"Путешествие к Лукоморью"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Мышевская Елена Евгеньевна

Урок творчества по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_k_lukomoryu.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по внеклассному чтению

Тема: «Путешествие к Лукоморью»»

 (Урок творчества по сказкам  А.С.Пушкина)

Цель урока:

а)        Образовательная: формировать у младших школьников читательскую самостоятельность, вызывать интерес к книге как к объекту культуры, работать над выразительностью чтения, над построением сказок, отличать литературные сказки от русских народных.

б)        Развивающая: развивать речь, память, творческие способности у учащихся.

в)        Воспитывать: любознательность, пробуждать одухотворенность.

Оборудование:

  1. Таблица «Отличие народной сказки от литературной.
  2. Таблица (построение сказок).
  3. Кукольный театр.
  4. Портреты писателей: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский.
  5. Волшебные предметы.

Ход урока

I Организационный момент.

II Вступительное слово учителя.

1.Об одних людях говорят:

«Он способный (поэт, писатель...)»

О других: «Он талантлив»

О Пушкине говорят: «Он гениален».

Гениальный - значит исключительно талантлив.

  1. Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому с раннего возраста, (чтение стихов А.С. Пушкина).
  2. Это имя знакомое с детства

- Вместе с грамотой впаяно в речь,

Это имя - сквозь белые ночи

Всех бессонных касается век,

Раскрывает все жадные очи

На прошедший и будущий век.

(П. Антокольский)

  1. А.С. Пушкин - великий поэт, писатель, публицист 19 века - золотого века в литературе. Ствол - Пушкин, ветви - Лермонтов, Гоголь и другие писатели.
  2. А. Пушкин - поистине легендарная личность в истории Российского государства и особенно в истории столицы.
  3. Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось.

А.С. Пушкин.

  1. Великий поэт родился в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Н. Баумана, д.40), крестили А.С. Пушкина в соборе Богоявления в Елохове.
  2. Известно, что А.С. Пушкин провел свое детство в Захарове, имении своей бабушки Марии Алексеевной Ганнибал. Там он провел годы до поступления в Лицей. В Захарове он впервые познакомился с красотой сельской природы, услышал крестьянские песни, увидел народные хороводы.

Мое Захарово оно,

С заборами в реке волнистой

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

  1. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски.

По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски. Его первыми учителями русского языка была бабушка Мария Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья.

  1. Маленького Сашу не слишком любили он был как-то не совсем понятен.

Мальчик требовал к себе пристального внимания, ему необходимо было уделять хотя бы немного искренней человеческой ласки, живого тепла, которых он никогда не получал от своей матери. Но если этого и не было со стороны родителей, то бабушка Мария Алексеевна и няня Родионовна всегда уделяли Саше много любви и ласки. Будучи взрослым,- Александр всегда добрым словом вспоминал этих двух женщин.

  1. В июне 1811г. Александр со своим дядей поехал в Петербург.

12 августа он выдержал вступительный экзамен.

19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась   лицейская жизнь Пушкина.

Лицей заменил Пушкину детство. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Срок обучения в лицее определялся шестью годами. На экзамене 8 января 1815 года присутствовал первый поэт 18 века - Державин. Пушкин прочитал свои стихи. Державин слушал его со слезами на глазах и  сказал

Тебе в наследие, Пушкин!

Я ветху лиру отдаю!

Прошли лицейские годы, (1817-1820) и с ними окончилась юность Пушкина. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Вяземский прочили Пушкину славу.

Спустя два дня А. Пушкин прибывает в Петербург и получает назначение в Коллегию иностранных дел. Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, дружеским встречам.

В свободное время Пушкин любил посещать балы.

Знаете ли вы, что такое балы?

Бал - это событие яркое, значительное.

Бал - большой танцевальный вечер.(Ожегов С.И. Словарь русского языка М 1984г).

В дворянском сословии 19 в. балы были важнейшей формой общения во внеслужебное время. Организация и построение бала всегда были задачей исключительной важности, они учили формам общения между кавалерами и дамами.

