Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кустова Ольга Александровна

Пояснительная записка

 

Предмет: «Литературное чтение»

Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»

Продолжительность: 45 минут

Авторский медиапродукт: презентация к уроку «Литературное чтение»

Тип урока: обобщающий урок

Методы обучения: наглядный, словесный

Средства обучения: мультемидийная установка, экран, компьютер

 

Авторские комментарии

Урок Игра-путешествие «Устное народное творчество» идёт по программе 2 класса в теме «Устное народное творчество».

Цель урока:

- обобщить знания по теме Устное народное творчество;

- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка, напевностью песен;

- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой

- воспитывать любовь к родному краю, родному языку. 

Обоснование целей и задач включения компьютерного сопровождения в урок:

            Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения, при этом не только формируются определенные знания и умения, но что очень важно – вырабатывается опыт творческой деятельности. В зависимости от целей и задач урока определяется форма работы с компьютерными средствами.

Использование ИКТ эффективно при закреплении, обобщении и систематизации знаний на уроке.

Положительной стороной применения ПК на уроке «Литературное чтение» является то, что работу можно организовать так, что обучающийся может работать в темпе, соответствующем его природным задаткам.

Описание принципов отбора содержания и логики структуры урока

            Отбор  содержания и логики структуры урока подчинен принципам научности и доступности, реализации принципа связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт детей и исторические факты).

            На данном уроке презентация использована на всех этапах и играет роль современной классной доски, позволяющей экономить время и представить информацию более ярко и наглядно.

 

Обоснование методов, форм, средств организации деятельности обучающихся

Для раскрытия основных понятий, содержания урока использованы различные методы.

Для проверки знаний по данной теме детям было предложено Активное занятие, при выполнении которого они работали в группах, обсуждали, приходили к единому мнению, предоставляли возможность лидеру высказать мнение, что, на мой взгляд, помимо уточнения знаний детьми, способствовало формированию коммуникативных умений учащихся.

   Обоснование ожидаемых результатов, способов контроля

 Предмет «Литературное чтение» обладает большим  воспитывающим, образовательным потенциалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СМР «Средняя общеобразовательная школа № 5»

                          Конспект урока литературного чтения

                          во 2 классе  с компьютерной поддержкой

Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество»

(обобщающий урок)

Автор-составитель: Кустова О.А.

                                                             Учитель начальных классов

                                                                             БОУ СМР «СОШ № 5»

г. Сокол  Вологодская обл. 2009

Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество»

Цели:

- обобщить знания по теме Устное народное творчество;

- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка, напевностью песен;

- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой

- воспитывать любовь к родному краю, родному языку.  

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ: «Устное народное творчество»

(Слайд № 2)

Здравствуйте, дорогие гости!

Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. Если вы все готовы – отправляемся в путешествие по стране: «Устное народное творчество».

- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

- Что означают слова устное народное творчество?

- Какие сказочные, волшебные средства, передвижения вы знаете? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело)

- Мы тоже будем путешествовать на печи

(Слайд № 3 схема путешествия)

- Кто помнит заклинание, которое говорит герой Емеля?

- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание!

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь на станцию «Пословицы».  

1 станция «Пословицы»

(Слайд № 4)

Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, орудии труда, о природе.

Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. Важные слова выделяют голосом.

- О чем бывают пословицы?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Делу время, потехе – час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз примерь, один – отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Землю красит солнце,  человека -  труд.

Долог день до вечера, если делать нечего.

- Какие о дружбе?

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В русском фольклоре много пословиц и поговорок. А как хорошо вы знаете, мы узнаем, проведя конкурс. Приглашаются 7 знатоков пословиц. Для каждой пословицы найти концовку к своему началу.

(Слайд № 5 проверка ответа по щелчку)

Лесом шел, а дров не видел.

Под лежачий камень вода не течет.

Мороз невелик, а стоять не велит.

Встать пораньше, да шагнуть подальше.

Делаешь наспех, делаешь на смех.

Лес рубят – щепки летят.

Сто раз отмерь, один отрежь.

(О чем та или иная пословица?)

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

2 станция «Считалки»

(Слайд № 6)

- Какие считалки знаете вы?

- Давайте выучим русскую народную считалку.

(Слайд № 7 с текстом считалки)

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

- С помощью этих считалок мы выбираем 2 ведущих для следующей станции.

- Отправляемся на следующую станцию. Произносим заклинание.

3 станция «Игры»

(Слайд № 8)

На Руси немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте вспомним, поиграем.

(«Кошки-мышки», «Ручеек», «Каравай»). Тихо играет музыка с русскими народными песнями.

(Слайд № 9)

 Игры:

 - ловушки  «У медведя во бору», «Горшки», «Коршун», «Дедушка-рожок»);

- драматизации («Гуси-лебеди», «Репка», «Почта»);

- хороводные («Каравай», «Яблонька»).

