рабочая программа по литературе 1 класс УМК Планета знаний
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Картавцева Елена Михайловна

литературное чтение 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа  № 1 г. Туринска

Согласовано:                                                                           Утверждаю:                                                                                                                                                                  

Руководитель ШМО                                        Директор МОУ СОШ №1                                                                                                                                  

_______Ольшак О.Г.                                           _______Шенаурина С.Г.                                                                                                                                        

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Литературное чтение» 1-4 –й классы

разработана на основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2006г

 

Составитель:

 Голуб Светлана Васильевна

        учитель начальных классов,

                                                                                        1 квалификационная категория    

2011-12 учебный год

ПРОГРАММА КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1—4 классы

Пояснительная записка

На основании приказа УО Администрации Туринского городского округа №186 от 24.08.2010 школа является пилотной площадкой по начальной ступени в соответствии с ФГОС нового поколения.

Количество часов в год - 132

Количество часов в 1 п/г в неделю 1/всего 64
Количество часов во 2 п/г в неделю1/всего 68

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

1        класс

Учебники: Т. М.Андрианова. Букварь. — М., АСТ, Астрель.

Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. — М., АСТ, Астрель.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М., ACT, Астрель.

Рабочие тетради: Т. М.Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М., АСТ, Астрель.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1. — ., ACT, Астрель.

Дополнительная литература для учителя:

Т. М.Андрианова, В.А. Илюхина. Обучение грамоте в 1 классе. Методические рекомендации — М., АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе • учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель.

  1.  класс

Учебники: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. М ACT, Астрель.

Рабочие тетради: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради >ё 1_ № 2. — М., ACT, Астрель.

Дополнительная литература для учителя:

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель.  

  1.   класс

Учебники: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. М. ACT, Астрель.

Рабочие тетради: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради 1, № 2. — М., ACT, Астрель.

Дополнительная литература для учителя:

Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель.

  1.  класс

Учебники: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч. М^, ACT, Астрель.

Рабочие тетради: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1 М» 2. — М., ACT, Астрель.

Дополнительная литература для учителя:

Э. Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания ,сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения Разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место Конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определения формируется внутренняя речь.

  «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о Родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном Мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное Творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности  ученик  учится пристальнее  вглядываться вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты , состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с п мощью воображения. Личный творческий опыт убеждать учащегося в необходимости литературоведческих знаний полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов  (глав) отдельных произведений. Это способствует

пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию  учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (40 ч) Круг чтения

Страна Вообразилия (16 ч)

С.Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер ( Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира

Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
  • выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса.

Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

объяснять смысл названия произведения;

  • выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочнике учебника;
  • выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;

пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;
  • знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

#    выразительно читать и учить наизусть стихотворения; ,    сочинять рассказы по рисункам;

.    сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

2 класс (136 ч) Круг чтения Осень пришла (12 ч)

Вспомним лето (6 ч)

С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

Здравствуй, осень (6 ч)

М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние Цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».

Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал...»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек»,»Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»-татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип...»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...»

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю...»; «Тень-тень, потетень...»; шведская песня «Отличные пшеничные...»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

Зимние картины (12 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета...»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).

Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает...»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки (35 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен  «Оле-Лукойе»

ские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»-татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип...»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...»

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю...»; «Тень-тень, потетень...»; шведская песня «Отличные пшеничные...»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

Зимние картины (12 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней мрдного паркета...»; Н. С л ад ков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).

Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает...»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки (35 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен  «Оле-Лукойе» (главы)

 А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».

Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Писатели о детях и для детей (32 ч)

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю...», А. Майков «Спи, дитя моё, усни...»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег...»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В.Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».

Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».

Весеннее настроение (15 ч)

Русские народные песни: «Идёт матушка-весна...», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних...»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».

Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».

Навык и культура чтения

Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических

развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.

формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения,

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • делить текст на части и озаглавливать их с помощью

учителя; '   определять с помощью учителя основную мысль текста;

•        выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;

выявлять  авторское  отношение  к   персонажам  с  помощью учителя;

•        характеризовать героя, выбирая слова из предложенногов учебнике списка, объяснять сделанный выбор;

1    объяснять причины поступков героя;

пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на доступном уровне в речи своё отношение к герою произведения и к произведению в целом

Развитие воображения,

речевой творческой деятельности

Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации продолжать созданный писателем сюжет.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.

Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.

Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
  • развивать сюжет произведения;
  • писать сочинения-миниатюры (в объёме 3—4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям; составлять устные-рассказы по рисункам;
  • читать по ролям (драматизация художественного произведения);

выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Литературоведческая пропедевтика

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (пе ни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы;-

Знакомство со средствами выразительности: сравнениями , звукописью.

