Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Составлена в соответствии с ФГОС, программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 46.13 КБ |
Календарно-тематическое планирование | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цели изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основные задачи курса:
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение » для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2012), программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В, Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2012).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( ст.2,пп9,10)
3. ФГОС,п.19.5
4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
8. Учебный план ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.
9. Основная образовательная программа НОО ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.
10. Положение о рабочей программе ( протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.13.
Сведения о программе
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка.
Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение»
Обоснование выбора авторской программы
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в УМК полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС и УМК «Школа России» и образовательной программе начального общего образования ГБОУ гимназии № 293 на 20123 – 2014 учебный год.
Информация о внесенных изменениях
Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС и УМК «Школа России». Вносить изменения в соответствии с особенностями класса также не является необходимым, т.к. данная программа рассчитана на первоклассников.
Информация об используемом УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.
Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.
Информация о количестве учебных часов
На изучение литературного чтения в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).
Таблица №1
Распределение учебных часов по четвертям
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 36ч |
2 четверть | 28ч |
3 четверть | 40ч |
4 четверть | 32ч |
Итого: | 136 часов (4 часа в неделю) |
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Создание на уроке атмосферы творческого поиска, коллективного и индивидуального труда благотворно влияет на общее развитие учащихся. В этом поможет объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение (дифференцированный подход по уровню обученности), учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.), элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение), проектирование и другие технологии.
Программа «Литературное чтение» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего задания. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а дает общий положительный результат – стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Виды и типы уроков, используемых в курсе « Литературное чтение »:
• урок изучения нового материала;
• урок развития умений и навыков;
• комбинированный урок;
Формы проведения учебных занятий:
• индивидуальные;
• индивидуально-групповые;
• фронтальные;
• работа в парах.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Учебный предмет «Литературное чтение» способствует расширению круга интересов детей, направленных на познание и моделирование окружающего мира, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т. д.
Базовые литературоведческие знания и умения, опыт творческой деятельности реализованы во внеурочное время в следующих формах:
- индивидуальная работа над проектами, темы которых предложены в тематическом планировании предмета «Литературное чтение» с последующей презентацией своих результатов;
- кружок «Читаем, думаем, творим», работа которого направлена на формирование литературоведческих понятий, на развитие речи и интереса к познанию мира;
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
В первом классе используются три вида контроля – текущий, тематический и итоговый без выставления бальной отметки.
Текущий контроль – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умений и навыков, формирования универсальных учебных действий.
Тематический контроль проводится во втором полугодии с помощью специально подобранных заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Комплексная итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Планируемый уровень подготовки
Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обоснование содержания рабочей программы
Теоретической основой данной программы являются:
Системно - деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы.
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса литературного чтения через осмысление младшим школьником духовных основ познания окружающего мира. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Формирование знаний, умений и навыков происходит в процессе творческой самостоятельной работы учащегося.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению практического задания.
Программа направлена на реализацию средствами предмета основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Таблица №2
Тематический план (обучение грамоте)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Добукварный период . Обучение чтению. | 14ч |
2 | Букварный период . Обучение чтению. | (53 ч) ( + 9 часов резерва= 62 часа) |
3 | Послебукварный период. Обучение чтению. | 16ч |
Итого: | 92ч |
Таблица №3
Тематический план (литературное чтение)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный урок | 1ч |
2 | Жили-были буквы | 7ч |
3 | Сказки, загадки, небылицы | (7ч+ 1 резервный час=8часов) |
4 | «Апрель! Апрель! Звенит капель...» | (5 ч + 1 резервный час =6часов) |
5 | «И в шутку и всерьёз» | (6 ч + 1 резервный час= 7часов) |
6 | «Я и мои друзья» | (5 ч+1 резервный час= 6часов) |
7 | О братьях наших меньших | 5ч |
Итого | 40ч |
Литература и средства обучения
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Горецкий В. Г. и др. Азбука. 1 кл. в 2-х ч. – М.: Просвещение,2011.
- Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (диск CD-ROM), автор Климанова Л.Ф.
- Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (диск CD-ROM), автор
Горецкий В. Г.
Таблица №4
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. | |
2 3 4 5 | УЧЕБНИКИ Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. | |
2. Печатные пособия | ||
6 | Портреты поэтов и писателей. | |
3. Технические средства обучения | ||
7 8 | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | |
7. Оборудование класса | ||
9 10 11 12 13 14 | Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. Полки для книг. |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (92 часа)
Перечень принятых сокращений:
УИНМ – урок изучения нового материала.
УРУиН – урок развития умений и навыков.
УОиС – урок обобщения и систематизации знаний.
