Педагогическая работа по творчеству Пушкина. "Путешествие в Лукоморье"
методическая разработка по чтению по теме

Перова Лидия Николаевна

 

 

Внеклассное мероприятие по предмету «Литературнное чтение»

в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_rabota_po_tvorchestvu_pushkina.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Лукоморье

Внеклассное мероприятие по предмету «литературнное чтение»

в начальных классах

Номинация «Педагогическая»

МБОУ СОШ № 2 п. Добринка

Добринского района

Липецкой области

Перова Лидия Николаевна

учитель начальных классов

   Оборудование: репродукция портрета А. С. Пушкина; рисунки детей по мотивам произведений поэта, рисунок дуба на доске; выставка книг; слайды с названием сказок

   Место проведения: класс

   Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина; прививать интерес к чтению, к книге; воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина

Ход мероприятия.

   Учитель. Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», то я думаю, что большая часть из вас ответит «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.

   Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной его сказки, а вы мне подскажите имя автора.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

   Ученики. Александр Сергеевич Пушкин.

   Учитель. Правильно. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве больше чем  два века тому назад. Особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше её петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилось в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем в любом возрасте, будучи и маленькими и взрослыми.

   Сейчас вы послушайте стихотворение и постарайтесь узнать и назвать сказки, о которых идет речь.

   Ученик.   Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудными мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зеленый»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот ученый

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

   Ученики. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»

   Учитель. Какие сказки Пушкина вы еще знаете?

   Ученики. «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»

   Учитель. Сегодня мы отправимся в страну сказок, придуманную Александром Сергеевичем для вас. Она называется (дети читают на доске) «Лукоморье»

   Учитель. А каким вы представляете себе Лукоморье? Вам хочется попасть в эту сказочную страну? Хорошо, только транспорт в сказку должен быть тоже сказочным. Давайте вспомним, какие средства передвижения используют герои сказок Пушкина. (Ступа, бочка, корабль, конь и т. д.)

   Что мы выберем? Прекрасно! Приобретайте билеты! А цена их: ответить на вопрос по сказкам А. С. Пушкина. За правильный ответ вы получаете билет  и право принимать участие в дальнейшем нашем путешествии.

   Вопросы:

1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три раза)

2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке?» (Дадон)

3. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)

4. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне.)

5. Какое было последнее желание вредной старухи? (Стать владычицей морскою.)

6. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея. «Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил.»)

   Учитель. Все уселись? Готовы? Закройте глаза. Теперь, все вместе скажем: «4, 3, 2, 1 – в Лукоморье мы летим»

Звучит фонограмма «Полет шмеля»

Детей встречает кот (роль исполнят ученик в маске кота, он будет помощником учителя).

   Кот. Здравствуйте, ребята! Давненько у нас в Лукоморье гостей не было. Не боитесь? Страна волшебная. Много героев у нас и добрых, и злых может встретиться. Знаете, кого остерегаться надо? Назовите-ка отрицательных героев из сказок Пушкина.

   А помощи в трудную минуту от кого ждать можно? (Ответы детей.)

   Тогда в путь!  Отгадайте, какая сказка первой встретится на нашем пути? Из какой сказки А. С. Пушкина эти слова?

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

(«Сказка о царе Салтане…»)

На слайде появляется название сказки.

   Учитель. Нам здесь приготовлены задания.  Правильно ответивший на вопрос получает жетон с изображением  белочки. Кто больше наберет жетонов в нашем путешествии, тот и выиграет. (Кот помогает выдавать участникам жетоны)

   1. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

«Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен…»

   2. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?..»

   3. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

   4.                         «А комар-то злится, злится –

И вцепился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз…»

Какой тетке? (Поварихе.)

   5 .Почему

«…ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят…»?

   (Бабариха смотрит двумя глазами, повариха левым, а ткачиха правым.)

   6. Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»?

«Во саду ли, в огороде…»

   7.                         Почему  «…ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят царя пустить

Чудный остров навестить…»

   (Ответы детей.)

8.                           «Царь глядит – и узнает…»

В нем взыграло ретивое!,,»

Что такое ретивое»? (Сердце.)

   Кот. А я бы хотел узнать, как вы поняли главную мысль «Сказки о царе Салтане…» Посмотрите на экран и выберите правильный ответ.

  • Обман всегда будет раскрыт.
  • Надо быть терпимым, прощать своих обидчиков.
  • Не надо слушать советы других, надо слушаться своего сердца.

   Учитель. Молодцы! Справились со всеми заданиями. А теперь узнайте, в какую сказку мы отправимся теперь. Откуда эти слова?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого, кроме бога одного.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,)

На слайде появляется название сказки.

   Учитель. Ответим на вопросы. Покажем, как хорошо мы знаем эту сказку Пушкина.

За каждый правильный ответ вы получите жетон с изображением героя этой сказки.

   1. Чей портрет:

«Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…»

(Портрет царицы-мачехи.)

   2. Кому отдала царица приказ:

«Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам…»?

(Чернавке, сенной девушке своей.)

   3.                         «Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном…»

Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?

(Потому что семь богатырей сами назвали ее сестрицей)

   4. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка)

   5. Кличка собаки семи богатырей. (Соколко.)

   6. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? («Свет наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер! Ты могуч…»)

   7. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

«… пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз…»

   8. От чего умерла мачеха?

«Тут тоска ее взяла…»

   Кот. А я снова предлагаю вам ребята назвать главную мысль «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Посмотрите на экран.