Пушкин начал учиться танцам с 9 лет и до 1811 г. участвовал в танцевальных вечерах у Трубецких, Сушковых..

Самые веселые балы были у Йогеля. Бал в начале 19 в. обычно открывался польским торжественным танцем (полонезом); второй по значимости бальный танец - вальс. Он считался модным молодежным танцем.

Мазурка была центральным танцем бала, его кульминацией Котильон - один из заключительных танцев бала. Он представляет собой танец - игру и был самым непринужденным и шаловливым из всех бальных танцев того времени.

Встреча Пушкина с его будущим счастьем - Натали Гончаровой произошла на балу.

Пушкин посетил один из балов Йогеля и встретил там очаровательную Натали, которой посвятил свои стихи.

...Творец

Тебя мне написал, тебя,

Моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший

Образец.

III. Проведение бала

-А вы хотите побывать на Пушкинском балу? Окунувшись в прошлое, почувствовать его атмосферу. Увидеть как проплывают грациозные дамы и галантные кавалеры, играют скрипичные ансамбли и горят восковые свечи.

12 (а) Горят свечи. Звучит музыка.

  1. Выходят гусары полукругом, встают в полушахматном порядке.
  2. Под полонез выходят дамы.
  3. Гусары читают стихи даме.

Тима

Вы рождены воспламенять

Воображение поэтов,

Его тревожить  и пленять

Любезной живостью сонетов.

Миша

В тебе все гармонично.

Все делаешь отлично.        

Само очарованье,

Прими мое признанье.

Ты, как лучик солнечный, легка,

Радуешь и светишься улыбкой,

Дуновеньем легким ветерка

И звучишь певучей, нежной скрипкой.

Витя

В ней все гармония - все диво.

Все выше мира и страстей

Она покоится стыдливо        

В красе торжественной своей

Вы улыбнетесь - мне отрада,

Вы отвернетесь - мне тоска.

За день мучения награда

Мне ваша бледная рука.

12 (б) Вальс - король Бала.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

А.С. Пушкин.

Бал удался. Мы почувствовали чудодейственную энергетику бала, окунулись в Пушкинскую эпоху.

  1. В 1824-1826г. Пушкин был отправлен в ссылку в свое имение Михайловское Псковской губернии. Мрачное состояние Пушкина в Михайловском. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала ему мелодии русских народных песен. Любовь, забота, добрые слова Арины Родионовны были очень нужны Пушкину.

Отношения Пушкина и Арины Родионовны поражают своей удивительной сердечностью.

Кучер Пушкина Петр рассказывал: «Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: здорова ли мама? Он ее все «мама» называл.

  1. Интерес к сказкам няни связан с общим интересом Пушкина  к народному творчеству и языку.

Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

На иноземном языке сказки были не интересные, нудные и непонятные,

/зато на языке девичьей, дворни, на языке няни - поразительно яркие. И готов был их слушать до глубины ночи.

  1. На этом уроке вас ждет встреча с уже знакомыми сказками А.С. Пушкина.

«Сказка – ложь  да в ней намек: добрым молодцам урок». А.С. Пушкин. Хотите ли вы совершить литературное путешествие, самое интересное из всех путешествий?

И самое главное готовы ли вы к нему?.

Умеете ли вы так читать книгу, чтобы все привычное вокруг исчезло, и вы оказались в неведомой, загадочной стране и вместе с героями книги пошли по ее тропинкам и дорожкам.

Я вас приглашаю в сказку. И притом волшебную. Мы не читать ее будем, а жить в ней.

  1. Сказка - это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
  2. Наша задача:

а)        Научиться отличать русские народные сказки от авторских (литературных).

б)        Поговорить о секретах сказки.

IV. Конкурсы

 Представление команд

Богатыри.

Волшебники.        

Девиз..

 Наше путешествие мы начнем с поэмы «Руслан и Людмила».

 Поэма «Руслан и Людмила» была напечатана в Лицее, а закончена 26 марта 1820г.

Пролог, т.е. преддверие сказки, было написано в Михайловском (в 1824 - 1825г). Без присказки попасть в сказку невозможно.

Следующий конкурс «В Лукоморье».

