Урок - проект. "Как написать письмо"
проект по русскому языку (1 класс) на тему

Слиткова Галина Анатольевна
Тема: «КАК ПИСАТЬ ПИСЬМО» (урок - проект)
ФИО учителя Слиткова Галина Анатольевна
Район, школа г. Томск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №18
Класс 1
Проблема, сформулированная учащимися: Как написать письмо-ответ семиклассникам гимназии №18? Возможно, ли самостоятельно решить возникшую проблему?
Цель проекта для учащихся: Самостоятельное написание писем разных видов, защита своих исследовательских работ;
Цель проекта для учителя: Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.; развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала;
Планируемые результаты:
Предметные  узнают особенности  написания текста письма;
научатся выделять смысловые части письма, защищать групповые и индивидуальные проекты, кодировать текст в виде графического рисунка;
УУД:
Личностные: Стремление к повышению культуры письменного общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда;проявление познавательной иннициативы;
Регулятивные: составление алгоритма написания писем,самостоятельно и в группе работать с информацией;
-учить правильно формулировать и аргументировать свои мысли;
- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска;
Коммуникативные:обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности;
Вид деятельности: практическая работа, защита проектов, представление домашних проектов (материал к рубрикам газеты)
Типология проекта, реализуемого в рамках урока  «Как писать письма».
По доминирующей в проекте деятельности: Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
По предметно-содержательной области: интегрированный, русский язык и литература.
по характеру контактов между участниками: Внутриклассный, коллективный.
По продолжительности: краткосрочный проект.
Оборудование: Газета «Весточка», презентация, библиотека класса, пиктограммы.
 
http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/1_klass/kak_pi... скачать презентацию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_pismo_urok_proekt.docx108.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «КАК ПИСАТЬ ПИСЬМО» (урок - проект)

ФИО учителя Слиткова Галина Анатольевна

Район, школа г. Томск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №18

Класс 1

Проблема, сформулированная учащимися: Как написать письмо-ответ семиклассникам гимназии №18? Возможно, ли самостоятельно решить возникшую проблему?

Цель проекта для учащихся: Самостоятельное написание писем разных видов, защита своих исследовательских работ;

Цель проекта для учителя: Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.; развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала;

Планируемые результаты:

Предметные  узнают особенности  написания текста письма;

научатся выделять смысловые части письма, защищать групповые и индивидуальные проекты, кодировать текст в виде графического рисунка;

УУД:

Личностные: Стремление к повышению культуры письменного общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда;проявление познавательной иннициативы;

Регулятивные: составление алгоритма написания писем,самостоятельно и в группе работать с информацией;

-учить правильно формулировать и аргументировать свои мысли;

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска;

Коммуникативные:обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности;

Вид деятельности: практическая работа, защита проектов, представление домашних проектов (материал к рубрикам газеты)

Типология проекта, реализуемого в рамках урока  «Как писать письма».

По доминирующей в проекте деятельности: Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

По предметно-содержательной области: интегрированный, русский язык и литература.

по характеру контактов между участниками: Внутриклассный, коллективный.
По продолжительности: краткосрочный проект.

Оборудование: Газета «Весточка», презентация, библиотека класса, пиктограммы.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Класс наш светлый и уютный,                 Улыбнёмся же друг    другу

Хорошо мы в нём живём.                          И урок скорей начнём.

Формулирование учащимися темы и целей занятия..

- Сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Конечным результатом нашей совместной проектной деятельности будет создание проекта - газеты и своей небольшой библиотеки.

Учитель показывает первый слайд.  

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящено наше занятие?(1 слайд)

- Тема нашего занятия «Как писать письма» или «Общение на расстоянии с помощью писем» (2 слайд) Сегодня мы узнаем, как письма путешествуют по свету. Будем учиться писать письма. Создадим проект. Но сначала, наши грамотеи расскажут нам о словах : почта, марка, почтальон, письмо (Звуко-буквенный анализ, ударение, слоги, этимология.) (3,4,5,6 слайды)

- А знаете ли вы, для чего к письмам приклеивают марки? Письма и почтовые открытки - это путешественники. Они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолете. Им тоже нужны билеты - почтовые марки. 

- Ребята, почему у нас возникла потребность больше узнать о письмах?

Д. К нам недавно принесли  письмо и зачитывали для нас.

- От кого?  ( От учеников 7 а класса гимназии №18) О чем вы узнали из письма? ( Ученики благодарили наших учеников за интересные доклады и приглашали в гости)

- Мы, конечно же, решили ещё раз прийти в гости к 7а, но нужно ответить им тоже письмом. Давайте начнем работу!

Работа над проектом

- Первый вопрос, на который нам нужно найти ответ: откуда к нам пришли письма? Как вы думаете, когда и где появились первые письма?

Письменность появилась еще в древности. Первыми письмами были наскальные рисунки. В каждом рисунке был определенный смысл. Рисунок человека, бегущего за кабаном, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Такие рисунки-письма называются пиктограммами.(7 слайд)

С развитием письменности пиктограммы не исчезли. Так, в середине XIX века президент США получил необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, звери, линии, полосы, знаки. Как вы думаете, ребята, о чем хотели сообщить индейцы президенту? (8 слайд)

Оказывается, вождь племени Журавля, а также вожди племен Куницы, Медведя и Морского кота обращались к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места и переселиться к трем озерам, вокруг которых находились хорошие земли. Позднее в Древнем Египте изобрели иероглифы, которые служили для описания разных событий в жизни людей. Современное письмо возникло около тысячи лет назад.

Создателями нашей письменности были христианские монахи Кирилл и Мефодий.  (9 слайд). Вот вам первое задание

Практическое задание.

Сейчас каждая команда нам представит свою пиктограмму. У вас есть 3 минуты, чтобы создать свое письмо в виде рисунка, используйте в своей работе фломастер или карандаш. Объясните, что означает ваше письмо. Представление работ. Этот материал будет на второй странице нашей газеты  (пиктограммы и иероглифы).

