"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пастухова Елена Александровна

Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhiv_winrar.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Ход урока:

  1. Орг.момент

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»  

- гласит китайская мудрость. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

  1. Речевая разминка:
  1. (на доске записаны столбики слов)

купать               молодость              кажется                    его                       артиллерия

купаться           молодой                  казаться                  своего                  артиллерист

купальня           молодого               показаться              прежнего              артиллериста

- ребята, готовим наш речевой аппарат к чтению. Перед вами столбики слов. Сначала слова каждого столбика читаем медленно, выразительно проговаривая каждое слово, затем быстрее, но все так же выразительно, а затем еще быстрее.

- посмотрите на эти столбики. Значение каких слов вам не понятно? (уточняем значение непонятных слов в « Справочной»)

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия .

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

              2) (На доске записаны 2 столбика)

Бледный как полотно                                       остолбенеть

Замереть от страха                                            сильно гребя

Сгибая вёсла                                                      быть испуганным

- в первом столбике записаны устойчивые словосочетания, а во втором – их значения. Но слова второго столбика перепутались… Найдите  значения, соответствующие словосочетаниям.

III. Подготовка к первичному восприятию:

Кто из хищников морских

Так опасен для других,

Когда в поисках обеда

Мчится быстро, как торпеда?

- ребята, как вы думаете, с какой интонацией нужно прочитать эту загадку? Почему?

(Что испытывает человек при встрече с акулой? Какие чувства? (Страх))

- вот оно «Слово - магнит»  - СТРАХ. Подберите к нему синонимы. (ужас, испуг, паника)

- давайте вновь обратимся в справочную, чтобы узнать информацию об акуле.

(сообщение об акуле)

- какая это информация? Почему? (научно-познавательная, излагаются факты)

     - С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться на уроке?  

(На  коробке портрет писателя)(Л.Н. Толстой)

  - Молодцы, но для того, чтобы узнать, как называется произведение, которое мы сегодня будем читать – необходимо раскрыть тайны.

(В коробке  напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю)

5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей

22  - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть

82 – Л.Н. толстой прожил 82 года

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Секрет – Секрет «Муравьиного братства», о том, что однажды люди узнают истину и станут жить в мире и любви.

-А вот и название произведения, но только хитрый ящик решил нас запутать и перемешал в названии все буквы.

- Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно и будет являться названием нашего произведения.

 (На экране.)

- сегодня мы будем знакомиться с рассказом Л.Н. Толстого «Акула».

- как вы думаете, почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение «Акула»?

- в конце урока мы вернёмся к этому вопросу.

IV. Первичное восприятие:

(задание перед чтением рассказа:

- какой это рассказ – художественный или научно-познавательный)

- открываем учебники на с. 56 и начинаем читать.

(читаю по логически законченным частям)

Физкультминутка:

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

V. Чтение-анализ:

- мы прочитали рассказ. Какой он? (Художественный, т.к. есть чувства, переживания людей)

- кто является главными героями рассказа «Акула»? (мальчики, артиллерист, матросы)

- даёт ли автор имена мальчикам? Артиллеристу? Почему? (Он не имеет в виду какого-то конкретного человека)

- где происходит действие рассказа? (У берегов Африки)

- давайте проследим за изменениями, которые происходили со сменой событий. Найдите в тексте, как изменялась погода в течение дня?

- почему взрослые матросы купались в купальне? Что она собой представляла? Найдите в тексте.

- с какой целью купались матросы? (охладиться)

- а мальчики? (посоревноваться)

- как отнёсся старый артиллерист к забавам сына? (любовался, подзадоривал, гордился)

Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- покажите цветом, какое у него было в этот момент настроение.

- почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст? (нет, он опытный)

- как изменилось настроение артиллериста с появлением акулы? Покажите цветом.(он сильно испугался)

- какое настроение было в этот момент у ребят? Почему? (хорошее, они ещё не видели акулы)

- когда произошла смена настроения ребят? (когда один оглянулся)

- Что предприняли матросы?
( Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула была не дальше двадцати шагов)
Уч. Почему , когда все пытались спасти мальчиков ,отец ,одного из них , стоял на палубе и ничего не предпринимал?
( Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына . Мальчики были на волоске от смерти. А акулы как известно безжалостны) 

- что вывело артиллериста из оцепенения? (визг ребят)

- найдите в тексте описание поведения артиллериста, после того, как он услышал визг.

- Почему все, кто был на палубе, замерли от страха в этот момент?
(Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков.)
Уч. Прочитайте. Как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил ?
( Раздался выстрел, и мы увидели ,что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.)
Уч. Почему он так сделал?
(Ему было страшно. Результат не мог предвидеть никто.)
Уч. Тогда зачем он принял решение стрелять?
( В этой ситуации это всё, что он мог сделать для мальчиков.)

- найдите в тексте поведение артиллериста после выстрела.

- что вывело артиллериста из ступора? (крик)

- сравните слова, которыми автор описывает выход артиллериста из оцепенения в первый и во второй раз. Найдите их в тексте. (Визг – испуг, крик – радость)

- Что вы можете сказать об этом человеке? Какой он?
(Сильный духом человек, мужественный, решительный, опытный.)
-  Скажите, как по вашему, легко ли отцу было принять такое решение?
( Нет, но когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость,ответственность придали ему уверенности .)

- а что можно сказать о мальчиках? Об их решении купаться в открытом море?

VI. Обобщающая беседа:

- давайте ещё раз вернёмся к названию. Оправдались ли ваши предположения?

( Потому что на появлении акулы основан сюжет рассказа)

(работа в группах)

- у вас в учебнике есть картинный план этого рассказа. Давайте в группах постараемся выбрать из предложенных заголовков правильную последовательность и наклеить на отчетный лист.  

VII. Рефлексия:

- Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: если не затронуло - синий, если затронуло - жёлтый, а если произвело сильное впечатление - красный.

VII. Итог урока:

- всегда ли в жизни легко выбрать правильное решение?

- ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

- чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом? Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям, как переживают родители за детей, как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент, как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.

- молодцы

VIII.  Домашнее задание:

- разделить текст на части в соответствии с планом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии.  Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....

«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»

laquo;Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."...

Тема: А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Анализ образа героев. Составление рассказа по аналогии.

Разработка урока литературного чтения в 4 классе  (УМК "Перспектива"). Комбинированный урок с использованием технологи критического мышления, выполнение краткосрочных проектов....

Технологическая карта урока литературного чтения "Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цель урока: отработка умения самостоятельно охарактеризовать герояЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) продолжать отрабатывать умение охарактеризовывать героев.2) учить умению характериз...