Я вернусь весной!
статья по чтению на тему

Дужасарова Айнагуль Лаековна

Воспоминания классного руководителя Антышева Н.А. о своем ученике Сактаганове Марате, погибшем в Чеченской войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_vernus_vesnoy.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Акжарская основная общеобразовательная школа»

Тема: Это - Личность

        

Работу выполнила  Панасенко Ксения,

Возраст 14 лет,

Руководитель : Дужасарова Айнагуль Лаековна,

учитель1 категории МОБУ «Акжарская ООШ»,

                                                 462771,         Оренбургская область, Ясненский район,

село Акжарское, улица Степная, 11

        2014 год

          Всё дальше и дальше уходит в прошлое кровавая Чеченская война, поглотившая сотни и тысячи жизней простых мирных людей. Одной из многочисленных жертв той страшной и жестокой бойни стал воин-герой наш земляк Сактаганов Марат.

     Казалось, что ещё совсем недавно он был обычным сельским мальчишкой, ходил в школу, на досуге играл со сверстниками «в войну» и вдруг по-настоящему испытал на себе все ужасы кровавой войны и погиб…

Горько и бесконечно тяжело всё это осознавать, но это правда. Вот уже почти полтора десятилетия его безнадёжно ждёт из армии мать, и даже зная о его гибели, будет ждать вечно.

    Марат учился в Акжарской школе с 1 по 11 классы. Это был подвижный и неугомонный мальчик с очень яркими глазами. Они словно звёздочки украшали его улыбчивое лицо.

Из воспоминаний классного руководителя Марата Сактаганова учителя истории Акжарской ООШ Антышева Николая Александровича: « Марат в школе прославился своим правдолюбием. Его очень возмущали всякие несправедливости, и он всегда пытался восстановить истину. Для этого он очень смело высказывал свои мысли в любой аудитории, как говорится, говорил правду в глаза. Девчата любили этого смелого парня и частенько просили его помочь в затруднительных случаях. Марат активно участвовал в общественной жизни школы и класса. Он очень любил праздники, особенно классные чаепития и школьные вечера, а в спортивных мероприятиях частенько ему не было равных: в пулевой стрельбе он уверенно занимал призовые места. Для тренировок он использовал малейшие возможности. Однажды он позаимствовал у своего родственника малокалиберную винтовку и всласть поупражнялся в стрельбе по различным объектам: консервным банкам, бутылкам, воронам…  . А потом был серьёзный разговор на тему безопасности. Марат извлёк из этого случая урок, однако практическая стрельба помогла ему в суровых армейских буднях».

   Марат очень быстро взрослел, особенно когда ему подарили красный мотоцикл. С ним он мог возиться и день и ночь. Отладив своего железного коня, он увлечённо гонял по тихим сельским улицам, катал своих одноклассниц и чувствовал, что он интересен и нужен людям. это давало ему мощный импульс в дальнейшей жизни. Было ясно, что он до мозга костей технарь.

      Так случилось, что к 11 классу Марат оказался единственным представителем сильного пола в классе. Это его ничуть не смутило, тем более, что девушки окружили его своим вниманием и заботой. А он их за это катал на своём замечательном красном мотоцикле.

  Закончив среднюю школу, Марат поступил в строительный техникум в г. Новотроицке. Казалось, что вот она – его мечта в его руках. Но тут и пришла повестка из военкомата, и Марат ушёл служить в армию. Никто и подумать не мог, что уйдя в армию, он уйдёт в Вечность. А на дворе были страшные 90-е годы: распри смута усиливались, и требовалась военная сила. Сначала Марат писал короткие, но спокойные письма, сообщал о своих армейских буднях: « Здравствуйте, мои дорогие мама, папа, сестрёнка Махаббат! Пишет вам с огромным скучающим приветом ваш сын и брат Марат. 15 января принял присягу. Изучаю танк, через 4 дня будет вождение. Сегодня приезжал батальонный генерал из Германии, смотрел. Мама, я научился шить, стирать. Целую неделю учился мотать портянки, научился, наконец. Как там наше село, дом, хозяйство? Мама, как у тебя дела на работе, мне так тебя не хватает. Охота вернуться к вам. Вспоминаю вечера, когда мы вместе сидим, ужинаем в зале, смотрим кино. Но ничего: пройдёт зима, наступит весна, потом лето, дальше осень и зима, следом весна и я приеду домой…»

