Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.

Ø  Обнаружить, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные. Служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.

Ø  Сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа и И. Крылова  «Лисица и виноград».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» Минобороны России

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

                                       Тема урока: БАСНЯ. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ
                                                                                   ЛИТЕРАТУРНЫМ ЖАНРОМ

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Тихоновой Ольги  Александровны

Предмет: литературное чтение

УМК «Планета знаний»

Целевая аудитория : 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний  (ОЗН)

Тема урока: БАСНЯ. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫМ ЖАНРОМ

Цели урока.

  • Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.
  • Обнаружить, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные. Служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.
  • Сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа и И. Крылова  «Лисица и виноград».

Задачи.

Образовательные:

  • Продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
  • Добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами автор) и выявить черты сходства и отличия басен.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь.
  • Развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.
  • Развивать технику чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету.
  • Воспитательные возможности текста.

Использовать на уроке ИКТ с целью:

  • Предоставление наглядности
  • Сообщения информации

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

1 Слайд

- Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 -Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 -Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе успехов и   тихонечко  садимся за парты.

- Как нужно работать, чтобы урок был успешным?

- Что нам поможет быстро и правильно читать?

 

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

РУУД: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке.

ЛУУД: осуществляют самоорганизацию.

2. Актуализация знаний

«Минутка развития»

2 .Слайд  со словом «время».

- Наш урок начинается. С чего вам хотелось бы его начать? С минутки развития? Отлично.

 Какие варианты заданий вы можете предложить для минутки развития?

– Как можно использовать свое время?

- Давайте составим «синквейн» со словом время

Проверка домашнего задания.

– Это здорово, когда есть свободное время. Время школьников часто посвящено  выполнению  домашнего  задания.  Было  и  у  вас  домашнее задание. Какое?

– Какую тему закончили изучать вчера?

– Какие варианты домашнего задания были предложены?

. Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения?

– Что мы делаем с вашими произведениями?

- Эта книга будет храниться в школе до тех пор, пока она (школа) существует. Но порой человеку удается создать такое, над чем не властно время. Знаете ли вы таких людей?

Являются активными участниками «минутки развития»

 Можно поиграть в телеграмму.

 Сочинить рассказ на эту тему.

 Вспомнить пословицы со словом «время»; сказки о времени.)

Составляют синквейн по алгоритму

По пословице придумать сказку. Придумать свою загадку или потешку.)

Дети представляют свои варианты домашнего задания.

Авторы.

Помещаем их в нашу книгу «Пробы пера».

Учащиеся называют известных им композиторов, художников, поэтов.)

КУУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции..

.

РУУД: Вовлечь учащихся в учебную деятельность, развитие логических операций. Подвести учащихся к формулировке темы урока.

3.Вовлечение в изучение новой темы.

3 Слайд  Портрет Эзопа

- Сегодня мы познакомимся с таким человеком и его произведением.

В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. (На доску вывешивается карточка с именем.) Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что захотелось рассказать его вам. Послушайте, а потом поделитесь с нами: какие чувства вызвало  у вас это произведение?

   Читает басню  «Лисица и виноград»  учитель..

Слушают басню

 Высказывают свое мнение об услышанном

ПУУД: Формирование мотивации к обучению;

умение четко и грамотно выражать свои мысли;

умение аргументировать своё мнение;

КУУД: Умение принимать позицию другого.

. 

4.Самостоятельная работа

- Ребята, предлагаю вам самостоятельно поработать над текстом. Проанализируйте его по таблице.

4 Слайд

(Учащимся раздаются листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград».)

Самостоятельно читают и анализируют текст басни по таблице ( Приложение 1)

 РУУД:умение высказывать своё предположение.

 умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

5. Словарная работа

Кто может сам объяснить значение какого-нибудь слова из вызвавших затруднение? (Ответы детей.) Что будем делать со словами,  значения  которых  не  знаем?  (Найдем  их  значение  в  толковом словаре.)

Дети находят в тексте слова с незнакомым лексическим значением. Предположительно: лоза, гроздья, обстоятельства.

Работают со словарём.

ПУУД: умение находить информацию;

КУУД: участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.

6..Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Организует физкультминутку.

Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

7.. Знакомство с новым литературным жанром.

– К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа? Попробуйте определить, пользуясь уже имеющимися у вас знаниями.

- Итак, пора познакомиться с новым термином. Небольшой рассказ с поучением называется басней.

5  Слайд

Дают свои ответы опираясь на ранее полученные знания

(Предположительные  о т в е т ы  детей:

 Мне  кажется,  что  это  сказка,  потому  что  здесь  разговаривает лиса.

 Я считаю, что такие события могли произойти на самом деле. Это рассказ.

 В этом рассказе есть мудрость, она учит нас, заставляет задуматься. Эта мудрость похожа на пословицу.)

ПУУД :умение распознавать текст определенного жанра по формальным признакам.

КУУД: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение.

8.. Работа с учебником.

– Откройте учебники. Прочитайте определение басни про себя.

– Попробуйте теперь своими словами сказать, что же такое басня.

Самостоятельно находят определение в учебнике.

Дают формулировку  понятию- басня.

9.. Знакомство с басней

 И. А. Крылова «Лиса и виноград».

Работа в парах

– Какие произведения создавал Эзоп?

( Эзоп  создавал  басни.)

6 Слайд

– Спустя много веков некоторые басни Эзопа по-своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басня «Лиса и виноград» появилась именно так.

7, 8, 9 Слайды

Прослушивание аудиозаписи басни       И. Крылова «Лисица и виноград» в исполнении Гафта.

-Я предлагаю вам самостоятельно подготовить в парах выразительное чтение басни. Как  вы считаете, с чего необходимо начать работу над басней? (Со словаря.)

Самостоятельно  читают  в парах.

Работают над лексическим значением слов со словарём.

Предположительно: рделись, яхонты, неймет, оскомина, отколь.

Возможные виды работы:

– по контексту догадаться о значении слов;

– обратиться к толковому словарику учебника или большому толковому словарю.

РУУД: Целеполагание;.

общеучебное  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

КУУД : инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

ЛУУД: осознают значимость чтения;  эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

10. Сравнение басен.

- А теперь давайте сравним  басни Эзопа  и Крылова по таблице  ( Приложение 2)

Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова по таблице.

КУУД: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.

ПУУД: извлекают информацию, представленную в разных формах.

ЛУУД: осознают личную значимость в приобретении нового знания.

11.Домашнее задание

– Ребята, помогите мне выбрать домашнее задание, которое поможет поближе познакомиться с басней.

Дети предлагают варианты домашнего задания.

Например: выразительное чтение басен; заучивание одной из басен; иллюстрирование; вспомнить басни Крылова, которые изучали во втором классе...

Задание выбирают по желанию.

ЛУУД: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности.

12. Рефлексия.

– К сожалению, наш урок подходит к концу. Сегодня мы приоткрыли двери в новый литературный жанр «басню».

-Кто хочет  заглянуть  за  эту  дверь  и  узнать,  что  нас  ожидает  на  следующих уроках?

- Кто доволен своей работой,  встаньте.

- А кто не доволен,  останьтесь сидеть.

Спасибо за урок! 10 Слайд

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

  РУУД: анализируют результаты своей деятельности.

ЛУУД: стремление к успешности  в учебной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Во время самостоятельного чтения учащиеся делают в тексте пометы, значение которых объясняется в данной таблице.

На основе этих помет будет строиться анализ произведения.

?

Слова с незнакомым лексическим значением

!

Интересное (веселое, грустное, страшное ...)

К

Красивые слова и выражения

[...]

Главная мысль

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова  п о   т а б л и ц е:

Чем похожи?

Чем различаются?

Сюжет

Герои

Основная мысль

Проза и стихотворная форма

Кратко, более подробно

                   ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст басни Эзопа  « Лисица и виноград»

Голодная Лиса  пробралась в сад и на высокой ветке увидела  сочную  гроздь  винограда.  «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.

Алгоритм составления синквейна:

  • Первая строчка - это ключевое слово в тексте. Заглавие.
  • Вторая - два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
  • В третье строке пишем три глагола, которые также характеризуют ключевое слово.
  • Четвертая - предложение их четырех слов.
  • В пятой излагаем вывод одним словом или словосочетанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...