Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме : "Устное творчество руссского народа."
    план-конспект урока (чтение) на тему

    Кузнецова Лиана Владимировна

           Тема : " Устное творчество русского народа ."

    Цели урока : закрепить понятия об устном народном творчестве; поговорить о жанрах: «пословица», «поговорка», «скороговорка», «загадка», «потешки», «небылицы», « считалки».

    Оборудование : цветик-семицветик; юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; выставка рисунков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ustnoe_tvorchestvo_russkogo_naroda.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Устное творчество русского народа

    Цели урока. Закрепить понятия об устном народном творчестве; поговорить о жанрах: «пословица», «поговорка», «скороговорка», «загадка», «потешки», «небылицы», « считалки».

    Оборудование. Цветик-семицветик; юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; выставка рисунков.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель. Сегодня у нас необычный урок,

    На нем подведем мы работы итог.

    О жанрах устного народного

    творчества поговорим. И что же новое, определим.

    Во саду ли в огороде

    Девица гуляла,

    Во саду ли в огороде

    Цветочки поливала.

    Один цветочек сорвала

    И нам в класс передала.

    А цветочек не простой –

    В нем каждый лепесточек расписной.

    Учитель прикрепляет к доске цветик-семицветик.

    II. Тема урока

    У. Лепестки не простые, на обратной стороне задания. Если мы их выполним, то узнаем еще един жанр устного народного творчества.

    Помните, мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – это буква.

    Литературное произведение пишется, а фольклорное – сказывается.

    Итак, кто же может объяснить, что значит «устное творчество русского народа»?

    Дети. То, что люди передавали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определенного автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то свое, а они - нам. У литературного произведения, вы нам говорили, обязательно есть автор.

    У. Замечательно! Сегодня мы продолжаем разговор об устном народном творчестве, о различных его жанрах. Давайте разделимся на команды: l-й ряд – первая команда, 2-й ряд – вторая, 3-й ряд – третья.

    В конце урока подведем итог: кто самый эрудированный по этой теме?

    Эй, ребята-ребятишки!

    Нужно нам юлу раскрутить,

    Какую берем карточку – уточнить.

    Один ребенок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикрепленная к ней. Учитель отрывает лепесток с этим номером, а ребенок читает задания, написанные на лепестке.

    Д. 3адание 1. Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.

    У. Каждой команде нужно подобрать по три пословицы. Вам будет легко выполнить это задание, так как вы рисовали свою семью, а на обратную сторону рисунка выписали несколько пословиц.

    «Детки - радость, детки же и горе».

    Д. Родители любят своих детей, но мы не всегда их слушаем, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

    У. «Сердце матери греет лучше солнышка».

    Д. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

    У. « Вся семья вместе – так и душа на месте».

    Д. Когда все собираются дома, так хорошо, можно сходить всем куда-нибудь погулять.

    - А еще если все дома, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься.

    У. «Не тот отец-мать, кто родил, а тот: кто вспоил, вскормил да добру научил».

    Д. Главное – детей вырастить и воспитать.

    - Научить их всему.

    Далее каждая команда называет свои пословицы, а дети из других команд их объясняют.

    На доске.

    Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

    У. Молодцы! С первым заданием вы справились. Прочитайте теперь эту пословицу и объясните ее.

    Дети читают.

    Д. Кто умеет читать, тот может изучать разные предметы.

    - Мы очень многое узнаем из книг, а тот, кто много знает, может справиться с любым заданием.

    У. Мы с вами сейчас проверим, справитесь ли вы с новым заданием.

    Дети крутят юлу, выбирают другой лепесток.

    Д. Задание 2. Прочитайте скороговорки, записанные на доске.

    На доске.

    1. Пришел Прокоп, кипит укроп,

    И при Прокопе кипит укроп.

    И ушел Прокоп, кипит укроп,

    И без Прокопа кипит укроп.

    2. Хохлатые хохотушки

    Хохотом хохотали:

    - Ха-ха-ха-ха!

    3. В один, Клим, клин колоти.

    Дети проговаривают скороговорки по командам. Затем они сами приводят примеры.

    Д. Добры бобры идут в боры.

    - Выдерни лычко из-под кадычка.

    - Стоит копна с подприкопеночком.

    У. А что значит «скороговорка»?

    Д. Надо быстро проговорить.

    - Скоро говорить; когда мы говорим скороговорки, мы тренируем наш язычок, чтобы четко и правильно выговаривать все звуки.

    У. Хорошо! Определим, кто будет юлу раскручивать.

    Один из детей раскручивает юлу.

    У. Посмотрим, какое же следующее задание.

    Д. Задание 3. Один, два, три, четыре, пять –

    Кто умеет здесь считать?

    Рассчитайте-ка ребят,

    Что в кружочке здесь стоят.

    Учитель выбирает того, кто будет первым говорить считалочку. Выбранный ученик рассчитывает игроков своей команды. Тот, кто остался, выбирает ученика из команды соперников. Каждая команда ведет расчет. Остаются три ученика, которые рассчитываются между собой. Водящий раскручивает юлу. (Для оставшихся трех учеников считалка записана на доске.)

    На доске.

    Или:

    Катилось яблоко

    Мимо сада.

    Мимо сада,

    Мимо града.

    Кто поднимет,

    Тот и выйдет!

    Конь ретивый

    С длинной гривой

    Скачет по полям

    Тут и там.

