Главные вкладки

    Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)
    компьютерная программа по чтению (4 класс) на тему

    Шерстобитова Ольга Павловна

    Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работать с учебной книгой. Расписаны планируемые результаты (предметные и метапредметные (УУД). На уроке используются новые образовательные технологии: технологии развития критического мышления, технологии группового обучения, здоровьесберегающие, метод проектов, игровые методы, метод нетрадиционного чтения. Используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Технологическая карта урока

    Предмет: «Литературное чтение»

    Класс: 4 «Б»

    Тема: « Обобщение по разделу «Литературные сказки»

              ( Урок развивающего контроля)

    Цели:  обобщить знания по данному разделу, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. Проверить сформированность  умения работать с учебной книгой.

    Планируемые результаты:

    Предметные-----------------------------------------------------------------------------------------------------

    • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения
    • Формировать понятие о нравственности
    • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения
    • Развивать творческие способности
    • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

    Метапредметные----------------------------------------------------------------------------------------------  Способствовать формированию УУД:

    регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

    познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

    коммуникативных: учить договариваться приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания;

    личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формирование адекватной самооценки и самопринятия

    Оборудование: компьютер, проектор,  документ – камера Ken-A-Vision, PRoClass ( система контроля  и мониторинга  качества  знаний),  

             

             Образовательные технологии, используемые на уроке:

    1. Технологии развития критического мышления. ( Создаются  условия  для творческой самореализации  учащихся. Используются следующие приёмы: кластер, рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», придумай другую концовку сказки.  Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям)
    2. Технологии группового обучения. ( Дети сочиняют сказку, работая в группах по 4 человека. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность)
    3. Личностно – ориентированные технологии. ( Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему,  дается  разноуровневое  домашнее задание. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).
    4. Здоровьесберегающие  технологии.( Используются на уроке различные виды деятельности, чередующиеся каждые 10 минут. Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Используется гимнастика для глаз. Все эти приемы снимают общее и локальное  утомление)
    5. Метод проектов. ( Дома дети готовили проект «Писатели сказочники». На уроке они  предъявляют  продукт своей деятельности. Этот метод даёт простор для творческой  инициативы уч-ся, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе).
    6. Технология использования в обучении игровых методов. (На урок приходит гостья из сказки,  приносит сказочные предметы. Игра вызывает у детей радостное рабочее настроение)
    7. Технология обучения чтению – метод динамического чтения.( Дети читают стихотворение в разных режимах: «Жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью. Навыки чтения являются  составной частью большинства  сложных умений. Скорость чтения является  самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость)

    Электронные образовательные ресурсы  и ИКТ

    1. Видеурок. ( Физкультминутка для глаз)
    2. Слайдовая презентация. ( Продукт детского проекта)
    3.  Слайды, которые подкладываются под документ – камеру.
    4. Музыкальный отрывок из балета П.Чайковского «Щелкунчик»
    5.  Песня «В мире много сказок.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

     Деятельность учащихся

    I  Оргмомент (эмоциональный настрой)

    II  Введение в тему и актуализация знаний.

    III Речевая разминка

    Игра — приветствие «Здравствуйте!»

    Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха.

    - Расшифруйте, что здесь написано : ЛIИNТSЕWРАLТSVУРNIGНЫSЕWСLКАVGЗКLИSI

    (Звучит песня «В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

    - Мы закончили знакомиться с разделом «Литературные сказки».  Сегодня на уроке обобщим знания по разделу и проведём  тест - контроль

    - Прочитайте текст:

    На стульях сидят шалунишки, листают волшебные книжки.

    Ожидание чуда, благости

    Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша.

    Дети: Желаю (прикасаются большими пальчиками)

    успеха (указательными)

    большого ( средними)

    во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).

    Здравствуй ( всей ладонью ),

    удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

    Дети убирают лишние буквы, читают полученную фразу: «Литературные сказки»

    Дети слушают песню

    Дети читают самостоятельно жужжащим чтением ( медленно, с вопросительной интонацией, с радостью, скороговоркой, выразительно)

    IV Работа по теме урока

    V Физминутка

    VI Продолжение работы по теме урока

    VII Диагностика качества освоения темы

    VIII Рефлексивная деятельность

    IX Домашнее задание

    X  Итог урока

    - Сказка, это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. К нам пришла гостья. А кто она — отгадайте.

