Опытно-методическая работа «Пути совершенствования техники чтения младших школьников»
методическая разработка по чтению по теме

Опытно-методическая работа «Пути совершенствования техники чтения младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx81.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-методическая работа

«Пути совершенствования техники чтения младших школьников»

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………

2. Работа по совершенствованию техники чтения у учащихся начальных классов………………………………………………………………………..

2.1. Реализация комплекса методических приёмов и дидактических принципов, системы упражнений в учебном процессе……………………

2.2. Индивидуальная работа со слабо читающими учениками……………

2.3. Обеспечение систематического контроля  за техникой чтения учащихся – один из стимулов её совершенствования……………

3.Заключение…………………………………………………………………

1. Введение

       Главным предметом в начальной школе, по моему глубокому убеждению, является  литературное чтение. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный, но интересный.

      Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность.                 Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

      Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

     Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

     Считаю, что формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения – одна из актуальных проблем в начальной школе. Сейчас в век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

      Кроме того, в классах много так называемых “детей риска”. Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.

2. Работа по совершенствованию техники чтения у учащихся начальных классов.

  1. Реализация комплекса методических приёмов, дидактических принципов, системы упражнений в учебном процессе.

   Диагностика начального уровня сформированности компонентов навыка чтения во 2 классе, классным руководителем которого я стала, дала неутешительный результат.

        Исходя из сложившейся ситуации, я незамедлительно обратилась к опыту учёных и педагогов-новаторов, работающих в этой сфере. Сразу приступила к организации систематической и целенаправленной работы по развитию и совершенствованию у учащихся навыков беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения от класса к классу.

        Обобщение моего методического опыта привожу в данной работе.

     Основными причинами трудностей, возникающих у моих ребят в процессе чтения, были следующие:

  1. Недостатки в развитии внимания: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, недостаточная избирательность внимания, недостаточный объём и распределение внимания, недостаточная произвольность внимания.
  2. Недостатки в развитии памяти: низкий уровень развития логической памяти, недостаточное развитие оперативной и долговременной памяти.
  3. Недостатки в развитии мышления.
  4. Недостатки в развития речи: нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического слуха и звукобуквенного анализа, недостатки в развитии лексико – грамматического строя речи, низкий уровень развития смысловой догадки, бедный словарный запас.
  5. Несформированность приёмов учебной деятельности: низкий уровень самоконтроля, произвольности и саморегуляции.
  6. Индивидуально – типологические особенности: низкий уровень развития интеллектуальной сферы и  работоспособности, медлительность психических процессов, импульсивность.

       Исходя из диагностированных причин, существующих на тот момент проблем  в обучении чтению у моих учеников, я поставила первоочередные задачи работы и наметила пути их решения.

1. Систематически проводить работу по развитию интеллектуальной сферы учащихся.

2. Развивать фонематический слух учащихся.

3. Формировать  культуру звуковой речи учащихся, т. е. чёткой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения.

4. Развивать речь учащихся.

5. Развивать логическую и оперативную память учащихся.

6. Проводить работу по расширению фиксационного поля чтения.

7. Развивать антиципационное  восприятие текста, работать над предотвращением регрессий.

8. Развивать правильность, безошибочность восприятия текста.

9. Вырабатывать ускоренный темп чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова.

10. Ежедневно проводить индивидуальные  занятия со слабо читающими учениками.

11. Организация систематического мониторинга динамики развития компонентов полноценного навыка чтения у учащихся.

12. В ходе организации  образовательно-воспитательного процесса учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ученика

13. Формировать положительное отношение к процессу чтения, стимулировать читательскую деятельность учеников.

14. Работать в тесном контакте со школьным  логопедом и психологом.

15. Целенаправленно вовлекать родителей в процесс формирования у учащихся компонентов полноценного навыка чтения.

      Изучив и проанализировав опыт работы учёных, методистов, педагогов-новаторов в этой области, я начала поиск наиболее эффективных  способов решения поставленных мною задач. Изо дня в день, из урока в урок складывалась система работы по совершенствованию техники чтения учащихся, по повышению его качества.  

      Работу решила начать с развития зрительной памяти учащихся моего класса. Для этого ежедневно на уроке русского языка провожу зрительные диктанты. Начинала с наборов текстов разработанных и предложенных профессором И.Т. Федоренко.

      В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. Каждое предложение печатала на полосках бумаги. По ходу проведения зрительного диктанта демонстрировала поочерёдно предложения с учётом рекомендуемого времени экспозиции (4-8 сек.). Учащиеся  сначала запоминали  первое предложение за отведённое для экспозиции время и по сигналу учителя записывали его на листе бумаги, потом аналогично проводилась работа над ещё 5 предложениями набора.          

      Потом, под руководством учителя, в классе проводилась проверка написанного, подведение итогов зрительного диктанта. Предложения из наборов использовала для повторения и закрепления знаний и умений учащихся по русскому языку, связывала  с темой урока. После выполнения заданий к диктанту листочки собирала и анализировала результаты. На каждый набор в моём классе требовалось от 4 до 5 уроков.  

       Трудно переоценить значимость работы  данного вида. Зрительные диктанты стали залогом успешного  развития у моих учеников точности зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления, речи, орфографической зоркости. А главное - они способствовали совершенствованию техники чтения учащихся моего класса.

       Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения). Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Работу по развитию бокового зрения надо начинать с  простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.  

      На уроках отводила время для упражнений на развитие оперативного поля зрения, которые позволяют учащимся увеличить зрительно воспринимаемое пространство текста. Самое эффективное упражнение, по моему мнению, это работа с буквенными пирамидами. На доске писала прямые открытые слоги, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога постепенно увеличивается, гласный и согласный с каждым слогом всё больше отдаляются от вертикальной черты таким образом, что столбик слогов приобретает вид пирамиды:

                                                              н а

                                                        м            о

                                                   т                      у

                                             с                                 и

                                  л                                                     ы

                            р                                                                    а

       Ученикам предлагалось «спуститься» с пирамиды или «взобраться» на неё: прочитать слоги сверху вниз и снизу вверх. Читать необходимо ритмично, без длительных остановок. При чтении необходимо удерживать взгляд на вертикальной линии, а буквы и слоги стараться увидеть боковым зрением. Дети самостоятельно читали слоги, не артикулируя их, затем шло хоровое чтение с чётким проговариванием. Аналогично проводила работу со словами, постепенно усложняя их структуру.

                                                               На   та

                                                        лу                 на  

                                       ку                                                ры

                           ли                                  *                                     са                                                        

             са                                                                                                     ни

     

 В 3 классе предлагаю такие пирамиды на карточках, организую работу в паре.

Работа с таблицами и пирамидами очень нравится ребятам, вносит оживление в урок, содействует расширению поля зрения. Данный вид упражнений способствует переходу учащихся к правильному чтению целыми словами.

      С целью совершенствования техники чтения вслух и молча  проводила ежеурочные читательские разминки, в которые включала следующую систему упражнений.

      Неотъемлемым этапом каждого урока литературного чтения стала речевая зарядка, в ходе которой дети учатся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов и выражений. Время проведения этапа 5 – 7 минут.

      Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений.

1 группа – «Дыхательная гимнастика» Это упражнения на постановку правильного дыхания.

2 группа – «Разомнём язычок!»  В неё входят упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

3 группа – «Произнеси верно!» Группа содержит упражнения на развитие дикции.

4 группа – «Учимся скоро говорить!» С помощью этих упражнений дети учатся грамотно произносить скороговорки.

     Зарядка начинается с дыхательных упражнений. Важно научить ребят выполнять приёмы правильного дыхания, сформировать навык владения дыханием и голосом.                

    На каждом уроке выполняем с детьми следующие дыхательные упражнения:

1. Вдох носом, выдох через нос.

2. Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

3. Вдох носом, выдох через нос по порциям.

4. Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

5.  Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.      

6. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

7.Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

       На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – разогреваем мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении. Ребятам очень нравятся логопедические упражнения, перечисленные ниже.

1. Упражнение «Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.

Такая зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию четкости и правильности речи.

Речевая зарядка может включать следующие упражнения:

2. «Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щеки.

3.  Звукоподражание.

4. Достать нос и подбородок кончиком языка.

5. « Лошадка». Цокание.

6. «Качели». Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед – назад.

7. «Ветерок». Сделать трубочку из языка и подуть в нее, чтобы на ладошке ощутить теплый воздух.

8. «Маляр». Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке, широким кончиком языка «гладить» нёбо от зубов к горлу и обратно.

        Выполнение таких интересных и забавных заданий вносит оживление в урок, активизирует всех учеников без исключения.

        На третьем этапе - “Произнеси верно!” - добиваемся отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи.  Использую такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. Из замечательной книжки – игрушки «Как научить вашего ребёнка читать», авторами которой являются О.К. Разумовская и Е.Е. Баранова, я взяла для работы так называемые «железные дороги», состоящие из согласных букв, и пронумерованные поезда. Учащиеся с большим удовольствием читают слоги, «путешествуя» по «железной дороге» на забавном поезде. Ребята вполголоса читают слоги или слова с помощью данного пособия, стараясь чётко проговаривать каждый звук и слог. Это упражнение способствует включению в урок игровой ситуации, которая ставит каждого ученика в активную позицию.

       Считаю, что необходимы на уроке упражнения на развитие выразительности чтения, которые проводятся четвёртым этапом речевой зарядки.

Выразительность чтения позволяет ученику сопереживать, сочувствовать литературному герою, оценивать его поступки. Этот навык раскрывает и расширяет границы внутреннего состояния ребенка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мыслей.

      Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения  провожу  работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи.

      Дикция – основа понятийности речи. Прекрасный тренаж артикуляционного аппарата -  чтение чистоговорок.  Работая над чистоговоркой, отрабатываю чистоту звука, а также интонацию с помощью упражнения “Прочитай чистоговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации).

      Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.

      Упражнение “Читай шепотом и медленно”

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – мы подвесили шары.

      Упражнение “Читай тихо и умеренно”.

урма – урта

умву - омво

зелка – земка

      Упражнение “Читай громко и уверенно”.

зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь

       Логическим завершением  речевой зарядки является работа над скороговоркой. Упражнения группы «Учимся скоро говорить!» помогают исправить практически любой дефект речи, в том числе и сложные как картавость, заикание, шепелявость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.

      Работу над скороговоркой начинаем с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то  переходим к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваем. Работа над скороговоркой можно считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.

     На уроке использую 1 скороговорку. Как правило, простые скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. Работу начинаю с более простых.

     Такие упражнения  способствуют развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию четкости и правильности речи, что в свою очередь является важнейшим условием совершенствования техники чтения учащихся.

     В читательскую разминку  включаю разноплановые упражнения, направленные на совершенствование техники чтения учащихся.

Прежде всего, провожу работу по формированию у ребят внимательного отношения к слову. Считаю наиболее эффективными следующие игровые  упражнения.