    Где проскачет он,

    Выходи вон!

    Ребенок, который остается, зачитывает следующее задание.

    Д. Задание 4. Определите жанр.

    На доске написаны следующие тексты.

    1. Три-та-та, три-та-та!

    Вышла кошка за кота.

    Ходит кот по лавочке,

    А кошечка - по подлавочке,

    Ловит кота за лапочки:

    - Ох ты, котик, котик,

    Крутолобенький!

    Поиграй ты, кот, со мной,

    С Машкой, кошкой молодой!

    2. Сорока, сорока,

    Сорока-белобока!

    Кашку варила,

    На порог скакала,

    Гостей созывала,

    Гости не бывали,

    Кашки не едали –

    Все своим деткам отдала.

    Этому дала на блюдечке,

    Этому - на тарелочке,

    Этому - на ложечке,

    Этому - поскребышки.

    А этому нет ничего.

    А ты мал-маленек:

    За водицей не ходил,

    Дров не носил,

    Кашки не варил.

    У. Давайте прочитаем эти тексты.

    Дети выполняют задание.

    - Как вы думаете, что это за жанр?

    Д. Это потешки.

    - Маленьким детям их часто говорят.

    У. Как вы думаете, какие движения делает ребенок, когда ему читают первую потешку?

    Д. Он ходит сам или его учат ходить.

    У. Давайте мы все встанем и пошагаем на месте, приговаривая.

    Дети выполняют задание.

    - Теперь читаем второй текст. Кто догадался, какими движениями его сопровождают?

    Ответы детей.

    - Что значит «потешка»?

    Д. Потешка - это песенка или стишок для игр с маленькими детьми.

    - Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

    У. Теперь посмотрим, какое следующее задание.

    Ребенок раскручивает юлу и выбирает лепесток.

    Д. Задание 5. Что такое небылицы?

    - Это смешной рассказ или стишок.

    - Это то, чего не бывает, не было.

    - Быль - это то, что было, правда; а небылица – это выдумка.

    У. Попробуйте придумать небылицу. Я даю вам рифму: галка – палка.

    Дети советуются и отвечают.

    Д. По лесу гуляла галка,

    На нее упала палка.

    Она рада так была,

    Что домой к себе пошла.

    Д. Галка нашла палку,

    Сделала забор, а на нем - запор.

    Зимой стало холодать,

    Пришлось палку в печь бросать.

    У. А теперь я вам предлагаю прочитать следующие небылицы.

    Дети читают небылицы.

    Шла торговка мимо рынка,

    Спотыкнулась о корзинку

    И упала в яму - бух!

    Раздавила сорок мух.

    Уж и где же это видано,

    Уж и где же это слыхано,

    Чтобы курочка бычка принесла,

    Поросеночек яичко снес,

    Чтоб по поднебесью медведь летал,

    Черным хвостиком помахивал?

    - Следующее задание.

    Д. Задание 6. Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.

    - Это загадка.

    У. Тогда для вас, ребятки, по одной загадке.

    Команде 1.  Не ездок, а со шпорами,

    Не сторож, а всех будит.

    Д. Петух.

    У. Как вы догадались?

    Д. У петуха на лапках наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

    У. Команде 2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

    Д. Еж. У него же много иголок.

    У. Команде. 3. Два брюшка, четыре ушка.

    Д. Подушка.

    У. Замечательно! У нас остался один лепесток. Что же на нем?

    Д. Задание 7. Разгадайте кроссворд – и вы узнаете еще один жанр устного народного творчества.

    На доске.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Вопросы

    1. Определи жанр.

    «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».

    2. Определи жанр.

    «Прыжок с подвыподвертом..

    3. «Для того чтобы начать игру, надо знать ее правила, чтобы играть в прятки, надо выбрать водящего». Какой жанр устного народного творчества вы используете?

    4. Определи жанр.

    «Днем спит,

    Ночью летает

    И мышек хватает». (Сова.)

    5. Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам, весне?

    Подсказка.

    «Коровушка, буренушка,

    Подай молочка,

    Покорми пастушка».

    6. Определи жанр.

    «Как по речке, по реке

    Ехал рыжий на быке.

    Рыжий красного спросил:

    - Чем ты бороду красил?

    - Я не краской, не помазкой,

    Я на солнышке лежал,

    Кверху бороду держал».

    Ответы.

    1. Пословица. 2. Скороговорка. 3. Считалка. 4. Загадка. 5. Закличка. 6. Небылица.

    У. Итак, название какого жанра устного народного творчества было зашифровано?

    Д. Сказка!

    III. Итог урока

    У. Сегодня мы многое повторили, вы великолепно разбираетесь в малых фольклорных жанрах. Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).

    В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и фина...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Звукоподражание. Б. Заходер "Дырки в сыре"

    Конспект открытого урока по литературному чтению по теме: Звукоподражание. Б. Заходер "Дырки в сыре" составлен в соответствии с  ФГОС. Содержит презентацию....

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме :"Г .Скребицкий."Осень"

    Цели урока:а) образовательные:• учить детей читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его;• расширять читательский кругозор детей;• продолжить формирование навыка выразительного чт...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме В. Бианки "Ёж спаситель".

    План урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке прослеживается технология продуктивного чтения....

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Устное народное творчество

    Предлагаю вашему вниманию урок по литературному чтению для 2 класса ( программа Начальная школа 21 века)...