РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Великанова Елена Юрьевна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс разработана в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie_4_klass.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

                                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

        д.  Екатериновка         муниципального района Красноярский Самарской области

Рабочая программа по литературному чтению

4 класс

Учитель начальных классов:

                                                                                                                                                                                                                                Великанова Е.Ю.

2014 -2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Цели обучения:

 Изучение литературного чтения    направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:

- развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;

- обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом.

- углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного);

- развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;

- развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

2.Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:

- ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя;

- совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе специальных упражнений и тренировки речевого аппарата;

- произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;

- обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шёпота и, наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

- обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений;

- правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;

- развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:

    Правильное, сознательное, выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста – 105-120 слов в минуту (при чтении вслух) и 110-130 слов в минуту (при чтении про себя).

4.Выработка умений работать с текстом:

- подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;

- установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа  на вопросы выборочным чтением;

- самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом;

- составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя;

- словесное рисование картин к художественным текстам;

- составление рассказов о своих наблюдениях из жизни класса, школы;

- самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

- сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя);

- внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём;

- ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.

Обогащение и развитие  опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности:

1.Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников:

- формирование у школьников  способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;

- развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, формировать своё видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах;

- накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных и птиц, развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движениям животных в различных ситуациях, уметь рассказать об увиденном;

- наблюдение за настроениями людей в различных ситуациях;

- коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определённых ситуациях.

2. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека:

- проведение игры «Найди меткое слово»;

- коллективное сочинение различных историй;

- устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы.

3.Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений:

- рассматривание и описание сходных и различных предметов, проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение;

- игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления, усложнение подобных заданий (рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую или грустную, печальную);

- коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок;

4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:

- развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;

- приобщение к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;

- воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

5.Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной деятельности:

- развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность;

- работа над загадками как развёрнутыми метафорами;

- развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений;

- развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по её заглавию и началу;

- рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов;

- коллективная драматизация художественных произведений, введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя, и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста;

- коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

6. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами:

- формирование умений узнавать и различать  такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка;

- ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение;

- наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 -4 классах по136 часов (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание программы

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, справочники, словари, энциклопедии.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование)..

Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

  Содержание курса

Водный урок по курсу литературного чтения-1ч.

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Летописи, былины, жития-11ч

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текс былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой  былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. Оценка достижений.

Чудесный мир классики-22

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.П.П.Ершов «Конёк –горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение  мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого. Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа- герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений

Поэтическая тетрадь-12ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм , порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение. И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах. И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений

Литературные сказки-16ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка  или рассказ. Текст – описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков « Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Делу время – потехе час-9ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка  о потерянном времени» нравственный смысл произведения. Жанр произведения.Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский « Главные реки». « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.

Страна детства-8ч

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь -5ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Природа и мы12ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.. А И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь-8ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак « Золотая осень».Картины осени в лирическом произведении. Пастернака.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

Родина-8ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С.Никитин «Русь».Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин « Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.Оценка достижений

Страна Фантазия-7ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.

Зарубежная литература -15ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование  работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о русалочке. Марк Твен « Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете . Семейство. Иисус и Ииуда. Оценка достижений.

Учебно – методическoе обеспечение:

1. Печатные пособия.

           Программа:

Климанова Л. Ф.Обучение грамоте. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений  С. А. Анащенкова  (и др.)  М.  Просвещение 2011г.

Учебник «Литературное чтение» 4 класс: учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений в 2-х частях – М: Просвещение, 2014 г.

 авторы Климанова Л. Ф...

Рабочая тетрадь  М.В. Бойкина, Л.Н. Виноградова М:Просвещение, 2014г

3. Материально технические средства.

Компьютерная техника,  интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.

4 Интернет – ресурсы.

1.Методическое пособие по литературному чтению  книга для учителя Л. Ф. Климанова.  

