одном счастливом детстве» 1, 2 части 3 класс

2. рабочая тетрадь

3. методические рекомендации для учителя

Изд. «БАЛАСС» 2013г.

                                          Цели и задачи.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

               Актуальность и новизна программы

 

. Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно: а) Принцип обучения деятельности.

Все предметные УМК, составляющие комлекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

проблемно-диалогической технология,

технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

технологии оценивания учебных успехов;

проектной технологии.

Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

                             Изменения, внесённые в программу

В данной рабочей программе изменено количество часов на изучение следующих тем:

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

в данной рабочей программе

Кол-во часов в авторской программе

1

«Уроки и переменки»

13 часов

11часов

2

«И кот ученый свои мне сказки говорил..»

18 часов

11 часов

3

«О весна, без конца и без краю..»

8 часов

5 часов

4

«Родная земля»

4 часа

4 часа

                                           Обоснование внесенных изменений:

№ п/п

изменение

обоснование

1.

Количество часов в данной рабочей программе увеличено

Увеличение часов из расчета 4 часов в неделю в отличие от авторской программы из расчета 3 часов

2.

Внесены уроки формирования читательских умений за счет уплотнения количества часов каждого раздела

Формируемые чит.умения являются базовыми для работы с информацией на других учебных предметах

                      Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Литературное чтение » изучается на ступени начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1-4 классах.

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане ГБОУ гимназия № 524 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение чтения в 3 классе – 136 часов, по 4  часа в неделю, в том числе 10 часов  выделено на контрольные работы.

                                     Межпредметные связи .

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка и модуля риторики:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

      Особенности организации учебного процесса.

   В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

    При составлении учебника для 3-го класса учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

  На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

                 Формы организации учебного процесса:

  • комбинированный урок:

- уроки-диалоги

- уроки самостоятельной работы

  • урок развития связной речи
  • урок «открытия новых знаний»
  • уроки-практикумы  (урок развития читательских умений)
  • урок обобщения и систематизации знаний
  • урок контроля знаний

                     Формы  и средства контроля знаний:

  • - текущий : выполнение заданий в тетради, устный опрос по изучаемому материалу; самостоятельная работа с текстом, чтение наизусть и пересказы ;
  • - рубежный : проверочная работа, проверка домашнего чтения по средством читательского дневника;
  • - итоговый :диагностика сформированности читательских умений

                           Формы анализа результативности.

Для выявления соответствия результатов образования целям и задачам обучения проводятся контрольные, проверочные, диагностические работы. Количество и характер контрольных мероприятий представлен в таблице:

Формы контрольных работ

Количество контрольных работ

проверочная работа

10

 проверка домашнего чтения по средством читательского дневника

2

диагностика сформированности читательских умений

2

                                 Формы урока и внеурочной деятельности        

Формы урока :работа над текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Формы внеурочной деятельности: Экскурсии в библиотеки и музеи, связанные с  содержанием урока, посещение спектаклей театров СПб и постановка собственных учебных спектаклей в классе, игра по станциям, олимпиады по предмету

                           Характеристика класса.

В классе 32 учащийся, 16 мальчиков, 16 девочек. На момент окончания предыдущего учебного года 7 отличников, 20 – обучались на « 4» и «5», 2 с одной « 3», неуспевающих - 2. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса 3 класса .

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  1. Требования к уровню освоения обучающимися результатов предмета «Литературное чтение».

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3 классе являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

                      III.Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

  136 ч (4 часа в неделю)

1. Круг чтения

Прощание с летом ( 6 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения ( 19 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом ( 9ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» ( 8 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» ( 18 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» ( 12ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме ( 9 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой ( 12 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» ( 9 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха ( 4 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (8 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы ( 5ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля ( 4ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

2.Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;
  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

3.Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

IV Учебно-тематический план.

                                                                        Программа рассчитана на 136 часов ( по 4 часа в неделю):

 №

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащихся

(в часах)

Теоретическе

обучение

(в часах)

1

Прощание с летом

6 часов

6 часов

2

Летние приключения и путешествия

19 часов

19 часов

3

Природа летом

9 часов

9 часов

4

Уроки и переменки

13 часов

13 часов

5

Глухая пора листопада

8 часов

8 часов

6

« И кот ученый свои мне сказки говорил..»

18 часов

18 часов

7

«Поет зима , аукает..»

12 часов

12 часов

8

Животные в нашем доме

9 часов

9 часов

9

Мы с мамой и папой

12 часов

12 часов

10

«Наполним музыкой сердца..»

9 часов

9 часов

11

День смеха

4 часа

4 часа

12

«О весна, без конца и без краю..»

8 часов

8 часов

13

День победы

5 часов

5 часов

14

Родная земля

4 часа

4 часа

                                               V   Календарно-тематическое планирование 

3 класс

№ п\п

Дата

№ урока в разделе

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Виды деятельности учащихся

Форма контроля

Планируемые результаты

Раздел 1. Прощание с летом (5 часов )

1

1

Вводный урок.

Знакомство с новым учебником.

Г. Сапгир «Нарисованное солнце».

Ю. Ким «Светлый день»

Комбинированный урок

Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация)

Аудирование         ( слушание )

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать вои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Личностные результаты УДД:

  • эмоциональность;
  • эмпатия
  • чувство прекрасного
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку. Культуре, истории;
  • понимание ценности семь, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношениюк своим близким;
  • наличие собственных читательских приоритетов
  • ориентация  в нравственном содержании

  • этические чувства

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

2

2-3

Чем можно гордиться? Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

Комбинированный урок

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Текущий контроль. Чтение стихотворения  

Расширять понятие о жанре юмористического рассказа.

Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор

3

4

Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. Главы из повести Э. Успенского

Комбинированный урок

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Характеризовать особенности прослушанного текста : определять жанр( рассказ, повесть, сказка, стихотворении, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

4

5

Лето волшебное и разное Стихотворение К. Бальмонта «Капля»

Урок развития связной речи

Составление небольшого устного текста на заданную тему

 Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть

Написание сочинения

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать этапы подготовки к сочинению

                                                                            Раздел 2. Летние приключения и путешествия ( 18 часов )

5

      1

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник»

Урок ознакомления с новым материалом

Определение темы и главной мысли произведения

Чтение.

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Текущий контроль. Выразительное чтение

Уметь: 

– осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст; читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости

6

 

     2-3

Приключения изыскателей.

Главы 1 и 3 С. Голицына «Сорок изыскателей».          

Урок развития умений и навыков

Деление текста на смысловые части, составление простого плана

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Текущий контроль. Составление плана

Уметь делить текст на части, составлять простой план

7

 

    4-5

Какие они настоящие изыскатели Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Чтение 4-й главы

 

Урок развития умений и навыков

Деление текста на смысловые части, составление простого плана

Характеризовать текст: предполагать ( антиципировать) содержание по заглавию, фамилии авторов, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл, выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Текущий контроль. Составление плана

Уметь делить текст на части, составлять простой план

8

   6-7

Повесть о летних путешествиях. Главы из  повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1–5-й частей главы первой

Урок объяснения

Определение темы и главной мысли произведения

Составлять план текста.

Выделять ключевыеслова текста.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Текущий контроль. Определение темы

Уметь определять тему и главную мысль

нового материала

9

   

   

    8-9

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1–6-й частей главы восьмой

Урок объяснения

Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги в библиотеке.. составлять краткий отзыв о прочитанном.

Текущий контроль. Высказывание о герое

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

нового материала

10

   10

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становится жизнью.

 Урок обобщения и систематизации материала.

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Культура письменной речи.

Определять тему будушего письменного высказывания,тип тескта,

Текущий контроль. Выборочный пересказ

  11

    11

Как слава пришла к А.Гайдару. Б.Емельянов. «Игра»

Комбинированный урок

Высказывание оценоч. суждений о прочитанном произведении

соответствующие языковые средства.

Создавать письменны текст.

12

     

    12

Б. Емельянов «Игра»

Комбинированный урок

Писать сочинения о личных впечатлениях.

Текущий контроль. Ответы на вопросы, с. 73

13

  13-14

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ– персонаж, автор

Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

Творческая деятельность.