Участники команд должны выразительно прочитать пролог, ничего не пропуская.

Конкурс капитанов

В прологе мы встречаемся с героями из русских сказок: с русалкой, с бабой-ягой, с котом ученым, с Кощеем, с бурым волком.

Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями.

(Какая команда назовет больше сказок, получает жетон).

Конкурс «Положительные и отрицательные герои в прологе».

Сказочный мир делится на добрых и злых героев. Приготовились, следующее задание. Каждый участник должен написать на листе бумаги.                

1 команда

2 команда

К положительным персонажам мы относим: (витязей, королевича, царевну, богатыря, кота)

К отрицательным героям мы относим: (грозного царя, колдуна, Бабу-Ягу, Кощея).

Юные сказочники! Впервые в сказочной истории так много любителей сказочного языка. Сказочный Дед - Всевед предлагает нам провести конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника.

1 команда

2 команда

А. Объясните значение слова: Лукоморье

(Это местность, прилегающая к изогнутому морскому берегу.)

Б. Объясните значение воражения:

 Пленяет грозного царя 

(Пленять - привлекать, манить, переманивать, располагает кого-то к себе.)

А. Объясните значение слова:

Царевна тужит

(Тужить - горюет, кручинится.)

Б. Объясните выражение:

Там царь Кошей над златом чахнет

(Чахнет-стережет свое добро )

В. Найдите эпитеты в присказке:

(Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, брег песчаный.)

Сказочные образы «Пролога» вдохновили художников.

Слайд

Татьяна Маврина в 1970г. выпускает книгу «Лукоморье» В книге 19 иллюстраций.

Для меня, вспоминает Маврина, самое «душещипательное» стихотворение в детстве. Таинственное лукоморье, дуб и кот, и весь сказочный мир.

«В этих трех строчках все III тома сказок Афанасьева, - писала Маврина. Н. Крамской изобразил Пушкина полулежащим в тени огромного дуба. Поэт задумчиво слушает кота.

 Друзья, вот мы и попали в сказку.

26 марта 1820 года читалась поэма «Руслан и Людмила» у Жуковского.  Василий Андреевич Жуковский - поэт 19в. Пушкин считал Жуковского своим другом и учителем.

Однажды Василий Андреевич предложил Пушкину шутливое состязание ....  на ниве няниных сказок написать собственные. Жуковский признал, что Пушкин выиграл пари и подарил ему свой портрет с надписью: Победителю ученику от побежденного учителя. Поэма была начата в лицее, а закончена ночью 26 марта 1820 г.

По жанру «Руслан и Людмила» волшебная сказка в стихах»        

А большое повествовательное произведение в стихах - это поэма. Как вы думаете, почему эта сказка волшебная?

Конкурс капитанов

Назовите общие особенности волшебных сказок .

  • наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда.

-столкновение с волшебной силой.

  • наличие волшебных персонажей предметов осложненная композиция.

- Давайте вспомним, с чего начинается сказка?

Завязка начинается, когда князь Владимир - Солнце выдает  свою дочь за Руслана. Мы попадаем на свадебный пир.

В какое историческое время могли происходить  события поэмы «Руслан и Людмила» (Киевская Русь, правление князя Владимира Святого X в.)        

 На свадьбе мы встречаемся с соперниками Руслана: Рогдаем, Фарлаффом

Ратмиром.

Что происходит дальше?

(Тайная сила уносит ее).

Отец Людмилы взывает о помощи и обещает отдать дочь тому в жены, кто ее спасет.

Руслан, Ратмир, Фарлаф, Рогдай бросаются в погоню.

Далее Руслан попадает в пещеру к Финну.

Конкурс «Проверка домашнего задания»

В пещере у Финна.(Команда богатыри) - инсценирование.

Встреча Финна с Русланом •(команда «Волшебники»

Финн

        Добро пожаловать, мой сын!

Привет, великому Руслану.

Уж двадцать лет я здесь один

Во мраке строй жизни вяну;

Но наконец дождался дня,

Давно предвиденного мною

Мы вместе сведены судьбою,

Садись и выслушай меня.

