Рабочая программа 4 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Тулякова Татьяна Владимировна

         Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

         Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №249 Санкт-Петербурга, учебному плану ГБОУ СОШ №249 Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год. Учитывая переходный период образовательного процесса в ГБОУ СОШ №249 Санкт-Петербурга, а также используемый учебно-методический комплекс, в данной рабочей программе результаты обучения скорректированы в соответствии со стандартами нового поколения и представлены в каждом разделе программы.  

Уровень изучения  

Название учебной программы  

Вид учебной программы  

Используемый учебник  

Используемые учебные пособия

базовый

Литературное чтение

Примерная программа начального общего образования, авторская программа Л.Ф. Климановой , В.Г. Горецкого, утвержденная МО РФ

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А., Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч., М., Просвещение- 2014.

Рабочая тетрадь: Климанова Л. Ф., Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч., М., Просвещение- 2014.  

Основание выбора программы: 

 Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.    

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;  
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  •  приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели: 

  •  принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  •  принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.  

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.  

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

  1. Развитие навыка чтения. — Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов. — Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз. — Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.

Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом чтения  80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному.

  1. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. — Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.

— воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием. - Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.

                  3.         Воспитание культуры речи и чтения. 

-  Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.

- Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над  интонацией (темпом, ритмом,  умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.

- Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов  и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок.

- Формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь   на собственный интерес,  рекомендованный список литературы.  

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

  1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.

-Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы  и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.

— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.

- Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.

     2. Слушание художественных произведений.

— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.

 -Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением.

 -Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.

 -Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся).

    3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.

-  Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д.

- Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.

- Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.

- Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.

- Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.

- Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев. -Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Драматизация прочитанных произведений ( по выбору).

- Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.

- Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х. Андерсена.

- Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д.;  Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.

 -Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета;

 -Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

 Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

Былина - героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр,  имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

-Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.

-Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.

- формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.

-Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно- этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения.

Практическая часть программы:  

Тематический  план

Тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» -102 часов.

№п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе на:

уроки

Проектная деятельность

учащихся

1

Летописи, былины, жития.

7

7

1

2

Чудесный мир классики

22

22

3

Поэтическая тетрадь

12

12

4

Литературные сказки

16

16

5

Делу время-потехе час

9

9

6

Страна детства

8

8

7

Поэтическая тетрадь

5

5

8

Природа и мы

12

12

9.

Поэтическая тетрадь

8

8

10

Родина

8

8

1

11

Страна Фантазия

7

7

12

Зарубежная литература

18

18

Резервные уроки

1

1

Итого:

68

68

2

Формирование  УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления составлять план и последовательность действий адекватно использовать речь для регуляции своего действия; развивать память, речь, воображение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; определять цели деятельности  после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы; сверять свои действия с целью корректировки.  Прогнозировать содержание раздела; использовать речь для регуляции своего действия и ставить новые учебные задачи, адекватно использовать речь для регуляции своего действия;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели составлять план и последовательность действия; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия , прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности; наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения сбор информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выявлять особенности сказок, выделять мораль; представлять героев; выбирать вид чтения в зависимости от цели; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; событий в рассказах; научиться пользоваться разными словарями для понимания значения неизвестных слов; определять нравственный смысл рассказов; сравнивать героев и характеризовать их, используя текст, чувствовать, как меняется настроение автора; выбирать вид чтения в зависимости от цели; слушать стихи, понимать красоту поэтического слова; находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения; чувствовать, как меняется настроение поэта, находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения;

Определять жанр произведения, понимать нравственный смысл рассказов, определять основную мысль рассказа, сравнивать свои наблюдения за природой с рассказом автора, придумывать свои рассказы о природе.

Формулировать свои затруднения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  

делиться своими впечатлениями о прочитанном; самостоятельно придумывать поэтические образы; задавать вопросы, слушать собеседника; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

делиться своими впечатлениями о прочитанном; активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач; следить  за развитием и последовательностью;

вступать в беседу на уроке, высказывать и обосновывать свою точку зрения; корректировать свою позицию. Рассказывать о прочитанном, делиться своими впечатлениями; делиться своими впечатлениями о прочитанном; самостоятельно придумывать поэтические образы;

        

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема раздела и уроков

Решаемые проблемы

Понятия

Домашние задания

1.

Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела.

Повторить правила общения с книгой; познакомить с новым учебником; ввести в новую тему «Летопись»

Стр.1- 6 читать.

2.

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать культуру и уважение к истории России.

Летописи, жития, яства, гривна, паволоки, урочье.

