Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).

2.Литературное чтение.

3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»

4.Использованная литература:

1) Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/[авт.-сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова]. – 4-е изд.,дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192с.: ил.

2) Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 224с.

3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост.Е.С.Савинов]. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, - 204 с. – ( Стандарты второго поколения).

Описание урока

На изучение данного произведения К.Г.Паустовского «Стальное колечко» по программе отводиться 2 часа.

В приложении представлен первый урок  темы.

Учебная деятельность начинается с рассмотрения  обучающимися иллюстраций в учебнике. По иллюстрациям обучающиеся предполагают, о чём они будут читать. Выполнив это задание, дети читают название произведения и автора, определяют цель урока. На втором этапе урока обучающиеся слушают чтение учителя первой и второй части произведения. Во время чтения проводится беседа по прочитанному, анализ текста (приём: диалог с автором через текст, выделение ключевых слов), постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. На третьем этапе проводится работа с текстом после чтения. Результатом работы на этом этапе является понимание идей автора, которые он заложил в текст. На третьем этапе проводиться коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, знакомство с писателем, рассказ о писателе. На данном уроке дети знакомятся только с двумя частями произведения, с третьей и четвёртой частью обучающиеся знакомятся дома. В связи с тем, что произведение прочитано не полностью, цель первого  урока остаётся. На втором уроке дети определяют жанр прочитанного произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко».

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- научиться слушать художественное произведение, определять жанр произведения, выделять фамилию автора, заголовок; выражать свое отношение к прослушанному произведению и его героям;

- определять авторскую позицию  и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

- воспринимать художественную литературу как вид искусства.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,энциклопедий,справочников (включая электронные, цифровые);

- задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание.

Базовая технология: технология продуктивного чтения + технология формирования коммуникативных действий.

В таблице буквой А обозначен автор мысли, П – понимающий, К – критик.

Технологическая карта сценария урока № 1

Этап урока

Обучающая деятельность

учителя

Деятельность учащихся по усвоению знаний,

формированию  умений и навыков

Результат

I.Самоопределение к деятельности

Организовать ситуацию готовности к уроку.

Задание:

- оцените свою готовность к уроку.

Оценка готовности по отработанным шагам

Готовиться к предстоящему уроку

II. Первый этап работы с текстом ( атиципация)

Рассмотрите иллюстрацию к тексту на странице 76 -77.

- Что изображено на первой иллюстрации?

- А что происходит в лесу?

- Что изображено на второй иллюстрации?

-- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации?

-Почему вы решили, что два бойца?

- О чём пойдёт речь в тексте?

- Кто написал это произведение?

- Прочитайте название.

- По названию рассказа, можно определить, о чём будем читать?

- Можем мы, не прочитав это произведение, сказать к какому жанру оно будет относиться?

- Как нам поступить в этой ситуации?

- Какую цель мы определим на уроке?

- На иллюстрациях изображены лес, девочка и два бойца, но произведение называется «Стальное колечко», хотелось бы вам узнать о чём, в самом деле, это произведение?

- На первой иллюстрации  изображен лес.

- Здесь зима и все деревья окутаны снегом. Наверно, очень холодно, потому что метёт пурга.

- На второй иллюстрации мы видим людей, двух солдат и маленькую девочку. Солдат что-то подаёт девочке.

- Возможно маленькая девочка или два бойца.

- На них форма военная и видно они устали очень. А ещё эти два бойца ждут кого-то.

- Наверное, мы будем читать о лесе, о зиме, о жизни маленькой девочки и двух бойцах.

- Произведение написал Константин Георгиевич Паустовский.

- «Стальное колечко».

- Появляется колечко, оно не изображено на иллюстрации.

- А.: Я думаю, что это будет рассказ.

-П: ( Имя), я правильно понял, что мы будем читать рассказ К.Г.Паустовского?

-А: Правильно.

-К: Я не согласен с мнением ребят, это может быть и сказка.

- Мы должны прочитать это произведение, чтобы понять, к какому жанру оно относиться.

- Узнать, к какому жанру относиться наше произведение.

- Да, очень хочется его прочитать.

1.Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

2. Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике.

