Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Рыбакова Татьяна Сергеевна

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели урока:

ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения;

развивать умение работать в группе;

воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря

                    выставка книг об осени;

                        рисунки и поделки на тему «Осень»;

                          карточки с текстами и словами;

              запись П.Чайковский «Времена года»;

                                       запись на доске цветными мелками: «Люблю природу русскую.    

                                     Осень»;

                                   учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

                        Ход урока

1 Организационный момент.

2.Подготовка  к восприятию нового материала.

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

-А какая узкая тема входит в эту большую тему? (Осень)

Краски осени волновали сердца художников, поэтов, писателей, музыкантов. Посмотрите, какие картины написали художники.

Апполлинарий Михайлович Васнецов « Осень»

Исаак Ильич Левитан «Осень»

Иван Иванович Шишкин «Золотая осень»

 -Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком сне пойдёт речь?

                Между летом и зимой

                Всё впадает в сон:

                Засыхает зверобой,

                Опадает клён.

                

-Как же люди назовут этот сон? ( Люди называют этот сон словом осень.)

- Подтвердите словами из текста, что это осень. (Между летом и зимой бывает осень)

- Какие осенние месяцы вы знаете? ( Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какой сейчас идёт месяц? ( Сейчас октябрь.)

- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

- Почему? (Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

-А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

3.Проверка домашнего задания

-А теперь закройте глаза и представьте, что вы в лесу.(звучит музыка)

-Мы идём в самую гущу леса, под ногами пёстрый ковёр из листьев, ветерок качает деревья, и они осыпают нас золотыми листьями, как бы приветствуя. И вот мы на полянке. Откройте глаза и угадайте, что же мы увидели.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

Расскажите о них стихи, которые вы приготовили дома.

Посмотрите, наш класс  украшен листьями.  

Посмотрите, какие они красивые. Осень подарила нам листья разноцветные, но среди них есть те, которые осенью в природе не встречаются. Поиграем в игру «Найди лишнее». Я получила конверт,  в котором листочки с описанием листьев.

        Пожелтелые                        чёрные                сухие                        синие

        Золотые                                багряные                жёлтые                

        Коричневые                        красные                яркие

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели.(садятся за парты)

4. Знакомство с  автором произведения.

  -Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – прозаика М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.  Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

  Подготовительная работа

 -Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

        -Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся   пробуждается

Па-ра-шю-тик           парашютик

Раз-ле-те-лись          разлетелись

Пе-ре-лёт-ные           перелётные

-Прочитайте скороговорку сначала по слогам  медленно, затем быстро целыми словами:

Убежала в норку мышка,                                

Спать залёг в берлогу мишка.

                        

-Откройте учебники на стр. 78 , найдите рассказ М.Пришвина «Осеннее утро» .

- Прочитайте произведение про себя.

Первичное чтение.

Беседа после чтения.

-Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? (Да, здесь говорится об осеннем утре)

 -Нравится ли вам наблюдать, как падают листья? ( Мы наблюдали на прогулке как падают листья и играли с сухими листьями)

Работа с текстом.  Анализ.

  1. Чтение рассказа учителем.

            -Какое настроение вызвало у вас это произведение? (Стало грустно)

  1. Чтение 1 абзаца  учащимися вслух.

- Как летят листики с липы?

      - Прочитайте, как автор описывает падение листьев?

- Найдите второе предложение и прочитайте.

-Как вы понимаете слова автора «день открывает глаза»  (описывается утро, солнце ярче светит лучами)

-С чем сравнивает автор летящие листья? (  листики летят как парашютики, мотыльки, как винтики, сравнивает с перелётными птицами)

3.-Прочитайте про себя второй абзац и скажите: сколько здесь предложений?(1)

         - Правильно, одно предложение, но посмотрите, как много оно нам говорит! Прочитаем его вслух.

- Как вы думаете, кто стоял на берегу? (Стоял человек. Стоял М. Пришвин)

-Автор стоял один? Как он стоял? Покажите.

- А вы видели, когда люди так делают? Когда? (Когда болит сердце, человек переживает из-за чего-нибудь)

-Давайте положим руку на сердце и подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит сердце, но не физически, а от грусти)

-Говорят, что у каждого человека есть душа. Как вы понимаете,  что такое душа?

-Её никто не видел,  но как будто бы она живёт у нас в сердце.

-Душа - без тела, невидимая, бессмертная сила, имеющая самостоятельную жизнь от тела. Говорят, что когда человек умирает, душа остаётся.

Прочитайте на доске фразеологизмы:

Душа нараспашку.                (очень простой)

Душа в душу.                        (хорошо)

Душа болит.                        (неспокойно)

Да, душой автор как бы улетает вместе с листьями и птицами.

-Как вы думаете, какое у него было настроение? (У автора было грустное настроение)

- Как это грустно?

-А вам бывает грустно? Когда?

-А как автор прощается с листьями? (Он как бы шепчет: «Летите, летите!»)

Работа с 4 абзацем.

Чтение вслух.

-Объясните, как это «бабье лето» осенью? (Последние тёплые дни)

- А сейчас вы ещё раз прочитайте этот рассказ и скажите мне, сколько раз в нём повторяется слово «утро»?  (ни разу)

-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?  

Какие слова нам подсказывают об этом? ( День открывает глаза, долго день пробуждается)

Дома научитесь выразительно читать этот рассказ.

Итог урока:

-За хорошую работу на уроке я вам дарю листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает  навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы...