Техника чтения (диагностика) 1-4 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Мусихина Любовь Ивановна

Методические разработки по проверке техники чтения 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл техника чтения 1-4 класс28.66 КБ

Предварительный просмотр:

    Тексты с заданиями для проверки техники чтения

                  в начальной школе (  Мусихина Л.И.)

1 класс                              «Гусь»                                      А. Тамбиев

Дикий серый гусь – умная и осторожная  птица.

 К  тому же [рыба, птица, пчела] сильная. Может, обороняясь, наносить мощные удары крыльями. Прилетают [утки, гуси, грачи] к нам весной и  улетают осенью, обычно выстраиваясь высоко в небе клином.

Люди, заслышав их спокойное  гоготанье обычно долго провожают их глазами – гуси [поползли, полетели]!   Живут [утки, гуси, грачи]

 в речных поймах, на озёрах, болотах, в густых зарослях тростника и камыша. От [коричневого,  серого, чёрного] гуся пошли все породы домашних [гусей, уток, грачей].

7

17

28

36

45

53

65

75

77

Вопросы:

  1. О ком рассказывается в тексте?
  2. Какой птицей автор называет дикого северного гуся?
  3. К каким птицам можно отнести дикого гуся? К перелётным или зимующим? Найди подтверждение в тексте.
  4. Прочитай  предложение, в котором рассказывается, как защищается гусь от врагов.
  5. Какие звуки издаёт гусь?
  6. Расскажи, где живут дикие гуси?
  7. Кто является предком домашнего гуся?
  8. Видел ли ты дикого гуся и домашнего? Как ты думаешь, чем они отличаются друг от друга? Чем отличается их образ жизни?
  9. Нарисуй дикого гуся и расскажи о нём, используя слова и предложения из текста.

2 класс                      «Петушок с семьей»                          Ушинский К. Д.

 

Ходит по двору Петя - петушок: на голове —  гребешок,  под носом — красная бородка.  Нос у  [Вани, Пети, Никиты] долотцом,  хвост у Пети колесцом, на хвосте  узоры, на ногах  шпоры.  Лапами [Ваня, Петя, Никита] кучу разгребает,  курочек с  цыплятами созывает: — [ Уточки, Гусыни, Курочки]- хохлатушки! Хлопотуньи - хозяюшки! Пёстренькие - рябенькие!  Чёрненькие! Собирайтесь с [котятами, цыплятками, утятами], с малыми  ребятками:  я вам зёрнышко припас!

[Уточки, Гусыни, Курочки]  с цыплятами собрались,  раскудахталися; [зёрнышком, кашей,  репой] не поделились — передралися.

[Ваня, Петя, Никита]- петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил:  ту за хохол, того за вихор, сам [кашу, зёрнышко, репу]  съел,

на плетень  взлетел,   крыльями  замахал,  во всё горло заорал:

 — «Ку-ка-ре-ку!»  

10

21

32

40

46

54

59

66

72

81

93

102

103

Вопросы:

  1. Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Обоснуй своё мнение.
  2. Перечитай текст и подчеркни непонятные слова. Узнай их смысл из словаря, попытайся догадаться сам или спроси у одноклассников и взрослых.
  3. Найди в тексте сравнения. Как они помогают так ярко  изобразить автору петушка?
  4. Подбери к слову «плетень» однокоренные слова и объясни значение слова.
  5. Нарисуй  петушка  сначала словами, потом карандашами или красками.
  6. Опиши  курочек, используя слова из текста.  
  7. Как петушок разрешил спор курочек? Почему он съел зёрнышко сам?
  8. Подумай, как другим способом можно было примирить курочек? Расскажи.
  9. Объясни как ты понимаешь фразу: «семью помирил:  ту за хохол, того за вихор…»
  10.  Разыграйте с одноклассниками прочитанную историю.

3 класс                                   «Воробей»                                     И.С. Тургенев                      

 Я возвращался с охоты и шел по аллее  сада.  Моя собака Трезор бежала впереди  меня.   Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

     [Я, мы, они] глянул вдоль [аллеи, улицы, забора] - и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом - на голове. Ветер сильно качал березы [парка, аллеи, сквера] и он упал из гнезда.  [Воробей, зяблик, скворец]  сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

     Моя [корова, собака, лошадь] медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким  писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти [Бобика, Трезора, Жулика].

      Он кинулся спасать, [оно, она, он]  заслонил собою свое  детище ... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,

 он замирал,  [оно, она, он] жертвовал  собою!

     Каким громадным чудовищем должна была ему казаться [корова, лошадь, собака]! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

     Мой [Бобик, Трезор, Жулик] остановился, попятился... Видно, и он признал эту [силу, смелость, ловкость].

     Я поспешил отозвать своего смущенного  пса и удалился, благоговея.

     Да; не смейтесь.  [Я, мы, они]  благоговел перед той маленькой, героической [бабочкой, птицей, кошкой],  перед любовным ее порывом.

     "Любовь, - думал  я,- сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только [лаской, любовью, нежностью] держится и движется жизнь."

13

15

19

30

42

53

60

61

70

78

88

99

104

115

126

133

141

153

162

171

176

185

195

103

113

120

Вопросы:

  1. Какие чувства испытал ты в момент чтения рассказа?
  2. От чьего лица ведётся рассказ? Как ты думаешь,  почему используется такой приём?
  3. Найди  в тексте описание старого воробья  и прочитай.
  4.  Какие чувства  испытывает главный герой? Какими словами автор передает страх старого воробья?
  5. Охарактеризуй  старого воробья  по его поступку?
  6. Расскажи, как старый воробей защищал своего птенца.
  7. Объясни, как ты понимаешь выражение «камнем упал». Почему  Тургенев употребляет именно это выражение в тексте?
  8. Как относится автор к герою? Как ты понимаешь слова автора:  «Я благоговел перед той маленькой, героической птицей,  перед любовным ее порывом». Объясни свой ответ.
  9.  Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.
  10.  Прочитай пословицы. Выбери пословицы, которые подходят к произведению. Объясни их смысл.

                                Смелость города берёт.

                                Смелый приступ – половина победы.

                                Терпенье и труд все перетрут.

  1.  Подумай,  как по-другому  можно озаглавить этот рассказ? Объясни свой выбор.
  2.   Нарисуй иллюстрацию к  этому рассказу.
  3.   Подготовься к пересказу.

4 класс           Ходячий  «домик»     Книга цикла «Природа вокруг тебя»

Посмотрите на улитку. Под ее раковиной  - мягкое слабое тельце… [Слабое, сильное]? Как бы не так! Некоторые улитки могут так присосаться к камню, что и ножом не сразу отковырнешь.

Интересно [змея, ящерица, улитка] двигается. Ее мягкая «подошва» постоянно выделят смазку, чтобы при «ходьбе» не повредить нежное тело. Передняя часть [воротника, подошвы, рукава] вытягивается и крепко цепляется за опору. А потом задняя подтягивается к ней. Так, не спеша, [змея, ящерица, улитка] проползает за час примерно 30 сантиметров.

Улиток можно встретить где-нибудь в тени: под камнем, бревном, среди опавшей листвы. Главное, чтобы там было сыро. Иначе нежное [тельце, хвостик, язычок] улитки высохнет, и она погибнет.

Живут [змеи, ящерицы, улитки]  маленькими группами. Ночью, когда становится прохладно, они [выбегают, выползают, вылетают] кормиться. Едят почти все: листья, червей, маленьких личинок других обитателей леса. А еду разыскивают на ощупь, рожками-щупальцами. Видят [улитки, змеи, ящерицы]  плохо, их маленькие глазки способны всего-то отличить день от  ночи. Зато обоняние у них очень хорошее. Например, слизень – улитка без раковины – чует запах пищи, находясь от нее аж в двух метрах.

Большинство улиток размножается круглый год, но чаще всего весной. Улитка роет неглубокую – сантиметра три – ямку и откладывает в нее  яйца. Потом засыпает кладку землей. Виноградная улитка может за один раз  отложить 30-40 [коконов, личинок, яиц], а всего за лето – несколько десятков тысяч. Зачем откладывать столько яиц? Дело в том, что у улитки очень много врагов. И если им не удается поймать саму [змею, ящерицу, улитку], они охотно  питаются отложенными ей яйцами. И жуки, и черви, и другие мелкие насекомые считают [улиточьи, утиные, куриные] яйца самой вкусной пищей и усердно разыскивают их. Так что лишь очень малая часть [кладок, гнёзд, ульев] уцелеет от разграбления. Значит, чтобы не прервался род улитки, ей просто необходимо быть такой плодовитой.