Инсценировать текст. Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы. Стихотворения.

Текущий контроль. Ответы на вопросы, с. 77

  14

  15-16

К. Паустовский «Жильцы старого дома»

Урок развития умений и навыков

Деление текста на смысловые части

Текущий контроль. Составление плана

15

     17

Обобщение по разделу 2 . Проверочная работа  № 1 по разделу 1 и 2

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Рубежный  контроль. Составление текста

  16

 

     18

Обучающее сочинение.    

Урок развития

Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения

Составление отзыва о прочитанном

умений и навыков

                                                                         Раздел 3 . Природа  летом. ( 9 часов )

17

 

1

Введение в новый раздел.

С. Есенин «С добрым утром» Б. Пастернак

«За поворотом».

   

Урок ознакомления с новым материалом

Чтение стихотворных произведений наизусть

Текущий контроль

18

2-3

Краски и звуки лета. А.П. Чехов «Степь»( отрывок). М.Пришвин «Золотой луг».

Урок развития умений и навыков

Осознанное чтение текста художественного произведения

Текущий контроль. Выразительное чтение

19

   

4

А. Н. Толстой «Детство Никиты».

Урок развития умений и навыков.

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Текущий контроль. Выразительное чтение

 20

5

А.Н.Толстой «Детство Никиты» (главы)

Урок развития умений и навыков

Чтение стихотворных произведений наизусть

Выразительное чтение.

21

     6-7

И.С.Тургенев «Голуби». И.Бунин «Розы».

Комбинированный урок

Выразительтное чтение

22

8

Урок – практикум по развитию читательских умений. В.Бианки «Неслышимка»

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Проверочная работа. Тематический контроль

  23

Обобщение по разделу 3. Проверочная работа № 2

9

Обобщение по разделу 3. Проверочная работа № 2

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Выразительное чтение наизусть выбранных стихотворений с объяснением своего выбора; пояснение средств выразительности

Рубежный контроль. Определение содержания книги

                                                                                    Раздел 4. Уроки и переменки ( 13 часов)

24

1-2

Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий  

Урок ознакомления с новым материалом

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Текущий контроль. Определение темы

25

3

Урок – практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена»

Урок развития связной речи

Текущий контроль. Практикум

26

4-5

Г.Куликов «Как я влиял на Севку»

Урок объяснения

нового материала

Определение темы и главной мысли произведения

Текущий контроль. Определение темы

27

6

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков»

Урок объяснения нового материала

Осознанное чтение текста художественного произведения

Текущий контроль. Чтение выразительное.

28

7-8

Испытания для Виктора Перестукина. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

Урок развития умений и навыков

Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения

Текущий контроль

29

9-10

Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.    

Урок объяснения нового материала

Инсценирование; аргументированное объяснение точки зрения героев

Самостоятельная работа. Текущий контроль

30

11

Внеклассное чтение по разделу 4

Урок развития связной речи

Определение темы и главной мысли произведения

Текущий контроль. Определение темы

  31

.

12

Проверка читательских умений

Комбинированный урок

Составление плана; озаглавливание частей произведения

Текущий контроль. Работа с текстом.

32

13

Обобщение по разделу 4.   Проверочная  работа № 3 По разделу 4

Урок обобщения и систематизации знаний

Рубежный  контроль.

                                                                                               Раздел 5. «Глухая пора листопада…» ( 8 часов )

 33

1-2

Введение в новый раздел. А.С.Пушкин « Осень». К.Бальмонт «Осень». Ф.Тютчев «Есть в осени…»

Комбинированный урок

Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору

Текущий контроль. Чтение наизусть.

34

3

К. Паустовский «Мой дом»

Урок развития

умений и навыков

Чтение рассказа

Текущий контроль. Чтение выразительное.

35

4

Г. Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом»

Урок развития умений и навыков

Текущий контроль. Выразительное чтение

  36

5-6

К.Паустовский «Прощание с летом», Б.Пастернак «Иней»

Урок связной речи

Различение жанров художественной литературы

Тематический контроль

37

7

Обобщающий урок.

Проверочная работа № 4 по разделу 5

Урок обобщения и систематизации знаний

Рубежный контроль.