Развитие умения выделять рифму в стихотворении.

расширение представления о ритме (через прохлопываниее в ладоши трёхсложного ритма).

Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: .   находить сравнения в тексте произведения; .   выделять в стихотворении рифму.

3 класс (102/136 ч)1

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало...» (11/15 ч)

К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И.Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Самостоятельное чтение, М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»

Народные сказки (10/15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (4/6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное   чтение, К. Бальмонт «У чудищ»; С.Островой «Сказки».    

В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась «Ещё про Мальку»; И.Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-ЭДй' хайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка» Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа...» (8/8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»-Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»-А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (10/14 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (8/9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (11/16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (12/13 ч)

Ю.Яковлев «Полосатая палка»; А.Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька» '•> А- Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (13/19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; д. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; }Ц. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

*   правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь Содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную Мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного И Научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых   повествовательных   или   вопросительных   предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

определять тему и главную мысль произведения; ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

составлять план произведения, рассказы о героях; сопоставлять разных героев;

определять своё отношение к произведению и героям объяснять его;

выявлять отношение автора к персонажам;

делать подборку книг определённого автора, представлять

 книгу, опираясь на титульный лист, оглавление,

предисловие.

развитие воображения,

речевой творческой деятельности

развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
  • вести рассказ от лица героя;
  • читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их  в тексте, определять с помощью учителя их значение в Художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материке представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

различать сказку и рассказ, сказку о животных , басню и стихотворение, объясняя отличия;

различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения* выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.

4 класс (102/136 ч) Круг чтения

Мифы (6/8 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (11/15 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (8/12 ч)

«Как Илья*из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н.Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (15/19 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случаи с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилев «Маркиз де Карабас».

И.Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (9/11 ч)

Ю.Яковлев «Мама»; М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И.Северянин «Запевка»; И.Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (7/9 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (6/9 ч)

А.Ахматова «Мужество»;. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Ахматова «Памяти друга».

0 добре и красоте (13/17 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник У дороги...»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; X. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Самостоятельное чтение. С.Есенин «Черёмуха»; Б« Пастернак «Тишина».

Мир детства (16/18 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

(глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М.Цветаева «Наши царства»; Р.Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство> -И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (6/9 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы)-  Д.Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событии и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текс та, составлять простой и сложный планы изложения текст*: с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему текс ту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно,

 выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения,

речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материке знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;

чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

устойчивое** стремление следовать в поведении моральным нормам;

•        толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяют

осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух

примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту); читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

•        прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

. находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

•        создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

создавать иллюстрации к произведениям; создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся:

выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен, выделять слова автора,

 действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и

др.);

находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

планировать собственные действия и соотносить их с

поставленной целью;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

при освоении нового художественного текста;

выполнять учебные действия в устной и письменной

форме;

вносить коррективы в действие после его завершения,

анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения так и в результат проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•        работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличитель-
ные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать   в   сотрудничестве  необходимую   взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

Обучение грамоте по «Букварю» Т. М. Андриановой

92 ч (4 ч в неделю)

№ урока

Дата

Тема урока, страницы букваря

Задачи урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

НАША РЕЧЬ (14 ч)

  1. четверть

1

2.09

Здравствуй, школа! с. 3

Познакомить учащихся с первой учебной книгой — букварём и с рабочей тетрадью

Ориентироваться в букваре и рабочей тетради. Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге

2

3.09

Мы теперь не просто дети, мы теперь — ученики с. 4—5

Формировать понимание важности нового социального статуса детей — ученик

Сравнивать (с помощью иллюстраций)

дошкольную и школьную деятельность

детей.Обсуждать   свою   новую   социальную

роль школьника

3

6/09

Мы живём в России. Наш общий язык — русский с. 6—8

Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Наша речь». Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми

Определять   последовательность   учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике. Вступать в диалог в процессе совместной игры

4

7.09

Как  мы общаемся, Язык мимики и жестов с. 9

Познакомить учащихся с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением, позой

Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций).

