Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»
статья (4 класс) на тему

Подведение итогов работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы по программе "Здравствуй, музей!" на базе Русского музея г. Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Алла Михайловна,

учитель начальной школы № 618

Приморского района г. С.Петербурга

Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»

Программа «Здравствуй, музей!» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания детей и юношества.

В современных условиях музей все более разносторонне раскрывает свои возможности в диалоге со зрителем не только через выставочно- экспозиционную деятельность, но и через непосредственное участие в судьбе человека, в становлении личности нового типа зрителя, активно участвующего в художественном процессе.

Апелляция к эмоциональной сфере посетителя, включения школьника в разнообразные формы творческой активности в музее способствует формированию его эстетического восприятия, развитию художественного интереса. Четвертый год занятий по указанной программе отводится курсу «В мире художественных образов», где главной целью является формирование навыков постижения художественного образа в произведениях искусства и архитектуры, развитие художественного восприятия и навыков интерпретации произведения искусства.

Логично выстроить данный курс на демонстрации произведений художников, живших и работавших в нашем городе. Так, выносим на суд читателей следующую концепцию. Курс «Художники Санкт-Петербурга- Петрограда-Ленинграда» рассчитан на обобщающий фактологический материал, предъявляемый детям, умеющим видеть историко-временные и художественно-стилевые связи. В данном курсе главная задача сводится к раскрытию специфики изображения города на Неве в разных техниках и материалах. Курс рассчитан на семь теоретико-лекционных занятий, включая обобщающее, и по одной экскурсии в залы Эрмитажа и Русского музея.

Первый урок посвящен творчеству М. В. Ломоносова, его ведущим принципом была цельная мировоззренческая позиция и потому факты о биографии великого ученого сына России, а также доклады о научных достижениях Ломоносова могут начать такой курс по праву, даже если самого ученого мы не причисляем к художникам, а лишь указываем его энциклопедические знания и умение досконально изучать различные предметы. М. В. Ломоносов, являясь великим ученым технического профиля, был первооткрывателем и в области гуманитарных знаний. Для нашей темы интересен ракурс раскрытия им секрета древнерусской мозаики и создание химических лабораторий для выпуска многоцветных кусочков смальты, являющихся главным материалом в создании картин из мозаики. «Портрет Петра I» 1754 г., выполненный М. В. Ломоносовым, по художественным достоинствам является настолько профессиональным, что на основании этой работы можно говорить о нем как и о художнике.

Следующие уроки могут варьироваться преподавателем, но обязательно включают биографические сведения о художниках первой половины XIX в. (К. Брюллов, А. Иванов, О. Кипренский и др.) и второй половины этого столетия (И. Шишкин, А. Куинджи, П. Клодт и др.), чтобы ученики смогли увидеть не только различия в художественных стилях, но и общность взглядов в деле прославления великого города нашего Отечества.

Особым вниманием необходимо охватить темы, связанные с художниками времен революций и Великой Отечественной войны. Мы рекомендуем соединить в один Раздел урок, например, революционные картины К. С. Петрова-Водкина и плакаты, в другой — графику военных лет А. Ф. Пахомова и послевоенные живописные картины Е. Е. Моисеенко или А. А. Мыльникова. Эти художники славят наш город периода начала — середины ХХ в., т. е. когда он назывался Петроград, а затем Ленинград.

Заключительный урок может быть посвящен современным художникам, работающим в разных областях арт-мастерства, включая дизайн и компьютерную графику. Эту часть лекционного курса можно перевести на самостоятельную подготовку учениками заключительного года обучения в начальной школе, которым не доставит трудности подготовить сообщение в форме докладов.

Две экскурсии планируется провести в залах Эрмитажа и Русского музея. В этой части курса озвученная тема насыщается памятниками, выбранными специалистами музейной педагогики и роль учителя в конкретных уроках проявляется в образе консультанта.

Посещая музейные экспозиции и выставки под руководством квалифицированных экскурсоводов, школьники знакомятся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, созданными художниками и народными умельцами родного края. Все эти впечатления обогащают идейно-тематическое содержание изобразительного творчества школьников. В свою очередь, занимаясь художественным творчеством, учащиеся постигают суть происходящих явлений общественной жизни, приобщаются к прекрасному, делают первые шаги в исследовательской и эстетической деятельности.