Представление работ - пиктограмм.

Почтальоны и отделения почты появились сравнительно недавно. А как раньше передавали письма друг другу? Выскажите свои предположения. Ребята, а вы знаете, как письма путешествовали в давние времена? В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина сказано, что почту возили гонцы. (10 слайд)

Позже на длинных дорогах стали строить почтовые станции. Там гонец мог отдохнуть, поменять лошадей и продолжить путь.  (11 слайд). Гонцов стали называть ямщиками.

Во многих странах существовала голубиная почта.(12 слайд). К ноге голубя привязывали письмо, он летел к своему дому, доставляя письмо адресату.

Во Франции в г.Лилле даже поставлен памятник почтовым голубям. (13 слайд). Изображение голубя можно увидеть на почтовых марках и на плакате, посвященном Всемирному дню почты - 9 октября. Еще существовала  (14 слайд)  морская почта.  Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан. Об этом написано в книгах Жюля Верна. Ребята, как вы думаете, какие бывают письма? Письма бывают различными. (15 слайд) Доклад Куприной Ульяны Итак, бывают письма-просьбы, благодарности, поздравления и даже жалобы.

Практическая работа. Дети зачитывают письма и определяют вид письма.

1)  «Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди,, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький».

- Это письмо-пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

2) «С Днем рождения, мои дорогие близнецы! Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий ваш дедушка Коля».

- Это письмо-поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с Днём Рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

3)«Здравствуйте, уважаемые конструкторы!
Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно.

С уважением – Дядя Федор»

4)

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

- Это письмо жалоба.  Почему это письмо может расстроить адресата? (Много просьб, жалоб, но нет впечатлений о реальных событиях.)

(Слайд 16) Срочные, краткие письма называют телеграммами. Есть электронные письма с использованием Интернета, есть письма деловые, телефакс. Письма по сотовому телефону называются CMC. Реклама в письменной форме - это тоже письма. Ведь они несут в себе информацию для людей.

А еще есть обычные письма, в которых люди сообщают друг другу новости, делятся своими заботами и проблемами. Такие письма могут быть веселыми и грустными, скучными и интересными.

Записки, которыми ребята обмениваются на уроках, - это тоже письма. Вот вам следующее практическое задание. Составьте краткое письмо-телеграмму для человека, которого хотите поздравить с днем рождения... На листе напишите: ТЕЛЕГРАММА(Слово учитель записывает на доске). Вы должны помнить о том, что текст телеграммы должен быть коротким и понятным, так как в телеграмме оплачивается каждое слово. Это будет на следующих страницах нашей книги.  2 -3 мин.

Дети. Ребята, если у вас возникнут проблемы с орфографией, как вы поступите? Обратимся к словарю, или спросим у взрослых.

Представление телеграмм. Группа решает, чью телеграмму зачитать.

Физкультминутка.

Кто из вас отправлял свои письма? Расскажите, как они попали к адресату? (Ответы обучающихся). Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт. На конверт наклеивает марку, пишет адрес того, кому отправляет письмо, и указывает, от кого и откуда это письмо, чтобы оно могло вернуться обратно, если не найдет своего адресата. Затем конверт опускают в почтовый ящик. Оттуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну.

Вот тут как раз и пригодится почтовый индекс. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три последние - номер почтового отделения. Ускорить работу по сортировке писем помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс. Затем отправляют письма в стопку или мешок. Мешки грузят на машины, везут на вокзал, в аэропорт. Письма путешествуют на самолетах, поездах, автобусах, кораблях и даже на верблюдах. Так они попадают к почтальону, который приносит их домой получателю (адресату).

Ребята, как вы думаете, как нужно оформлять письма на бумаге? .Доклад Вани Тимонин

Письма стараются писать разборчиво, четко и аккуратно. Бумага для писем бывает разной. Иногда это листочки миленького формата, иногда большого, украшенные рисунком. С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2 см. Такие же поля оставляют сверху и снизу.

В письме выделяют следующие части:

1. Обращение. Например: «Дорогая мама!», «Уважаемый Владимир Владимирович!»

2. Основное содержание (вопросы, просьбы, приветы, рассказы о событиях).

3. Прощание и подпись.

Практическое задание.

Каждая команда  получила конверт с пустым листом. Напишите письмо от имени того героя, чье имя указано на конверте (Красная Шапочка, Айболит, дядя Федор, Винни-Пух). Кому они могут написать письма? Ваши письма будут последними страницами нашей газеты.

Ребята, мы вспомнили о литературных героях. Давайте сейчас послушаем рекомендации ваших одноклассников. Они предлагают вам список интересных стихов, сказок и рассказов так или иначе связанных с письмами.

Выступление Библиотекарей.(2 человека)

Дети представляют одноклассникам список литературы, зачитывают фрагмент понравившегося произведения.

Б И Б Л И О Т Е К А      1 Б   К Л А С С А

  • С Я Маршак «Почта».
  • Б С Житков «Почта».
  • А Чехов «Ванька».
  • А Г Алексин «Кола пишет Оле, Оля пишет Коле». (Отрывок)
  • Э Успенский Повесть-сказка «Дядя Федор, пес и кот».
  • Стихи о почтовых марках Т Михайленко
  • Е Луговская «Письма».
  • К Авдеенко « Письмо злюки с острова Бабуку»
  • Н И Сладков «Трясогузкины письма».

 Итог

Давайте приведем в систему все, о чем мы говорили, и составим содержание нашей газеты «Весточка»

1 раздел: «Грамотеям»(доклады о словах «письмо», «почтальон», «марка», «почта»)

2 раздел: «Пиктограммы»

3 раздел: «Виды писем» (Доклад Куприной Ульяны и телеграммы)

4 раздел: «Этикет письма» (Доклад Вани Тимонина)

5 раздел: Литературная страничка (письма литературным героям)

6 Библиотека класса. (список рекомендуемой литературы для чтения)

Весь этот материал будет  оформлен  в книгу «Общение на расстояний с помощью писем». Я думаю, что урок-проект, конечным результатом которого было создание всеми учащимися газеты, нам удался. Благодарю вас  за проделанную работу.