Стр. 6-8, ответить на вопросы.

3.

События летописи- основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Продолжать знакомить с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси; учить сравнивать текст летописи с историческими источниками.

Читать летописи, былины, сказания.

4.

Из летописи;

 «И вспомнил Олег коня своего». Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Показать значение летописей для людей; учить правильно, читать и понимать исторические произведения

Волхвы, кудесник, слыть

Выучить отрывок из баллады А.С Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

5

Былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

Обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст, работать над содержанием былины, находить аналогии с реальными историческими событиями.

Булатная броня, сие, палица, яхонты, вертлюги, сажень, монах, витязь, амбар, целовальнички, облатынивать, застава богатырская, смета, заподваливать, речи елейные, гнездовину разнёс, по ордам, не простофильтесь

С. 17-19, прочитать былину и разделить её на смысловые части.

6

Житие Сергия Радонежского

Познакомить с отрывком из « Жития Сергия Радонежского»; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Благородный, уродник, добродетель, праведный, обет, благочестивый, ангел, смирение, мошна, благодать, отрок.

С.22-28, прочитать,

7

Обобщающий. Игра «Летописи, былины, жития»

ПРОЕКТ «Календарь исторических  событий»

Обобщить знания учащихся по разделу; развивать речь, мыслительные операции и творческие  способности

Монголо-татарское иго, Царьград,

Аллегория, иносказание, Библия, Святая  Троица

С.29-34, выполнить задание 9.

8

Знакомство с названием раздела.  П.П. Ершов «Конёк –Горбунок»

Познакомить учащихся с творчеством П.П. Ершова, работать над содержанием сказки, обучать выразительному чтению.

Вскоре, смеркаться, пшеницу шевелить, соглядать, сызнова, сенник, «зубы начали плясать».

С.38-61 знакомство со сказкой.

ИКТ

9

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок» Сравнение народной и литературной сказок.

Развивать память, речь, мышление, воображение, отрабатывать навыки беглого  выразительного чтения.

 «До животиков промёрз», караул, «на печи в углу поёт изо всей дурацкой мочи», три вершка (13 см)

С. 60-61 зад.9,13.

10

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок» Характеристика героев.

Учить понимать поступки героев, давать им характеристики

С.38-61, , найти и прочитать сказку целиком.

11

А.С. Пушкин Стихи

«Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...», «Няне».

Продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина, учить понимать и правильно читать стихи поэта

С.64-69 ИКТ

12

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Познакомить со сказкой , научить наблюдать за развитием основной мысли.

Светлица, вороты, всечасно, алчную (землю)

Инда.

С.70-91

13

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Сравнивать начало и конец сказки, рассказывать о героях произведения, сравнивать с другими героями.

Сочельник, молодица, перста, дивичник, сенная девушка.

С.70 – 91, прочитать и нарисовать иллюстрацию.

14

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» деление сказки на части

Учить наблюдать за особенностями языка сказок,  сравнивать произведения и изобразительного искусства

Подворье, горница, лежанка изразцовая, полати, сорочина, спешить

С.70-91

Инсценировать отрывок.

15

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Познакомить с творчеством Лермонтова, отработать навыки беглого выразительного чтения

Терек- река на Северном Кавказе, утёсистых (громад), приют, Дарьял (аул)

Аяк-Ага (знатный господин), чауш (сторож), оглан(мальчик), пророк, газель, зарок, сааз, паша, намаз,

С.92-96

С.97-111.

16

М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

Отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух.

Развивать поэтический слух, воо

С.111 ,зад.7, написать отзыв на произведения.

17

М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» Характеристика героев.

18

Л.Н.  Толстой

«Детство»

Расширить знания учащихся о жизни Л.Н. Толстого.

Вспомнить прочитанные произведения

Maman

С.112-118

Выразительное чтение.

19

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

(басня)

Л.Н. Толстого. Познакомить с басней.

Порох, басня

С.118-120, выразительное чтение

20

А.П. Чехов «Мальчики»

Познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова.

Розвальни, сюртюк, самоеды, бизон, пампасы, мустанг,индейцы,

С.120-134 ИКТ

21

А.П. Чехов «Мальчики»

Учить раскрывать смысл произведения., характеризовать его.

Учить раскрывать смысл произведения. характеризовать его.

москит, термит, чечевица, плантации, флигель, приказчик, урядник

С.120-134 ИКТ

22

КВН по разделу «Чудесный мир классики»

Оценки достижений.

Обобщить полученные знания  по разделу. Развивать творческие способности детей

С.135-136

23

Знакомство с разделом.

Ф.И. Тютчев

Стихи

Расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева, обучать правильному чтению стихов

Расширить знания о творчестве

Воздвинуться, изнемочь, нега

С.137-138

24

А.А. Фет

Стихи

А.А. Фета, учить самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению

Очертанье, бархат

Древа, обнажены, ветхий, незримый, ропот

С139-142

25

Е.А. Баратынский Стихи.

Познакомить с творчеством Баратынского, учить находить в тексте средства

С. 143-144

ИКТ

26

А.А. Плещеев

«Дети и птичка»

художественной выразительности, которые помогают увидеть картины, созданные автором

Познакомить с творчеством Плещеева, учить самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению

Снег сойдет, природа оживёт

Межа, грезит.

С.145

ИКТ

27

И.С. Никитин

«В синем небе…»

Расширить знания детей о поэте, пополнять словарный запас учащихся, находить в тексте средства художественной выразительности

Невесёлая дорога, едва прикрыта грудь, не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву, люблю глубоко.

Сумерки, салазки.

С.146

ИКТ

28

Н.А. Некрасов

Стихи

Расширить знания детей о поэте, пополнять словарный запас учащихся, находить в тексте средства художественной выразительности

Невесёлая дорога, едва прикрыта грудь, не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву, люблю глубоко.

С. 147-149

ИКТ

29

И.А. Бунин

«Листопад»

Расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова, учить самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому.

Сумерки, салазки

Лиловый

С. 147-149

С.150-151

ИКТ

30

Внеклассное чтение. Родные поэты.

Расширять знакомство с классической поэзией; увлечь чтением стихов о Родине, о её людях, о природе; формировать навыки выразительного чтения.

Читать о творчестве родных поэтов.

31

Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь»

Обобщить знания детей по данному разделу

Олицетворение, строфа

С.152-154

32

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского.

Табакерка, счесть нельзя, уверился, померкли, затеплилась, мудрено, право, извольте, с сими словами,

С.156-168

33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки, формировать навык выборочного чтения.

Учтиво, свод, камин, досадно, мостовая вымощена перламутром, ни пяди, индо, одинакие, опамятоваться

С.156-168

34

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Обучать делить текст на смысловые части, составить план.

Подготовить рассказ о Мише.

35

В.М. Гаршин

«Сказка о жабе и розе»

Познакомить с творчеством Гаршина, учить сравнивать народные и литературные сказки по теме, событиям и по главной мысли;

Кол, пика, Барбос, повилика, коровяк, пронизать

С.169-179. ИКТ

36

В.М. Гаршин

«Сказка о жабе и розе» Герои литературного текста.

Познакомить с творчеством Гаршина, учить сравнивать народные и литературные сказки по теме, событиям и по главной мысли.

Кол, пика, Барбос, повилика, коровяк, пронизать

С.169-179. ИКТ

37

В.М. Гаршин

«Сказка о жабе и розе»

Пополнять словарный запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения.

Дочитать сказку, найти св. об авторе.

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Познакомить с творчеством П.П. Бажова ,учить определять тексты повествовательные, описательные, тексты-рассуждения

С.180-192

39

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Познакомить с творчеством П.П. Бажова ,учить определять тексты повествовательные, описательные, тексты-рассуждения

Даренка, голбчик, покосные ложки, статочное ли дело.

Придумать сказку о животном и растении.

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям.

Пожитки, несподручно,

похлебка.

41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Познакомить с творчеством Аксакова.

Именитый, парча, сажень, чертог, гвалт, заутра.

С.193-204 ИКТ

До слов «Очутилась она во дворце зверя лесного…»

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Учить сравнивать народные и литературные сказки по теме, событиям и по главной мысли; учить определять тексты повествовательные, описательные, тексты-рассуждения

Дочитать сказку до конца. Подумать о том, как её можно разделить на части.

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

44

Обобщающий

 Игра «Крестики-нолики»

Расширить знакомство с классической литературой; увлечь чтением литературных сказок; обобщить знаний детей по изученному разделу.

Подготовиться к контрольной работе.

45

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.

Проверить сформированность умения работать с учебной книгой.

Почитать любимую книгу.

46

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Познакомить с творчеством Шварца, учить бережно, относиться к своему и чужому времени, ценить его

Окладистая, керосиновая, ходики, пола, полы

С.4-16

Перечитать сказку, найти толкование непонятных слов.

