Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, система Занкова учителя Аксюк Г.М.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Аксюк Галина Михайловна

Литературное чтение ( для УМК системы Л.В. Занкова)

      Пояснительная записка

 Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования ,« Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова.»– Самара: Издательский дом «Федоров». Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

            Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этих целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Г. БЕЛАЯ КАЛИТВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №6

Приказ от ___ «__________» 2014г. №_____

________________/Климова В.А./

подпись руководителя

М.П.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

по предмету:

- Литературное чтение (136 часов).

Уровень общего образования (класс): 

3 класс, начальное общее образование

Учитель:                  Аксюк Галина Михайловна

Программа разработана на основе:

Образовательной программы МБОУ СОШ №6 2014-2015гг.


Литературное чтение ( для УМК системы Л.В. Занкова)

                                                                 Пояснительная записка

 Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования ,« Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова.»– Самара: Издательский дом «Федоров». Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

         Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этих целей.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Ребенок учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством  художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Общая характеристика курса

Особенно важно изучение литературы в школе сегодня, когда нравственная составляющая образовательного процесса стала очевидной. Не случайно одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. При этом литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре; формирование личности гражданина России;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему);

6) формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

7) ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;

8) формирование коммуникативной компетентности учащихся;  

9) формирование умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.

Как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач?

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но уже целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Содержание и различные формы работы способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.

Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;

- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;

- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;

- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;

- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся.

Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения соответствуют высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.

Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в данном предмете - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою - важнейший метод нравственного воспитания.

Читая и анализируя произведение в процессе обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.

Для реализации принципа системно-деятельностного подхода к обучению выстроена система нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, на активизацию в процессе учебной деятельности их творческих задатков и работы воображения. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:

1. Первоначальные представления о нравственной норме.

2. Осмысление ее.

3. Эмоциональное принятие.

4. Воплощение в слове (вербальный уровень).

5. Воплощение в поступке (социальный уровень).

Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности.

Очень важно, что в процессе этой деятельности происходит интенсивное общее и гуманитарное развитие ребенка. Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка, что особенно важно сегодня, в период безыдейности и безвкусия, льющихся мутным потоком в души наших детей с телеэкранов и из СМИ.

Поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Во 2 классе на уроки литературного чтения отводится  136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).

Планируемые результаты изучения курса

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Предметные и метапредметные УУД

     

Данные уровни  решаются комплексно:

 через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;

развивать творческую  речевую деятельность;

навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывать при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями;

через многократное перечитывание  текста произведения решать познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории;

формировать умение выполнять  литературный анализ текста, который направлен  на углубление понимания  его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;

развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

формировать  выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;

формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;

развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;

          наблюдать  за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения.

                                                                                 

                                                                                  Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • Положительное отношение к школе;
  • Интерес к содержанию доступных художественных произведений;
  • Умение выделять поступок как проявление характера героя;
  • Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
  • Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;
  • Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;
  • Общее представление о мире некоторых профессий.

                              Обучающийся получит возможность для формирования:

  • Интереса к школьному содержанию занятий;
  • Интереса к слову, родному языку;
  • Первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
  • Умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
  • Начальных представлений о культурных традициях своего народа;
  • Чувства ответственности за мир животных;
  • Понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

                                                                        Регулятивные УУД

                                                               Обучающийся научится:

  • Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
  • Ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
  • Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
  • Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
  • Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

                                     Обучающийся получит возможность научиться:

          Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

  • Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
  • Соотносит внешнюю оценку и самооценку;
  • Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
  • Сравнивать художественный и научно-популярный текст;
  • Обобщать и классифицировать учебный материал;
  • Находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
  • Ориентироваться в содержании учебника;
  •  Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
  • Осознавать роль названия произведения;
  • Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
  • Видеть отличия народного и авторского текста;
  • Подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
  • Подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • Реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • Проявлять интерес к общению  групповой работе;
  • Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
  • Уважать мнение собеседников;
  • Участвовать в выразительном чтении по ролям;
  • Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности;
  • Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
  • Ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
  • Понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
  • Понимать контекстную речь взрослых;
  • Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;
  • Читать наизусть стихотворения разных авторов;
  • Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
  • Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;
  • Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
  • Строить высказывание по образцу;
  • Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
  • Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
  • Понимать средства авторской оценки героя;
  • Оценивать литературного героя по его поступкам;
  • Составлять описание природы, предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Отличать искусство от науки;
  • Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства;
  • Определять тему произведения;
  • Пересказывать текст подробно и выборочно;
  • Сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;
  • Осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;
  • Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
  • Осознавать наличие художественного вымысла в произведении;
  • Узнавать традиционные выразительные средства фольклора;
  • Определять тональность и характер произведения.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;
  • Выделять основную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи, образ, эпизод, репродукция, эпиграф;
  • Ориентироваться в заданиях учебника по значкам;
  • Пользоваться словарем учебника и справочной литературой;
  • Дополнительно знакомиться с произведениям в хрестоматии;
  • Представлять тематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

Обучающийся получит возможность научиться:

            Различать тематику книг;

  • Ориентироваться в мире детской литературы;
  • Определять особенности произведений зарубежной литературы;
  • Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях;
  • Ориентироваться в публичной библиотеке;
  • Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • Различать диалогический и монологический характер произведения;
  • Различать особенности построения малых фольклорных жанров;
  • Узнавать особенности народной сказки;
  • Понимать особенности жанра рассказа;
  • Различать жанры авторской прозы;
  • Пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;
  • Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка;
  • Различать виды рифмовки, придумывать точную рифму.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Воспринимать и оценивать эмоциональный тон художественного текста;
  • Понимать юмор. Насмешку, иронию;
  • Различать точку зрения героя и автора на событие;
  • Анализировать систему героев и событий произведения;
  • Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях;
  • Находить неточные рифмы;
  • Воспринимать изобразительные возможности ритма.

                                                      Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

  • Воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
  • Выразительно читать по ролям;
  • Придумывать точную рифму;
  • Сочинять устное рассуждение на свободную тему;
  • Подбирать, создавать иллюстрации к произведению;
  • Озаглавливать произведение и его части.

                                               Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осознанно использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения,  выбирать темп речи;
  • Подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;
  • Пересказывать небольшие тексты с творческой задачей;
  • Сочинять устные тексты на заданную тему, передавая собственное отношение к изображаемому;
  • Сочинять устно и письменно произведения разных жанров по образцу.

                                                               

                                                             Содержание курса

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему, в выражении собственного отношения к прочитанному. При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках, в методическом аппарате учебников предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика-читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ. Так запускается механизм самоанализа.

На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), «Картинная галерея» (3 и 4 классы).

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими.

.

Содержание курса 3 класса

Что такое устное народное творчество.

Наблюдение за цветописью и звукописью.

Детские жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка.

Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор.

Выразительные средства малых фольклорных жанров.

Слово бытовое и художественное. Древняя вера в магию слова.

Общие черты фольклора разных народов. Малые жанры в авторской литературе.

Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Их нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки в пословицах, поговорках, побасенках.

Литературный герой. Авторская оценка героя.

Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Волшебные числа. Волшебные предметы. Волшебные помощники. От победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки. Докучные сказки.

Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы.

Мотивы народных сказок в произведениях других жанров. Экранизация народных и литературных сказок.

Дальнейшее развитие навыка выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме с соблюдением единства цели высказывания и подбором адекватных средств речевого выражения.

Продолжение  работы по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову.

Чтение  произведений, передающих  целостную  гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям.

Сравнение  произведений разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы.

Расширение  читательского  кругозора  младших школьников и круга проблем, освещаемых литературными произведениями.

Формирования представления  о жанре басни.

            Формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова

Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)

В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...

Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс, система Занкова, учителя Аксюк Г.М.

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции д...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Занкова, учителя Аксюк Г.М.

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Кон...