"В гостях у сказки" 2 класс
план-конспект занятия (чтение, 2 класс) на тему

Осипович Ирина Вениаминовна

Литературная викторина, в которой принимают участие  команды детей под руководством родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_viktorina_2_klass.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Литературная викторина

«В гостях у сказки»

(2 класс)

        

 подготовила учитель начальных классов

Осипович Ирина Вениаминовна

         

                                        г. Рузаевка, Республика Мордовия

                                                       2013г.

Цели: 

  1. Развивать любознательность и интерес к литературе через внеклассную работу по предмету.
  2. Расширение кругозора детей, развитие образного мышления, формирование учебной мотивации, содействие сплочению коллектива, умению работать в команде.  

Ход мероприятия!

  1. Организационный момент

Учитель.

Начинаем нашу викторину «В гостях у сказки».  В ней принимают участие команды:

 «Знатоки»

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;  почётный капитан …..

«Радуга»

Девиз: “Мы как радуги цвета неразлучны никогда”;  почётный капитан ….

«Весёлые ребята»

Девиз: “Учение, стремление, спорт, достижение”; почётный  капитан ….

«Светлячок»

Девиз: "Светить всегда, светить везде, не оставлять друзей в беде "; почётный капитан …..

«Умники»

Девиз: «Знание – сила»; почётный капитан ….

«Улыбка»

Девиз: «Жизнь без улыбки - ошибка, да здравствует смех и улыбка!»; почётный капитан …..

Учитель. У каждой команды есть возможность 1 раз воспользоваться помощью своего почётного капитана, большим специалистом в области сказок, бабушкой или мамой, которые оставили сегодня свои дела и пришли к нам в класс с одной целью - помочь своим детям победить в труднейшей битве.  

Ваши мамы и бабушки очень много знают и в конце нашей викторины они смогут помочь своей команде заработать дополнительно очки, ответив на 1 вопрос.

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри )

  1. Разминка

Учитель:

Горят причудливо краски,

 И, как ни мудра голова,

 Вы всё-таки верьте сказке,

 Сказка всегда права!

Ребята! Начинаем наше путешествие в сказку. Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими. Ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку  Рябу,  про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки Ш. Перро, Братьев Гримм и многие другие. Конечно, вы знаете сказки.

Но прежде чем приступить к викторине, нужно провести разминку. Каждой команде по очереди будет задано по 3 вопроса. За каждый правильный ответ вы можете получить по 1 баллу. Если вы не знаете, то говорите «Дальше» и пропускаете вопрос.

«Разминка» (макс. 3 балла)

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка».

  1. Девочка добрая в сказке жила,

 К бабушке по лесу в гости пошла.

 Мама красивую шапочку сшила

 И пирожков дать с собой не забыла.

 Что же за девочка-лапочка.

 Как зовут её? … (Красная Шапочка)

2. Друг за друга по цепочке

 Ухватились все так прочно!

 Но ещё помощники скоро прибегут,

 Победит упрямицу дружный общий труд.

 Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

3. Человек немолодой

 С преогромной бородой.

 Обижает Буратино,

 Артемона и Мальвину.

 Вообще для всех людей

 Он отъявленный злодей.

 Знает кто-нибудь из вас,

 Кто же это? (Карабас)

4. Я мальчишка деревянный,

 Вот и ключик золотой!

 Артемон, Пьеро, Мальвина –

 Дружат все они со мной.

 Всюду нос сую я длинный,

 Моё имя … (Буратино)

5. В шляпе синенькой мальчишка

 Из известной детской книжки.

 Он глупышка и зазнайка,

 А зовут его … (Незнайка)

6. В лесу тёмном на опушке,

 Жили дружно все в избушке.

 Маму дети поджидали,

 В домик волка не пускали.

 Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Угадайте, где жили герои:

  1. Карлсон (на крыше)
  2. Винни – Пух (на пуховой опушке)
  3. Незнайка (в Цветочном городе)
  4. Волшебник Гудвин (в Изумрудном городе)
  5. Белый Кролик и Чеширский кот (в стране Чудес)
  6. Дядя Фёдор (в деревне Простоквашино)

  1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
  2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
  3. Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
  4. Как звали трёх медведей? (Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мищутка)
  5. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
  6. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)

«Авторские и народные сказки» ( макс. 3 балла)

   Когда-то давно сказки только рассказывали вслух, их никто не записывал

Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, ее придумал один человек, рассказал кому-то другому, например своему сыну или дочери, а те, когда выросли, рассказали своим детям и т.д. Когда появилась такая сказка, точно нельзя сказать, но все же это время она жила в народе и рассказывалась устно.Такие сказки называются народными. Намного позднее, когда появилась письменность, сказки стали сочинять и записывать люди-писатели. Эти сказки называются авторскими.

Распределите сказки по группам. У вас на столе листочки с названиями сказок. Если сказка народная, то над ней поставьте букву Н, если сказка авторская, то поставьте букву А. А затем листочки с ответами передайте в жюри.

       

  1. «Теремок», «Гадкий утёнок», «Лиса и журавль»
  2. «Дюймовочка», «Крошечка - хаврошечка», «Репка»
  3. «Лисичка со скалочкой», «Кот в сапогах», «Курочка Ряба»
  4. «Золушка», «Бычок - смоляной бочок», «Волк и лиса»
  5. «Колобок», «Снежная королева», «Иван-царевич и серый волк»
  6. «Красная шапочка», «Маша и медведь», «По щучьему ведению»

«Угадай сказку» (макс. 2 балла)

Узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам? Если называете автора и название, то можете заработать 2 балла, если только название, то 1 балл.

  1. «Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». («Царевна-лягушка», р.н.с.)
  2. «Не пей братец, козленочком станешь…»(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с.)
  3. « Пойдём-ка и мы разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу…» («Снегурочка», р.н.с.)
  4. Из какой сказки эти слова: «Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку» («Лисичка со скалочкой», р.н.с.)
  5. К какой сказке подходят эти слова: «А дорога далека, а дорога не легка» («Маша и медведь», р.н.с.)
  6. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» («Морозко»р.н.с.)

«Угадай героя сказки»(макс. 1 балл)

Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

 

 1. Уплетая калачи,

 Ехал парень на печи.

 Прокатился по деревне

 И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

 А в этом болоте поймал её кто-то.

 Кто распростился с зелёною кожей,

 Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. Обаятельная жутко,

 И обладает  нюхом чутким,

 Славится страшной  красотой

Летать умеет над землёй.

Живёт в лесной избушке,

 Ей скоро триста лет.

 И можно к той старушке

 Попасться на обед. (Баба Яга)

4. Появилась девочка в чашечке цветка,

 А размером крошечка чуть больше ноготка.

 В ореховой скорлупке девочка спала,

 Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

5. В стране чудес я кот известный:

 Обманщик, попрошайка, плут.

 Ловить мышей неинтересно,

 Не лучше ль простаков надуть?

 (Кот Базилио)

6. Он сына мельника в маркиза превратил,

 Затем на дочке короля его женил.

 При этом я открою вам секрет,

 Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

«Волшебный сундучок» (макс. 2 балла)

В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Вы будете доставать предметы по - очереди и отгадывать из какой  они сказки. Если называете название  сказки и автора, то получаете 2 балла, если только название, то 1 балл.

 

Золотое яичко. ( Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)

Хрустальная туфелька. ( Ш. Перро “Золушка”.)

Зеркальце. (А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)

Скорлупа грецкого ореха. ( Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)

Аленький цветочек. ( С. Аксаков “Аленький цветочек”.)

Азбука. (А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)(

Волшебные слова (макс.1 балл)

Каждая команда должна вспомнить волшебные слова и произнести их (по - очереди)

  1. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?   (Сим, Сим, откройся!)
  2. Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
  3. Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
  4. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  5. Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)
  6. Загадать желание вместе с девочкой Женей (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели...)

Детективы ( макс. 5 баллов)

А теперь приглашаются детективы - сыщики. По одному участнику от команды, всего  6 участников.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки  он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры. Номера героев вы вытягиваете сами.

1 герой.

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

2 герой.

  1. Этот герой любит полакомится рыбкой.
  2. Нашему герою удалось обмануть короля, людоеда.
  3. Он достался в наследство одному юноше.  
  4.  Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.
  5. Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

3 герой.

  1. Страшный великан, звери упали в обморок.
  2. За победу над ним обещана награда: 2 лягушки и еловая шишка.
  3. У него длинные усы.
  4. Он требует себе на обед детушек.
  5. Его склевал воробей

Ответ: Таракан. "Тараканище" К.Чуковский

4 герой

1. Работать умела красиво и ловко.

2. Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала

3. Лебедью белой в танце плыла

4. К Кощею вернуться должна была.

5. Лягушачью кожу имела

Ответ: Царевна-лягушка (рус. народ. сказка "Царевна-лягушка")

5 герой

  1. Его голова набита опилками.
  2. Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.
  3. Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.
  4. Его любимые блюда - варенье и мёд.
  5. Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух («Винни-Пух и все, все, все» А.Милн)

6 герой

     1. Горох перебирала.

  1. На мачеху стирала.
  2. В овоще на бал попала.
  3. Золу из печки выбирала.
  4. Хрустальную туфельку потеряла.

Ответ: Золушка («Золушка» Ш.Пьерро)

Цветной конкурс (макс. 5 баллов)

Вы вытягиваете цвет, вам будет заданы  вопросы из цветных конвертов, по 5 вопросов)

Красный сектор. Сказочная одежда. 

(Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?)

  1. Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева)
  2. Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит)
  3. Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные. (Дед Мороз)
  4. Кто был обладателем лягушечьей кожи? (Василиса Прекрасная)
  5. Одет он был прелестно – в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе)

Розовый сектор. Сказочная одежда. 

  1. Как звали портного, который вырезал и склеил курточку из бумаги коричневого цвета и ярко-зеленые штанишки? (Папа Карло)
  2. Это чудо-платье не шито, не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько – не до праздника. И вот появилась фея, взмахнула волшебной палочкой, и появилось чудесное красивое бальное платье. (Золушка)
  3. На нем было зеленое платье, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сачок. (Дуремар)
  4. Какой сказочный герой любил яркие краски и поэтому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка)
  5. Какой сказочный персонаж получил своё имя по головному убору, который он носил? (Красная шапочка

Синий сектор. Сказочно-волшебная обувь.

  1. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка»)
  2. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина - простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах»)
  3. Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа)

  1. Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (Калоши)
  2. Какой человек «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки? (Человек рассеянный)

Голубой сектор. Сказочно-волшебная обувь.

  1. Что подарили  блошки Мухе-Цокотухе? (Сапожки)
  2. Кому принадлежали туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку)
  3. Эта обувь, словно волшебная палочка, выполняла любое желание: того, кто ворчал, переносила в прошлое, сторожа сделала офицером и даже отправила на Луну. (Калоши счастья)
  4. Этот герой вместо валенок купил себе кеды. (Шарик)
  5. Кому  пёсик Тотошка принёс волшебные туфельки, ранее принадлежавшие злой волшебнице Гингеме? (Элли)

Желтый сектор. Сказочные аксессуары.

  1. У какой героини вместо заколки «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»? (Царевна Лебедь)
  2. Кому из сказочных героев принадлежит шарманка? (Папе Карло)
  3. Кому принадлежит саквояж с лекарствами? (Доктору Айболиту)
  4. А дорога – далека.

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

Что в этой корзине? (Маша)

  1. Кто носит под мышкой два зонтика: черный и цветной? (Оле-Лукойе)

Оранжевый сектор. Сказочные аксессуары.

  1. Кому была подарена корзина с подснежниками? (Королеве)
  2. С помощью чего Баба-Яга могла управлять ступой? (С помощью помела)
  3. Кто по улице ходит с гармошкой? (Крокодил Гена)
  4. Кому принадлежит эта вещь?

«Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело». (Царица - мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

  1. Кому принадлежало корыто? (Старухе, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Конкурс почётных капитанов ( макс. 5 баллов + 10 за супервопрос)

За каждый ответ 5 баллов

  1. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
  2. Кто потерпел кораблекрушение в путешествии и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)
  3. Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота, побывал на Луне, мог при езде обходиться половинкой лошади? (Мюнхгаузен)
  4.  «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром». О ком это? (Старик Хоттабыч)
  5. Какое учёное звание имел Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
  6. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»?
  7.  Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

Супервопрос (10 баллов)

Самая  часто издаваемая книга в мире? (Библия)

  1. Подведение итогов

Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, Ученики нашего класса покажут вам сказку «Репка» на новый лад.

Ведущий: Возле дома огород,

                  Бабка с внучкой у ворот,

                  Жучка-хвост колечком,

                  Дремлет под крылечком.