47

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Учить делить текст на части, выделять главное, составлять план.

Подготовить пересказ и иллюстрацию.

48

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

Расширить знания детей о творчестве Драгунского, учить узнавать, что произведение может рассказать о своём авторе

Мужичок с ноготок, чернила, чтокать

Шопен, поёрзал, частик, зельц

С.17-23

49

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Учить учиться на основе рассказа В.Ю. Драгунского

С.24-28 Выразительное чтение рассказа.

50

В.В.  Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Познакомить с

творчеством Голявкина, учить понимать смысл произведения, находить нужный материал в справочной литературе и рассказывать о творчестве писателя

Панент

С.29-34

51

 

Обобщение по разделу «Делу время, потехе час»

Оценка достижений.

Обобщить знания детей по данному разделу.

52

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Продолжить знакомство с творчеством Житкова

Корма, мачта, палуба, полировать, лакировать

С.38-46

53

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Учить составлять план, подробно пересказывать произведения с использованием авторских слов и выражений.

Подготовить пересказ от имени главного героя.

54

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Продолжить знакомство с творчеством Паустовского

Аккорд, симфонический, ботфорты, парча, фетровая шляпа.

С. 47-58

55

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Учить использовать в своей речи олицетворение и сравнение.

Перечитать текст. Вспомнить произведения К.Г.Паустовского

56

М.М. Зощенко «Ёлка»

Учить анализировать поступки героев, обогащать словарный запас учащихся

Длинновязая, золотушный,

С.59-64

ИКТ

57

Обобщение по разделу «Страна детства»

Оценка достижений.

Повторить и обобщить изученный материал, развивать навыки сравнения,сопоставлениялогического мышления.

58

В.Я. Брюсов

Стихи

С.А. Есенин

«Бабушкины сказки»

Познакомить с творчеством Брюсова, учить читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения, понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства

Пополнить знания о поэте, познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки», учить сравнивать

стихотворения разных поэтов на одну тему.

Дебри, гиппопотам

Задворки, разухабистая гурьба, опостылеют

С.68-70

ИКТ

С.71

ИКТ

59

М.И. Цветаева

Стихи

Продолжить знакомство с творчеством Цветаевой, учить раскрывать мир поэзии

Рай, шпага, замок

С.72-73

ИКТ

60

Обобщение по теме. Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

Повторить и обобщить изученный раздел

61

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Расширить знания о творчестве Мамина-Сибиряка, учить внимательно читать произведения, наблюдать как авторы описывают  животных, птиц, природу.

Писатель натуралист, доспехи, сайма, муштровать, муштра

С.76-84

ИКТ

62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление.

Придумать, что случилось с Приемышем дальше.

63

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Расширить знания о творчестве Куприна, раскрыть смысл рассказа о дружбе и верности.

Приземистый, сталактит, флирт, фистон, подпалина, лицемерный

С.85-91

ИКТ

64

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Учить анализировать поступки героев

Лицемерие, лавры, карьер, триумфальный

Подготовить творческий пересказ от имени Барбоса. Подготовить рассказ о сороках, индивидуальное задание.

65

М.М. Пришвин

«Выскочка»

Расширить знания о творчестве Пришвина, наблюдать, как авторы описывают  животных, птиц, учить анализировать произведение

Бдительность, радужный

С.92-95

66

М.М. Пришвин

«Выскочка»

Отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Написать свою историю наблюдений о животных.

67

Е.И. Чарушин

«Кабан»

Продолжить знакомство с творчеством Чарушина, учить познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе

Олень марал, ягуар, медведь-губач, гуськом

С.96-99

68

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Продолжить знакомство с творчеством Астафьева, учить находить необходимую информацию в тексте для выборочного чтения

Яр, бесцеремонно, заполошно, лепиться

С.100-109

ИКТ

69

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Расширять знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.

С.111, зад.2,3

Пересказ от имени Скрипа.

70

Обобщение по разделу. Конкурс знатоков «Природа и мы»

Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела. Учить составлять научно-познавательный текст

71

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Познакомить с творчеством Пастернака, показать, что сближает разные виды искусства, учить определять в стихотворении настроение и чувства поэта

Чертог, позолота, венец, каталог

С.114-115

72

С.А. Клычков

«Весна в лесу»

Познакомить с творчеством С.А.  Клычкова, учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника

Грудой, рудый, яр, никнет, истома, клохчут, пробор, свирелка

С. 116-117

ИКТ

73

Д.Б. Кедрин

«Бабье лето»

Познакомить с творчеством Кедрина, показать, что сближает разные виды искусства, учить определять в стихотворении настроение и чувства поэта

Бабье лето, зябкий

С.118

74

Н.М. Рубцов

«Сентябрь»

Познакомить с творчеством Рубцова, учить определять в стихотворении настроение и чувства поэта.

Поднебесный, багряной, россыпь, златогривые, бездна

Зорюшка, рассыпала, багровые, златотканые, ватага,

С.119

ИКТ

75

С.А. Есенин «Лебёдушка»

Познакомить с творчеством С. Есенина, учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и  художника, раскрыть красоту поэтического произведения.

лебежатушки,  дробилась, изумрудные, заводь, раздольная, тихозвонные, муравушка, жемчуг, лазоревы,

С.120-125

ИКТ

76

Обобщающий урок. Конкурс

«Поэзии прекрасные страницы»

Контроль усвоения материала раздела учащимися, развитие творческих способностей

чужедальние, коршун, гоготала, созывала, распластанный, помертвелые, раздирал, колыхалось

С.126

77

И.С. Никитин «Русь»

Познакомить с творчеством И.С. Никитина. Учить читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину, используя прочитанные произведения и собственные мысли.

Шатер, грани, цепи, нивы зрелые, зарево, непроглядная, державная, православная, царственная, разгул, казна,     курганы, полчища, Литва,     лях, колебалася, зловещий, кровавый пир.

С.128-132

ИКТ

78

С.Д. Дрожжин

«Родине»

Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине,  познакомить с творчеством Дрожжина, учить делить стихотворный текст на части.

Недвижим, молитвенно, чарующий, приветные, мощь

С.133-135

ИКТ

79

А.В. Жигулин

«О, Родина!..»

Познакомить с творчеством А.В. Жигулина. Учить читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину, используя прочитанные произведения и собственные мысли

Неяркий, трепетный взор, роща белоствольная, ржавый крест, жнивьё

С.138

ИКТ

80

НАШИ ПРОЕКТЫ

«Они защищали Родину»

Учить самостоятельно делать сообщения по итогам пройденной темы

Литературный вечер, музыкальная композиция, устный радиожурнал

С.140-141

81

Обобщающий урок по теме «Родина»

Оценка достижений.

составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Отчизне.

книга воспоминаний, вечер военной песни, фотомонтаж.

82

Е.С.Велтистов

«Приключения Электроника»

Познакомить: с творчеством Велтистова, с понятием научно-фантастической литературы

Кибернетик, кибернетика, контрабас

С.144-149

83

Е.С.Велтистов

«Приключения Электроника», герои фантастического рассказа

Учить определять особенности фантастических рассказов.

Составить рассказ наш друг Электроник.

84

К. Булычёв

«путешествие Алисы»

                                             

Познакомить с творчеством Булычёва о наших сверстниках и их удивительных приключениях;

Космокатер, песчаные барханы, трофеи, благозвучное, кают-компания, трюм, иллюмин.

С.150-157

85

К. Булычёв

«путешествие Алисы»

                                             

Научить анализировать текст, делить его на части

Дверной проем,огнемет, динамик,отсек,непоседа,тычется,грош.

Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении.

86

Обобщающий  урок по теме  « Страна фантазия»

Обобщить знания по изученному разделу, учить самостоятельно придумывать фантастические рассказы

С.158                                  

87

Д.Свифт

«Путешествие Гулливера»

Познакомить с творчеством Свифта, с понятием зарубежная литература.

Колчан, врассыпную, мальчик-паж

С.160-166

88

Д.Свифт

«Путешествие Гулливера» Особенное развитие сюжета в зарубежной литературе.

Развивать умение пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план, используя авторский текст

Прочитать произведение.

89

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»

Расширить знания детей о творчестве Г.Х. Андерсена, учить анализировать сказку

Кораллы, янтарь, сан, фейерверк, гавань

С.167-193

90

Г.Х. Андерсен

«Русалочка». Авторская сказка.

Находить ответы на вопросы, делить текст на части, озаглавливать.

Перечитать текст, который читали на уроке.

91

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»

Деление произведения на части.

Характеризовать героев, анализировать их поступки.

Поделить текст на части, озаглавить их, проиллюстриро-вать понравившуюся часть

92

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»

Рассказ о Русалочке

Отрабатывать навыки выразительного чтения

Дочитать сказку.

93

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»

Характеристика героев.

Развивать , память, речь, мышление

Бойко, восседать, любопытство, поразительный.