Задание на дом.

Написать письмо, телеграмму или пиктограмму для 7а, приглашая их в класс для чтения газеты.

Рефлексия

Дети отправляют в почтовый ящик класса изображение лиц в разном

эмоциональном состоянии.

Приложение

Стихотворения, рассказы, сказки о письмах, почте, почтальонах, почтовых марках.

1 Маршак С Я «Почта»

2 Житков Б С « Почта»

3 Чехов А П «Ванька»

4 Сладков Н И « Трясогузкины письма»

5 Е Луговская «Письма»

6 Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (Отрывок)

7 Успенский «Дядя Федор, пес и кот» (Отрывок)

8 Михайленко Т Стишки о почтовых марках.


http://www.solnet.ee/sol/pic/z_stich.gif
http://www.solnet.ee/sol/pic/fon.gif

Татьяна Михайленко

 

СТИХИ О ПОЧТОВЫХ МАРКАХ

* * *

Вместо сникерсов и жвачек

Я теперь люблю собачек,

Тигров, мышек, медвежат,

Динозавров и котят.

Зверушки не кусаются,

На марках помещаются.

Я животных обожаю,

Марки с ними собираю,

Ведь о животных марка -

Кусочек зоопарка!

                 

* * *

Меня бабуля огорчила,

Что за невезение!

Платье новое купила

Мне на день рождения.

Я сто раз ей говорила

О другом подарке,

Чтоб она мне подарила

В день рожденья марки!!!

У Вовки много их лежит,

Он их собирает,

А мне их трогать не велит,

Сразу убирает.

Он их носит на урок,

Говорит, на лекцию,

Но я тоже, дайте срок,

Соберу коллекцию!

И имейте все в виду,

Я решила вот что:

Я бабулю отведу

Вечером на почту.

Будем марки покупать,

Это ж интересно!!!

А платье… надо надевать,

В старом стало тесно.

* * *

Однажды папа мне сказал,

Что в детстве марки собирал.

С папы я беру пример:

Стал я - коллекционер!

Счастлив я и очень горд!

Собирать стал марки "спорт".

Хороши коньки и лыжи,

Но теперь мне "космос" ближе!

Я взял у папы каталог,

Собрал про космос всё, что смог!

На марках - звезды и планеты,

И метеоры, и кометы…

И на ракете я лечу…

Я космонавтом стать хочу!

Осуществи свои мечты,

Филателистом стань и ты!

* * *

Я для внученьки Иринки

Купил в пакетике картинки.

Зубцами все украшены,

Штемпелем погашены,

В наборе продаются,

Марками зовутся.

С маркой - радостен досуг,

Марка детям - лучший друг!

С внучкой возраст свой забыв,

К вам обращаю свой призыв:

"Уважаемые дети,

Покупайте марки эти!"

* * *

Мы с папой взрослые мужчины,

И разговор у нас мужской:

Купить запчасти для машины

Или копить нам для другой?!

Напряг последние силёнки

Семейный наш автомобиль,

Сломалось что-то в "жигулёнке"

И надо сдать его в утиль.

У папы очень грустный взгляд,

Ему помочь я был бы рад!

Вот, если был бы, например,

Я хоть чуть-чуть миллионер,

То б сделал чудо из чудес:

Купил бы папе "Мерседес",

И "Форд", и "Вольво", и "Субару"

И "жигулёнков" сразу пару!!!

Но миллиона нет в запасе:

Учусь я только в пятом классе!

Мы ходим с папой в выходной

По автомагазину…

Когда я вырасту большой,

куплю ему машину,

А пока я подрастаю,

Я только марки покупаю!

* * *              

Ваш ребенок-непоседа

Превратится в домоседа,

Станет книги он читать,

Станет в школе успевать,

Сможет стать он эрудитом,

Стать всемирно знаменитым,

В телеиграх сможет он

Заработать миллион!!!

Чтобы всё на свете знать,

Надо марки собирать!

Марки детям с давних пор

Расширяют кругозор!

* * *

У меня есть брат Сережа,

Я чуть-чуть его моложе,

Лет на пять или на семь.

Взрослый он у нас совсем.

Школьник он давн-о-о  у нас,

Ходит он в четвертый класс!

Он отличник-хорошист,

А еще  -  фи-ла-те-лист.

У Сережи есть урок,

Называется "кружок".

В кружке друзья встречаются

И марками меняются,

И марки изучают,

И все про марки знают.

В кружок хочу я тоже:

"Возьми меня, Сережа!",

А Сережа мне в ответ:

"У тебя же марок нет!".

Ошибаешься ты, брат,

У меня их пятьдесят!

В замечательном порядке

Марки собраны в тетрадке,

Что в линеечку косую!

Марки я сама рисую!!!

* * *

Я новенькое платье

Надела на занятие,

Меня мой брат Сережа

Ведет с собой в кружок"!

Давно его просила,

И плакала, и ныла,

И все же упросила,

Он отказать не смог.

Он говорил мне: "Лиза,

Оставь свои капризы,

Филателия - дело,

Достойное мужчин,

Тебе неинтересно,

Да и, вообще, там тесно,

Об этом всем известно!",

И шел в кружок один.

Но мне хотелось все же

Ходить в кружок с Сережей,

Мечтала я о марках,

И, чтоб сбылись мечты,

Копилку я разбила,

И деньги, что скопила,

Сереже предложила

Для марок, где цветы.

Нет эскимо на палочке,

Зато теперь есть марочки,

И я филателией

Займусь в кратчайший срок.

Мечта моя сбывается!

Меня в нарядном платьице

Мой брат Сережа в пятницу

Ведет с собой в кружок!!!

