С.В.Михалков « Новогодняя быль» 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Бочарова Татьяна Ивановна

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « НИКОЛЬСКАЯ- 1 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе

С.В.Михалков « Новогодняя быль»

                                                  Подготовила учитель начальных классов

                                                   БОЧАРОВА  ТАТЬЯНА  ИВАНОВНА

Никольское – 1

2014год

                        Урок литературного чтения во 2 классе.

                         С. Михалков « Новогодняя быль».

Цели: 1. Познакомить детей с произведением С. Михалкова « Новогодняя быль»,

               продолжить знакомство с творчеством С.В.Михалкова.    

           2. Отрабатывать навыки беглого, осознанного чтения; развивать внимание,    

               память, речь, дикцию, умение анализировать, совершенствовать умения  

               работать с иллюстрациями.

           3. Воспитывать бережное отношение к природе, взаимоуважение, умение

               дружно работать.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь правильно прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно, формулировать главную мысль произведения.

 Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой « Литературное чтение», карточки с иллюстрациями, компьютерная презентация к уроку, рисунок ёлочки, маски, выставка книг.  

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся со сказкой- былью С.В.Михалкова, научимся правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы, находить ответы в тексте, совершим путешествие в сказочный лес.

  1. Подготовительная работа.

           - Ребята,  какой праздник к нам приближается? (Новый год)

- А когда мы празднуем этот праздник? ( 31 декабря)

- Знаете ли вы, что в давние времена Новый год отмечали1 марта?

- Как вы думаете, почему? ( Веной просыпается природа, всё кругом оживает).

- Потом стали отмечать Новый год осенью, 1 сентября, потому что народ собирал в это время урожай.

- И, наконец, царь Пётр Первый приказал отмечать этот замечательный праздник  в ночь с 31 декабря на 1 января.

- А почему все люди любят этот праздник? ( Это волшебный праздник. Все загадывают желания, дарят и получают подарки, пишут письма деду морозу, наряжают ёлку, водят хороводы).

А кто главная героиня на этом празднике? (Ёлка)

- Ребята, давайте прочитаем название произведения.

- Как вы думаете, о чём оно?

- Кто автор этой сказки – были?( С. Михалков)

- Давайте поговорим о творчестве С.В.Михалкова. Он родился в 1913г. в Москве. Школьные годы провёл в Пятигорске. В 1930 году окончил среднюю школу и переехал в Москву. Где работал на ткацкой фабрике. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

С. В. Михалков - академик педагогических наук, заслуженный деятель искусств России. Писатель был удостоен множества правительственных, литературных, общественных и международных премий,  правительственных наград.

13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя президент России Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного "за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность". В 2009 году он умер.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Первичное восприятие текста.

- Я сейчас прочитаю вам сказку, а вы попробуйте определить свои чувства, подумайте над тем, почему это сказка – быль?

  1. Беседа по прочитанному.

- Понравилось ли произведение?

- Почему это сказка- быль?

- Что здесь вымышленное, а что может быть на самом деле?

- Какие чувства пробудила у вас эта история?

- Было ли вам жалко ёлочку? Когда?

  1. Словарная  работа.

Какие слова вам показались незнакомыми?

Вам встретятся слова. Давайте прочитаем их по слогам, затем медленно и быстро. ( Слова размещены на слайде)

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко ми-лась - познакомилась

Рас-ка-чи- вай-ся - раскачивайся

Спря-тать-ся - спрятаться

  1. Чтение и анализ произведения.

Дети читают цепочкой. Затем отвечают на вопросы.

- Где происходили события?

- Где жила Ёлочка?

- Были ли у неё друзья?

- Как ей жилось в лесу?

- После чего Ёлочка стала беспокоиться?

- Что произошло с ней дальше?

- Что с ней случилось, когда она очнулась?

- Принесла ли она кому-нибудь радость?

- Почему слово «Ёлочка» С. Михалков пишет с заглавной буквы?

           5) Постановка проблемного вопроса.

- Как вы оцените поступок лесника и его детей?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы не губить ёлочки на Новый год?

  1. Физкульминутка.

Побежим мы вместе в лес,

Встав скорей на лыжи.

Там мы ёлочку найдём

И ей песенку споём.

( Дети поют песенку « Ну-ка, ёлочка» и двигаются под музыку)

  1. Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Кто изображён на ней?

- Какой эпизод изобразил художник?

  1. Инсценирование сказки. Работа в парах.

- Прочитайте по ролям диалог Сороки и Ёлочки.

- Расскажите, как вы можете охарактеризовать Ёлочку и Сороку?

  1. Работа в группах.

-Ребята, я приготовила для вас сюжетные картинки к этому произведению. Расположите их по порядку и  составьте план сказки- были.

  1. Закрепление изученного. Тест.

(Дети выполняют тестовые задания индивидуально, затем меняются листочками и проводят взаимопроверку)

     

      Тест.

  1. Кто автор сказки?

а) С. Маршак;

б) С. Михалков;

в) Н. Сладков.

  1. Недалеко от чего росла Ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесничего.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

  1. Кто рассказал Ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

в) сова.

  1. В страхе и беспокойстве Ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) Осень и зиму.

  1. Когда нашли ёлочку?

а) 30 декабря;

б) 31 декабря;

в) 1 января.

  1. Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

  1. Рефлексия.

-Что вы узнали на уроке?

- Что у вас получилось на уроке?

- Над чем нужно ещё поработать?

- За что бы вы себя похвалили?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

  1. Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

-Что хотел донести до нас С. Михалков?

- Как мы должны относиться к природе? Почему?

  1. Домашнее задание.

-Выразительно читать и пересказывать произведение.

- Придумать и нарисовать экологический знак, запрещающий уничтожать деревья.

Использованная литература и интернет ресурсы:

  1. С.В.Кутявина « Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой» Москва «ВАКО» 2012г.
  2. http://festival.1september.ru/articles/608656
  3. http://nsportal.ru
  4. www.4stupeni.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" С.В. Михалков "Новогодняя быль"

Урок знакомства с произведением С. В. Михалкова "Новагодняя быль"....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.В. Михалков "Новогодняя быль"

Урок литературного чтения  во 2 классе на тему С.Михалков  "Новогодня быль" с применением мультимедийной презентации...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведение...