Мир осенней природы глазами поэтов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Природная лирика. Мир природы глазами поэтов. Знакомство с творчеством Д.Самойлова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мир осенней природы68 КБ

Предварительный просмотр:

VII.

Урок чтения в 4 классе
«Мир осенней природы
глазами поэтов»

Учитель:
Устинова Ольга Владимировна


Тема: Природная лирика. Мир осенней природы глазами поэтов. Давид Самойлов «Красная осень».

Цель: Содействие эмоционально-чувственному и образному восприятию родной природы.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством Д. Самойлова.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  3. Учить находить образные средства изображения (сравнения, эпитеты, метафоры), развивать ассоциативность мышления.
  4. Формировать эстетические чувства детей, прививать любовь к природе.
  5. Совершенствовать навыки выразительного осмысленного чтения.

Оборудование: учебник, альбомы детей с фотографиями, иллюстрации художников, Чайковский «Осенняя песенка».

Ход урока

I.        Оргмомент.

  1. -        Предлагаю послушать музыку.

(звучит музыка Чайковского «Осенняя песенка»).

-        Что представляли себе, слушая музыку?

-        Что почувствовали?

-        Может быть, кто-то узнал пьесу и композитора?

Это Петр Ильич Чайковский, его музыкальная пьеса называется «Осенняя песенка».

-        Вы, конечно, догадались, что я не случайно поставила сегодня эту запись.

-        Сформулируйте тему урока.

  1. Сообщение темы и цели урока, (обсуждение в группах).

(Золотая осень. Мир осенней природы глазами поэтов. Бродит осень по дорогам).

Мир осенней природы глазами поэтов, (на доске).

-        Что бы вы хотели узнать на уроке?

-        Какие цели поставим?

(Будем учиться выразительно читать, находить образные средства). Познакомимся с творчеством поэтов, которые писали об осени.

Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те образные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.

II.        Подготовка к восприятию нового произведения.

(На доске портрет поэта Давила Самойлова).

  1. -        Знаком ли вам этот поэт?

-        Что вы о нем знаете?

  1. Сообщение о творчестве Давида Самойлова.

Давид Самойлов - человек военного поколения, поэт военных времен. Решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира, стала Великая Отечественная война.

Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения - все это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всем творчестве этого поэта.

В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт 20 столетия. Люди, перенесшие тяготы войны, особенно ценят красоту природы, замечают много удивительного и прекрасного, что мы видим каждый день, но проходим мимо.

Сегодня мы узнаем о чувствах поэта военного времени, познакомимся с его стихотворением «Красная осень».

III.        Первичное чтение текста учителем.

IV.        Проверка первичного восприятия.

  • Какие картины вы представляли себе, слушая стихотворение?
  • Что вас удивило?
  • Что запомнилось больше всего?

V.        Повторное чтение.

  • Прочитайте текст про себя.
  • Отметьте слова и выражения, значение которых непонятно.

VI.        Словарная работа.

Вкрался - незаметно появился

Обнажилось - лишилось покровов, т.е. листьев.

Отсвет - отблеск, отраженный свет.

Мука - страдание, мучение.

Риск - возможная опасность.

Уста - губы.

Благородство - чаще относим к людям, скромность, скромная красота.

VII.        Анализ произведения (по группам).

  1. -        В каждой строфе поэт создает свою картину осени. Чем же они различаются?

-        Чем вызваны к жизни такие неожиданные сравнения: листа - с сердцем, листьев с открытыми устами?

(В 1 строфе самая драматическая картина осени, раз слово внезапно, значит, до этого спокойная картина осени, взрывается первым красным пятном. Поэт создает удивительно выразительный образ: как будто в земно-золотистую плоть леса воткнули кинжал, вскрыли его грудную клетку, и обнажилось ярко-алое сердце леса. Это образ - олицетворение: лес - живой, а единичный алый лист - это его сердце).

Во 2 строфе - образ олицетворение.

Куст живой: его листья - это полуоткрытые красные уста.

В 3 строфе красный цвет воспринимается как цвет - победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет.

Лес для поэта живой, дышащий, чувствующий, по-своему реагирующий на распространение в нем красного цвета.