* * *

За одну лишь только марку

Получил я ИНОМАРКУ!!!

Я в восторге от машины:

Бампер есть, четыре шины,

Фары, стекла и глушитель…

Я - крутой автолюбитель!

Не машина - просто чудо!

Я её таскал повсюду,

Но сказала мама: "Ах,

Дырку ты протер в штанах.

Эту тяжесть не носи,

А обратно отнеси".

Отдавать  машину  жалко.

В ней педали есть, мигалка,

Нету только правой двери,

Да и руль давно потерян,

Но всего одну лишь марку

Я отдал за иномарку!!!

Подарил мне марку друг,

Он уехал жить на юг.

Помню я, как в день отъезда

Мы прощались у подъезда.

Друг тогда меня обнял

И на память марку дал.

Марка так себе, не очень,

Скучновата, между прочим:

Небо в звездах, как на карте,

Дядька там сидит в халате

(кто такой, я позабыл).

Друг мой маркой дорожил,

И, как верность нашей дружбе,

Он беречь ее просил.

С маркой было все в порядке,

Я берег ее в тетрадке.

Как-то дал тетрадь я Мише,

Что живет в квартире выше.

Эту марку он схватил

И меняться предложил,

Сразу весь преобразился…

Я, конечно, согласился!

И в обмен на эту марку

Миша дал мне иномарку!

И совсем мне непонятно,

Зачем нести ее обратно?!!!

* * *

Я в классе у доски стоял

И ничего не отвечал,

Потому что в это время

Я о космосе мечтал,

И о том, что Вовка в парке

Даст с Гагариным мне марки!

За мечты - в журнале двойка!

Зря подсказывала Зойка.

Она кулак мне показала

И тихонечко сказала:

"Двойку завра же исправь ты,

А то не пустят в космонавты!"

* * *

Школьный зал народом полон,

Оживление царит.

В центре зала рыжий клоун

Детям громко говорит:

«Девочки и мальчики,

Белочки и зайчики,

Я давно уже мечтал

К вам придти на карнавал,

И мечта моя сбылась,

Вместе с вами я сейчас!»

Клоун с рюкзачком на спинке,

И карман во весь живот,

Разноцветные картинки

Из кармана достает:

«Девочки и мальчики,

Подставляйте пальчики,

Каждому в ладошку

Дам не понарошку

Вкусную ириску,

Вместе с ней кулиску,*

А в кулиске – марочки,

Почтовые подарочки,

На все вкусы хороши,

Разбирайте, малыши!»

Дети мигом налетели,

Задают ему вопрос:

«Клоун ты на самом деле

Или, может, Дед Мороз?!»

* кулиса (кулиска) – картонная

планшетка с наклеенными

прозрачными полосками,

в которые вставляются

почтовые марки.

 

* * *

Мы вчера на почте были,

Марки с "техникой" купили,

Принесли мы их домой,

Разложили по одной…

Есть на марках пароходы,

Телефоны и заводы,

Буровые установки,

Ледоколы на зимовке,

Светофоры, агрегаты,

Для науки аппараты,

Гос-авто-инс-пек-ция…

Будет во! коллекция!


Евгения Луговская

       
Письма... 
       Давно как мы их получали
Письма развеют глухие печали.
Письма расскажут как жизнь наша мчится
И сквозь конверт теплым светом лучится
Пусть говорят, в век компьютерной связи
Письма друг-другу писать нужно разве?
Письма в историю мол уж отходят
Пейджер, мобильный - они нынче в моде
Спутники есть, телефоны, антенны
Так надрываясь рекламы гудели
Свяжем с любою вас точкой планеты
Много мы слышали...так ли все это?
Все мы шагаем со временем в ногу
Время летит, а людей одиноких
Меньше ли стало на нашей планете
Кто тут ответит?
              - Никто не ответит
Ходят по улицам толпы народа
Лица проходят и канут как в воду
И телефоны гудят от нагрузки
- Здравствуй!
          - Привет...
                а в душе пусто - пусто
- Ну как дела?
             - Да идут понемногу
- А у тебя?
           -    Тоже все слава богу
Ну тороплюсь, до свиданья.
                      -Пока.
Тихий щелчок, ни гудка, ни звонка
Стало ли меньше людей одиноких?
В чем здесь причина, что люди далеки?
В чем здесь причина? - Ответить не просто
Нашего времени острый вопрос то
Не помогли ни компьютер, ни лазер
Чтобы наладить меж душами связи
Ведь от души до души человека
Не долетит и шальная ракета
И проводов от души не протянешь
В чем же причина? Где тайна
                           ты знаешь?
Может быть скорость мала электронов?
Может нужны нам мощней телефоны?
Может... ?А может? А в этом ль причина?
Мать коль не может понять часто сына...
Коли влюбленные рядом шагая...
                             часто друг-друга не понимают!
Слушают люди друг-друга не слыша
Им бы подняться над бытом повыше
Им бы подняться...
                  Да крыльев то нету!
Жизнь так уходит теплом не согрета!
Общие фразы, привет, до свиданья
Знаки стандартного в общем внимания
И разговоры пустые повсюду
Где ж тут свершиться обычному чуду?
Люди! Глаза поскорее протрите!
И вкруг себя на других посмотрите!
Не замыкайтесь на собственных мыслях!
Чтобы потом еще хуже не вышло!
Все мы один раз живем на планете
И вспоминать надо чаще об этом
Смерть ходит рядом, косою бряцая
И с безразличием жизни сметая
Скажете,- письма...
                 Да что в них такого?
Письма писать в наше время не ново
Письма - слова на бумаге и только
Нет! - Вы ошиблись! И скрыто тут больше.
Каждая строчка в письме - это память
Каждая мысль отзовется стихами
Песней зовущей, далекой и звездной
Будто вернулись ушедшие весны
Будто бы время свой бег изменило
Вот она писем волшебная сила
Рушатся стены, что были меж нами
Мы не одни
          то что долго искали
                        Вот оно  - Дружба
Ни стены 
         ни двери
                 ни расстояния сдержать не сумели
Надо лишь искренней быть и повсюду
Как огоньки вспыхнет дружба как чудо
В жизни обычной, средь буден и сплетен
Этот огонь будет нашим ответом!
  