СР – самостоятельная работа
№ урока | Тема урока | Тип/форма урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата | Примечание | ||
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
Добукварный период. – 14 часов | ||||||||
1 | «Азбука» - первая учебная книга. | УИНМ | - отличить устную и письменную речь; - отличить буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения; - оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных; - отличать буквы от звуков; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации. | Познавательные - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, применять установленные правила, формулировать учебную задачу и удерживать её. Личностные - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -Выполнять прави-ла личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. | беседа |
|
| |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | УИНМ | беседа |
|
| |||
3 | Слово и предложение. | УИНМ | устный опрос |
|
| |||
4 | Слог. | УИНМ | текущий |
|
| |||
5 | Ударение. | УИНМ | индивид. опрос |
|
| |||
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | УИНМ | текущий |
|
| |||
7 | Звуки в словах. | УИНМ | текущий |
|
| |||
8 | Слог-слияние. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | УИНМ | фронтальный опрос |
|
| |||
10 | Гласный звук [a], буквы А, а. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
13 | Гласный звук [ы], буквы ы. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | УИНМ | беседа |
|
| |||
Букварный период (120ч) Обучение чтению (53 ч) | ||||||||
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н,н. | УИНМ | -обозначать гласные звуки буквами; - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.; определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. | Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Познавательные - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | фронт. опрос |
|
| |
16 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н,н. | УИНМ | ||||||
17 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С,с. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
18 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С,с. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
19 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К,к. | УРУиН | ||||||
20 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К,к. | УИНМ | Индивид.опрос |
|
| |||
21 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т. | УИНМ | ||||||
22 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
23 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л,л. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
24 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л,л. | УРУиН | ||||||
25 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р,р. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
26 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р,р. | УРУиН | Самооценка |
|
| |||
27 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. | УРУиН | ||||||
28 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
29 | Гласные буквы Е,е. | УРУиН | ||||||
30 | Гласные буквы Е,е. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
31 | Гласные буквы Е,е. | УРУиН | ||||||
32 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П,п. | |||||||
33 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П,п. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
34 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М,м. | УРУиН | ||||||
35 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М,м. | УРУиН | ||||||
36 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З,з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | УРУиН | ||||||
37 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З,з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
38 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б,б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
39 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б,б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | УРУиН | ||||||
40 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б,б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
41 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д,д. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
42 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д,д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | УРУиН | ||||||
43 | Гласные буквы Я,я. | УИНМ | Само- и взаимооценка |
|
| |||
44 | Гласные буквы Я,я. | УРУиН | Само- и взаимооценка |
|
| |||
45 | Гласные буквы Я,я. | УРУиН | ||||||
46 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г,г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
47 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г,г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
48 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч,ч. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
49 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч,ч. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
50 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | УРУиН | Индивид. опрос |
|
| |||
51 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | УИНМ | Индивидуальный опрос |
|
| |||
52 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ши. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
53 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ши. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
54 | Твёрдый согласный звук[ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
55 | Твёрдый согласный звук[ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
56 | Гласные буквы Ё,ё. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
57 | Гласные буквы Ё,ё. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
58 | Звук [j’], буквы Й,й. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
59 | Звук [j’], буквы Й,й. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
60 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х. | УРУиН | ||||||
61 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х. | УИНМ | беседа |
|
| |||
62 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х. | УРУиН | беседа |
|
| |||
63 | Гласные буквы Ю,ю. | УИНМ | Самооценка. |
|
| |||
64 | Гласные буквы Ю,ю. | УРУиН | Самооценка. |
|
| |||
65 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
66 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
67 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
68 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
69 | Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ,щ. | УРУиН | ||||||
70 | Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ,щ. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
71 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
72 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
73 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | УРУиН | ||||||
74 | Русский алфавит. | УРУиН | ||||||
75 | Русский алфавит. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
76 | Русский алфавит. | УРУиН | фронт. опрос |
|
| |||
Послебукварный период (36ч) Обучение чтению (16 часов ) |
| |||||||
77 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. « Как мальчик Женя научился говорить букву «р».» | УИНМ | - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - определять тему, главную мысль произведения; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему | Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Личностные Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя | СР |
|
| |
78 | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество.» | УИНМ | ||||||
79 | История славянской азбуки. В. Крупин. «Первоучители словенские». | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
80 | В. Крупин. «Первый букварь.» | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
81 | А.С. Пушкин. Сказки | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
82 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | УИНМ | беседа |
|
| |||
83 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
84 | К.И. Чуковский. «Телефон.» | УИНМ | Индивид.опрос |
|
| |||
85 | К.И. Чуковский. «Путаница.» | УИНМ | беседа |
|
| |||
86 | В.В. Бианки. «Первая охота.» | УИНМ | СР |
|
| |||
87 | С.Я. Маршак. «Угомон.», «Дважды два.» | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
88 | М.М. Пришвин. «Предмайское утро.», « Глоток молока.» | УРУиН | ||||||
89 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.Михалков, А. Барто. С.104-106 | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
90 | Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
91 | Проект: «Живая Азбука» | УИНМ | фронт. опрос |
|
| |||
92 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | УИНМ | фронт. опрос |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...