Исследования показывают, что систематическая краеведческая работа по искусству с общеобразовательными школами, которая сопровождается использованием специфических форм, средств и методов, осуществляется среди школьников средних классов. Это обуславливается тем, что получаемые школьниками этих возрастных групп знания, умения, навыки по изобразительному искусству и другим гуманитарным предметам, способствуют развитию у них познавательных интересов в области художественной жизни родного края, народного искусства и, в частности, памятников истории и культуры и т. д. Но знания детей, систематически занимающихся по программе «Здравствуй, музей!», уже в четвертом классе можно оценить как более высокие, и потому с ними ведутся беседы обобщающего характера.

Содержание работы по художественному образованию в музее ориентировано на учебно-воспитательные и познавательные задачи учебной программы в школе по изобразительному искусству. Сущность педагогических задач, присущих художественно-краеведческой работе музея, эстетическому воспитанию школьников, обучению изобразительной грамоте в школе, находит свое выражение в следующих психолого-педагогических установках:

1. Повышение роли нравственного, художественного и эстетического воспитания учащихся средствами музейной экспозиции, привития любви к искусству, художественному творчеству;

2. Воспитание умения ценить прекрасное в окружающей действительности и принимать посильное участие в художественном обогащении края, сохранения памятников истории и культуры;

3. Развитие художественных и творческих способностей, пространственных представлений, образного мышления, умения подходить художественно творчески к любому делу;

4. Развитие художественного восприятия, обогащения зрительного опыта;

5. Формирование эстетического чувства, умения различать и любоваться прекрасным в природе и реальной действительности. Умение различать и понимать качества художественных произведений;

6. Выработка практических художественных навыков и умений, с целью обогащения способностей ценить и понимать искусство, приобщения учащихся к художественному творчеству.

Наряду с изучением предметов искусства, учащиеся знакомятся с творческой и производственной деятельностью художников и мастеров народного искусства. Зачастую такая информация ложится в основу при написании сочинений на уроках литературного чтения.

Теоретический анализ научных трудов и практические исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

Музейная педагогика направлена, прежде всего, на развитие у посетителя эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию, обеспечение опыта, извлечение информации из первоисточника через наблюдение и общение с миром художественной культуры.

Специфика музейной педагогики заключается в «погружении» посетителя в музейную среду, которая обеспечивает ценное культурное образование через музейные ценности — экспонат, экспозицию, специфический образ музея, исторической эпохи и т. д.

Образовательно-воспитательная деятельность музея обеспечивает культурно-исторический диалог прошлого и настоящего материализованного в музейных экспонатах, через историческую, культурную, эстетическую значимость подлинников, формирует ценностное отношение к культурному наследию.

Список литературы:

1.Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М. — «Высшая школа», 2004.

2.Зонина С. Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции: Дис. … канд. пед. наук. — Москва, 1999. стр. 30 - 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной работы во 2-ом классе общеобразовательной школы.

В планировании обозначены цель, задачи, формы работы; предложен учебно-тематический, календарно-тематический план и приложения....

Доклад по эксперименту "Работа с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В работе над экспериментом использовался материал программы "Философия для детей" одобренная ЮНЕСКО и адаптированная для российского образования....

Из опыта работы по программе "Здравствуй, музей!"

В статье я делюсь размышлениями о работе по программе "Здравствуй, музей!"...

Пример программы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком второго класса общеобразовательной школы VIII вида

Документ содержит как примерную программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так и рекомендации для учителей и родителей....

Обобщение опыта работы по программе «Здравствуй, музей!»

Описание опыта работы по программе музейной педагогике "Здравствуй, музей" в начальной школе....

Удивительные путешествия по Краснодарскому краю.Практическое пособие к учебнику "Кубановедение" в четвертых классах общеобразовательных школ.

Удивительные путешествия по Краснодарскому краю.Практическое пособие к учебнику "Кубановедение" в четвертых классах общеобразовательных школ....

Организация экскурсионной работы по программе «Здравствуй, музей!»

Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения...