Нравственный аспект уроков литературного чтения
статья по чтению на тему

Макарова Елена Валерьевна

          Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии.

         В данной работе раскрывается как воспитывать нравстенные качества посредством уроков литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

 «Региональный институт развития образования»

______________________________________________________

Кафедра управления
развитием общего и профессионального образования

Нравственный аспект уроков

в начальной школе в рамках введения ФГОС

Курсовая работа

                        Макаровой Елены Валерьевны,

                               обучающейся по индивидуальному
                                               образовательному маршруту по теме

                             «Федеральный государственный

                                         образовательный стандарт начального

                                общего образования: содержание,

  актуальные вопросы введения и реализации»

Новый Порт

2014

“Нравственность – разум сердца”. Г. Гейне

 

            В кратком словаре по философии понятие нравственность приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [1]

Во II томе «Словаря русского языка» дается следующее двойное определение нравственности: 
1. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе.
2. Моральные качества человека. 
И далее: нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, относящиеся к внутренней, духовной жизни человека. Мораль же трактуется как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. 
           
В переводе с греческого и латинского слова «этос» и «мораль» означают «обычай», «порядок», «уклад», «привычка», «нравы». То есть эти слова имеют одинаковое лексическое значение [2]. 

Таким образом, понятия «мораль», «нравственность», «этика» близки к друг другу.

Что такое нравственное воспитание?

С.Л. Фролова отмечает, что нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе [3]. 

          Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии.

           Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно  как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.

                Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературы.

 Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом.

Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание. 

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
           
Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними. 
           
Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. 

             Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. 

            Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения может организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками художественного текста – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам. 
         
На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке: 
-думали над прочитанным;

-сопереживали героям;

-оценивали их поступки;

-осмысливали их проблемы;

-соотносили их жизнь со своей жизнью; 

-старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

              Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире. 

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: 
-умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; 

-умение сопереживать героям и автору;

-умение понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи. 

           Учебник «Литературное чтение» (авторы: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий УМК «Перспектива»), который направлен на формирование культуры маленького ребёнка, приобщает к российским и мировым ценностям, книге как источнику культуры, активно включает ребёнка в процесс учения, обеспечивает его познавательную и жизненную позицию. Таким образом, именно учебник создаёт условия для духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка.

Некоторые разделы целенаправленно формируют данный личностный результат.

Раздел «Радуга-дуга» (1 класс, 1 часть, с. 28—51) включает произведения малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, считалки и песенки. Русские фольклорные песенки, потешки, считалки даны вместе с произведениями устного народного творчества других стран, чтобы развивать интерес к мировой культуре и воспитывать любовь к своему народу, к своей Родине.

В раздел «Здравствуй, сказка!»  (1 класс, 1 часть, с. 52—91) включены русские народные сказки о животных и сказки других народов России. Народные сказки сопоставляются с авторскими сказками, которые объединены общей темой и героями. Дети, читая и сравнивая сказки, приходят к выводу о том, что люди, живущие в разных странах, одинаково мечтали о добре и справедливости.

В раздел «Край родной, навек любимый» (1 класс, 2 часть, с. 66—94) включены художественные произведения отечественных писателей, в которых показана красота родного края, любовь к своей земле, к своей стране и, конечно, семье. Например, А. Митяев «За что я люблю маму» (1 класс, 2 часть, с. 87), Л. Толстой «Мальчик и отец» (1 класс, 2 часть, с. 92), Е. Пермяк «Первая рыбка» (1 класс, 2 часть, с. 90) и др.  После чтения этих произведений учащимся вместе с Аней и Ваней (сквозными персонажами учебника) предлагается поразмышлять, почему Родину сравнивают с матерью, и сделать совместный вывод: «Слова Родина, мать, отец, семья — самые главные для каждого человека» (1 класс, 2 часть, с. 84).

Таким образом, содержание учебника 1 класса помогает формировать следующие личностные качества:

• интерес к художественной литературе русского и других народов России;

• любовь к своей семье, Родине;

• уважение к другим людям, народам.

Учащимся рекомендуется работать в паре, в группе, осваивать различные социальные роли. Например, прочитав стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин…» (1 класс, 2 часть, с. 85), дети обсуждают в паре смысл последних строк стихотворения: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей».

В учебнике даны репродукции картин известных русских художников: И. Грабаря, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина. Система вопросов и заданий направлена на знакомство учащихся 1 класса с изобразительным искусством; формирует умение наблюдать за композицией картины, подбором красок. В учебник включены фотографии русских городов и сёл. Впервые учащиеся знакомятся с фотографией как произведением искусства; учатся сравнивать фотографии с репродукциями картин; иллюстрировать с помощью фотографий другие произведения искусства.

В методический аппарат учебника включены задания, позволяющие иллюстрировать произведения художественной литературы; сравнивать авторские и собственные иллюстрации; выполнять творческие задания.

 Личностный результат «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» также начинает формироваться в 1 классе.

В учебник включены разделы, которые помогают осмыслить важные нравственно-духовные ценности своего и других народов:

— «Люблю всё живое» (основные идеи раздела: никого не обижай; мы в ответе за тех, кого приручили; общаемся с миром природы; обходиться добром со всяким);

— «Хорошие соседи, счастливые друзья» (основные идеи раздела: нет друга — ищи, а нашёл — береги; доброе слово лучше мягкого пирога);

— «Край родной, навек любимый» (основные идеи раздела: лучше нет родного края; Родина любимая — что мать родимая).