      


 ПИСЬМО ОТ ЗЛЮКИ С ОСТРОВА БАБУКУ 

(ОТ АВТОРА. Вчера вечером у меня дома раздался телефонный звонок. «Это Кирилл Авдеенко?» - cпросил издалёка голос. «Да, слушаю Вас» - ответил я. «Это говорит Злюка с острова Бабуку. Я слышала, ты сказки для детей пишешь. Не передашь от меня всем детям-нехочухам письмо?» - продолжал нахальный голос. Я согласился. И Злюка-Бабука продиктовала мне письмо для всех нехочух...) 
 

http://littlhuman.ru/typo3temp/pics/e2ed51902c.jpg

Я маленькая злюка,
Всем детям шлю привет!
На острове Бабуку
Живу я много лет.
Я чёрная, как чёртик,
Как в печке домовой,
С большущими ушами
И лысой головой.

Сижу я на бамбуке
У озера Бубу,
Гляжу и днём, и ночью
В подзорную трубу.
Далёко-предалёко
Глядит мой зоркий глаз!
Поэтому всё знаю
Про каждого из Вас.

Так вот, я замечаю,
И чувствую на слух,
Как много в разных странах
Ужасных нехочух!
Вокруг лишь раздаётся:
“Не буду! Не хочу!»
В Америке, Европе,
На острове Чучу!

Устала, нехочухи,
Я это наблюдать!
Куплю-ка вот ракету,
Чтоб в гости к вам летать.
В окно ворвусь, как ветер,
Ух, всем вам надоем!
Все стены разрисую,
Все лампочки я съем!

И я предупреждаю,
Что вовсе не шучу,
Всё в доме раскидаю,
Игрушки утащу!
Сложу их под бамбуком
У озера Бубу,
На острове Бабуку,
На дальнем берегу.

Но знайте, ребятишки,
Люблю вас всей душой!
Для каждого готовлю
Подарок небольшой.
И пусть я недовольна,
И злющая – ух-ух!
Возьму с собой подарки! 
Но только для хочух.

Скажу вам, на Бабуку
Волшебные леса;
Повсюду шоколадки,
В глазури небеса.
Конфеты на деревьях
Вкуснющие – ах-ах!
Пирожные летают
На белых облаках.

Я их пособираю,
В ракету загружу,
И ночью под подушку
Хочухам положу.
Добавлю мармеладок
На разный вкус и цвет,
В ракете места много,
На тысячу конфет!

Ну, хватит! Уж стемнело,                          
Устала, просто жуть!
Пойду, посплю немного,
Пора мне отдохнуть!
Сегодня что-то плохо
Следить за детворой:
Туман, как покрывало,
Окутал остров мой.

А завтра на бамбуке,
У озера Бубу,
Глядеть я буду долго
В подзорную трубу!
Далёко-предалёко,
Смотреть мой будет глаз!
И помните – всё знаю
Про каждого из вас!

Сладков Н.И

Трясогузкины письма

У калитки в сад прибит почтовый ящик. Ящик самодельный, деревянный, с узкой щелью для писем. Почтовый ящик так долго висел на заборе, что доски его стали серыми и в них завёлся древоточец.
Осенью залетел в сад дятел. Прицепился к ящику, стукнул носом и сразу угадал: внутри древоточина! И у самой щели, в которую опускают письма, выдолбил круглую дырку.
А весной прилетела в сад трясогузка — тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Она вспорхнула на почтовый ящик, заглянула одним глазком в дыру, пробитую дятлом, и облюбовала ящик под гнездо.
Трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.

Трясогузкины письма

Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком. И мы уже знали: тревожится птичка — значит, есть нам письмо.
Скоро вывела наша почтальонша птенцов. Тревог и забот у неё на целый день: и кормить птенцов надо, и от врагов защищать. Стоило теперь почтальону только показаться на улице, как трясогузка уже летела ему навстречу, порхала у самой головы и тревожно пищала. Птичка хорошо узнавала его среди других людей.
Услыхав отчаянный писк трясогузки, мы выбегали навстречу почтальону и брали у него газеты и письма; мы не хотели, чтобы он тревожил птичку.
Птенцы быстро росли. Самые ловкие стали уже выглядывать из щели ящика, крутя носами и жмурясь от солнца. И однажды вся весёлая семейка улетела на широкие, залитые солнцем речные отмели.
А когда пришла осень, в сад опять прилетел бродяга-дятел. Он прицепился к почтовому ящику и носом своим, как долотом, так раздолбил дыру, что в неё можно было просовывать руку.
Я просунул руку в ящик и вынул из ящика все трясогузкины «письма». Были там сухие травинки, обрывки газет, клочки ваты, волосы, фантики от конфет, стружки.
За зиму ящик совсем одряхлел, для писем он уже не годился. Но мы его не выбрасываем: ждём возвращения серенького Почтальона. Ждём, когда он опустит в наш ящик своё первое весеннее письмо.

С Я Маршак    Почта

- 1 -

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много

Писем

В сумке на боку -

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам.

- 2 -

- Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

- Заказное для Житкова?

Извините, нет такого!

- Где же этот гражданин?

- Улетел вчера в Берлин.

- 3 -

Житков за границу

По воздуху мчится -

Земля зеленеет внизу.

А вслед за Житковым

В вагоне почтовом

Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам

Разложены с толком,

В дороге разборка идет,

И два почтальона

На лавках вагона

Качаются ночь напролет.

Открытка -

В Дубровку,

Посылка -

В Покровку,

Газета -

На станцию Клин.

Письмо -

В Бологое.