1. «Четвёртый лишний».

    На доске выставляются карточки из 4 слов, три из которых являются однородными понятиями или объединены по общему признаку. Одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено.

слон              соль                      играть

 лев               солёный               интересный

 мак               соловей                идти

 тигр              солить                  изучать

    Работу провожу коллективно. Учащиеся показывают с помощью сигнальных вееров вариант своего решения  предложенного задания, обсуждают, доказывают, выбирают правильный ответ. Аналогичное задание можно выполнить в паре и группе.

2. «Сгруппируй-ка!»

    Учащимся предлагается набор слов, которые они должны прочитать и разбить на группы.  

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

Данное задание ребята выполняют в парах. Они объясняют принцип группировки, приводят необходимые доказательства.

3. «Прятки».

     Ученики получают карточки с записанными без пробелов словами и наборами букв. Ребята внимательно просматривают буквенный материал, отыскивают слова и подчёркивают их. Материал предлагается на индивидуальных карточках.

бвосютррьшбвбвсррадугамтвдьсолнышкожваучбд

щтраважбьартиюецветокпррржукиьблыоюишптицайайюьвчгн

4. «Поймай слово!».

     На доске или карточке в столбик записаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них  в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Учащиеся читают выделенное слово, находит его среди тех, что размещены дальше и поднимает сигнальную карточку с порядковым номером найденного слова.

5. «Слово или не слово?».

    Учащимся предлагается прочитать на карточке предложенную группу слов. Задача: найти не слово, которое необходимо зачеркнуть.

раки, собака, рояль, папа, стройка, пиан, нарцисс, банан, клад

6. « Подбери слова».

    На карточке напечатаны два столбика слов, в первом – имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

БАНТ                      ВЫСОКОЕ

РЕКА                      СИНИЙ

КНИГА                   ГЛУБОКАЯ

ДЕРЕВО                  ИНТЕРЕСНАЯ    

Дети соединяют стрелками слова из разных столбиков: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево. Аналогично проводится упражнение с синонимами и антонимами.

7.«День-ночь».

     Учитель на демонстрационной карточке показывает классу слово. Дети хором читают его. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет карточку, где заменена одна буква в предыдущем слове. По сигналу: «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово:

коса (роса), голоса (полоса), дача (удача), палата (палатка).

8. «Угадай-ка!».

     К этой группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения.

На доске напечатаны слова, в каждом из которых закрыта буква в начале или конце слова. Учащиеся показывают сигнальным веером пропущенную букву. Учитель открывает букву, дети читают слово хором. Также ребятам предлагается похожее задание на антиципацию частей предложений или поговорок.

9.«Больница для слов».

    Игровая ситуация: «Слова заболели: в них перепутались буквы, и они оказались в нашей больнице. Мы должны им помочь, вылечить их, поставить буквы в нужном порядке» Учащимся предлагается карточка с деформированными словами, дети записывают слова на листок, исправляя их неверное написание:

раым (рамы), мотс (мост), сонса (сосна), тсол (стол).

10. «Спринтер».

    На доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессия..

Я использую упражнения, которые устраняют это явление.

11. « Угадай-ка!»

     На доске напечатаны слова, в каждом из которых закрыта буква в начале или конце слова. Учащиеся показывают сигнальным веером пропущенную букву. Учитель открывает букву, дети читают слово хором. Также ребятам предлагается похожее задание на антиципацию частей предложений или поговорок.

12. «Прочитай-ка!».

    Упражнение состоит в том, что учащимся предлагается прочитать слова с постепенным наращиванием структуры слова.

Лес - лесок - лесник - лесоруб - лесосплав.

Лист - листок - листочек - листопады.

 Чтение слов, написанных разновеликим шрифтом.

Сгребали

взДУРилась

ТетеРЕвоЧЕК

Чтение слов, разделённых на слоги с помощью слогоразделов.

При = бин = то = вал

При // бин // то // вал.

13.  «Глаз-фотограф».

     За отведённое время ученикам предлагается прочитать столбик слов и постараться запомнить, «сфотографировать» их. Затем демонстрация слов заканчивается, и необходимо ответить, если среди прочитанных слов то или иное слово.

     Как показала моя практика, все выше перечисленные игровые упражнения чрезвычайно полезны. Они помогают быстрейшему синтезу восприятия, произнесения и понимания. За короткое время ученик должен не только успеть прочитать слово, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать. Они, безусловно, способствуют переходу к правильному, сознательному, плавному чтению целым словом. Упражнения варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста учащихся

    В ходе читательской разминки отвожу время для работы учащихся с небольшими по объёму текстами. Цель данного вида деятельности –  способствовать овладению учащимися техническими навыками чтения и развитию читательских умений в процессе работы с произведением.

     Текст печатается на карточке. Предлагаю учащимся по моему сигналу прочитать текст в нормальном для себя темпе. После прочтения последнего слова дать знак учителю – поднять руку. Я фиксирую время, затраченное каждым ребёнком на чтение текста. Далее ребятам предлагается отработать правильность чтения. Идёт работа в паре. Соседи по парте читают текст по предложениям, контролируя правильность чтения, исправляя ошибки.

     В карточке содержатся тестовые задания  к тексту. Приведу варианты таких заданий.

1.Выбери заглавие для произведения.

2. Придумай своё заглавие.

3. Найди в тексте строки для заглавия.

4. Выбери правильный ответ.

5. Пронумеруй предложения по порядку.

6. Пронумеруй вопросы по порядку.

7. Найди описание поступка. Подчеркни его причину.