Спрашивал о сельских новостях: «Сегодня 1 марта 1994 года. Целый день идёт снег. Письмо ваше получил. Из которого узнал, что вы живы и здоровы, это самое главное. Значит, дома у нас теперь газ, тепло, спите с открытыми форточками. Мама, извини, что не пишу, не волнуйся, у меня всё будет хорошо. Я тоже буду молиться за вас, как вы за меня. Я иногда был не прав, груб, несдержан, прости. Постараюсь прийти другим…»

Считал сколько ему ещё служить осталось: «А мне всего осталось всего каких – то 11 месяцев, и я приеду домой, чтобы вместе решать домашние проблемы, которые скопились за моё отсутствие…»

   А потом вдруг телевидение, радио, газеты оповестили страну, что в Чечне начались боевые действия против сепаратистов. Дивизия в которой служил Марат, срочно перебросили на Северный Кавказ, в Чечню. От него шли короткие письма, а потом замолчал. Шли томительные дни и недели

ожидания писем. Но вместо них пришла страшная казённая бумага, которая извещала о гибели Марата.  А ещё через несколько месяцев – в начале весны в село прибыл печальный груз – 200, так на военном языке называют гроб с телом погибшего воина. Казалось, что всё село потонуло в слезах, так было всем жаль молодого солдата и почерневших от страшного горя родителей.

  Сактаганова Марата хоронили 2 марта, в четверг. Шёл мокрый снег. И казалось сама природа плакала. Он вернулся. Весной. В гробу. Марата пронесли через всё село, мимо знакомых домов, школы, конторы, обелиска.

Когда Марат заканчивал 11 класс, первая учительница Узельман Вера Александровна вернула ему бумажный кораблик, который он смастерил, будучи её воспитанником. Хрупкий, лёгкий кораблик – предвестник любой весны, шумных капелей и звонких ручьёв, предвестник двадцатой, так и не наступившей для него весны…

Хоронили Марата всем селом. Делегации приехали и из других сёл района. Гремел последний воинский салют над солдатской могилой, произносились прощальные речи. А мысли у всех были только об одном: жизнь человеческая сейчас не стоит и ломаного гроша».

Вспоминая погибшего солдата, сами собой возникают слова известного поэта:             «Не думай  о минутах свысока

                         Настанет время, сам поймёшь, наверное,

                         Свистят они как пуля у виска

                          Мгновения, мгновения, мгновения…

                          У каждого мгновенья свой резон,

                          Свои колокола, своя отметина:

                         Они раздают кому позор, кому бесславье,

                         А кому – бессмертие…»

Марат шагнул в бессмертие. Его будут помнить все, кто его знает. Будут помнить и будущие поколения: жизнь отданная во имя людей, во имя Родины – не пропадает в безвестности. Жизнь Марата – яркий пример будущим поколениям во имя служения Отечеству.

Заявка

на участие в областной Олимпиаде юных журналистов

1.  Тема задания:       «Это -  Личность»

2.ФИО  участника (полностью):  Панасенко Ксения Викторовна

3.        Возраст участника: 15 лет

4. Город, район:  Ясненский район, село Акжарское

5. Название образовательного учреждения (полностью) :

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Акжарская основная общеобразовательная школа»

6. Название творческого объединения:  «Юный журналист»

7.Полный адрес образовательного учреждения: Оренбургская оласть, Ясненский район,  село Акжарское, улица Степная ,11

Телефон школы (2-96-11)

Адрес эл. почты: 46ouoakg@ mail.ru

                                                                                         

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творческая мастерская. Весна идет! Весне дорогу!"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония": Г.Новицкая "Подснежник"....

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Весна,весною,о весне 3класс Гармония

Презентация урока Русский язык...

Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна! И все ей рады! Цели: закрепить знания о весне

Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна!  И все ей рады!Цели: закрепить знания о весне...

Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...

Технологическая карта урока по теме  Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».  Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...