А вот заказное

Пойдет за границу - в Берлин.

- 4 -

Идет берлинский почтальон,

Последней почтой нагружен.

Одет таким он франтом:

Фуражка с красным кантом.

На темно-синем пиджаке

Лазурные петлицы.

Идет и держит он в руке

Письмо из-за границы.

Кругом прохожие спешат.

Машины шинами шуршат,

Одна другой быстрее,

По Липовой аллее.

Подводит к двери почтальон,

Швейцару старому поклон.

- Письмо для герр Житкова

Из номера шестого!

- Вчера в одиннадцать часов

Уехал в Англию Житков!

- 5 -

Письмо

Само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему

Не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.

В дороге

Оно

Не пьет и не ест

И только одно

Говорит:

- Срочное.

Англия.

Лондон.

Вест,

14, Бобкин-стрит.

- 6 -

Бежит, подбрасывая груз,

За автобУсом автобУс.

Качаются на крыше

Плакаты и афиши.

Кондуктор с лесенки кричит:

- Конец маршрута! Бобкин-стрит!

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит

Шагает быстро мистер Смит

В почтовой синей кепке,

А сам он вроде щепки.

Идет в четырнадцатый дом,

Стучит висячим молотком

И говорит сурово:

- Для мистера Житкова.

Швейцар глядит из-под очков

На имя и фамилию

И говорит: - Борис Житков

Отправился в Бразилию!

- 7 -

Пароход

Отойдет

Через две минуты.

Чемоданами народ

Занял все каюты.

Но в одну из кают

Чемоданов не несут.

Там поедет вот что:

Почтальон и почта.

- 8 -

Под пальмами Бразилии,

От зноя утомлен,

Шагает дон Базилио,

Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,

Измятое письмо.

На марке - иностранное

Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией

О том, что адресат

Уехал из Бразилии

Обратно в Ленинград.

- 9 -

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

Он протягивает снова

Заказное для Житкова.

- Для Житкова?

Эй, Борис,

Получи и распишись!

- 1О -

Мой сосед вскочил с постели:

- Вот так чудо в самом деле!

Погляди, письмо за мной

Облетело шар земной.

Мчалось по морю вдогонку,

Понеслось на Амазонку.

Вслед за мной его везли

Поезда и корабли.

По морям и горным склонам

Добрело оно ко мне.

Честь и слава почтальонам,

Утомленным, запыленным.

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне!

Б. С. Житков    

Почта

На севере, где живут ненцы, даже весной, когда уже всюду стаял снег, всё ещё стоят морозы и бывают сильные метели. Вот раз весной ненецкий почтальон должен был везти почту из одного ненецкого села в другое. Недалеко — всего тридцать километров. У ненцев очень лёгкие санки — нарты. В них они запрягают оленей. Олени мчат вихрем, быстрей всяких лошадей. Почтальон вышел утром, посмотрел на небо, помял рукой снег и подумал: «Будет метель с полдня. А я сейчас запрягу и успею проскочить раньше метели». Он запряг четырёх лучших своих оленей, надел на себя малицу — меховой халат с капюшоном, меховые сапоги и взял в руки длинную палку. Этой палкой он будет погонять оленей, чтоб они шибче бежали. Почтальон привязал почту покрепче к нартам, вскочил на сани, сел бочком и пустил оленей во весь дух. Он уже выезжал из села, как вдруг навстречу — его сестра. Она замахала руками и крикнула: — Стой! Почтальон рассердился, а всё-таки остановил. Сестра стала просить почтальона, чтоб он захватил с собой её дочку к бабушке. Почтальон крикнул: — Скорей! А то метель будет. Но сестра долго провозилась, пока кормила и собирала девочку. Почтальон посадил девочку перед собой, и олени помчались. А почтальон ещё подгонял их, чтобы успеть проехать до метели. С полпути начал дуть ветер — прямо навстречу. Было солнце, и снег блестел, а тут вдруг стемнело, снег закружился, и не стало даже видно передних оленей. Олени начали вязнуть в снегу и остановились. Почтальон отпряг оленей, сани поставил стоймя, привязал к ним свою длинную палку, а к концу палки привязал девочкин пионерский галстук. А сам обтопал место около саней, положил туда почту, уложил оленей, лёг и прижался к ним с девочкой. Их скоро занесло снегом, а почтальон раскопал под снегом пещеру, и вышло как снежный дом. Там было тихо и тепло. А в том селе, куда ехал почтальон, увидали, что метель, а его нет, и спросили по телефону, выехал ли он. И все поняли, что почтальона захватила метель. Ждали, когда метель пройдёт. На другой день метель всё не утихала, но снег летал ниже. На оленях нельзя было ехать искать почтальона, проехать могли только аэросани. Они — как домик на полозьях, а бегут вперёд потому, что у них есть мотор. Мотор вертит воздушный винт, такой, как у самолёта. В аэросани сели доктор, шофёр и два человека с лопатами. И аэросани побежали по той дороге, где ехал почтальон. Вдруг над низкой метелью, как будто флаг из воды, увидали палку с пионерским галстуком. Аэросани подъехали и остановились. Сейчас же раскопали почтальона, девочку и оленей. Почтальон сразу спросил: — А еду привезли? Девочка плачет. — Даже горячую, — сказал доктор и отнёс девочку в аэросани. Пока почтальон и девочка обогревались, прошла метель.

Антон Чехов

ВАНЬКА

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой чёрный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

— Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку.

Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается весёлым смехом и кричит:

— Отдирай, примёрзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом...

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

Ванька покривил рот, потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить ёлку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые ёлки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть:

— Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

1886

http://sheba.spb.ru/lib/img/vin.gif

 

Анатолий Георгиевич Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле ( Отрывок из книги)


Письма

   Коля пишет Оле

   Посылаю тебе первое письмо. В этом месяце останется написать еще два.

                                                                    Коля

   Оля пишет Коле

   Здравствуй, Коля!