8. Выбери, что главное в рассказе.

9. Выбери жанр прочитанного произведения.

10.Какова основная мысль произведения?

11. Установи последовательность событий в рассказе. Отметь цифрами.

12. Выбери пословицу, отражающую главную мысль произведения.

13. Подчеркни слова, характеризующие главного героя произведения.

14. В какой из книг можно прочитать это произведение? Отметь свой ответ «!».

15. Какое чувство испытываешь после прочтения произведения. Отметь знаком «!» свой ответ.

16. Какой литературный приём использует автор для изображения…? Выбери и т.п.

     Проверка осуществляется при помощи сигнальных вееров. Идёт обсуждение различных точек зрения. Делаются необходимые выводы. Правильные ответы учащиеся отмечают знаком «+». Работу оценивают сами. Если считают, что справились с работой, поднимают зелёную карточку. Если справились не полностью, поднимают синюю карточку, не справились – красную.

    После проверки выполнения заданий, если остаётся время, провожу упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча:

- « День, ночь, утро»

По команде «День!» учащиеся читают вслух, по команде «Ночь!» - читают молча, по команде «Утро!» отводят глаза от текста.

- «Молния»

Учащиеся одновременно начинают читать текст. По команде «Молния!» они увеличивают скорость чтения.

- «Губы»

Учащиеся читают текст с плотно сжатыми губами.

- «Кенгуру»

Учащиеся читают текст, слушая, как учитель считает. На счёт «Раз!» взгляд фиксируется на начале строки, на счёт «Два!» - в середине, на счёт «Три!» - в середине строки.

Уверена, что сочетание работы с текстом со специальными упражнениями предоставляет широкие возможности воздействия на основные параметры чтения.        

      Привожу пример организации читательской  разминки  в 3 классе.

Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока: «Образ зимы в стихотворениях А.С. Пушкина».

Материал урока: А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро»,

«Зимний вечер».

1 четверть. 22 урок.

Цель урока: «Путём сравнительного анализа  выяснить особенности изображения зимы в произведениях А.А. Пушкина».

Задачи этапа урока:

- активизация и актуализация опорных знаний и умений;

- формирование компонентов полноценного навыка чтения;

- развитие интеллектуальной сферы учащихся;

- развитие речи учащихся;

- развитие познавательного интереса учащихся.

Ход урока.

Читательская разминка.

Упражнения проводятся при помощи интерактивной доски.

- Сегодня  в ходе разминки  мы будем использовать интерактивную доску.

(Учащиеся разделены на 3 группы.)

     Дыхательная гимнастика.

- Начнём с дыхания. Проведите в группе следующие дыхательные упражнения.

Слайд 1.

1. Вдох носом, выдох через нос.

2. Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

3. Вдох носом, выдох через нос по порциям.

Учащиеся проводят в группе дыхательную гимнастику.)

- Молодцы! Работаете дружно.

     Артикуляционные упражнения.

Слайд 2.

Разомнём язычок!

  1. Упражнение «Заборчик».
  2. Упражнение «Кусаем язычок»
  3. Упражнение «Шлёпаем язычок»
  4. Упражнение «Чашечка»)

- Проведите упражнения в группе.

(Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения в группе.)

- Отлично! Не забывайте, чётко произносить все звуки, чтобы ваша речь была благозвучной.

Слайд 3.

Ры – ро – ру – ра – начинается игра.

Ба – бо – бу – бы – на дворе стоят столбы.

Шу – ша – ши – шо – зимой очень хорошо!)

- Произносим чистоговорки с разным темпом и интонацией:

1 раз – шёпотом, медленно, со спокойной интонацией,

2 раз – вполголоса, быстрее, с грустной интонацией,

3 раз – громче, быстро, с интонацией радости.

( Дети читают хором с заданным темпом и интонацией.)

- Прекрасно справились с заданием.

Слайд 4.

     Найдите лишнее слово в каждом столбике.

      1                                            2                                               3

Декабрь                                   засуха                                    Тютчев

январь                                     мороз                                     Пушкин  

октябрь                                   метель                                   Андерсен

февраль                                   ледостав                                Фет

    Задание выполняется по группам, каждой группе достаётся соответствующий столбик слов.

- Давайте обсудим решение каждой группы.

- Почему 1 группа лишним считает слово «октябрь»?

( В столбике написаны названия зимних месяцев, октябрь является осенним месяцем.)

- Есть ли другие мнения? Все согласны.

- 2 группа считает лишним слово «засуха». Объясните свой выбор.

( В нашем столбике слова «мороз», «метель», «ледостав» называют явления природы, которые происходят зимой. Засуха бывает в тёплое время года, к зиме никакого отношения не имеет.)

- Кто ещё хочет высказаться? Решение принимается.

- Как своё решение докажет третья группа?

( Мы считаем лишним среди этих фамилий Андерсена. Тютчев, Пушкин, Майков -  русские писатели, а Андерсен – зарубежный.)

- Есть ли замечания у других групп?

( Мы согласны с решением 3 группы, но хотим добавить, что Ганс Кристиан Андерсен писал сказки, а Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Иванович Тютчев и  Афанасий Афанасьевич Фет писали стихи.)

- Молодцы! Приятно слышать ваши правильные ответы и убедительные доказательства.

       Работа с поговоркой.

Слайд 5.

В зимний холод всякий молод.)

- Прочитайте скороговорку. Попробуйте объяснить её смысл.

( В зимой очень холодно, часты трескучие морозы. Люди, чтобы не замёрзнуть, быстро передвигаются по улицам, приплясывают, подпрыгивают, как дети.)

