Урок литературного чтения в 4 классе тема:П.П. Бажов "Серебряное копытце:
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Минакова Людмила Петровна

Презентация и конспект к уроку литературного чтения в 4 классе Тема: П.П. Бажов серебряное копытце"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе П.П. Бажов «Серебряное копытце» Подготовила Минакова Л.П. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» Г. Нижневартовска

Слайд 2

Скороговорка Шуршат камыши в тиши. Шуршат в тиши камыши. Камыши шуршат в тиши. Камыши в тиши шуршат. В тиши шуршат камыши. В тиши камыши шуршат.

Слайд 3

Павел Петрович Бажов (1879-1950)

Слайд 4

Детство 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье мастера, работавшего на горном заводе родился мальчик, которого назвали Павел. Детские годы его прошли в среде уральских мастеров. Первоначальное образование получил в Екатеринбургском духовном училище. Мальчику повезло с учителем словесности. Десятилетний Павел знал наизусть весь школьный сборник стихов.

Слайд 5

Юность Павел Бажов мог стать священником – он с отличием окончил в 1899 году Пермскую духовную семинарию. Но стал учителем русского языка. Мирное время нарушила революция. В гражданскую войну Бажов воевал в Красной Армии, был в плену у белых, а после побега – в отряде красных партизан. После войны занялся журналистикой.

Слайд 6

Фольклор – устное народное творчество. Смолоду интересовался Бажов уральским фольклором, изучал народную мудрость. Много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славится Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь. Ему были знакомы «тайные сказы»-устные предания, в которых сказка причудливо переплеталась с реальной жизнью.

Слайд 7

Творчество В своих произведениях рассказывает Бажов читателям о нелегком труде на горных заводах, о радостях творчества, о бережном отношении к природе.

Слайд 8

Уральские сказы Свои литературные произведения Бажов называл сказами. В сказах действуют обыкновенные земные люди- такие, как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка . А рядом с ними – сказочные Медной горы Хозяйка, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка.

Слайд 9

Перед Великой Отечественной войной, в 1939 году, была напечатана книга сказов Бажова «Малахитовая шкатулка», которую перевели почти на все языки мира. Она сразу стала одной из популярных книг своего времени.

Слайд 10

Всего П.П. Бажов создал 56 сказов, которые вошли в сборник «Малахитовая шкатулка». Сказы, поющие славу труду и доброй силе, чудесам, им служащим. «Медной горы хозяйка». «Малахитовая шкатулка». «Каменный цветок». «Огневушка-поскакушка». «Синюшкин колодец» «Серебряное копытце».

Слайд 11

Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за её пределы. По мотивам его сказов созданы кинофильмы, произведения музыки, скульптуры, живописи. Такова особенность истинного произведения искусства - чем больше его жизнь, тем большее внимание приковывает оно к себе.

Слайд 12

«Серебряное копытце» Барская рукодельня – ручной труд, преимущественно вышивание, вязание, шитьё. Несподручно – неудобно, неловко. Пособник – помощник в делах. Взъедается – невзлюбив, рассердившись, или раздражившись, начинают упрекать, обвинять, бранить. Голбчик – приступка для выхода на печь. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы. Балаган – временная деревянная постройка, для ярморочной торговли, жилья, зрелищ. Покосные ложки – широкие пологие овраги покрытые травой. Статочное ли дело – (устаревшее выражение) хорошее ли дело. Ворочайся – (Устаревшее) возвращайся. Хризолит – драгоценный камень.

Слайд 13

Физминутка Завели машину. (вдох) Ш – ш – ш – ш - …. (Выдох) Накачали шину. (вдох) Ш – ш – ш – ш - ….(выдох) Улыбнулись веселей и поехали быстрей. (вдох) Ш – ш – ш – ш - ….(выдох).

Слайд 14

по- голб- ба-ла- барс- ру-ко- по-жит- по-соб- хри-зо- взъе-да- не-спод- по-кос- лож- ста-точ- де- во-ро- хлёб-ка чик ган ка-я дель-ня ки ник лит ет-ся руч-но ны-е ки но-е ло чай-ся

Слайд 15

Беседа после чтения: Понравилась ли вам сказка? Какая это сказка? Кто главные герои этой сказки? Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку? Как жилось Дарёнке в чужой семье? Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле? Заинтересовал Дарёнку рассказ старика? Зачем Дарёнка хотела с дедом в лес идти? Почему он её с собой не взял? Как он её отговорил? Почему Кокованя решил взять с собой Дарёнку, когда она стала проситься в следующий раз? Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане? Расскажите, как произошла первая встреча Дарёнки и серебряного копытца? Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану? Чем закончилась сказка?

Слайд 16

Итог урока: С творчеством какого писателя познакомились на уроке? Что вы запомнили о нём? Над каким произведением работали? Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Слайд 17

Домашнее задание: Перечитать сказку. Подготовить безошибочное выразительное чтение. Стр. 182 – 194. Ответить на вопросы.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: П.П. Бажов. Сказка «Серебряное копытце».

Цели: 1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова, с произведением   «серебряное копытце».

            2. Отрабатывать навыки правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения.

            3. Обогащать словарный запас учащихся.

           4. Развивать память, речь, внимание, мышление.

Оборудование: выставка произведений П.П. Бажова,

ИКТ: презентация о П.П. Бажове

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой. Первичное чтение. (Презентация, слайд № 1)

Шуршат камыши в тиши.

Шуршат в тиши камыши.

Камыши шуршат в тиши.

Камыши в тиши шуршат.

В тиши шуршат камыши.

В тиши камыши шуршат.

- какой звук часто встречается в скороговорке?

- Для чего учимся правильно произносить скороговорки?

- При чтении каждой строчки увеличиваем темп чтения. Каждую строчку читаем быстрее предыдущей.

3. Актуализация знаний .

-Какую тему изучаем на уроках чтения? (литературные сказки)

-Какие произведения изучили в этой теме?(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».)

-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).

- Над какой сказкой вы работали дома? («Сказка о жабе и розе»)

-Какое было домашнее задание? (Прочитать сказку, выполнить задания на стр.181)

-Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

4. Проверка домашнего задания.

-Сколько сюжетов в сказке? (Два сюжета. Первый о розе и жабе, второй о брате и сестре).

- Расскажите, что в сказке сказано о розе? Что сказано о жабе?

-Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясните свой ответ, докажите отрывками из текста. (Дети зачитывают отрывки из текста).

-Мы видим контраст. Роза и жаба совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами автор наделяет розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

- Охарактеризуйте мальчика и сестру. Кто из них главный герой сказки? Как автор относится к своему герою?

-В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для мальчика).

- Почему автор объединил в своей сказке истории розы и мальчика? Что их сближает?

(Если у ребят возникнут затруднения в этом вопросе, то помочь им понять при помощи следующих вопросов: - Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветёт,  она умрёт? (Наверняка знала, ведь мы тоже знаем, что человек умирает и когда он умирает.)

                   -  Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней? (Ей было неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)

                  - Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего да, ему было очень тяжело.)

-Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились (стр.180).

-Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была счастлива, что осчастливила другого).

-Что роза считала самым лучшим происшествием в жизни? 9Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок).

-Каким настроением проникнуто произведение? (зад. 7).

-Можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название….. (зад. 8)

-Какова основная мысль произведения? (Роза была счастлива, чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, что она доставила радость несчастному мальчику.

5. Постановка темы и цели урока.

-Откройте учебники, прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся сегодня.

-Кто автор этого произведения?

-Какие произведения Павла Петровича Бажова вам известны?

6. Изучение нового материала.

а)  Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова (Использование презентации, выставка произведений)

  Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова (Слайд №2)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Далее рассказ ведётся по презентации.

б) Словарная работа. (Проводится перед чтением)

-В сказке встретятся слова, которые сейчас в речи употребляются очень редко или совсем не употребляются: (использование презентации, слайд№12 )

  • Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
  • Несподручно – неудобно, неловко.
  • Пособник – помощник в делах.
  • Взъедается – невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начинают упрекать, обвинять, бранить.
  • Голбчик – приступка для выхода на печь.
  • Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
  • Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы.
  • Балаган – временная деревянная постройка, для ярморочной торговли, жилья, зрелищ.
  • Покосные ложки – широкие пологие овраги покрытые травой.
  • Статочное ли дело – (устаревшее выражение) хорошее ли дело.
  • Ворочайся – возвращайся.
  • Хризолит – драгоценный камень.

Ф И З М И Н У Т К А  (На дыхание) (Использование презентации, слайд №13).

(При проговаривании слов –делаем вдох, на выдохе – произносим звук ш-ш-ш-…)

 Завели машину, (вдох)

Ш-ш-ш-ш-….

Накачали шину,

Ш-ш-ш-ш-….

Улыбнулись веселей и поехали быстрей,

Ш – ш – ш – ш - …

в) Отработка техники чтения. (Упражнение для расширения угла поля зрения).

     -Смотрим на черту. Читаем слова боковым зрением по слогам. (использование презентации, слайд №14)

по-

голб-

ба-ла-

барс-

ру-ко-

по-жит-

по-соб-

хри-зо-

възе-да-

не-спод-

по-кос-

лож-

ста-точ-

де-

во-ро-

хлёб-ка

чик

ган

ка-я

дель-ня

ки

ник

лит

ет-ся

руч-но

ны-е

ки

но-е

ло

чай-ся

г) Первичное чтение сказки. (Читают хорошо читающие ученики.)

Ф И З М И Н У Т К А (Снятие усталости глаз). Проводится во время чтения сказки,

На листе бумаги (формат А-3 или больше) начерчен квадрат. В нём проведены диагонали.

Ученики следуя глазами за указкой учителя переводят взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. Повторить несколько раз. В конце посмотреть в точку пересечения диагоналей и сильно зажмурить глаза. Сосчитать до десяти. Открыть глаза и поморгать.)

д) Беседа после чтения: (презентация, слайд №15)

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Какая это сказка? (Волшебная)
  • Кто главные герои этой сказки?
  • Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку?
  • Как жилось Дарёнке в чужой семье?
  • Как зажили втроём  Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
  • Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле?
  • Заинтересовал Дарёнку рассказ старика?
  • Зачем Дарёнка хотела с дедом в лес идти?
  • Почему он её с собой не взял? Как он её отговорил?
  • Почему Кокованя решил взять с собой Дарёнку, когда она стала проситься в следующий раз?
  • Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане?
  • Расскажите, как произошла первая встреча Дарёнки и серебряного копытца?
  • Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
  • Чем закончилась сказка?

7. Итог урока. (слайд №16)

  • С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
  • Что вы запомнили о нём?
  • Над каким произведением работали?
  • Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

8. Домашнее задание.

    Перечитать сказку. Подготовить безошибочное выразительное чтение.

    Стр. 182 – 194. Ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"

На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает  у учащихся любовь к родному кра...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...