Руслан лишился ты Людмилы.

Твой твердый дух теряет силы

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавец давний похититель,

Полнощный обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

 Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей

Но, добрый витязь, день проходит,

А нежен для тебя покой.

Витязь

Не спиться что-то, мой отец!

Что делать: болен я душою,

И сон не в сон, как тошно жить.

Позволь мне сердце освежить

Твоей беседою святою.

Прости мне дерзостный вопрос.

Откройся: кто ты, благодатный,

Судьбы наперсник непонятный.

В пустыню кто тебя занес?

Старец.

Любезный сын,

Уж я забыл отчизны

Дальней, угрюмый край.

 Природный Финн,

В долинах, нам одним известных,

Гоняя стадо сел окрестных,

В беспечной юности я знал

Одни дремучие дубравы,

Ручьи, пещеры наши скал.

Да дикой бедности забавы.

Но жить в отрадной тишине

Дано не долго было мне

Передо мной гулял поток.

Одна, красавица младая,

На берегу плела венок.

Меня влекла моя судьбина.

Ах, витязь, то была Наина!

Я с трепетом открылся ей,

Сказал: Люблю тебя, Наина.

Наина

Пастух, я не люблю тебя.

Старец

В унынье сердце сохло, вяло.

И наконец задумал я

 Оставить финские поля.

Морей неверные пучины

С дружиной братской переплыть,

И бранной славой заслужить

 Вниманье гордое Наины.

Я вызвал смелых рыбаков

Искать опасностей и злата.

Но сердце полное, Наиной,

Под ширмой битвы и пиров,

Томилось тайною кручиной,

Искало финских берегов.

Пора домой, сказал я, други.

К ногам красавицы надменной

Принес я меч окровавленный.

Кораллы, злато и жемчуг.

Наина

Герой, я не люблю тебя.

И я любви искатель жадный.

Решился в грусти безотрадной

Наину чарами привлечь.

И в гордом сердце девы хладной

Любовь волшебствами зажечь.

 Спешил в объятия свободы,

В уединенный мрак лесов;

И там, в ученье колдунов,

Провел невидимые годы

Настал давно желанный миг.

Теперь Наина, ты моя.

Ах, Наина, ты ли?

Ниана, где твоя краса?

Скажи, ужели небеса

Тебя так страшно изменили?

Наина

Конечно, я теперь седа,

Немножко, может быть, горбата,

Не то, что в старину была

 Не так жива, не так мила,

Зато открою тайну:

Я колдунья...

(Финн отворачивается)

Наина

О,        недостойный!

Ты возмутил мой век спокойный,

Добился ты любви Наины

И презираешь - вот мужчины?

Изменой дышат все они!

Изменник, изверг, о позор!

Но трепещи, девичий вор.

Далее наш герой продолжает свой путь, он встречается с колдуньей Наиной, а затем с Головой. От Головы он узнает секрет могущества Черномора.

Проверка домашнего задания II команды «Волшебники»

Сцена II команды «Встреча Руслана с Головой».

Руслан

Эге, я вижу ты жива!

Проснись, ты, слышишь, голова!

Голова

Апчхи! Послушай, убирайся прочь!

Я спать хочу, теперь уж ночь,

Зачем ты зря меня тревожишь?

Руслан

Прошу, скажи-ка,

если можешь,

Как мне найти сквозь лес и горы

Дорогу к замку Черномора.

Голова

Ты что сразиться хочешь с ним?

Куда тебе? Не хватит духу.

Ведь Черномор не победим.

Раздавит он тебя, как муху.

Ты же на коне сидишь едва.

Руслан

Молчи, пустая голова.

Я еду, я еду не свещу,

А как наеду не спущу Голова

Ого. А ты пылаешь злобой.

А ну-ка тронь меня попробуй.

Не трусь, наездник, и меня

Порадуй хоть одним ударом.

Пока не заморил коня

Голова

Ты вразумил меня, герой.

Я испытал тебя, кого ждал

За годом год.

И я был витязь удалой

Но рок послал мне супостата

Соперника меньшого брата,

Но Черномор, волшебник злой.