- 1 группа прочитает её с логическим ударением на слове «холод».

- 2  группа прочитает с логическим ударением на слове «всякий».

- 3 группа прочитает с логическим ударением на слове «молод».

( Ребята готовят чтение в группе, затем хором читают пословицу в соответствии с заданием.)  

- У вас всё хорошо получилось.

       Работа с текстом.

Учащимся выдаётся текст, напечатанный на карточке. Карточки подписывают.

                           

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула,/ как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит/ в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама /поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину/ исправит. Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял /да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А/ вон между кустов серый зайчик крадётся. Плохо ему серенькому: на /белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда /от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую/ шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро/ заметишь».

                                                                                                                   Г. Скребицкий.

Подсчитай количество прочитанных за минуту слов и запиши результат. ____________________________________________________________________

      Учащиеся читают текст с фиксацией времени. По сигналу учителя дети ставят пометку в тексте там, где они читают в момент сигнала. Далее они продолжают читать текст до конца.  Учащиеся подсчитывают количество слов, прочитанных  за минуту, и записывают результат.)

- У вас хороший темп чтения. Теперь проверим было ли ваше чтение осмысленным.

(Группам выдаются задания на карточках. Учащиеся обсуждают задания в группе, принимают общее решение. Работа проверяется с помощью интерактивной доски, на которой демонстрируются слайды с заданиями.)

- Как же справилась с заданием 1 группа? Давайте проверим.

Слайд 6.

  1. Определите, о чём говорится в данном произведении?

а) о природе,

б) о зиме,

в) о зайце.

2. Выбери заголовок к данному произведению.

а) Зимой.

б) Художник – Зима.

в) Зимние холода.)

- Давайте послушаем ответы участников первой группы.

(- В этом произведении говорится о зиме.

-  Мы выбираем заголовок «Художник – Зима». Ответ хотим подтвердить текстом: «Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит»

 Из этого предложения понятно, что автор называет зиму художником.)

- Есть ли другие мнения?

- Проверим работу 2 группы.

Слайд 7.

 К какому жанру относится это произведение?

а) рассказ,

б) сказка,

в) басня.

2. В какой сборник произведений можно включить данное произведение?

а) Времена года. Стихи русских поэтов.

б) Русские писатели детям.

в) Сказки – несказки)

- Слушаем участников 2 группы.

(- Мы считаем,  что это произведение является сказкой. Главный герой – Зима, которая изображается автором, как сказочный персонаж. Она ходит по своим владениям и осматривает их, наводит порядок.

- Зима разговаривает, ходит в валенках.)

- Кто не согласен с ответом? Продолжаем.

(- Считаем, что это произведение можно поместить в сборник «Сказки – несказки».

Ведь это не стихи,  написал его советский писатель Г. Скребицкий.)

- Убедительные доказательства привели ребята.

-Пришло время для ответа участников 3 группы. Им было сложнее всех. Вариантов ответов не было. Уверена, что вы справились с заданием.

Слайд 8.

  1. Какой приём  использует автор для создания образа зимы?
  2.  Определи главную мысль произведения.)

- Внимательно слушаем ваши ответы.

(- Несомненно, Скребицкий использует для создания сказочного образа зимы такой литературный приём  как олицетворение. Автор наделяет её человеческими качествами.

- Главная мысль данного произведения заключается в том, что писатель хочет нам показать, что зима, по его мнению, заботливая и добрая волшебница, которая следит за порядком в своих владениях, помогает бедным зверюшкам. Скребицкий видит зиму художницей, создающей свою студёную картину. Он хочет, чтобы и мы это почувствовали и увидели.)

- Интересная точка зрения.

- Кто хочет поспорить? Все согласны, добавить нечего.

Слайд 9.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.)

- Заканчиваем нашу читательскую разминку.  Отлично поупражнялись и подготовились к основной части урока.

     Основная задача учителя – обучить ребенка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество.          

     Стараюсь развить технику чтения моих ребят без насилия над ними, а на основе развития интереса к чтению. Организую уроки литературного чтения так, чтобы основное время отводилось совместному творчеству учителя и учеников, свободному обсуждению прочитанного.  Первостепенное значение уделяю осознанию каждым учеником содержательной стороны литературного текста. Глубоко убеждена в том, что техническая сторона чтения играет не последнюю роль в процессе осмысления ребёнком произведения художественной словесности. Параллельно с совершенствованием техники чтения вслух провожу работу, обеспечивающую овладение детьми основами техники чтения молча.  В ходе анализа литературного текста работаю над формированием у учащихся навыков ознакомительного, поискового, выборочного, изучающего и просмотрового чтения.

      Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту с целью выполнения нового задания.

      На каждом уроке  применяю следующие виды чтения.

1. Чтение за диктором.

2. Чтение в парах, групповое чтение.

3. Чтение с убыстрением темпа.

4. Чтение с отрывом взгляда от текста.

5. Чтение с переходом на незнакомый текст.

6. Жужжащее чтение.

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

9. Чтение цепочкой по абзацам.

10. Чтение цепочкой по предложениям.

11.Первичное самостоятельное чтение.

12.Повторное чтение каждым учеником про себя с конкретным заданием.

13. Чтение с чётким проговариванием слов.

14. Шёпотное чтение.

15. Жужжащее чтение.

16. Хоровое чтение.

17. Выборочное чтение – это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шёпотом или про себя, глазами, с целью отыскания ответа на вопрос. Это одновременно приём обучению чтению и средство обучения пониманию текста.