Впервые в учебник 1 класса включены тексты для семейного чтения. Учащиеся и их родители вместе обсуждают проблемы, которые необходимо решить героям художественных произведений. Например, после совместного чтения рассказа К. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» (1 класс, 1 часть, с. 23) необходимо обсудить следующие вопросы:

— Как вы понимаете название рассказа?

— Подумайте, почему для названия своего рассказа  К. Ушинский выбрал именно эту пословицу.

— На какие важные мысли он обращает наше внимание?

— Можете ли вы привести примеры (случаи) из жизни, когда уместно было бы напомнить ребятам эту пословицу?

— Подумайте, нужны ли каждому человеку знания о том, что хорошо и что плохо.

Кроме того, в учебник 1 класса включены дидактические тексты, которые моделируют поведение ребёнка в той или иной ситуации, позволяют осознать и осмыслить различные социальные роли. Например, рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» (1 класс, 2 часть, с. 44—45).

Учащимся предлагается подумать, почему сильный мальчик, который никого не боялся, остался один.

Многие произведения учебника 1 класса направлены на формирование умения разрешать спорные (конфликтные) ситуации, моделировать своё поведение в различных социальных группах. Например, после чтения рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра» (1 класс, 2 часть, с. 48—49) предлагается ответить на следующий вопрос: «Есть ли среди твоих друзей и знакомых человек, который мог бы поступить так же, как Санька? Расскажи о нём».

           Изучая литературу по данной теме, особый интерес вызвала работа «Методические рекомендации по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения», в которой автор предлагает применять на уроках литературного чтения этический словарик.    

В чем значимость применения этического словарика на уроках литературного чтения? Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей. Используя этический словарик можно добиться более высокого понимания и осмысления терминов, отражающих нравственные ценности, уяснить поведение героев и действующих лиц, мотивы поведения через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях. 
Этический словарь должен состоять из следующих пунктов: 
- нравственное качество;
- определение данного качества; 
- произведение, герой, обладающий этим качеством;
- признаки, поступки, по которым было определено данное качество; 
- наличие данного качества у близких людей, одноклассниках;
- наличие данного качества у самого ребенка;
- иллюстрация, показывающая наглядно качество.
     
Работа с этическим словариком организуется на этапе анализа произведения, когда выполняется анализ художественного образа. Ученики в ходе анализа выявляют наличие у героя нравственного качества, пытаются раскрыть понятие, определить признаки, доказывающие наличие этого качества у героя. Учитель помогает сформулировать определение, организует самостоятельную работу учеников со словариком. Работа с пунктами 5 и 6 ориентирована на то, чтобы ученик начал переосмысливать выделенное понятие и «примерять» его на себя: «А кто из моих близких такой? А можно ли про меня так сказать? Могу ли я быть таким же? Способен ли я так поступать?» Работа со словариком продолжается и дома. Ученики подбирают рисунки, фотографии, на которых представлена ситуация, эпизод, иллюстрирующий проявление записанного в словарик на уроке литературного чтения нравственного качества. Эта работа способствует лучшему пониманию и осмыслению качества. 
В качестве основных нравственных качеств, которые могут анализироваться и записываться в этический словарик можно выделить следующие: 

  • Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения. 
  • Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым. 
  • Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу
  • Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело. 
  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
  • Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам. 
  • Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо. 
  • Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценностей каждого человека как нравственной личности. 
  • Искренность – умение человека выражать свои подлинные чувства и эмоции. 
  • Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей. 
  • Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 
  • Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений. 
  • Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты 
  • Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
  • Преданность - чувство любви и верности к кому-либо. 
  • Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.
  • Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.
  • Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему. 
  • Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту. 
  • Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам. 
  • Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины 
  • Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру. 
  • Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми. 
  • Точность – качество, выражающееся в умении делать что-то своевременно, точно в срок. 
  • Трудолюбие – качество человека, характеризующееся в желании человека трудится.
  • Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств. 
  • Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель. 
  • Честность – неспособность к аморальным, антиобщественным поступкам. 
  • Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Таким образом, одним из средств, способствующих развитию нравственных качеств младших школьников, по-нашему мнению, может быть этический словарик. Использование этического словарика на уроках литературного чтения авторы связывают с этапом анализа литературного произведения, в работе обеспечивается усвоение и запоминание терминов и понятий, отражающих нравственные качества. [6]
В процессе изучения произведения учащиеся в тетради составляют таблицу:

 

Произведение

Герой

Нравственное качество

Признак

В. Берестов.

 «Разлука»

Мальчики – друзья 

Товарищество

Герой переживают разлуку с лучшим другом

            Формирование нравственных качеств детей происходит и на самом уроке. Ведь на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе. Отношение ученика к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка ив то же время требовательность друг к другу, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

               В начале урока важно создать благоприятный психологический настрой: использую смайликов для оценивания эмоционального состояния, стихи:

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

Воспитывается уважение друг к другу, умение слушать товарища, считаться с мнением других при  работе в парах, группах.

          Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе.  Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует, прежде всего, то, что ярче всего проявляется в личности наставника.
Не важно, какой предмет ведёт учитель, главное, какие условия создает   на своих уроках для гармоничного развития личности.

 

 

Литература и Интернет-источники:

1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/841/НРАВСТВЕННОСТЬ

2.Пидкасистый, И. И. Педагогика / И. И. Пидкасистый. – М.: 1995. – 637 с. 

3.http://lib.convdocs.org/docs/index-13197.html?page=2 

4.http://festival.1september.ru/articles/600234/

5.http://do.gendocs.ru/docs/index-336712.html?page=8 

6.http://topreferat.znate.ru/docs/index-54825.html?page=2   Реферат  «Методические рекомендации по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в начальных классах».

7.Научно-методические и концептуальные основы курса «Литературное чтение» 1 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...