 Молодая улитка вылупляется из [кокона, яйца, личинки] похожей на родителей. Только [шляпа, косынка, раковина] у нее пока маленькая, тонкая и мягкая. Первое время улитки остаются под землей и питаются остатками яичной скорлупы. Но вскоре скудные запасы кончаются. Пора выбираться на поверхность. Когда юные улитки выползают из [земли, воды, дупла] они сразу начинают жадно питаться, чтобы скорее  вырасти. Улиткам  особенно  нравятся зеленые  листья. Язычок у [змеи, ящерицы, улитки],  покрыт множеством мелких острых зубов. Как пилкой она «отпиливает» от [дерева, листа, ветки] маленькие кусочки и глотает их. Много ли съест такая малышка? Много! Миллионами они нападают на зелень и порой становятся настоящим бедствием для людей.

9

19

28

35

44

51

60

70

75

84

94

102

109

116

125

134

143

154

163

169

177

186

196

208

218

231

240

251

262

272

282

284

292

302

313

321

330

340

349

357

367

377

387

Вопросы:

  1. К какому стилю текста относится данное произведение?
  • художественному
  • научному
  • деловому
  1. Расскажи о художественных рассказах и научно-познавательных текстах. Сформулируй своими словами, чем они отличаются друг от друга. Используй предложения: художественные рассказы создают … . В своих произведениях они изображают …, …., … с помощью … . Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстов. В этих текстах … описывают … на конкретных примерах.
  2. В каких книгах ты можешь прочитать научно-познавательные тексты. Приведи примеры.
  3. Объясни, как ты понимаешь название текста «Ходячий домик»?
  4. Расскажи, о каких фактах из жизни улиток ты узнал из текста.
  5. Объясни, как двигается улитка?
  6. Чем питаются улитки, и какие органы помогают им найти пищу?
  7. Расскажи о размножении улиток.
  8. Докажи словами из текста,  для чего улитке просто необходимо быть плодовитой?
  9.  Используя текст, дай определение слизня.
  10.  Нарисуй улитку и покажи на рисунке части тела улитки.
  11.  Найди в тексте сравнения.
  12.  Придумай  несколько вопросов по тексту своим одноклассникам
  13.  Разбей текст на смысловые части и составь план текста .
  14.  Приготовься к краткому  пересказу текста.

Инструкция:   Прочитай текст. Начни читать по сигналу учителя.

В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки.. Из слов , приведенных в скобках, только одно верное. По ходу чтения подчеркивай то слово, которое считаешь верным.

По сигналу учителя поставь вертикальную линию после последнего слова , которое ты уже прочитал. Дочитай текст до конца.

Список источников использованного материала:

  1. А. Тамбиев. Лесные жители. Москва:  «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005 г.
  2. И.С. Тургенев. Воробей:  http://rupoem.ru/turgenev/ya-vozvraschalsya-s.aspx
  3. К.Д. Ушинский. Петушок с семьей: http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/UshinskiiKD/Petushok-s-semei.html
  4. Под редакцией А. Лидина, О. Черниковой. Природа вокруг тебя. Волгоград:  Кооператив «Книга», Международный центр просвещения «Вайланд-Волгоград», 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для проверки техники чтения в 1-4 классах

Эта программа позваляет проверить скорость и технику чтения в 1-4 классах....

норма техники чтения для 1-4 классов

представлены нормативы техники чтения в начальной школе...

Совершенствование навыков техники чтения для 1-2 классов.

Данный материал позваляет улучшить технику чтения и уменьшить количество ошибок на письме....

Карты по проверка техники чтения в 1 - 2 классах

В 1 - 2 классах для проверки техники чтения использовала карты. Форму 1 листа нашла в одном из журналов "Начальная школа". Тексты подбирала сама: из методических пособий. В классе дети разных спосбнос...

СПРАВКА Об итогах проверки техники чтения обучающихся 2-4 классов

Цели проверки: проверить темп (скорость) чтения обучающихся;выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом;определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправи...

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ С 1-4 КЛАСС

пРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ С 1 ПО 4 КЛАСС...