18.Чтение по ролям.

19. Чтение с убыстрением темпа.

20. Чтение, составление сценария для диафильма.

21. Конкурсное чтение.

22.Комбинированное чтение.

23. « Чтение – спринт».     Широко использую это результативное.  Прошу ребят на максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.

24.  “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением.  Цель такого задания – формирование  умения ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.

  1. “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце  проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.
  2. «Чтение – буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения. Дети читают «про себя», стараясь поспеть за учителем.
  3. Чтение с закладкой. Ученики читают с закладкой, на которой нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка движется по строке, закрывая уже прочитанный слог слева. Это ускоряет чтение и исключает повторы.
  4. Чтение с «окошечком».

Упражнение направлено на преодоление привычки к возвратному повторному чтению, на устранение регрессий. Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя глаза читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребёнку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык «двойного чтения».

  1. Упражнение «Поймай ударение!».

Провожу с целью предотвращения у учащихся ошибок, связанных с постановкой ударения. Учащимся предлагается прочитать текст и по ходу чтения обвести в словах ударные гласные. При повторном чтении делать акцент на месте ударения в слове. Для такой работы есть памятка.

  1. Упражнение «Отыщи трудные слова!».

Дети читают текст шёпотным чтением. По ходу чтения подчёркивают слова, которые они прочитали по слогам. Затем  слова коллективно анализируются, отрабатывается их чтение, повторно читается текст.  

31. Упражнение «Поиски хитрых букв».

      Упражнение проводится с целью перехода учащихся к орфоэпическому чтению.

      Использую небольшие тексты для такой работы.

«Прочитай текст. Найди и подчеркни в тексте слова, написание и произношение которых не совпадает. Отыщи в них хитрые буквы, которые виноваты в этом, обведи их ».

      Учащиеся обводят хитрые буквы, анализируют слова. Затем отрабатывается выразительное чтение текста.

      По мере совершенствования техники чтения формирую приемы понимания прочитанного на уроке. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1) формирование понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребность читать.

2) введение детей    через литературу в мир человеческих отношений, воспитание личности со свободным и независимым мышлением,

3) приобщение детей к литературе, как к искусству слова, через анализ текстов и практическое ознакомление с теорией,

4) развитие устной и письменной речи (в том    числе значительное обогащение словаря, развитие творческих способностей детей).

      Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

     С целью приобщения ребят к произведениям словесного искусства, на уроках литературного чтения предоставляю им возможность творческого самовыражения в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом (словесное и графическое рисование, составление кроссвордов, выборочный и творческий пересказ, составление картинного плана и соотнесение иллюстраций с текстом, составление диафильма, сочинение, драматизация, чтение по ролям, музыкальное иллюстрирование).

  1. Индивидуальная работа со слабо читающими учениками.

       Залогом эффективности работы каждого учителя является индивидуальный подход к каждому ребёнку. Поэтому я строю свою деятельность в тесном контакте с психологом и логопедом, рекомендации которых учитываю при подготовке к занятиям. Делаю высокую ставку на индивидуальную работу с детьми. Провожу индивидуальные занятия в непринуждённой обстановке, создающей положительный эмоциональный фон, обеспечивающий формирование целого ряда мыслительных операций и способностей, которые в качестве составляющих компонентов входят в процесс чтения. Использую в комплексе необычные, интересные и весёлые задания. Они направлены на формирование у учащихся интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и шлифовку основных компонентов чтения.

         Основные задачи индивидуальной работы следующие:

 – сформировать у моих учеников устойчивое желание читать,

- помочь каждому ребёнку поверить в свои силы,

- развивать интеллектуальную сферу учащихся,

- развивать компоненты полноценного навыка чтения.

Упражнения, направленные на развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1. Упражнение «Поиграем в роботов».

Учащимся предлагается поиграть в роботов, которые строго выполняют команды людей:

«Представьте, что вы роботы. Выполняйте команды.

- Робот, сделай два шага вперёд, поворот налево.

- Руки за спину, один шаг назад.

- Поворот направо, руки вверх.»

2.  Упражнение «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь»

    Ребятам предлагается на листе бумаги, ориентируясь на словесные пространственные инструкции, выполнять команды:

« Перед тобой нарисован круг. Слева от него нарисуй треугольник, а справа -  квадрат и т.д.»

Упражнения на развитие внимания.

1. Упражнение «Добрый волшебник».

    Детям предлагается побыть в роли доброго волшебника, который может снять страшное заклятие со слов.

2. Упражнение «Учимся говорить на сверхсекретном языке».

    Игровое упражнение состоит в том, что ученик должен читать слова наоборот.

Упражнения на развитие памяти.

1. Упражнение «Глаз – фотограф».

    За отведённое время ученикам предлагается прочитать столбик слов и постараться запомнить, «сфотографировать» их. Затем демонстрация слов заканчивается, и необходимо ответить, если среди прочитанных слов то или иное слово.

2. Упражнение «Поймай – ка».

    Ученику предлагаются карточки со словами или псевдословами ( 10 – 15 карточек). Организуется демонстрация эталона, который необходимо найти среди карточек. Эталон демонстрируется 15 секунд.

Упражнения на развитие мышления.

1. Упражнение «Дружба слов».

    Даны пары, тройки слов. Детям предлагается объяснить, почему они сдружились, что их объединяет.

  1. Яблоко и арбуз.
  2. Сахар и снег.
  3. Книга, крыша, коробка.
  4. Морж, сторож, ёж.

2.Упражнение «Расшифруй!» Учащимся предлагается разгадать ребусы.