   Прежде всего хочу напомнить тебе,  что  у  меня есть имя.  Меня зовут

Олей, хотя из твоего письма этого узнать невозможно.

   И что за письмо такое - полторы корявых строчки?! Адрес на конверте и

то длиннее.  Мне-то от тебя вообще никаких писем не нужно: не хочешь - и

не пиши,  пожалуйста. Но раз тебе дали задание, да еще на бумаге, да еще

в дупло эту бумагу опустили - так уж пиши, будь добр, по-настоящему!

                                                                     Оля

   Коля пишет Оле

   Оля!

   Мне от  тебя тоже никаких писем не нужно.  Но ребята хотят,  чтобы ты

рассказала  о  заполярном городе.  В  книжках  они,  что  ли,  не  могут

прочитать?  Да  о  нем,  об  этом  городе,  в  любом  учебнике географии

написано!

                                                                    Коля

   Оля пишет Коле

   Здравствуй, Коля!

   Я бы тебе ничего рассказывать не стала (читай в учебнике географии!),

но раз ребята просят, я кое-что расскажу.

   Знаешь,  как называют эти места? Северными воротами страны! Только за

обычными воротами бывает улица или переулок,  а за этими - море. Здесь я

увидела его первый раз...

   Раньше я,  когда думала о море, всегда представляла себе золотой пляж

и  отдыхающих.  Но тут никто не загорает и пляжа нет,  а море холодное и

суровое.  Тут в море работают: ловят рыбу. Весь порт пропах ею. И солью,

и ветром...

   И заводы я здесь увидела совсем не такие,  как у нас. Наш алюминиевый

- это корпуса и трубы. А рыбные заводы плавают и качаются на волнах. Там

прямо на палубах рыбу разделывают и солят.

   А сколько я видела в порту бочек, ты представить себе не можешь! Если

бы все они сразу покатились,  то грохот,  наверно, был бы слышен у вас в

городе.  Это, конечно, преувеличение, но, в общем, шум был бы ужасный. Я

даже сунулась носом в  одну пустую бочку,  -  она пахнет смолой,  свежим

деревом.  А там, где собрались все бочки вместе, воздух такой, как у нас

в "Сосновом бору".

   Я все говорю: "У нас на стройке. У нас на алюминиевом заводе... У нас

в "Сосновом бору".  Никак не могу отвыкнуть.  И скучаю я,  Колька, очень

сильно.  Даже ты  отсюда,  издалека,  выглядишь гораздо симпатичнее.  Но

скучаю я,  конечно, не по тебе, а по всем нашим ребятам. Передай им это.

Может быть,  и  они  обо  мне  вспоминают?  Папа говорит,  что  пора уже

привыкать к  новому месту и становиться патриоткой города,  в котором мы

теперь будем жить.  Я  понимаю,  что пора,  но  ведь по  заказу этого не

сделаешь - не привыкнешь и не отвыкнешь...

                                                                     Оля

   Коля пишет Оле

   Оля!

   Ребята просят тебя не отвыкать... Это они просят. А я просто передаю.

                                                                    Коля

   Оля пишет Коле

   Здравствуй, Коля!

   Не удивляйся,  пожалуйста,  но я хочу сделать тебе один очень большой

сюрприз.  Думала сразу же написать об этом,  в  самом первом письме,  но

как-то не решилась, а сейчас вот пишу.

   Ты ахнешь и перепутаешь все голоса своих любимых птиц, когда узнаешь,

что это за сюрприз!

   Как говорит моя Белка,  -  "потрясающий"!  Но чтобы его получить,  ты

должен будешь пройти одно трудное испытание.  Напиши мне: согласен ли ты

пройти?

   Только  учти:  это  настоящее испытание,  а  не  какие-нибудь детские

игрушки.  Хватит ли у тебя находчивости и смелости? Подумай, посоветуйся

со своими птицами (ты ведь, кажется, ни с кем больше не дружишь).

   Послушай, что они тебе там напоют, и ответь мне.

   Знаешь,  как в  сказке:  надо выполнить три желания,  чтобы случилось

чудо.  У  меня  трех  желаний нет,  есть только одно,  но,  если ты  его

выполнишь,  чудо обязательно произойдет! Так что советую тебе сделать за

меня это очень серьезное дело, которое я не успела закончить.

   Через  несколько  дней  ты  получишь  маленькую  посылку.  Там  будет

запаковано что-то очень важное! Но ты не имеешь права вскрывать посылку,

пока  не  пройдешь испытание.  Если  не  справишься с  ним,  вернешь мне

посылку обратно. Нераспакованной!

   А если вскроешь раньше времени,  все погибнет,  никакого сюрприза все

равно  не  получится.  Советую тебе  несколько раз  перечитать последние

строки  и  хорошенько запомнить  все,  что  я  написала.  Потому  что  я

представляю себе,  как  у  тебя будут чесаться руки,  как тебе захочется

хоть  одним глазком подсмотреть,  что  там,  в  посылке.  Лучше запри ее

куда-нибудь в ящик,  подальше,  а ключи до поры до времени потеряй.  Или

отдай на  хранение верному человеку.  И  не  пытайся подглядывать сквозь

материю и  бумагу -  ничего все равно не увидишь.  А если раньше времени

залезешь внутрь,  сразу  все  испортишь,  и  поправить ничего уже  будет

нельзя. Я предупредила, а дальше - пеняй на себя!

   Жду письма. Только не двух строчек, а именно - письма.

                                                                     Оля


Эдуард Успенский

                           Дядя Фёдор, пёс и кот

                               Повесть-сказка


   Глава двенадцатая

   МАМА И ПАПА ЧИТАЮТ ПИСЬМО

   Наконец письмо дяди  Федора в  город приехало.  В  городе уже  другой

почтальон его в  сумку положил и  папе с  мамой домой понес.  А на улице

дождик был сильный-пресильный.  Почтальон весь промок до  ниточки.  Папа

даже его пожалел:

   - Что же  это вы  в  такую погоду мокрую письма-то  носите?  Вы бы их

лучше по почте отправили.