    - Как зовут героиню?

    ( Появляются названия этих сказок — подкладываются под Документ-камеру)

    - Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок — гласит народная мудрость

    - Чему учат нас эти сказки?

    - Какой смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка?

    - В душе каждого человека есть свой особенный цветок. Это цветок счастья, цветок надежды, цветок жизни. У вас на столах лежит цветочек. Раскрасьте один лепесток и загадайте желание. Но сначала подумайте о таком желании, от которого всем будет тепло, радостно, спокойно. Поднимите цветы. По цвету лепестка я вижу и чувствую ваши добрые желания.

    - Концовку какой сказки хотели бы изменить и почему?

    ( Звучит отрывок из балета П. Чайковского «Щелкунчик»)

    - Что представили, когда слушали музыку? К какой сказке подходит?

    - Вы работали над проектом «Писатели - сказочники». Сделайте вывод о том, что объединяет данных писателей, а какие отличия.

    - Итак, мы познакомились со сказками, у которых есть автор, авторскими сказками. Давайте и мы попробуем сочинить свою сказку. Сейчас, работая в группах по 4 человека, вы придумываете сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной и чуть-чуть волшебной.

    - Понравилось сочинять сказки?

    -А сейчас весёлая минутка. В названия сказок закрались ошибки. Давайте их найдём.  (На экране появляются фразы

    * Малахитовое копытце.

    * Даша и медведь.

    * Утки-лебеди.

    * По рыбьему веленью.

    * Сказка о жабе и тюльпане.

    (Как только дети называют ответ, учитель переворачивает карточку, которая находится под документ-камерой с правильным ответом)

    - Ребята, а на какие 2 группы можно поделить эти сказки? Назовите их по группам.

    - Пришло время  провести физкультминутку.  Встали. ( Включается  видеоурок )

    - Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку,  вы должны были найти в словаре объяснение слов сказ, сказка, рассказ. Что такое сказ? А сказка? А что такое рассказ?

    - Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Какое произведение можно назвать сказом, т.к. в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности?

    - Почему же произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

    - Каких только чудес не бывает на свете. Ребята, сказки учат нас мудрости. Читайте сказки и вы познаете жизнь.

    - А сейчас проведём тестирование по разделу «Литературные сказки»

    ( Используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass)

    - Теперь посмотрим по отчётным данным, какие результаты тестирования.

    - С каким настроением заканчиваете урок? Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

    -  Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви.

    - Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

    * нарисовать любого героя;

    * сочинить сказку;

    * написать любому герою письмо.

    - Поднимите цветной карандаш нужного цвета. ( Варианты написаны на доске).

    - Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

    Рвануться на выручку нужно

    В любую минуту, всегда.

    И если кому-то, кому-то поможет

    Твоя доброта и улыбка твоя

    Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

    Что годы живёшь ты не зря.

    - Урок закончен. До следующей встречи.

     

    Читает ученик:

    - Она у батюшки жила. Любимой дочерью была

    Да из-за чудного цветка

    С родными вмиг разлучена, но чудо зверя

    полюбила и чары ведьмины разбила.

    Дети  называют её.( Настенька из сказки Аксакова «Аленький цветочек»

    Входит девочка в русском народном костюме, читает стихотворение:

    - В сказку вам открою дверь, только сам себя проверь. Вы предметы выбирайте и мне сказку называйте.

    Показывает предметы и спрашивает:

    - Из какой сказки? ( В корзинке лежит роза, жаба, аленький цветочек, шкатулка, козёл, колокольчик)

    Дети делают вывод по сказкам

    Дети говорят, что аленький цветочек – символ настоящей любви. Под воздействием любви человек преображается.

    Дети раскрашивают лепесток и загадывают желание

    Дети придумывают новые концовки сказок.

    Дети слушают музыкальный отрывок и делятся своими впечатлениями.

    Дети показывают слайдовую презентацию, комментируя слайды.

    Дети распределяются на группы и начинается обсуждение. ( У них на партах лежат листочки с данным заданием:

    Сказка про____.