38

8

Внеклассное чтение

Знакомство с детскими журналами.

                                                                                          Раздел 6 « И кот ученый свои мне сказки говорил…» ( 18 часов )

39

1

Введение в раздел.

Что такое сказка?

Ю. Ким «Летучий ковёр». Г. Сапгир

«Леса-чудеса». В. Берестов

«Сказка»

Урок ознакомления с новым материалом

Заучивание наизусть и выразительное чтение

стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Текущий контроль. Выразительное чтение

40

2

Русская сказка «Кот и лиса»

Урок развития умений и навыков

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении

Текущий контроль. Пересказ

41

3-4

Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»

Урок обобщения и систематизации знаний

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Тематический контроль. Выразительное чтение

 42

5-6

Арабская  сказка  «Синдбад-мореход». Б Требенщиков «город»

Урок-сказка

Озаглавливание частей текста

Текущий контроль. Определение темы части

 43

7-8

Авторские сказки

Ш. Перро «Ослиная шкура»

    РК

Урок развития

умений и навыков

Выделение ключевых слов в тексте или частях текста

Текущий контроль. Определение темы

44

9-10

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Урок развития умений и навыков

Обучение пересказу текста

Текущий контроль.

Пересказ

45

11-12

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чт. главы «Элли в плену у людоеда») РК

Урок развития умений и навыков

Обучение краткому и подробному пересказу текста

Текущий контроль.

Пересказ

13-14

Пьеса – драматическое произведение.

С. Маршак «Сказка про козла»

Урок ознакомления с новым материалом

Пьеса. Признаки драматического произведения

Текущий контроль.

Составление плана

47

15-16

В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

Обобщающий урок по разделу.

Проверочная работа № 5 по разделу 6

Урок обобщения и систематизации знаний.

Формирование умения писать на тему. Сочинение сказки

Рубежный контроль.

48

17

Обучающее сочинение.

Урок развития связной речи

Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли

49

.

18

Внеклассное чтение по разделу 6. Проверка читательских умений

Урок развития связной речи

Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли

                                                       Раздел 7. «Поет зима, аукает..» ( 12 часов )

  50

    1-2

Введение в новый

раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша». К. Бальмонт «Снежинка»,

И. Бродский «Вечером».

Урок развития умений и навыков

Сравнение, олицетворение, эпитет в худ.произведении.

Формир-е умения понимать образ. выражения, пред-ставлять картину, нарисов. автором

51

3-4

Ю. Мориц «Настоящий секрет»,  

А. Барто «В защиту Деда Мороза»

Урок развития умений и навыков

наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Текущий контроль.

Чтение наизусть

52

 

5

В. Драгунский «Кот в сапогах»

Урок развития умений и навыков

Обучение работе над образом литературного героя

Текущий контроль.

Выразительное чтение

53

6-7

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов

«Рождественская»,

Д. Самойлов «Город зимний»

Урок развития умений и навыков

Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

54

8-9

В. Бианки «По следам»

Урок развития умений и навыков

Самостоятельное разделение текста на части, озаглавливание частей

Текущий контроль.

Озаглавить части

55

10

Проверочная работа № 6 по разделу 7 . Обобщающий урок по разделу. Подготовка к сочинению РК

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана

Тематический контроль. Проверочная работа

56

11

Обобщающее сочинение.

Урок развития умений и навыков

Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана

Текущий контроль.

Пересказ

57

12

Внеклассное чтение по разделу №7. С. Маршак « 12 месяцев»

Урок развития связной речи

Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения

                                                                    Раздел 8. Животные в нашем доме. ( 9 часов )

58

1

Введение в раздел.

В. Берестов «Прощание с другом». Г. Сапгир «Морская собака»

Урок развития умений и навыков

Пересказ текста

Текущий контроль.

Пересказ

 59

2 - 3

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

Урок развития умений и навыков

Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики

Текущий контроль.

Выразительное чтение

60

 4-5

В. Драгунский «Дымка и Антон».

 Ю. Коринец

 «Ханг и Чанг»

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

61

  6-7

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

Урок развития

умений и навыков

Самостоятельное

деление текста на части, озаглавливание частей

Текущий контроль.

Пересказ

62

  8

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».

Урок развития умений и навыков

Обучение краткому пересказу

Текущий контроль.

Пересказ

63

   9

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 7 по разделу 8

 Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли

Рубежный контроль.

Урок развития связной речи

                                                                                            Раздел 9. Мы с мамой и папой. ( 12 часов )

64

  1-2

. Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». В. Драгунский «Бы…»   РК

Урок проверки и коррекции знаний

Знание авторов и героев произведений

Текущий контроль.

Чтение наизусть

65

    3

Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой»

Урок развития умений и навыков

Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы

Текущий контроль. Чтение наизусть

66

    4-5

И. Дик «Красные

яблоки»

Урок развития умений и навыков

Составление устных описаний-миниатюр

Текущий контроль.

Чтение наизусть

  67

    6-7

В. Драгунский «Девочка на шаре»

Урок развития умений и навыков

Умение составлять план из предложений текста

Текущий контроль. Составление плана

68

      8

С Маршак «Хороший день»

Урок развития умений и навыков

Обучение работе над образом литературного героя

Текущий контроль

69

    9-10

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Урок развития умений и навыков

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей

Текущий

контроль.

Делить текст на части

70

  11

Сочинение « Моя дружная семья». Внеклассное чтение по разделам 8.9

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему: обдумывать тему, формулировать главную мысль

Тематический контроль.

Проверочная работа

  71

  12

Обобщающий урок. Проверочная работа № 9 по разделу 9

Библиотечный урок; урок-отчет

Высказывание своего отношения к написанному автором

рубежный

контроль. Чтение наизусть. Пересказ

                                                                                        Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» ( 9 часов )

72

1

Введение в раздел.

О. Мандельштам «Рояль». И. Тургенев «певцы»

Урок развития умений и навыков

Обучение подробному пересказу

Текущий контроль.

Пересказ

  73

2

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Урок развития умений и навыков

Обучение выборочному пересказу

Текущий контроль.

Выборочный пересказ

74

3-4

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Урок развития

Обучение

Текущий контроль.

умений и навыков

выразительному чтению

с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения

Выразительное чтение

75

5-6

Сказка о маленьком Моцарте. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Урок развития умений и навыков

Обучение пересказу

Текущий контроль.

Пересказ

76

7-8

В. Драгунский «Независимый Горбушка»

Урок развития умений и навыков

Развитие умения находить в тексте ключевые слова

Текущий контроль

77

10.

9

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 9 по разделу

Урок развития связной речи

Формировать умение писать на тему

Рубежный контроль.

Проверочная работа

                                                                                            Раздел 11. День смеха. ( 4 часа )

 78

      1

Введение в раздел.

Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

Урок развития умений навыков

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

79

    2-3

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

Урок развития умений и навыков

Формирование внимательного отношения к языку художественных

произведений

Текущий контроль.

Выразительное чтение

80

      4

Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю.Мориц»Малиновая кошка»

Урок обобщения и систематизации знаний

Высказывание своего отношения к написанному автором

Тематический контроль. Викторина

                                                              Раздел 12. « О весна, без конца и без краю…» ( 8 часов )

81

1-2

Введение в раздел. Стихи о весне

Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича,  

С. Чёрного,

Б. Окуджавы  РК

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть стихотворного произведения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

82

3-4

Стихи Маяковского, Мандельштама, И Тургенев « Певцы»

Урок развития

умений и навыков

Обучение делению текста на части

Текущий контроль.

Деление текста на части

  83

5

Проверка уровня развития читательских умений.. А, Толстой «Детство Никиты»

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на заданную тему

Тематический контроль.

Провероч.работа

84

6

Б.Окуджава «весна»

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть стихотворного произведения

85

7

Обобщение по разделам 11-12

86

8

Проверочная работа № 10 по разделам 11 и 12

Урок проверки и коррекции знаний

Развитие умения находить в тексте ключевые слова

                                                                                            Раздел 13. День победы. ( 5 часов )

                                                                                                                           

87

1

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга»

Урок развития умений и навыков

Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Текущий

контроль.