  • Если не знаешь человека, не принимай от него подарков.
  • Зависть – мать всех пороков.
  • Любовь способна вынести все испытания.

   Учитель. Снова ответили на все вопросы. Можно отправляться дальше. А куда мы попадем теперь? Угадайте?

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красивые сапожки»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

На слайде появляется название сказки.

   Учитель. Верно. И здесь для нас приготовлены вопросы.

   1. Сколько лет рыбачил старик?

«Он рыбачил тридцать лет и три года…»

   2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку?

«В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой…»

(Два раза.)

   3. Когда народ над стариком посмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!..»?

(Когда пришел кланяться старухе – царице.)

   4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.)

   5. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? (Пять раз.)

   6. Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?

   1. Море слегка разыгралось. 2. Помутилось синее море. 3. Неспокойно синее море. 4. Почернело синее море. 5. На море черная буря.

   7. Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?

(Ответы детей.)

   8. За что рыбка наказала старика со старухой?

(Ответы детей.)

   Кот. И в этой сказке постарайтесь определить главную мысль. Внимание на экран.

  • Если будешь иметь много желаний, то не добьешься своей цели.
  • Чем больше имеешь, тем больше желаешь.
  • Жадность и зависть до добра не доводят.

   Учитель. Уж не притомились ли вы в пути? Пора нам отдохнуть.

Физкультминутка.

   Учитель. А теперь продолжим наше путешествие. В какую сказку мы попадем на этот раз? Будьте внимательны.

С первого щелчка прыгнул поп… (до потолка);

Со второго щелчка лишился поп …(языка),

А с третьего щелчка вышибло ум у старика.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

На слайде появляется название сказки.

   Учитель. Снова отвечайте на вопросы и получайте за это от нашего кота жетоны. Удачи вам!

   1. За какую плату согласился работать Балда у попа?

«В год за три щелчка тебе по лбу…»

   2. Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу…» Что такое полба? (Каша из пшеницы, полба – особый вид пшеницы.)

   3. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?

«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб исполнил точь-в-точь…»

   4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

«…вышлю к тебе внука..»

   5. Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?

«Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков да в мешок»

   6. Когда Балда сказал бесенку эти слова: «Глупый ты, бес, куда ж ты за нами полез?»

Когда «бедненький бес под кобылу подлез…»

   7. Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?

«Да жду вон этой тучки;

Зашвырну туда твою палку,

Да начну с вами, чертями, свалку…»

   8. Слово «балда» имеет значения: дурак, тупица, бестолковый. А почему

А. С. Пушкин дал герою такое имя?

(Ответы детей.)

   Кот. А я опять к вам ребята обращаюсь с заданием определить главную мысль «Сказки о попе и о работнике его Балде»

  • Жадный и скупой останется ни с чем.
  • Доброта и скромность будут вознаграждены.
  • Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле.

   Учитель. Наше путешествие в Лукоморье продолжается. И нас ожидает встреча с последней сказкой. Узнайте сказку  по следующим словам: рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, Шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке»)

На слайде появляется название сказки.

   Учитель. И здесь нам предстоит ответить на вопросы и показать свои знания. А ученый кот продолжит выдавать вам жетоны.

   1. Что обещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?

«Волю первую твою

Я исполню как мою…»

   2. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

«Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно…» (2 года)

   3. Откуда пришла беда в царство Дадона?

«Видит, бьется петушок,

Обратившись на восток…»

   4. «Царь скликает третью рать…» Что такое рать?

«Царь к востоку войско шлет…»

   5. Сколько сыновей было у Дадона?

«Что за странная картина!

Перед ним его два сына

Без шлемов и без лат

Оба мертвые лежат…»

   6. Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?

«И потом, неделю ровно,

Покоряясь ей, безусловно,

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон…»

   7. Кто встретил царя Дадона:

«В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец…»?

(Мудрый звездочет.)

   8. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок…»

   Кот. Давайте выберем главную мысль «Сказки о золотом петушке»?

  • За свои поступки надо отвечать.
  • Надо держать свое слово, даже если жалеешь о сказанном.
  • Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

   Учитель. Молодцы! Вы оказались хорошими знатоками сказок А. С. Пушкина. А сейчас подведем итоги и выясним, кто у нас победитель. Его ожидает приз. А кто хочет более подробно познакомиться с творчеством

А. С. Пушкина, может взять в библиотеке книги.

Подведение итогов. Награждение.

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Если вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки её взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно–педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями умственного развития

В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отсталостью,  которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны....

Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»

Подведение итогов работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы по программе "Здравствуй, музей!" на базе Русского музея г. Санкт-Петербурга....

Самостоятельная работа по творчеству Н.А.Некрасова 3 класс УМК Начальная школа 21 века

Самостоятельная работа  по творчеству   Н.А. Некрасова1.     Напиши имя, отчество Некрасова_______________________________________2.     На...

Самостоятельная работа по творчеству С.А.Есенина 3класс УМК Начальная школа 21 века

1.Напиши имя , отчество поэта Есенина_______________________________________________2.Какие стихи Есенина ты знаешь ,перечисли (3 стиха)__________________________________________________________...

Исследовательская работа «Изучаем творчество Сергея Александровича Есенина»

Предмет: литературное чтение Тема: Исследовательская работа «Изучаем творчество Сергея Александровича Есенина» Цель: прикоснуться к неповторимому миру Сергея Александровича Есенина Задачи: расши...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Мастер-класс для педагогического коллектива "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.       Задачи: представить педагогическ...