Главные вкладки

    Рабочая программа по кружку «Риторика». 4 класс
    календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

    4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_ritorika_4_klass.doc132 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»

    г. Нижневартовск

    Рабочая  программа по кружку

    «Риторика»

    4 «В» класс

      Составитель рабочей программы:

    Юркина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

     Пояснительная записка

    Актуальность: безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

    В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне.

    Общая характеристика учебного предмета

    Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

    Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

    Первый блок – «Общение» даёт представление о

    – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

    – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

    Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

    Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

    – тексте, как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

    – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

    – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

    Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

    Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

    Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

     Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 4 классе – 1 час в неделю, 34 учебные недели (34ч.). Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

    Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

    Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

    Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

    Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

    Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

    – на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    – на уровне метапредметных результатов – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

    – на уровне результатов в предметной области «Филология» – овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

    Таким образом, риторика, как факультативный курс филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

                                                                    4-й класс

            Личностными результатами изучения курса риторики в 4 - м классе является формирование следующих умений:

    • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
    • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
    • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
    • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
    • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

              Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

    • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
    • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
    • отличать подробный пересказ от краткого;
    • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
    • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
    • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
    • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
    • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
    • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

           Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

    • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
    • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
    • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
    • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
    • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
    • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
    • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
    • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
    • определять тему, основную мысль несложного текста;
    • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
    • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
    • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
    • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
    • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
    • давать оценку невежливому речевому поведению.

    Формы контроля и оценки планируемых результатов.

      В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.  Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

         Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

           Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

              Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

               Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

                                                                    Формы контроля:

    • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
    • Текущий:

    -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    • Итоговый контроль   в формах

            -публичные выступления   ребёнка;

    -участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

    -иллюстрирование, выразительное чтение;

    -сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

    -решение риторических задач;

    -знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

    • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

            Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

    Содержание  изучаемого  курса

    4 класс (34 часа)

    ОБЩЕНИЕ.

    Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

    Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

    Особенности употребления несловесных средств.

    Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

    Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

    Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

    Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

    Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

    Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

    ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

    Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

    Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

    Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

    Типы текстов.

    Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

    Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

    Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

    Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

    Газетные информационные жанры.

    Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

    Информационная заметка.

    4 класс   (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

    Тема урока

    Кол-во часов/дата

    Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

    ОБЩЕНИЕ

    - Речевая ситуация. - Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

    2

    02.09 - 07.09

    09.09 - 14.09

    Называть компоненты речевой ситуации (П).

    Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).

    Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).

    Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П).

    Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

    2

    16.09 - 21.09

    23.09 - 28.09

    Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).

    Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П).

    - Особенности говорения. 

    - Речевые отрезки и паузы.

    2

    30.09 - 05.10

    07.10 - 12.10

    Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).

    Объяснять роль пауз, логических ударений (П).

    Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).

    Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П).

    - Успокоить, утешить словом.

    - Утешить – помочь, утешить – поддержать.

    2

    14.10 - 19.10

    21.10 - 26.10

    Называть этикетные формулы утешения (П).

    Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П).

    Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П).

    Какой я слушатель.

    1

    28.10 - 2.11

    Оценивать себя как слушателя (П).

    Я – читатель.

    1

    11.11 - 16.11

    Оценивать себя как читателя (П).

    ТЕКСТ

    - Типы текстов.

    - Яркие признаки текста.

    - Абзацные отступы, завершающий абзац.

    3

    18.11 - 23.11

    25.11 - 30.11

    02.12 - 07.12

    Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П).

    Называть признаки текста (П).

    Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П).

    Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

    1

    09.12 - 14.12

    Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).

    Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П).

    - Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

    - Знаки-символы и знаки-копии.

    2

    16.12 - 21.12

    23.12 - 28.12

    Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).

    Различать знаки-символы и знаки-копии (П).

    Называть языковые знаки (П).

    Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).

    Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н).

    - Опорные конспекты.

    - Составляем опорный конспект.

    2

    13.01 - 18.01

    20.01 - 25.01

    Описание – деловое и

    художественное.

    Вежливая оценка.

    1

    27.01 - 01.02

    Различать описания разных стилей (П).
    Реализовывать описания двух разных стилей (П).

    Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).

    Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.  (П).

    - Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

    Во-первых, во-вторых, в-третьих.

    - Вступление и заключение. (2 ч.)

    3

    03.02- 08.02

    10.02 - 15.02

    17.02 - 22.02

     

    Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
    Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П).
    Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П).

    РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

    - Словарная статья.

    2

    24.02 - 01.03

    03.03 - 08.03

    Анализировать словарную статью (П).

    Реализовывать словарную статью к новым словам (Н).

    - Рассказ.

    - Хочу рассказать.

    2

    10.03 - 15.03

    17.03 - 22.03

    Анализировать типичную структуру рассказа (П).

    Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П).

    - Служба новостей, что такое информация.

    - Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

    - Информационные жанры: хроника, заметка.

    - Подпись под фотографией.

    4

    31.03 - 05.04

    07.04 - 12.04

    14.04 - 19.04

    21.04 - 26.04

    Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П).
    Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П).
    Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П).
    Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П).

    ОБОБЩЕНИЕ

    - Говорю, пишу, читаю, слушаю.

    - Речевые жанры.

    - Этикетные жанры и слова вежливости.

    - Этикетные диалоги, речевые привычки.

    4

    28.04 - 03.05

    05.05 - 10.05

    12.05 - 17.05

    19.05 - 24.05

    Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П).

    Называть изученные речевые жанры (П).

    Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П).

    Называть этикетные речевые жанры (П).

    Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П).

    Оценивать свои речевые привычки (П).

    Формулировать правила эффективного общения (П).

    Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П).

    Итого 34 часа

    3. Ресурсное обеспечение реализации Программы.

     Для реализации задач обучения риторике в 4 классе используются учебное пособие  автора Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и картинках» в 2х частях;-М. :Ювента; Баласс; 2011г.,

     методические рекомендации для учителей автора Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и картинках» 4 класс; ;-М. :Ювента; Баласс; 2013г.

    Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.

    Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.

    К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

    • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
    • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
    • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет).

    Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

    Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

    – виды деятельности учеников на уроке;

    – приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

    – процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

    Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

     

                                                                                                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа кружка "Риторика"

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области  «Рекомендовано к утверждению»...

    Занятие кружка «Риторика» во 2 классе по теме: «Слушаем, как говорят»

    На этом занятии мы учим детей слушать говорящего, обращая внимание не только на содержание речи, но и на мимику, жесты, позу. Дети должны понять, как важно внимательно слушать в разных ситуациях общен...

    Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс

    Рабочая программа  по предметному кружку "Риторика" 2 класс...

    Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс

    Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...

    Рабочая программа кружка "Риторика"(общекультурное направление) 4 класс

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, составленная в соответствии п.19.5 ФГОС...

    Итоговая проверочная работа по внеурочной деятельности кружка «Риторика», 1 класс

    Итоговая проверочная работа по внеурочной деятельности  кружка «Риторика», 1 класс...

    Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

    Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...