Вырастай яблонька,

Вот такой вышины

Распускайся яблонька,

Вот такой ширины

Расти, расти яблонька,

В добрый час

Потанцуй, Леночка,

Поскачи для нас.

- словесные игры-фанты («Да и нет не говорить», «Садовник», «Колечко, колечко, выйди на крылечко»).

Игра «Горшки»

- Показываю глиняные горшки: для приготовления пищи, для цветов, хранения молока (кринка) (Слайд № 10, 11, 12)

- Будем продавать и покупать «горшки». «Горшки» садятся полукругом, позади каждого встает «продавец». Выбираем при помощи считалки «покупателя» (он находится за кругом). Обходит он продавцов и спрашивает:

- Нет ли продажных горшков?

- Нет или купи, что даешь?

- Шильце, мыльце, золотое зеркальце.

- Ладно, по рукам!

(Ударяют по рукам, в знак того, что покупка совершена, бегут в разные стороны, кто первый прибежит, тот стал хозяином «продавцом» горшка).  

- Играем в игру «горшки».

Произносим заклинание.

4 станция «Песни»

(Слайд № 13)

В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня. Звучи грамзапись рнп «А мы просо сеяли». Дети подпевают.

(Слайд № 14)

Песни бывают:

- хороводные - праздничные;

- частушки;

- колыбельные.

- Какие русские народные песни вы знаете? («Буренушка», «Рябинка», «Во поле береза стояла»).

- По цепочке поют песню «Во поле береза стояла».

- Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

Показываю народные музыкальные инструменты: трещотки, свистульки, ложки.

- Исполнение песни «Ах, вы, сени, мои сени» в сопровождении оркестра ребят.

(Слайд № 15 с текстом песни)

- Звучат частушки в исполнении девочек.

Начинаю я припевку

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Эх, ребята – кавалеры,

Отодвинтеся от нас

Мой дружочек всех пониже,

Мне не видно из-за вас.

Я сегодня нарядилась

В сарафан с иголочки.

Полюбуйтесь-ка, ребята,

На мои оборочки.

Я мальчишка боевой,

Боевым остануся.

Ох! И худо тому будет

Кому я достануся.

Сидит ежик на березе

Новая рубашечка

На головке сапожок

На ноге – фуражечка.

5 станция «Скороговорки»

(Слайд № 16)

Много существует скороговорок. Скороговорка – это шутка, забав, игра. Много по звучанию слов, когда произносим, получается смешно. Люди играют в скороговорки. Они учат быстро, четко говорить. Давайте посоревнуемся, кто лучше произносит скороговорки.

- Получите скороговорку, назвав цвет лепестка на нашей ромашке.

1)Как на горке на пригорке

     Стоят три Егорки (синий)

2)  От топота копыт пыль по полю летит (красный)

3)  Ходит перепел между перепелками

     Со своими перепелятами (фиолетовый)

4)  Щетина у чушки, чешуя у щучки (зеленый)

5)  Летят три пичужки через три избушки(голубой)

Выбирается лучший чтец.

Произносим заклинание.

6 станция «Загадки»

(Слайд № 17)

-Дети загадывают друг другу загадки. Затем всем загадывается 10 русских загадок.

Где четыре брата под одной крышей стоят? (в столе)

Кто может говорить на всех языках? (эхо)  

Кто может ткать без станка и рук? (паук)

Идет в баню черен, а выходит - красен? (рак)

Кто всегда идет и с места не сходит? (часы)

Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын? (дочь)

Москву строили, во что 1 гвоздь вбивали? (в шляпку)

Что после 7 лет козе будет? (8 пойдет)

Что на свете всех жирнее? (земля)

Кто хозяин мельницы? (мельник)

От чего плавает гусь? (от берега).

Произносим заклинание.

7 стация «Сказки»

(Слайд № 18)

Сказка – сказывать, рассказ. О чем-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса.

- Угадываем название сказки по отрывку, который читается в грамзаписи.

(«Крошечка – Хаврошечка», «Заюшкина избушка»).

- По иллюстрациям к сказкам ребята говорят название и героев.

 («Гуси-лебеди», «Крошечка – Хаврошечка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Белая уточка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему веленью»).

- Инсценировка сказки «Заяц-хваста».

АКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Устное народное творчество»

(Слайд № 20 с заданием к активному занятию)

Задание 1. Самостоятельно.

Запиши на лепестках цветка виды устного народного творчества, с которыми ты уже знаком. А на оторвавшемся лепестке запиши вид устного народного творчества, который мы еще не изучали.

Задание 2. Работа в четверке.

Обсудите свое решение в группе и придите к единому мнению. Запишите на лепестке цветка единое решение группы.

Экспертная оценка учащихся, учителя.

Обобщение учителя:        

- Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Рефлексия по уроку.

(Слайд №21)

- Какое у вас было настроение сегодня на уроке?

- Зачем нужно знать, изучать устное народное творчество?

- Где можно применить знании, полученные сегодня на уроке?  

Список использованной литературы

  1. Березовая карусель: Русские народные игры и хороводы/Собрал и пересказал Г.Науменко; рис. А. Матросова – М. – Дет. лит. 1980г.
  2. В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 1862. То же СПБ. 1879.
  3. Литературное чтение: Учебник для 3 кл. четырехлетн. школы в 2 ч. Ч.1. авт.-сост. Л.А.Ефросинина.
  4. Литературное чтение: Учебник 1-2 кл. авт. О.А. Джежелей.
  5. Метод. пособие. Чтение в нач. школе. Автор-сост. – С.В. Савинова.
  6.  П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVI—XVIII ст.ст. СПБ. 1899.
  7.  Сборник русских народных сказок под ред. А.Н. Афанасьева.
  8. Сборник русских народных сказок, CD носитель: «Издательство Книга Вслух», 2005г.
  9. Созвездие хитов. Русские Народные Песни. Часть 3. CD (лицензированный диск с упрощенным оформлением): «Мегалайнер», 2007г.
  10. www. pesni.kakras.ru
  11. www. hyaenidae.narod.ru  



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет: «Литературное чтение»

Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»

Продолжительность: 45 минут

Авторский медиапродукт: презентация к уроку «Литературное чтение»

Тип урока: обобщающий урок

Методы обучения: наглядный, словесный

Средства обучения: мультемидийная установка, экран, компьютер

Авторские комментарии

Урок Игра-путешествие «Устное народное творчество» идёт по программе 2 класса в теме «Устное народное творчество».

Цель урока:

- обобщить знания по теме Устное народное творчество;

- продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка, напевностью песен;

- развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой

- воспитывать любовь к родному краю, родному языку.  

Обоснование целей и задач включения компьютерного сопровождения в урок:

        Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения, при этом не только формируются определенные знания и умения, но что очень важно – вырабатывается опыт творческой деятельности. В зависимости от целей и задач урока определяется форма работы с компьютерными средствами.

Использование ИКТ эффективно при закреплении, обобщении и систематизации знаний на уроке.

Положительной стороной применения ПК на уроке «Литературное чтение» является то, что работу можно организовать так, что обучающийся может работать в темпе, соответствующем его природным задаткам.

Описание принципов отбора содержания и логики структуры урока

        Отбор  содержания и логики структуры урока подчинен принципам научности и доступности, реализации принципа связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт детей и исторические факты).

        На данном уроке презентация использована на всех этапах и играет роль современной классной доски, позволяющей экономить время и представить информацию более ярко и наглядно.

Обоснование методов, форм, средств организации деятельности обучающихся

Для раскрытия основных понятий, содержания урока использованы различные методы.

        Для проверки знаний по данной теме детям было предложено Активное занятие, при выполнении которого они работали в группах, обсуждали, приходили к единому мнению, предоставляли возможность лидеру высказать мнение, что, на мой взгляд, помимо уточнения знаний детьми, способствовало формированию коммуникативных умений учащихся.

        

Обоснование ожидаемых результатов, способов контроля

                Предмет «Литературное чтение» обладает большим  воспитывающим, образовательным потенциалом.

Самоанализ эффективности применения компьютерной поддержки

        Применение компьютерной поддержки на уроке способствует оптимизации процесса обучения, формированию опыта творческой деятельности, придает уроку яркую эмоциональную окраску, помогает использовать уникальную наглядную информацию, облегчает восприятие, позволяет сэкономить время.

Этапы урока.

Обоснование эффективности применения  компьютерной поддержки.

Тема урока. Введение в тему урока (слайд 2)

Знакомит с темой урока, помогает эмоционально настроиться на работу.

Подготовительный этап к работе.

( слайд 3)

Схема путешествия наглядно знакомит с важными этапами урока.

Основной этап урока.

(слайды 7 - 18)

Помогает закрепить знания о многообразии устного творчества русского народа, красоте и богатстве русского языка, о напевности песен, а также развивает фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой.

Способствует совершенствованию творческой деятельности учащихся.

Активное занятие.

1 шаг - самостоятельная работа. (слайд 20 )

2 шаг – работа в четверке.

(слайд 20)

3 шаг – экспертная оценка учащихся, учителя.

Помогает точно сформулировать задание.

Позволяет сконцентрировать внимание при обсуждении.

Подведение итогов.

(слайд 21)

Акцентирует внимание детей на главные моменты урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" с заданиями в виде тестов....

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...