Рожденный Карлой с бородой.

Меня он с детства ненавидел

Мой дивный рост от юных дней

 Не мог он без досады видеть.

Однажды ночью в тишине,

Подкравшись точно зверь ко мне,

Мечом меня он обезглавил,

И жизнь мне в голову вложил.

Волшебный меч стеречь заставил,

Пока я не отомщен судьбою,

Возьми мой меч.

И Бог с тобою.

Ну, помни, всюду и везде

Вся силу Карлы в бороде,

Лишь бороду мечом отрубишь,

Его могущество погубишь.

Руслан

Я верю, твой совет поможет,

И меч злодея уничтожит.

«Голова» открывает Руслану секрет могущества Черномора. Наш герой отправляется к замку Черномора, сражается с ним, но не убивает его. Руслан находит спящую Людмилу и пускается с ней в обратный путь. Наш герой засыпает, поддавшись волшебному сну, навеянному Наиной. Фарлаф убивает Руслана и похищает Людмилу. Финн оживляет героя живой и мертвой водой. Дарит Руслану кольцо с помощью которого можно разбудить Людмилу.

Руслан направляется в Киев, в это время Фарлаф выдает себя за спасителя Людмилы и становится претендентам на ее руку, но Людмила еще не пробудилась и разбудить ее никто не смог. «Руслан бежит к Людмиле спящей» и с помощью кольца пробуждает ее. Фарлафа он прощает. Карла, лишенный чародейства, был принят во дворец.

А сейчас мы попробуем составить схему нашей сказки. Сказку попробуем разложить на мотивы.

А.Н. Веселовский писал: «Серия мотивов - сюжет»

1. Свадебный пир - князь Владимир - Солнце выдает свою дочь за Руслана

Начальная ситуация

2. Тайная сила уносит Людмилу

Похищение

3. Старый князь призывает на помощь

Кинул клич о помощи

4.Главный герой и три его соперника отправляются на поиски Людмилы

Поиски

5. Руслан встречает волшебника Финна, который предлагает ему свою помощь и дарит волшебное кольцо

Встреча с помощником который дарит Руслану волшебную вещь

6. Встреча с колдуньей Наиной

Встреча с антагонистом

7. Руслан едет дальше, встречает «Голову» и одерживает победу в схватке с ней, «Голова» раскрывает секрет Черномора, дарит Руслану меч.

Враждебный даритель

8. Руслан сражается с Черномором

Бой - победа

9. Руслан находит Людмилу

Появление искомого персонажа

10. По дороге Фарлаф убивает Руслана

Антагонист наносит телесные повреждения

11. Финн оживляет Руслана с помощью мертвой и живой воды

Оживление с помощью мертвой и живой воды

12. Руслан возвращается домой и будит Людмилу с помощью волшебного кольца

Конкурс «Опиши героя».

Перед вами карточки. На каждой карточке написаны имена героев из поэмы Каждый участник должен дать характеристику героям.

Приготовились.

Руслан - храбрый князь, жених Людмилы.

Фарлаф - крикун надменный,  в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей.

Рогдай - воитель смелый, мечем раздвинувший пределы богатых киевских полей.

Ратмир - «младой хазарский хан»

Фарлаф, Родгай, Ратмир - соперники Руслана.

Владимир - Солнце - отец Людмилы Людмила - меньшая дочь Владимира - Солнце.

Финн - старец, ясный вид, спокойный взор, брада седая; лампада перед ним горит; за древней книгой он сидит.

Наина - злая колдунья, которая наслала на Руслана сон. Наина могла превращаться в змею, в кошку.

Голова - брат Карлы. Стесненный злобой, пламеняя, надулась голова, кровавы очи засверкали; напенясь, губы задрожали, из уст, ушей поднялся пар. И вдруг она, что было мочи, навстречу князю стала дуть.

Черомор - «старый волшебник», похититель красавиц. Черномор - горбатый Карла с колпаком и частью длиной бороды, которая имела волшебную силу.

Кто является главным героем сказки? (Главным героям сказки является Руслан).