Подготовить выразительное чтение.

94

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Познакомить с творчеством М. Твена, учить пересказывать текст от имени героя, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Кафедра, бедовый.

С.194-200

95

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Пересказать текст от имени героя, развивать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мышление.

Пересказ текста от имени Тома Сойера.

96

С. Лагерлёф

«Святая ночь»

Познакомить с творчеством С.  Лагерлёва, раскрыть содержание его произведений, учить анализировать характер и поступки героев.

Рождественский сочельник, рождественские песнопения,

С.201-208

97

С. Лагерлеф

«В Назарете»

Святое семейство

Познакомить учащихся с новым произведением, расширить знания детей по данной теме

С.209-216

98

С. Лагерлеф

«В Назарете» Иисус и Иуда

Учить анализировать характер и поступки героев, развивать умение работать с иллюстрацией

Найти дополнительный материал об Иисусе и Иуде.

99

Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».

100

Контрольная работа за 2 полугодие.

101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

Закрепить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Зарубежная литература

102

Урок – игра «Литературные тайны»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

 - урок изучение нового материала;

 - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

 -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

 -комбинированный урок;

 -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

 урок –  сообщение новых знаний

 урок-закрепление знаний

 урок-повторение знаний

 урок – игра

  проверка знаний  

Учебное оборудование:

 технические средства (проектор, компьютер, магнитофон)

 учебные  (столы, доска)

 Собственно учебные средства:

 наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты , таблички с терминами).  

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Индуктивные, дедуктивные.

3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. Устного контроля и самоконтроля.  

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

 Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я.     Корчак и др.);

- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

 Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- Игровые технологии.

 Технологии развивающего обучения:

- Система развивающего обучения;

- Технология развивающего обучения  

 Принципы обучения:

 Принцип научности обучения

 Связи теории с практикой

 Системности

 Принцип сознательности и активности в обучении

 Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

 Принцип наглядности

 Доступность обучения

 Принцип прочности усвоения знаний  

Формы подведения итогов:

 Индивидуальный и фронтальный опрос

 Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

 Работа в паре, в группе

 Написание отзывов на прочитанное произведение

 Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)

 Срезовые работы (тесты)

 Творческие работы (сочинения, изложения)  

К концу 4 класса учащиеся должны:

  1. Овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
  2. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами.
  3. Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или возможное продолжение и завершение.
  4. Составлять план прочитанного (полный, краткий, картинный)
  5. Вводить в пересказы -  повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
  6. Самостоятельно, или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения
  7. Знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей классиков
  8. Знать наизусть несколько стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы
  9. Знать несколько  народных сказок, уметь их пересказывать
  10. Знать несколько пословиц, крылатых выражений, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них
  11. Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителей или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ
  12. Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Классификация ошибок и  недочетов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделит основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста  за  время, немного превышающее установленное время;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.
  • Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общепринятым.

Ресурсное обеспечение программы

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • рабочая программа Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» М., Просвещение 2014 год
  • учебник по чтению «Литературное чтение»  в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2014 г. с логотипом ФГОС
  • Рабочая тетрадь по литературному чтению С.В.Кутявина М.: «ВАКО, 2014г. с логотипом ФГОС
  • Методическое пособие с поурочными разработками С.В.Кутявина М.:»ВАКО» 2014
  • Толковый словарь В.И.Даля в 4 частях
  • Большой фразеологический словарь
  • Хрестоматия для начальной школы

Электронные ресурсы

  • Презентации к урокам
  • DVD диски с русскими народными сказками
  • DVD диски с литературными произведениями
  • Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой М., Просвещение 2014 г.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска СМАРТ
  • Магнитофон
  • проигрыватель  
  • Комплекты демонстрационных таблиц и картин, портреты писателей

Интернет - ресурсы

  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
  • http://it-n.ru – сеть творческих учителей
  • http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
  • http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://som.fsio.ru/-  сетевое сообщество методистов
  • http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  
  • http://www.auditorium.ru/  - Российское образование – сеть порталов
  • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
  • http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
  • http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
  • http://www.profile-edu.ru  - сайт по профильному обучению;
  • http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования
  • http://www.ug.ru  – Учительская газета
  • Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании

// http://ict.edu.ru/lib/

  • МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
  • Объединение педагогических изданий "Первое сентября"

// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm

  • Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/
  • Российский общеобразовательный портал  http://www.school.edu.ru
  • Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
  • Система федеральных образовательных порталов

// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm

  • Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
  • Федеральный портал «Российское образование»  // http://www.edu.ru
  • Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...