Рабочая программа по детской риторике для 2 класса /Ладыженская/
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по детской риторике Ладыженской для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Детская риторика

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели) и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

 формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

 пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

 отличать подробный пересказ от краткого;

 знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

 пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

 пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Колич. часов

ИКТ

Проект

деятель

Исслед

деятель

1.

Общение

16

4

5

3

2.

Текст

18

4

5

4

Итого

34

8-21 %

10- 30%

7-20,5 %

Содержание учебного предмета

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Календарно – тематический план

Тема урока

Вид урока

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Д/з

Дата

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

Вводный урок

Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

с.5 №5

2.09

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

2

Наука риторика.

Урок открытия новых знаний

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

С.9 №12

9.09

3

Кто – что - кому

Урок открытия новых знаний

С.13 №17

16.09

4

Кому – кто. Адресат - адресант

Урок открытия новых знаний

С.19 №27

23.09

КАК МЫ ГОВОРИМ

5

Темп

Урок открытия новых знаний

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

С.27 №37

6

Тон речи. То же слово, да не так бы молвить

Урок открытия новых знаний

С.33 №44

7

Настроение, чувства и тон говорящего

Урок открытия новых знаний

С.40 №50

8

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги

Урок-игра

С.49 №61

УЧУСЬ СЛУШАТЬ

9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

Урок открытия новых знаний

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

С.57 №68

10

Слушали и услышали

Урок открытия новых знаний

С.61 №76

11

Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное

Урок открытия новых знаний

С.65 №83

12

Слушаем, как говорят

Урок открытия новых знаний

С.69 №88

13

Слушаем на уроке. Слушаем целый день

Урок открытия новых знаний

С.73 №97

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

14

Вежливая просьба. Прошу вас

Урок открытия новых знаний

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

С.83 рисунок

15

Скрытая просьба

Урок развития связной речи

С.86 №120

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

16

О чём нам говорит шрифт.

Урок открытия новых знаний

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

С.90 №125

17

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Урок открытия новых знаний

С.93 №134

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

18

Тема, основная мысль, заголовок

Рефлексия

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

С.11 №10

19

Опорные слова

Урок открытия новых знаний

С.14 №17

ПЕРЕСКАЗ

20

Подробный пересказ

Урок открытия новых знаний

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

С.18 №26

21

Краткий пересказ

Урок развития связной речи

С.23 №32

22

План

Урок открытия новых знаний

С.30 №39

ВЕЖЛИВЫЙ  ОТКАЗ

23

Согласие или отказ

Урок открытия новых знаний

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

С.36 №46

24

Отказывай, не обижая

Урок открытия новых знаний

С.43 №56

25

Ответы на отказ

Урок развития связной речи

С.49

ТИПЫ ТЕКСТОВ

26

Типы текстов

Урок открытия новых знаний

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

С.53 №73

РАССУЖДЕНИЕ

27

Рассуждение.

Урок открытия новых знаний

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

С.60 №83

28

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Урок открытия новых знаний

С.64 №90

29

Точные и неточные объяснения.

Урок обобщения и систематизации знаний

С.68 №95

ОПИСАНИЕ

30

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении.

Урок введения новых знаний

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).

С.78 №108

31

Загадки-описания. Сочини

загадку

Урок развития связной речи

С.83 №114

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

32

Было или придумано,

части рассказа.

Урок введения новых знаний

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

С.92 №122

33

Хочу вам рассказать.

Урок-игра

Читатать «поучения» Мономаха

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

34

Чему мы научились на

уроках риторики?

Урок обобщения и систематизации знаний

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Информационно-методическое обеспечение

1.Т.А. Ладыженская, Л.В. Сaльковa, А.С. Киселёва, З.И. Курцева "Детская риторика в  рассказах и картинках" (методическое пособие для 2 класса), Москва, Просвещение, 2011 г

2. Т.А. Ладыженская  «Речевые уроки», Москва, Просвещение, 2010 г. 3.В.Е.Гольдин "Речь и этикет", Москва, Просвещение, 2011 г

  1. С. И.Львова "Язык В речевом общении", Москва, Просвещение, 2010 г
  2. М.Н. Ночевник "Человеческое общение", Москва, Триумф, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.

Рабочая  программа  по  риторике для  4 класс  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по курсу "Риторика",.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образ...

Рабочая программа по детской риторике

Рабочая программа для 3 класса соответствует стандартам ФГОС...

Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс

Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...

Рабочая программа и КТП риторика 3 класс 2100

Рабочая программа по риторике и ктп с указанием видов деятельности обучающихся и требованиями к уровню подготовки по ФГОС (УУД)...

Рабочая программа спецкурса "Детская риторика" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Детская риторика" 3 класс....