В сказке есть положительные и отрицательные герои, добрые и злые силы.

Добрые герои

Злые герои

Руслан

Форлаф

Волшебник финн

Ратмир

Владимир - Солнце

Родгай

Владимир - Солнце

Колдунья Наина

Людмила

«Голова»

Черномор

С первых страниц сказки начинаются чудеса. Встреча с добрым волшебником Финном, к колдуньей Наиной с Головой, с Черномором. Все это волшебные персонажи. И все они обладали волшебными вещами, средствами.

Финн имел волшебную книгу, знал как изучить человека, зверя. Черномор обладал различными чудесными вещами - скатертью - самобранкой, шапкою-невидимкой, волшебным ковром. Умершего Руслана Финн оживлял с помощью мертвой и живой воды.

Источники поэмы «Руслан и Людмила» очень многообразны:

а)        Устная народная сказка

б)        Западные произведения -

Сказки Гамильтона «Четыре Факардена» и Аристо «Неистовый Роланд» Пушкин писал, что он еще находится в тисках чужестранной литературы Чему учит сказка? (Добро побеждает зло)

В 1842г. появилась одна из самых лучших классических опер «Руслан и Людмила М.И. Глинки. Давайте прослушаем. Опера - музыкальное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

А.С. Пушкин был горячим сторонником иллюстрирования своих произведений. Получив экземпляр поэмы, изданный в Санкт-Петербурге, Пушкин писал Гнедичу: «Платье, сшитое по заказу вашему, на «Руслана и Людмилу», прекрасно. Все это меня детски утешает. Иллюстрировал поэму М.В. Нестеров А.О. Оленин, М.А. Иванов, И Билибин и др.

Конкурс знатоков

Эта поэма поразила подлинных ценителей искусства своими высокими художественными качествами, непривычной легкостью языка, своим искрящимся юмором, богатством поэтических красок Н.Гудзий.

Какие выразительные средства языка использует Пушкин.

1.эпитеты, дуб зеленый, дол широкий.

2.олицетворения.

Долина тихая дремала,

В ночной одетая туман,

Дремало поле боевое

Просыпались небеса.

Объясните значение слов.

а)        Гридница - помещение при  княжеском дворце в Древней Руси, где жила гридь - младшая княжеская дружина

б)        Чашники - слуги

в)        Баян - имя певца времен князя Владимира

г)        Брашно - еда, пища.

д)        Зреть- видеть

е)        Десница - правая рука

ж)        Очи - глаза

з)        Лобзать - целовать

и)        Град - город

к) Ланиты - щека

л) Баян - имя певца времен Владимира

«Кукольный театр»

Инсценирование сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях»

Сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях была написана в имении отца в селе Болдино бывшей Нижегородской губернии осенью 1883 года.

V. ИТОГ:

Чем отличается народная сказка от  литературной ?

Сказка

Народная

Литературная

Автор - коллективный народ

Авторская (творец - конкретное лицо

Исполнители сказок - сказатели

Существует в устной форме

Создается в письменной форме

Текст вариативен

Тест каноничен

Время создания определить невозможно

Время создания сказки известно

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Музыкальное Лукоморье

Урок в 3 классе. Тема Музыкальные формы. Урок  в форме рондо....

Педагогическая работа по творчеству Пушкина. "Путешествие в Лукоморье"

Внеклассное мероприятие по предмету «Литературнное чтение»в начальных классах...

Урок математики 3 класс по теме: "Путешествие в сказачное царство лукоморье"

Урок математики 3 класс  по теме: "Путешествие в сказачное царство лукоморье"...

Игра "Путешествие по Лукоморью"

Игра "Путешествие по Лукоморью"...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в Лукоморье"

Литературный клуб "Путешествие в Лукоморье" вариант программы внеурочной деятельности общекультурного направления. В программе представлена работа по изучению биографии и творчества А.С.Пушк...

Разработка внеурочного занятия 1 класс «Путешествие по Лукоморью»

Разработка внеурочного занятия "Путешествие по Лукоморью" 1 классДанная разработка внеурочного мероприятия, посвящена Дню памяти А.С. Пушкина....