  1. -        Чем отличается настроение в первой и последней строфе?

-        Найди конкретные слова, подтверждающие твое мышление.

(В 1 строфе настроение тревожное. Это создается целым рядом приемов: использование таких слов как «внезапно», «вкрался». Эти слова подчеркивают момент неожиданности, таинственности и вероломства. Создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. Сравнение леса и человека (сердце леса...готово на муку и риск).

В последней строфе настроение радостно-праздничное (в двух последних строчках). Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создает праздничный образ сияния, в котором лес и небо составляют единое целое.

  1. -        Какой оттенок в каждую картину осени привносит слово «внезапно»?

В 1 строфе - неожиданность случившегося, элемент испуга, содержит некий колючий оттенок раны, боли, некоего произошедшего насилия, которое совершил красный цвет в лесу.

Во 2 строфе это слово употребляется 2 раз, уже не может нести прежнего настроения, не может восприниматься также ярко. Обозначает распространение красного цвета, - возможно, в ночное время. Крошечная еще вчера рана леса заметно расширилась и выросла: алое пятно заметно разрослось.

В 3 строфе слово «внезапно» воспринимается уже привычным знаком расширения победы красного цвета: оно обозначает еще более увеличивающуюся зону красного, которая теперь охватила все обозримое пространство - и лес, и небеса.

  1. -        Как ты считаешь, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например желтый, смысл стихотворения изменился бы?

-        Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении «Красная осень».

Красный цвет используется и как цвет крови и как цвет праздничных знамен. Он символизирует красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. Он объединяет контрастные настроения.

Желтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.

VII.        Подготовка к выразительному чтению (по памятке в группах).

  • Вам нужно подготовиться к выразительному чтению.
  • Что это значит?

Выбрать правильный темп чтения, показать чувства, нестроение поэта, выдержать паузы, выделить голосом особые места.

IX.        Выразительное чтение.

От каждой группы по 1ч., по 2, по 3 или всей группой.

-        Объявляется конкурс на лучшее исполнение.

Анализ по памятке

  1. С чувством ли читал.
  2. Соблюдал ли нужную интонацию.
  3. Правильно ли выдерживал паузы.
  4. Выделял ли голосом особые места.
  5. Не было ли ошибок в словах.

X.        Чтение стихов об осени других поэтов. Работа с альбомами.

  1. -        Посмотрите в альбомах, нет ли у вас фотографий, соответствующих этому стихотворению. (Юля - осина, Владик - клен, Леня - куст, Катя - мелкий рис, Лена - рябина)

-        К каким строфам подходят?

  1. -        Но осень бывает не только красная, она разная. Почти все поэты выделяют это время года и обращаются к осени.

И мы с вами тоже умеем увидеть красоту и благородство осени. Мы не сочиняем стихи, но можем использовать поэтические строчки разных поэтов, когда видим замечательные картины осени.

И вы вместе с родителями наблюдали эту красоту, выполняя это задание.

  1. -        Строчки какого поэта вам особенно понравились?

Зачитайте и покажите ребятам из своей группы.

XI.        Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображаем осеннюю природу. Урок ИЗО 2 класс

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов на осеннюю тематику, научить изображать пейзаж.Задачи урока: сформировать умение скомпоновать на листе бумаги свою комп...

Урок окружающий мир 1 класс Осень - природа готовится к зиме.

Урок проводился в 1 классе по програме " Школа 2100".Цели и задачи урока: Познакомить детей с признаками осенней природыОбъяснить как живые существа готовятся к зиме – уметь объяснять мир.Воспиты...

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме", программа "Школа 2100"

Данный материал содержит конспект урока по окружающему миру. Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС - 2, способствует формированию УУД, развитию творческих способностей, отвечает принципам д...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

Осень. Природа готовится к зиме (1класс)

Материал урока о том, как природа готовится к зиме. Урок насыщен занимательным материалом, что позволяет лучше усвоить тему....

Осень. Природа готовится к зиме (закрепление 1класс)

Урок-закрепление. Учащиеся закрепляют полученные знания....

Тема: Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень».

Тема: Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень». Задачи урока: Показать детям красоту русской осени в живописи на примере произведений русских художников И.И.Левитана и И....