                  На крыльцо выходит дед,

                  Он в большой тулуп одет.

                  Из открытого окна

                  Деду музыка слышна.

Звучит песня: «На зарядку».

Дед:         У меня здоровье крепкое,

                Посажу-ка лучше репку я.

Ведущий: Лопату берет,

                  Идет в огород.

Бабка:      А у бабки без зарядки,

                 Слава богу все в порядке.

Ведущий: Рот разевает,

                 Сладко зевает.

Внучка: Клонит бедную ко сну!

              С понедельника начну.

Ведущий: На лавку садится –

                  Заплетает косицу.

Жучка: Поиграем лучше в прятки.

Кошка: Обойдемся без зарядки! (Жучка и Кошка убегают)

Ведущий: Жучка за Кошкой –

                  Кошка в окошко.

                  Выходит Мышка

                  В спортивных штанишках,

                 Майка на теле ,

                  В лапках гантели.

Мышка: Раз и два! И три-четыре,

                Всех сильнее в мире.

                Буду в цирке выступать –

                Бегемота поднимать!

Ведущий: Бегает, прыгает,

                  Лапками дрыгает.

Дед:      Ох, умаялся с утра… (уходит).

 

Бабка:  Да и мне на печь пора (садится на лавочку).

Ведущий: На крылечке снова дед.

                 Видит репку в огороде

                 И себе не верит вроде,

                Встал он возле репки –

               Репка выше кепки.

Дед:        Эх, бульдозер бы сюда,

               Без него совсем беда.

Ведущий: Тянет-потянет –

                  Вытянуть не может.

Дед:          Где ты бабка?

                Бабка: Я сейчас!

                Ай да репка удалась!

Ведущий: Бабка за дедку,

                 Дедка за репку,

                 Тянут-потянут –

                Вытянуть не могут

Дед:        Как тянуть? С какого боку?

              Выйди,внучка, на подмогу!

Внучка: Ломит спину, ноют ручки!

              Нет, не справимся без жучки.

Ведущий: Жучка за внучку,

                  Внучка за бабку,

                  Бабка за дедку,

                 Дедка за репку.

                 Тянут-потянут

                 Вытянуть не могут.

Жучка: Разбудить придется кошку,

              Пусть потрудится немножко!

Ведущий: Кошка за жучку,

                 Жучка за внучку,

                  Внучка за бабку,

                  Бабка за дедку,

                 Дедка за репку.

                Тянут-потянут –

                Вытянуть не могут.

Бабка: Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка: Мышку звать? Какой позор!

              Мы пока и сами, кажется, с усами.

Ведущий: Тут из норки мышка – прыг,

                  Ухватилась за турник.

Мышка: Чем топтать без толку грядку,

                 Становитесь на зарядку.

                 Чтоб за дело браться,

                  Надо сил набраться.

Ведущий: Все выходят по порядку,

                 Дружно делают зарядку.

Дед: Влево-вправо, влево-вправо.

        Получается на славу!

Мышка: Встали! Выдохнуть, вздохнуть!

                А теперь пора тянуть!

Ведущий: Мышка за кошку,

                  Кошка за жучку,

                 Жучка за внучку,

                 Внучка за бабку,

                Бабка за дедку,

                Дедка за  репку.

                Тянут-потянут –

                И вытянули репку!

Герои кланяются и уходят.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Ведущий: - Понравилась вам, ребята, сказка?

-Что в этой сказке необычного?

-Чему она учит?

-Любите сказки, читайте сказки и помните: Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок!

А теперь предоставляем слово жюри  для подведения итогов и награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

Сценарий праздника "Осень в гости просим" 1 класс

Сценарий для младших школьников...

Внеклассное мероприятие "Приглашаем гостей" (1-2 класс)

Внеклассная работа. Классный час по правилам приема гостей для учащихся начальной школы....

КТД Праздник "У нас в гостях Сказка" (3 класс).

        Это внеклассное мероприятие очень нравится детям. Они с удовольствием к нему готовятся задолго до даты проведения. Сначала каждый ученик получает список сказочных кн...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Праздник осени «Осень, осень в гости просим » 1 класс

Праздник осени «Осень, осень в гости просим » 1 класс Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к празднику. Задач...

Как ходить в гости и принимать гостей.

Методическая разработка внеурочного занятия. Правила этикета....