Участвовать в групповой работе, связанной с общением

5

9.09

Как зарождалась речь с. 10

Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь

Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре

6

10.09

Устная и письменная речьс.11

Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь»

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок

7

13.09

Предложение с.12

Учить детей различать слово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения

Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространённости. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении

8

14.09

Знаки препинания с. 13

Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения

Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие   интонационных   средств   смыслу предложений

9

16.09

Предмет и слово с. 14

Учить детей различать

предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов

Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображённого предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количественный)

10

17.09

Слоги с. 15

Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной   произносительной единице   речи. Формировать умение делить слова на слоги

Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова

11

20.09

Звуки речи. Гласные и согласные звуки с. 16—17

Формировать    умение    различать гласные и согласные звуки

Классифицировать звуки в ходе специального   прослушивания.    Соотносить название предмета с его звуковой схемой

12

21.09

Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки с. 16—17

Учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак — рак, лук люк), Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов

13

23.09

Ударение. Ударный слог с. 18

Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом


Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замокзамок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове

14

24.09

Звуки и буквы с.9

Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме

Различать звуки и буквы. Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков

27.09

Внеклассная деятельность учащихся с. 20-21

Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме, предложенной в букваре(по желанию)

АЛФАВИТ (74 ч)

15

28.09

Звук [а]. Буквы Л, а с. 22—24

Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Алфавит». Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буква-ми Л п а,  обозначающими  этот звук на письме

Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре)

16

30.09

Звук [у]. Буквы У, у с. 25

Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме

Читать предложения со словами «А» и «У». Экспериментировать в звукоподражании. Распределять роли и очерёдность действий при работе в паре. Обсуждать смысл  пословиц,   приводить примеры, иллюстрирующие пословицы

17

1.10

Закрепление изученного с. 26

Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов

Читать и правильно интонировать предложения. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов

18

4.10

Обычные буквы — специальные знаки c. 27

Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и У

Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов)

19

5.10

Звуки [м], [м']. Буквы М, м с. 28

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [м], [м'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме. Учить читать слоги и двусложные слова

Читать двусложные слова. Определять наличие в звучащем слове твёрдого  [м] или мягкого [м']. Различать слоги и слова, слова и предложения. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями

20

7.10

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н с. 29

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [н], [н'] и буквами Н, ну обозначающими эти звуки на письме

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре)

21

8.10

Большая буква  в  именах людей и  кличках  животных С. 30

Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имён людей и кличек животных

Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте

22

11.10

Закрепление изученного  с. 31

Обучать детей чтению слогов и слов с изученными буквами

Дополнять слоги до слов. Расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»). Экспериментировать со своей фамилией, используя её часть для придумывания названия марки самолёта

23

12.10

Звук [о]. Буквы О, о с. 32

Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме

Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со звуковой и буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их

24

14.10

Звук [э]. Буквы Э, э с. 33

Познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквами Э и з, обозначающими этот звук на письме

Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения.

Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и

наблюдать за изменением слов.

Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах

25

15.10

Использование слов    он,

она, оно с. 34

Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно

Соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно .Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующих слогов и слов.  

26

18.10

Закрепление изученного с.35  

Тренировать детей в чтении слогов и слов(с использованием материалов «Читального зала»№1

Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Читать  слова, записанные нестандартным способом. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы  в слове 

27

19.10

Звуки [р], [р']. Буквы Р, р с. 36

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [р], [р'] и буквами Р р, обозначающими эти звуки на письме

Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Читать слова, записанные нестандартным способом. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове

Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы). Сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах)

28

21.10

Звуки [л], [л']. Буквы Л, л с. 37

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [л], [л'] и буквами Лил, обозначающими эти звуки на письме

Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме (из 3-4 предложений)

29

22.10

 Закрепление изученного с. 38

Тренировать детей в проведении звукобуквенного анализа слов

Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно)

30

25.10

Закрепление изученного с. 39

Тренировать   детей   в   чтении слов с пропущенными буквами

Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)

31

26.10

Звук [ы]. Буква ы с. 40

Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой  ы, обозначающей   этот   звук   на письме

Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы). Различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один — много». Отвечать на вопросы в тексте

32

28.10

Звук [и]. Буквы  И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и с. 41

Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами  И и и, обозначающими этот звук  на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих   согласных   звуков на письме

Выявлять общий признак у изображённых предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Классифицировать предметы по признаку их использования

33

29.10

Закрепление изученного с. 42

Тренировать детей в словообразовании, в чтении слогов и слов (с  использованием «Читального зала»№1)

Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина). Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов

  1. четверть

34

8.11

Слова с противополож-ным  значением

с. 43

Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением

Подбирать слова-антонимы (с  опорой на иллюстрации в букваре). Наблюдать за изменением слов по числам (один-много) Выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме

35

9.11

Звук[й']. Буквы Й, й с. 44

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й'] и буквами Я и и, обозначающими этот звук на письме

 Определять на слух наличие в словах звука [й>]. Правильно произносить и читать слова со звуком [й>] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре

 