   Почтальон согласился:

   - Верно,  верно.  Чего  это  я  ношу их  в  сырость?  Это  вы  хорошо

придумали. Я сегодня же доложу начальнику.

   И папа с мамой стали письмо читать.  Сначала им все нравилось.  И то,

что у дяди Федора дом есть и корова.  И что дом у него теплый,  и что он

трактор купил. А потом они пугаться начали.

   Папа читает:

   - "А  еще  у  нас  печка есть теплая.  Я  так люблю на  ней отдыхать!

Здоровье-то  у  меня не  очень:  то  лапы ломит,  то хвост отваливается.

Потому что,  дорогие мои папа и мама,  жизнь у меня была сложная, полная

лишений и выгоняний.  Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и

молоко парное стоит  в  мисочке на  полу...  Мне  мышей  даже  видеть не

хочется.  Я  их  просто так  ловлю,  для  развлечения...  на  удочку или

пылесосом...  А  днем я люблю на крышу вскарабкаться...  глаза вытаращу,

усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь..."

   Мама слушала,  слушала -  и раз,  в обморок упала! Папа воды принес и

маму в чувство привел. Дальше мама сама читать стала:

   - "А на днях я линять начал.  Старая шерсть с меня сыплется -  хоть в

дом не заходи. Зато новая растет - чистая, шелковистая! Просто каракуль.

Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час

полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается

и бульканье..."

   Тут грохот в комнате раздался.  Это папа в обморок упал.  Теперь мама

за водой побежала - папу в чувство приводить.

   Папа в себя пришел и говорит:

   - Что это с  нашим ребенком сделалось?  И лапы у него ломит,  и хвост

отваливается, и на прохожих он лаять начал.

   - И мышей он ловит на удочку,  -  говорит мама.  -  И шерсть у него -

чистый каракуль.  Может,  он там на природе в ягненочка превратился?  От

свежего воздуха.

   - Да?  -  говорит папа.  -  А я и не слышал, чтобы ягнята на прохожих

булькали. Может, он просто с ума сошел от свежего воздуха?

   Решили они письмо до конца дочитать. Читают и глазам своим не верят:

   - "Дорогие папа и  мама,  вы  меня теперь просто не узнаете.  Хвост у

меня крючком, уши торчком, нос холодный, и лохматость повысилась..."

   - Что у него повысилось? - спрашивает мама.

   - Лохматость у него повысилась. Он теперь может зимой на снегу спать.

   Мама просит:

   - Ладно,  читай до конца.  Я  хочу всю правду знать,  что там с  моим

сыном сделалось.

   И папа до конца дочитал:

   - "Я теперь сам в магазин хожу.  И все продавцы меня знают. Кости мне

бесплатно дают...  Так что вы за меня не переживайте.  Я  такой здоровый

стал,  прямо - ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены.

За красоту и сообразительность. До свиданья. Ваш сын - дядя Фарик".

   После  этого  письма мама  с  папой  полчаса в  себя  приходили,  все

лекарства в доме выпили.

   Потом мама говорит:

   - А может,  это не он?  Может,  это мы с ума сошли?  Может, это у нас

лохматость повысилась? И мы можем зимой на снегу спать?

   Папа стал ее успокаивать, а мама все равно кричит:

   - Это меня все продавцы давно знают и  кости мне бесплатно дают!  Это

мне мышей видеть не хочется!  Вот сейчас у  меня тоже лапы ломит и хвост

отваливается!  Потому что  жизнь у  меня была сложная,  полная лишений и

выгоняний! Где моя мисочка на полу?!

   Еле-еле ее папа в себя привел.

   - Если бы  мы  с  ума сошли,  то не оба сразу.  С  ума по отдельности

сходят. Это только гриппом все вместе болеют. И никакая лохматость у нас

не повышалась, а наоборот. Потому что мы вчера в парикмахерской были.

   Но на всякий случай они себе температуру смерили.  И температура была

нормальной -  36,6.  Тогда пана взял конверт и внимательно осмотрел.  На

конверте стоял штамп,  и на нем было название деревни, откуда это письмо

было отправлено. Там было написано: "Деревня Простоквашино".

   Мама  с  папой  достали карту  и  стали смотреть,  где  такая деревня

находится. Насчитали таких деревень двадцать две. Они взяли и написали в

каждую деревню письмо. Каждому деревенскому почтальону.

   "Уважаемый почтальон!

   Нет  ли  в  вашей  деревне городского мальчика,  которого зовут  дядя

Федор? Он ушел из дома, и мы очень за него беспокоимся.

   Если он живет у вас,  напишите,  и мы за ним приедем.  А вам привезем

подарки.  Только мальчику ничего не говорите, чтобы он ничего не знал. А

то он может переехать в  другую деревню,  и мы его уже не найдем.  А нам

без него плохо.

   С большим уважением - мама Римма и папа Дима".

   Они написали двадцать два таких письма и  разослали их во все деревни с названием Простоквашино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 3 классе. Мастерская слова.Как написать письмо?

Конспект открытого урока в 3 классе. Мастерская слова. Как написать письмо? Цель.Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра. Учебные задачи: Дать понятие о структуре письма. При н...

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....

конспект урока русского языка в 4 классе "Как написать письмо"

На уроке русского языка "Как написать письмо" учащиеся научатся правильно оформлять письмо, подписывать конверт, познакомятся с эпистолярным жанром. Урок построен в игровой форме с разными видами зада...

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

"Как правильно написать письмо?" Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК ПНШ

"Как правильно написать письмо?" Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК ПНШ...

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...

Сценарий комбинированного урока-игры "Как написать письмо"

Представляю вам сценарий комбинированного урока-игры "Как написать письмо", в котором учащиеся 3 класса учатся в игровой форме писать письмо на английском языке...