    Шёл____________. По дороге он нашёл ________,

    взял и понёс царю. Пришёл _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _______, хотел было_____________, как вдруг ____________из-за _________ выскочил и давай ____________. Глянул на ______ и _____.

    Поблагодарил царь умного ________, и он отправился домой.

    Авторы:______________ ).

    От команды выходит 1 ученик и читает полученную сказку.

    Дети находят ошибки, проверят правильность ответа.

    Дети составляют кластер. Сказки

    /\

      лит – ые          народные

      ………….        ……….

      …………         ……….

      ………….        ……….

    Дети повторяют ритмичные движения  за мальчиком, которого видят на экране ( гимнастика для глаз)

    Дети зачитывают из своих тетрадей, словарей, что означают эти слова.

    Дети после размышлений делают вывод, что сказом можно назвать «Серебряное копытце»

    Вариант детского ответа: были добрыми и бескорыстными, не желали богатства.

    Дети получили пульты для голосования ( один на двоих). Они по - очереди устанавливают чип идентификации в пульт, выбирают вариант ответа и нажимают на нужную кнопку.

    Дети оценивают результат своей деятельности на уроке

    Дети поднимают цветные карандаши: зелёный – 1 вариант, синий – 2 вариант, жёлтый – 3 вариант.

                                     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Литературные сказки Литературное чтение 4 класс Тест 4

    Слайд 2

    Вопрос № 1 Найди общий признак литературной и народной сказки А Это авторские сказки. В Эти сказки долго рассказывали устно. С В этих сказках действуют волшебные предметы. А В С

    Слайд 3

    Вопрос № 2 Из какой сказки эти строки? Между тем музыка играет, да играет; вот всё тише, да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. А Городок в табакерке В Сказка о жабе и розе С Серебряное копытце D Аленький цветочек А В С D

    Слайд 4

    Вопрос № 3 Кто автор сказки «Городок в табакерке»? В В.М. Гаршин В П.П. Бажов С В.Ф. Одоевский D С.Т. Аксаков А В С D

    Слайд 5

    Вопрос № 4 Какому произведению можно было бы дать название «Последняя весна»? А Городок в табакерке В Сказка о жабе и розе С Серебряное копытце D Аленький цветочек А В D С

    Слайд 6

    Вопрос № 5 Каким настроением проникнуто произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»? А Радостью В Светлой грустью С Отчаянием D Безысходностью А В D С

    Слайд 7

    Вопрос № 6 Кто написал сказку «Серебряное копытце»? А В.М. Гаршин В С.Т. Аксаков С В.Ф. Одоевский D П.П. Бажов А В С D

    Слайд 8

    Вопрос № 7 Почему Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? A Дарёнка хотела увидеть чудо . В Дарёнка хотела накормить Серебряное копытце . С Дарёнка хотела разбогатеть . А В С

    Слайд 9

    Вопрос № 8 Какие камни стали находить люди в тех местах, где скакал Серебряное копытце? А Аметисты В Изумруды С Хризолиты D Бриллианты А В С D

    Слайд 10

    Вопрос № 9 Кто написал сказку «Аленький цветочек»? А В.М. Гаршин В С.Т. Аксаков С В.Ф. Одоевский D П.П. Бажов А В С D

    Слайд 11

    Вопрос № 10 С какой известной сказкой перекликается сюжет сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»? А Золушка В Белоснежка и семь гномов С. Спящая красавица D Красавица и Чудовище А В С D

    Слайд 12

    Литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват . учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Иллюстрации: http://i068.radikal.ru/0909/c6/8f797a934bca.jpg - рамка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока чтения 1 класс

    конспект урока представлен в виде технологической карты , с УУД...

    Технологическая карта урока чтения 3 класс

    Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя....

    Технологическая карта урока чтения 2 класс

    Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...»....

    Технологическая карта урока Чтение 3 класс. "А. А. ФЕТ «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»"

    Выполнила: Сысо Яна АндреевнаДата проведения: 13.10.2016  Технологическая карта урока Литературное Чтениепо теме «А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»», ...

    Технологическая карта урока чтения 3 класс И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"

    Технологическая карта урока чтения 3 класс  И.А. Крылов басня  "Ворона и лисица"...

    технологические карты урок чтения 4 класс

    технолгические карты урок чтения 4 класс УМК "Школа России"...