3. Личностные УУД:

- интерес к чтению; потребность в чтении.

4. Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

III.Работа с текстом во время чтения

- Я буду вам читать текст по частям, а вы внимательно слушайте.

- Какой сюжет произведения изображен на иллюстрации стр.76?

- Что такое «тесовых» и как вы понимаете значение слова «вышла»? Где можем узнать толкование непонятных слов?

- Почему Варюше хотелось посмотреть на поезда?

- Какой добрый поступок совершила Варюша?

- Кто заметил, как называет боец Варюшу?

Диалог с автором:

- Чем же отблагодарил боец Варюшу?

Диалог с автором:

- В чём заключались чудеса стального колечка?

- Кто такой сапёр?

Физкультминутка.

Работа со второй частью текста.

Диалог с автором:

-Что произойдёт, когда Варюша наденет колечко на мизинец?

- Как думаете, кто такой Сидор?

- Кем оказался Сидор?

- Определите значение слова «стреху».

Дети слушают, работают с текстом.

- Мы узнаем, что маленькая девочка Варюша вместе со своим дедушкой Кузьмой, жила у самого леса. Также описывается зима, она выдалась суровая, с сильным ветром и снегом.

- Можем посмотреть в «Толковый словарь» или в конце произведения заглянуть в наш словарик.

Дети определяют значение слов «тесовых» и «вышла» по словарю.

- Она наверно никогда не видела их.

- Варюше нравилось смотреть на проходящие мимо поезда.

- Девочка не продала махорку бойцам, а угостила их просто так.

- Он сравнивает её с красивыми маленькими цветами, цветок – лепесток в валенках и анютины глазки с косичками.

 Предположение  детей.

- Может быть, оно было волшебное.

- Колечко было дорого бойцу, поэтому он и сказал Варе, что оно чудесное.

- Наверно это военная профессия.

Нам лучше посмотреть в словаре.

Предположения детей.

- Я думаю, что это кот.

- А я думаю, что это собака.

- Сидор, домашний воробей.

Дети работают со словарём.

1.Регулятивные УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2. Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы в тексте, в иллюстрациях;

- делать выводы в совместной  работе  класса и учителя;

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться всеми видами чтения.

3. Личностные УУД:

- интерес к чтению; потребность в чтении;

- ведение диалога с автором.

IV.Работа с текстом после чтения

- Какая история произошла с девочкой?

- Прочитайте абзац, в котором дано описание воробья Сидора. За что его осуждали другие воробьи?

- Как боец называл Варю? Почему? Найдите ответы в тексте.

-Кто написал произведение?

- С этим писателем мы знакомимся впервые.

Знакомство детей с биографией и творчеством писателя (презентация).

Дети работают с текстом по учебнику.

- Произведение написал К.Г.Паустовский.

1. Познавательные УУД:

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить суждения.

2.Личностные УУД:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

- чувствовать красоту художественного слова.

V.Рефлексия

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

-  Достигли цели урока?

-Оцените свою работу на уроке. На каком уровне вы сегодня работали?

- Узнать жанр произведения.

- Нет, мы ещё не до конца прочитали текст.

1.Регулятивные УУД:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

VI.Домашнее задание

- Для того, чтобы достичь поставленную цель, прочитайте произведение до конца, стр.80-85, третья и четвёртая часть.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

1.Познавательные УУД:

- получают общее представление о содержании и смысле текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Каштанка". УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Данный материал может быть использован при проведении урока литературного чтения, при составлении технологической карты урока. Представленный урок был проведен с учащимися 4-го класса МБОУ СОШ №...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...

Конспект урока литературного чтения "Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Барто «Апрель»; формирование умений: анализировать художес...

Технологическая карта урока математики 1 класс, "Сложение одинаковых слагаемых,умножение чисел", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения находить сумму одинаковых слагаемых, умения заменять сумму одинаковых слагаемых на умножение.Задачи урокаДидактические:1 ...

Технологическая карта урока технологии (4 класс). Тема: «Новогодняя игрушка. Дед Мороз». УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения изготавливать новогодние игрушки.Задачи урока:Дидактические:1. Совершенствовать навыки выполнения технологи...