3. Упражнение «Проказы волшебника Нечитайло».

    На карточке записаны группы слов, с нарушением логической последовательности. Ученики должны восстановить цепочку и составить по ней рассказ.

«Волшебник Нечитайло снова шалит. Он перепутал слова в цепочках. Нам нужно навести порядок.

1 Молоко, трава, корова, кувшин.

2. Врач, болезнь, выздоровление, лекарства»

Упражнения на развитие смысловой догадки.

1. Упражнение «Скорая помощь».

    Предлагается текст с пропусками в словах.

«Айболит уехал. А словам необходима скорая помощь. Догадайся, какие буквы пропущены в словах, вставь их и прочитай текст»

2. Упражнение «Соображай – ка!».

    Дети читают строки с прикрытой верхней или нижней половиной.

3. Упражнение «Помири части слов!».

    Дана группа слов, вторая половина слова выделена жирным шрифтом.

«Половинки слов поссорились. Не могут решить, какая половина слова главная. Давайте покажем, что обе части важны. Прочитайте слова, сначала произнеся вслух первую часть слова, вторую про себя, а потом наоборот. Докажем, что половинкам в словах надо дружить»

Упражнения на развитие речи.

1. Упражнение «Научим говорить гнома МЯМЛЮ».

    Учащиеся выполняют упражнения на развитие дикции и артикуляции. Читают слоговые таблицы с вагончиками. Учат гнома говорить красиво.

2. Упражнение «В стране ЧИСТОГОВОРИИ».

    Дети работают с чистоговорками.

3. Упражнение «Кто всех перескороговорит?».

    Проводится работа над скороговорками.

4. Упражнение «Испугай ошибки».

    Учащимся предлагается прочитать текст, в котором есть смысловые несуразности. «Когда ты будешь читать, и вдруг заметишь ошибку, то громко крикни «НЕ ТАК!». Подчеркни это место и исправь его.

Упражнения на развитие навыков понимания текста.

1. Упражнение «Помоги писателю».

    Детям надо восстановить порядок предложений в деформированном тексте.

2. Упражнение «Соревнование с писателем».

    Ученик, ознакомившись с текстом, должен подобрать свой заголовок, отражающий главную мысль произведения.

«Перед тобой отрывок из рассказа. Его написал знаменитый писатель. Но мы с тобой люди бесстрашные и посоревнуемся с ним. Попробуй дать отрывку название – такое, чтобы в нём был отражён основной смысл рассказа. Постарайся, чтобы название было интересным»

    Для облегчения задачи после отрывка приведены несколько вариантов возможных заглавий. Ученик выбирает заголовок и объясняет свой выбор.

3. Упражнение «Каверзный вопрос».

    Детям предлагается прочитать текст внимательно и подготовиться ответить на вопросы.

«Прочитайте текст. Будьте готовы ответить на самые каверзные вопросы по содержанию!»

    Иногда составляю кроссворд, разгадав который ребята отвечают на вопросы по содержанию.

    Провожу и ещё один вариант этого упражнения. Текст читаем вместе. Ученики сами задают вопросы по прочитанному друг другу или учителю. Чтобы оживить работу,  я иногда даю неверные ответы, чем вызываю бурную реакцию своих воспитанников.

Упражнения по расширению словарного запаса.

1. Упражнение «Кто больше?».

    Задаётся определённая группа слов (овощи, мебель, явления погоды и др.). Учащиеся должны назвать как можно больше слов из этой группы.

2. Упражнение «Извержение вулкана».

    Даётся задание назвать как можно больше слов без определённой темы.

«Представь себе, что ты вулкан. Сейчас начнётся твоё извержение словами. Пусть слова вылетаю из тебя одно за другим. Пришло время словоизвержения!»

Слова называются в течение одной минуты.

3. Упражнение «Игра в противоречия».

    Предлагается называть слова противоположные тем, которые назвал учитель.

4. Упражнение «Найди лишнее слово».

    Из группы слов необходимо найти лишнее и дать объяснение своему решению.

Упражнения на развитие самоконтроля и саморегуляции.

1. Упражнение «Секрет».

    Ученик должен прочитать текст, не называя определённые заданием слова.

«Играем в игру «Секрет». Прочитай текст, не называя вслух названия животных. Когда тебе встретится такое слово, хлопни в ладоши»

Варианты заданий различны.

2. Упражнение «Фокусник».

    Ребятам предлагается прочитать слоги, слова, меняя в них звук [о] на звук [и].

«Поиграем в фокусника! Прочитай слоги, заменяя в них звук  [о]  на звук   [и].

Посмотрим, получится ли у тебя этот фокус»

Задания могут быть разные: на замену, пропуск и т.п.

3. Упражнение «Два дела сразу!».

    Даётся текст. По заданию ученик читает про себя, каждое второе слово в строке нужно произносить вслух.

4. Упражнение «Язык страны НАОБОРОТИИ».

    Ребятам предлагается читать текст по строкам наоборот. Последнее слово строки будет первым и т.д. Задание усложняется, когда даётся задание читать слова наоборот по буквам. Упростить его можно, если попросить читать слова поочерёдно: нормально и наоборот.

Упражнения на коррекцию скорости чтения.

1. Упражнение «Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз».

    Предлагаемый текст читаю ученику. Затем текст читает вслух ученик. Третий раз текст читает вслух ученик с фиксацией времени. Отмечается место, до которого дочитали за 1 минуту. Четвёртый раз текст читает про себя, время фиксируется.

2. Упражнение «Буксир».

    Выбираю текст, соответствующий технике чтения ученика. Читаю вслух с небольшой скоростью. Ученик следит глазами, стараясь не отставать. Потом меняемся ролями.

3. Упражнение «Спринтер».

    Даётся задание при максимальной скорости чтения найти заданное слово.

4. Упражнение «Перескоки».

    Необходимо прочитать текст через слово.

«Прочитаем текст, перескакивая слова. Чтение получится быстрым и смешным! Играем!»

Упражнения на развитие правильности чтения.

1. Упражнение «Пружинка».

    Ученики читают текст, каждое слово или определённые по счёту слова прочитывают двукратно.

«Поиграем в пружинку. Каждое слово в тексте необходимо прочитать два раза. Будет очень весело! С помощью этой игры сделаем наше чтение безошибочным»

2. Упражнение «Найди ударение!».

    Учащимся предлагается в словах текста найти ударную гласную и обвести её кружком. Ребята читают текст про себя и выполняют задание. Затем текст прочитывается вслух, проверяется правильность постановки ударения.

3. Упражнение «Разыщи трудное слово».

    Ученик вслух читает текст. Слова, которые прочитываются по слогам, подчёркиваются. После чтения они анализируются. Далее можно выполнить упражнение «Пружинка», читая двукратно каждое подчёркнутое слово. Заканчивается работа чтением с фиксацией времени.

4. Упражнение «Окошечко».

    Провожу его с целью устранения регрессий. Использую окошечко, которое имеет вырез справа. Читаем тексты с окошечком, ликвидируем навык «двойного чтения».

5. Упражнение «Поиски хитрых букв».

    Упражнение проводится с целью перехода учащихся к орфоэпическому чтению.

Использую небольшие тексты для такой работы.

    «Прочитай текст. Найди в тексте слова, написание и произношение которых не совпадает. Отыщи в них хитрые буквы, которые виноваты в этом, подчеркни их .»

    Учащиеся подчёркивают хитрые буквы, анализируют слова. Проводится упражнение «Пружинка». Затем отрабатывается выразительное чтение текста.

2. 3. Обеспечение систематического контроля  за техникой чтения учащихся – один из стимулов её совершенствования.

        Особое место в работе отвожу мониторингу развития техники чтения каждого ученика.

         В начале каждой недели провожу контрольный замер, результат которого заносится в индивидуальный график «Я расту!». В графике отмечается количество прочитанных слов и  правильность чтения (безошибочное чтение отмечается знаком  «+» или указывается количество допущенных ошибок). Ниже отмечается  дата замера и краткий комментарий, в котором называется способ чтения и уровень сознательности.

График

       При помощи  графика ребята видят положительную динамику развития своей техники чтения. Особенно ценным является то, что становится заметной даже самая маленькая победа! Это воодушевляет и стимулирует всех без исключения. Родители имеют возможность наблюдать достижения детей, видеть результат своей работы.

       График помещается в читательском дневнике, который ведётся каждым учеником. В дневнике заполняется следующая таблица.

Дата

Информация о книге

Название и автор произведения

Прочитано строк (страниц)

Подпись родителей

Подпись учителя

       Чтение произведения дополняется рисунками, отзывами о прочитанном. Уроки внеклассного чтения строю так, чтобы  у учащихся формировался устойчивый интерес к ежедневному чтению литературных произведений. Я сама люблю читать, много читаю. Вот такое отношение к чтению стараюсь передать детям. Никогда не бываю равнодушной, не позволяю себе этого, удивляюсь вместе с ребятами, радуюсь, грущу, переживаю, огорчаюсь, восхищаюсь. Очень отрадно, когда на уроке ощущаю единство душ – моей  и детских.    

       Всё делаю для того, чтобы каждый ученик поверил в свои силы, хотел учиться, стремился достигать новые вершины.

3.Заключение.

     Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого педагога начальной школы. Процесс этот чрезвычайно трудный. Для каждого учителя он начинается с поиска более эффективных подходов в обучении, что неразрывно связано с совершенствования урока чтения, его содержания и структуры. Особенно ценен в решении этого вопроса опыт учёных, психологов, педагогов – новаторов, занимавшихся изучением этой проблемы. Это и Сухомлинский В.А., Зайцев В.Н., Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Федоренко И.Т., Светловская Н.Н., Заика Е.Н., Разумовская О. К., Баранова Е.Е., Костромина С. Н., Нагаева Л.Г. и многие другие. Я старалась творчески использовать их рекомендации, методические приёмы и находки. Постепенно у меня сложилась система работы по совершенствованию техники чтения учащихся. Результаты мониторингов, их сравнительный анализ показали эффективность  этой работы. Главное – проникнуться уверенностью в необходимости и достижимости оптимального чтения для всех учащихся начальной школы. А для этого нужно быть готовым к систематической и кропотливой работе ради этого. Не менее важно вселять веру в собственные силы у каждого ученика. И только в этом случае можно ожидать хорошего результата – быстрого и качественного чтения у 100% учащихся класса. А такое чтение – мощный инструмент познания окружающего нас мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения младших школьников

Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

Пути совершенствования техники чтения младших школьников

Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна....

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"...

Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников

Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?Поиск ...

Обобщение опыта работы по теме:"Пути совершенствования техники чтения младших школьников"

Материал содержит методические рекомендации по совершенствованию техники чтения младших школьников....

Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников через игровые технологии.

Объектом исследования является техника чтения у младших школьников.Предмет исследования: способы совершенствования техники чтения у  младших школьников.Цель исследования состоит в теоретическом и...