36

11.11

Закрепление изученного  с. 45


Тренировать   детей   в   чтении слов с буквой й

Дополнять слоги до слов, учитывая особен-ности их написания. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите

37

12.11

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б С. 48

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [б], [б'] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме

Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре). Составлять слово из первых букв названий предметов

38

15.11

Звуки [п], [п']. Буквы П, п с. 49

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме

Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме

39

16.11

Закрепление изученного  с. 50

Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков

Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре)

40

18.11


Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] — [п], [б']-[п'] с. 51


Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками: [б] - [п], [б']-[п/

Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах. Сопоставлять парные звуки по твёрдости-мягкости [б] - [б'] и [п]- [п'] и парные звуки по звонкости-глухости [б] - [п],[б,]-[п,]

41

19.11


Звуки [в], [в']. Буквы В, в  с. 52


Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [в], [в'] и буквами  
В, в, обозначающими эти звуки на письме


Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Читать слова с переносом на другую строку. Находить «слово в слове», не меняя буквы местами

42

22.11

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф с. 53

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [ф], [ф] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме

Правильно называть изученные буквы. Образовывать мужские и женские фамилии от данных имён (работа в паре). Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым

43-44

23,

25.11

Закрепление изученного  с. 54 с.56-57

Закрепление изученного  с. 55



 

Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой (с использованием материалов  «Читального зала № 2») Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками [в] — [ф] и[в']- [ф']

Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [в] в предложенных словах. Осваивать новые способы решения ребусов с использованием воображаемого предлога «в» (без термина). Определять прямое

45

26.11

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г с. 58

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [г], [г'] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме

Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать её. Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками

46

29.11

 Звуки [к], [к.]. Буквы К, к с. 59

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [к], [к?] и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме

Читать слова со стечением согласных звуков. Сравнивать слова и находить в словах  общую  часть.  Экспериментировать с образованием имён, добавляя к ним разные буквы

47

30.11

Закрепление изученного  с. 60

Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба -рыбка)

Объяснять специфику образования слов с помощью буквы к (образование уменьшитель-но-ласкательных слов, исключая имена).   Подбирать   слова-признаки   к изображён-ным предметам и антонимы к данным словам. Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно)

48

1.12

Закрепление изученного с. 61

Познакомить детей с парными (по    звонкости-глухости)    согласными звуками [г]  —  [к] и [г'] - [к']

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения

49

2.12

Звуки [д], [д]. Буквы Д, д С. 62

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [д], [д'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме

Анализировать  текст  скороговорок   на наличие в них слов со звуками [д], [д']. Различать слова-названия предметов и слова-признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных  графических средств (без термина)

50-53

6.12

7.12

9.12

Звуки  (т), [т]. Буквы Т, т с. 63

Закрепление изученного  с. 64, с. 74-75

Большая буква в географических названиях с. 65

Звук  [ж]. Буквы  Ж, ж с. 66

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [т], [т'] и буквам т, обозначающими эти звуки на письме

Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении (с использованием материалов «Читального зала №3»)

Информировать учащихся о правописании названий стран, населённых пунктов и рек

Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ж] и буквами  Ж, ж, обозначающими этот звук на письме

Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях. Находить информацию по заданию в букваре

Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт

Узнавать географические названия среди других слов. Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах. Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела

54

10.12

Звук [ш]. Буквы Ш, ш с. 67

Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ш] и буквами Л/, ш, обозначающими этот звук на письме

Различать слова-названия предметов и слова-действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. Расшифровы ватъ слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

55

13.12

Сочетания букв жи-ши с. 68

Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетания букв жи-ши

Сравнивать произношение слов (содержащих жи-ши) с их написанием. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками

56

14.12

Закрепление изученного с. 69

Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками [ж] — [ш]

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж] в предложенных словах. Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная — авторская, русская — зарубежная

57

16.12

Звуки [з], [з]. Буквы 3,з с. 70

Познакомить с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [з], [з'] и буквами 3, з, обозначающими эти звуки на письме

Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова-признаки и слова-действия. Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд

58

17.12

Буквы С, с, звуки

С. 71

Познакомить с парными (по твёрдости-мягкости) согласными  звуками [с], [с'] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме

Подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов). Самостоятельно озаглавливать текст. Объяснять использование букв в спортивной символике

59

20.12

Закрепление изученного  с 72

Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах-синонимах, словах-антонимах

Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов). Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося моделями слова-отгадки с их звуковыми моделями

60

21.12

Слова: в, на, за, над, по. с. 73

Информировать учащихся о словах е, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложениях

 

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [з] в предложенных словах. Устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами). Выражать своё отношение к поступкам героя рассказа

61

23.12

Буквы е, ё. с. 76

Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё, обозначающими па письме сочетания звуков   [ й' э], [й'о]

Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е и е в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изобра  жённых предметов.  Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой

62

24.12

Буквы е, ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков. с. 77

Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме

Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике

63

27.12

   Диалог. Речевой этикет с. 80

Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога

 Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения). Придумывать и разыгрывать ситуациях учебного и бытового диалоги с использованием «вежливых» слов. Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом

64

28.12

Закрепление изученного с 81

Тренировать детей в проведении звукобуквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё

Определять на слух наличие в словах звука [й']. Различать две функции букв еу ё в словах. Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст. Подби рать к названиям изображённых предметов синонимы

65

30.12

Сочетание    звуков    [й у]. Буквы Ю, ю с. 82

Познакомить учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й'у]

Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение

3.четверть

66

Сочетание звуков (й а) Буквы Я,я с.83

  Познакомить учащихся с буквами Я, л, обозначающими на письме сочетание звуков [й'а]

Использовать ранее полученные знания для проведения звукобуквенного анализа. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их различие. Выразительно читать рассказ по ролям 

67

Устное народное творчество с. 84

Расширить и углубить знания тей о русских народных песнях и сказках

Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к русским народным песням и сказкам. Выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу

68

Закрепление изученного с. 85

Тренировать учащихся в чтении и в проведении звукобуквенного анализа слов, содержащих буквы ю и я, являющихся показателями мягкости предшествующих согласных звуков

Определять в словах наличие звука [й),  его место в слове и обозначение на письме. Доказывать, что принцип написания стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами

69

Буква ь. Мягкий знак — показа-тель мягкости предшествующего согласного звука с. 86

Познакомить учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука

Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком

70

Закрепление изученного с. 87

Тренировать детей в чтении и в проведении звукобуквенного анализа слов, содержащих мягкий знак

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения

71

Разделительный мягкий знак — ь с. 88

Тренировать детей в чтении слов с разделительным мягким знаком

Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять весёлую путаницу методом перестановки слов (работа в парах)

72

Две роли мягкого знака в русском языке с. 89

Учить детей различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного

Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком — показателем мягкости. Заучивать стихи (по желанию), узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым

73

Буква ъ. Разделительный твёрдый знак с.90

Познакомить детей с разделительным твёрдым знаком

Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твёрдым знаком. Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите. Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?»

74

Закрепление изученного с. 91

Тренировать детей в чтении слов, содержащих разделительный твёрдый знак

Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твёрдым знаком (с опорой на иллюстрации в букваре). Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы и (все случаи). Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъёма в гору

75

Зпуки [х], [х']. Буквы Х,х. с. 92

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [х], [х'] и буквами X, х, обозначающими эти звуки на письме

Находить сходство и различие в представленных парах слов. Выразительно читать текст по ролям. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображённых предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами

76

Звук [ц]. Буквы Ц, ц с. 93

Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц, обозначающими этот звук на письме

Определять место звука [д] в различных \ словах и сравнивать его звучание. Диф- \ ференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы. Вспоминать сказку «Царевну-лягушка» и продолжать отрывок, приведённый в букваре

77

Закрепление изученного с. 94

Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении

Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать па тему бережного отношения к природе. Различать понятия «цветы» и «цвета»

78

Весёлые путаницы с. 95

Расширить и углубить знания детей о путаницах (авторских и фольклорных)

Сравнивать написание и произношение слов с гласными е,ы,и, стоящими после ц. Обобщать знания о непарных твёрдых согласных звуках ж, ш, ц. Придумывать различные варианты путаницы. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

79

Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов с. 96

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч'] и буквами 1/, ч, обозначающими этот звук на письме


Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой ч. Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении  (с опорой на иллюстрации в букваре)

Послебукварный период – 13 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа для 3 класса УМК "Планета знаний" включает пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа для 1 класса УМК "Планета Знаний"

Развёрнутая рабочая программа с пояснительными записками по всем предметам...

Рабочая программа для 4 класса УМК "Планета Знаний"

Полная рабочая программа по всем предметам с пояснительными записками...

Рабочие программы в 3 классе УМК "Планета знаний". Пояснительная записка + календарно- тематическое планирование на год

Рабочие программы УМК Планета знаний" 3 класс. В материале представлено календарно-тематическое планирование по всем предметам: русский язык, математика, окружающий мир, чтение, музыка, изобразительно...

Рабочие программы для 1 класса УМК "Планета знаний"

Данный материал будет полезен учителям, работающим по УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по русскомй языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО  для 4 класса  УМК "Планета знаний"....

Рабочая программа Технология 3 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа Технология 3 класс УМК "Планета знаний"...