Урок литературного чтения. Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья» (2 класс).
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Сидорова Светлана Ивановна

Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий. Прослеживаются межпредметные связи. Экологическая направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий.

        Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья».

        Цели:

          1. Учить детей определять смысл произведения, тему и идею.

        2. Продолжать учить анализу произведений.

        3. Сформулировать нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал эти произведения.

        4. Формировать у учащихся сплочённость, коллективизм, заботу и помощь в семье – нравственные уроки и убеждения.

Ход урока:

          1. Вступительное слово об авторе (на доске – портрет).

          - Друзья сопровождают человека всю его жизнь. Есть друзья детства, юности, старости. Но очень важно, чтобы у человека были и другие друзья – книги. Очень хорошо, если книги Л.Н. Толстого будут с Вами всегда рядом, а сам Лев Николаевич будет Вашим другом на протяжении всей жизни. Лев Николаевич очень любил детей, был с ними дружен, не боялся отвечать на любые их вопросы. Вообще он ничего не боялся в жизни, кроме своей совести. Был строг по отношению к себе, воспитывал в себе самые лучшие качества человека. Все его произведения учат самому лучшему, что должно быть в человеке.

          - На уроках обучения чтению вы уже читали в «Русской Азбуке» небольшие произведения. Этого удивительного автора и человека. Давайте их вспомним:

- «Дед и внук»;

- «Чиж»;
- сказка «Три медведя»;

- «Жучка»;

- «Три калача и одна баранка»;

- «Конь»;

- «Сумка».

          - Л.Н. Толстой писал для детей сказки, рассказы, притчи, были, басни.

(выставка книг)

          - Многие из них он включил в свой учебник. Кто помнит, как он называется? («Азбука»).

                2. Объявление темы урока.

          - Сегодня мы познакомимся с двумя его произведениями «Два товарища» и «Отец и сыновья». Это басни. Кто из вас знает, чем басня отличается от рассказа? Что такое басня?

Басня – краткий иносказательный рассказ, стихотворение, поучительное повествование (работа с «Толковым словарём»).

                3. Работа над басней «Два товарища» (анализ произведения).

1) чтение учителем;

2) вопросы по содержанию;

- Что случилось в лесу?

- Что предпринял первый мальчик?

- Что сделал другой мальчик?

- Как повёл себя медведь?

3) чтение «цепочкой» учащихся;

4) воспитание добрых чувств;

 - Как Вы думаете, стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?

- А как бы Вы поступили на его месте?

5) в каких строках заключена главная мысль? (выборочное чтение)

 – Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?

6) повторное чтение;

7) речевая зарядка: Почему именно так назвал своё произведение автор?

          - Придумайте другие новые названия басни.

(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)

          - Пошлём срочную телеграмму. Какому мальчику? Что в ней будет написано?

8) экологическая направленность:

          - Почему же медведь не тронул мальчика?

9) чтение пословицы с доски по номерам слов:

                                 1                                                           3

                           Дружба                                                     до    

                                                              5

                                                           беды.         

               4                                                            2

                          первой                                               мальчиков  

          - Подходит ли она к нашему произведению? Почему Вы так думаете?

10) составление картинного плана басни (в тетрадях):

          - Что было сначала? Потом? Чем всё закончилось?  

1.Два товарища идут.

2. Медведь.

3. Один товарищ на дереве, другой товарищ лежит на земле.

4. Два товарища рядом.

11) – Дополните словосочетания словами из текста:

Бросился ______________________

Притворился ___________________                     (доска)

Плохие ________________________

12) – Давайте составим и начертим схему произведения. Кто герои басни? Вспомним поступки героев.

                медведь

Страх и

испуг

                  1 товарищ                                       2 товарищ

13) Работа по карточке (1): Что главное?

  1. От медведя можно спрятаться на дереве.
  2. Не бросай в беде товарища.
  3. Медведя можно перехитрить.

          (в парах)

          - Что главное? Подумайте и обведите верный номер (2).

Проверка: Почему Вы так решили? Чему же учит эта басня?

14) связь с математикой:

          - В каких ещё произведениях встречается число 2.

(Л. Пантелеев «Две лягушки», Л.Н. Толстой «Две лягушки», венгерская сказка «Два жадных, медвежонка»).

          - А в жизни?

(2 уха, 2 руки, 2 глаза и т.д.).

15) Д.З.

          1) подготовить пересказ:

1 ряд: от имени медведя;

2 ряд: от имени 1 товарища;

3 ряд: от имени 2 товарища.

          2) продолжить басню.                                                                                                                           - А что было потом?

3) схематично изобразите басню (чтобы она была узнаваема) – развиваем руки.

ФИЗМИНУТКА

        4. Работа над басней «Отец и сыновья» (анализ произведения).

1) чтение учителем;

2) вопросы по содержанию:

- Что приказал отец сыновьям?

- Чему он их учил?

- А они?

- Как отец убеждал сыновей?

- Что он сделал?

3) Чтение «цепочкой» учащимися;

4) словарная работа:

(по карточке) (2)

          - Как можно сказать по-другому? Запишите. (коллективная работа, учитель пишет на доске)

Жить в согласии – дружно, вместе.

Жить врозь – отдельно, ссорясь друг с другом.

Бились – очень старались.

5) подбор определений:

          - Какой отец? Сыновья?

6) выборочное чтение:

          - Найдите и прочитайте, какой наказ дал отец сыновьям.

7) Дополните словосочетания словами из текста:

Приказал ______________________

Развязал _______________________        

Легко __________________________                (доска)

8) Чтение пословицы с доски по стрелкам:

         Любовь

        

                                                          да

           нет.                                       совет,                            так

 

       нужды                                                        и

 - Что значит нужды? (горя)

          - Подходит ли она к данной басне?

9) Определение смысла произведения, идеи.

          - Чему учит эта басня?         

10) Экологическая направленность:

          - Почему сыновья не смогли сломать веник?

11) Связь с математикой:

          - Сколько прутиков в венике? Как можно ответить различными словами? Придумайте подходящее сравнение (так много, как деревьев в лесу и т.д.).

12) чтение с доски:

          Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь!

          - Что вы прочитали? В чём смысл пословицы?

13) Д.З.

1) приведите примеры дружбы братьев и сестёр;

2) работа по карточке (3):

Собери пословицу и запиши.

                  

                 

          - Соберите пословицу и запишите.

3) разгадайте кроссворд:

        (карточка) (4).

Решите кроссворд.

  1. Мамина мама.
  2. Папин отец.
  3. Дочка сына.

14) Итог урока:

          - Какой нравственный урок вы извлекли и усвоили, читая эти басни? Прочитайте пословицы на карточке (5).

Без беды друга не узнаешь.

Согласного стада и волк не берёт.

Друзья познаются в беде.

Век живи, век учись.

Один за всех и все за одного.

 Подумайте, какие из них подходят к басне «Два товарища», а какие – к басне «Отец и сыновья»? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...

Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Филипок"

Дети получают новую информацию о том, как раньше учили в школе из приготовленного текста. Используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочита...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...