Выразительное чтение

88

2-3

В Драгунский «Арбузный переулок»

Библиотечный урок

Самостоятельный выбор книг на заданную тему

Текущий контроль.

Пересказ

89

4

Стихи о войне. Высоцкий, Окуджава, Твардовский

Библиотечный урок

Заучивание наизусть стихотворного произведения

90

5

Внеклассное чтение.

                                                                                     Раздел 14 . Родная земля. ( 4 часа )

100

 

1

Введение в раздел.

К. Паустовский «Бескорыстие»

Урок развития умений и навыков

Формирование внимательного отношения к языку худ. произведения.

Правильное, сознат., беглое и выразит. чтение целыми словами. Выбор интонации, тона, темпа, громкости, логич. ударения

Текущий контроль.

Пересказ

В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»

1

Урок проверки и коррекции знаний

Темп чт. незнаком.текста – 75–80 слов

Тематический контроль.

Техника чтения

101

2

В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка» Б. Окуджава «Песенка об Арбате»

Урок проверки и коррекции знаний.

102

 

3

Любимые книги. Любимые писатели .С Козлов , Г.Цыферов,

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование умения находить книги на заданную тему

Тематический контроль

103

4

Проверка читательских умений

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование умения находить книги на заданную тему


                        VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по литературному чтению издательства                           «Баласс».

                                                 Обучение литературному чтению в 3 классе обеспечивается учебниками и пособиями:

№ п/п

Автор

Название

Выходные данные

Для учащихся

Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева

«В одном счастливом детстве».Книга для чтения в 3 классе в 2 частях

Москва, «Баласс»,

2013 год

Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве»

Москва,«Баласс»,

2013 год

Н.А.Шестакова

Т.В.Кулюкина

Толковый словарик

Москва,«Баласс»,

2010 год

Для учителя

Е.В.Бунеева

О.В. Чиндилова

М.А. Яковлева

Уроки литературного чтения в 3 классе.

Методические рекомендации для учителя.

Москва, «Баласс»,

2013 год

И.А. Антипова

и другие

Очерки о детских писателях

Справочник для учителя нач. кл.

Москва, «Баласс»,

2000 год

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

  • виды деятельности учеников на уроке;
  • приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
  • процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

  1. Оборудование для мультимедийных демонстраций:
  • компьютер;
  • медиапроектор;
  • DVD-проектор
  • видеомагнитофон
  • телевизор

  1. Электронный образовательный комплекс "Игры и задачи 1-4 класс"

  1. Интернет - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

VII. Приложения к программе

Приложение 1 Критерии оценивания разных видов работ в соответствии с балльной системой

Для оценивания используется 12-балльная шкала, соотнесённая с уровнями успешности.

Уровни успешности

Баллы успешности

Качественная оценка

Не достигнут даже необходимый уровень

0

1

Минимум знаний

2

Достаточные знания

3

Минимальное применение знаний

Необходимый уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз.

4

Частично успешное решение

5

6

Полностью успешное решение

Программный уровень

Решение задачи, где потребовалось применить новые знания или прежние знания, но в нестандартной ситуации.

7

Частично успешное решение

8

9

Полностью успешное решение

Максимальный уровень

Решение задачи, потребовавшей самостоятельно приобретённых знаний и умений.

10

Частично успешное решение

11

12

Полностью успешное решение

 «1» - шесть ошибок

«0» - семь и более ошибок

Дополнительная часть каждой контрольной работы предназначена только для желающих. Она состоит из двух заданий максимального уровня (№5 и №6). За правильное выполнение задания №5 ученик получает 1 балл, за правильное выполнение задания №6 - 2 балла. Баллы, полученные за дополнительную часть, прибавляются к баллам, поставленным за обязательную часть.

Примечание: если ученик не справился с обязательной частью работы (получил за неё 3 балла и менее), то дополнительная часть не оценивается.

Приложение 2 Контрольные работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид

Рабочая программа по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образова...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК Школа России по новым ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России"  включает: пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые образовательные результаты, тематич...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс конструктор по новым ФГОС 2023г.

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс конструктор по новым ФГОС 2023г....