Режим доступа:  http//www.prosv.ru/ebooks

2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы:

Режим доступа: htt://standart. edy.ru/gatalog.aspx? Catalogid=443

3.Итоговые диагностические работы. Режим доступа: htt://rs.yartel.ru/

                                                                                             htt://szu.yartel.ru/

Календарно- тематический план

№ п/п

№п/п

дата

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

предметные

УУД

                                                                Раздел «Вводный урок по курсу литературного чтения»(1час.)

1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

знание и умения называть элементы учебной книги, находить их , быстро ориентироваться

Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.- проявление бережного отношения к учебной книге.

Прогнозировать содержание раздела. ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Пользоваться словарём в конце учебника.

                                                                                            Раздел « Летописи, былины, жития» (11час.)

2

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Познакомить с новым разделом учебника, развивать память , мышление.

Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.- проявление бережного отношения к учебной книге.

Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

3

2

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси.

Читать отрывки из древнерусских летописей. Былины. Жития о Сергии Радонежском.

4

3

Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.

Продолжить знакомить с событиями летописи как основными событиями Древней Руси

 Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.- проявление бережного отношения к учебной книге.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

5

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Использование разных видов чтения, умение воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.

6

5

Поэтический текст былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

7

6

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

Использование разных видов чтения, умение воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л. формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины

8

7

Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой  былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова « Богатыри»..

р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.

Пересказывать былину от лица героя

9

8

Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского.

Описывать  скульптурный памятник известному человеку.

10

9

Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

11

10

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

12

11

Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными материалами.

р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.

Участвовать в проектной деятельности. Проверять себя и оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

                                                                                               Раздел  « Чудесный мир классики» (22час.)                                                                                          

13

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела....

Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом чтения про себя.

Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать  работу на уроке.

14-18

2-3-4-5-6

П.П.Ершов «Конёк –горбунок».

Познакомить с жизнью и творчеством П.П.Ершова. Развивать умения выразительно читать произведение.

Воспринимать на слух художественное произведение. Наблюдать за развитием событий в сказке.

19-20

7-8

Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки.

Учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни)

Сравнивать начало и конец сказки. Пересказывать большие  по объёму произведения.

21

9

Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.

Характеризовать героев разных жанров. сравнивать произведения разных жанров.

22

10

А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.

Познакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни)

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

23-26

11-12-13-14

Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной.

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух

27-28

15-16

Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

Воспринимать на слух художественное произведение

Составлять самостоятельно составлять план.

29

17

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова

Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры

30

18

Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение  мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Прогнозирование содержания произведения, оценивать поступки героев произведения и свои собственные

Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни) проявлять интерес к произведениям Лермонтова.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей

31

19

Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого

Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого

Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры

32

20

Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль.

Прививать любовь к чтению

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- проявление интереса к произведениям Л.Н.Толстого

33

21

А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа.

Прогнозировать содержание произведения

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей (благородство. дружба. сочувствие)

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

34

22

Главные герои рассказа- герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

Обобщить полученные знания по разделу

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

                                                                                      Раздел «Поэтическая тетрадь» (12час.)

35

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела..

Умение прогнозировать содержание раздела

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( красота родной природы. гордость за свою родину).

Прогнозировать содержание раздела. готовиться к уроку. Подбирая стихи русских поэтов.

36-37

2-3

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм , порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте

Умение прогнозировать содержание произведений.

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И.Тютчева

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов. Воспроизводить их наизусть.

38-39

4-5

А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения.

Умение прогнозировать содержание произведений.

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А.Фета.

Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения.

40

6

Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении.

Познакомить с жизнью и творчеством Е.А.Баратынского

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А.Баратынского.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных  автором.

41

7

А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Умение прогнозировать содержание произведений

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н.Плещеева.

Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения.

42

8

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении.

Умение прогнозировать содержание произведений

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С.Никитина

Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения.

43

9

Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение.

Умение прогнозировать содержание произведений. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Л.-проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А.Некрасова

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных  автором

44

10

И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах.

Познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина

Р.формулирование учебной задачи урока. Оценивание своей работы на уроке. П.- анализ поэтического текста. Выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. л.- формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе. Гордость за свою родину)

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных  автором

45

11

И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Р.формулирование учебной задачи урока. п.- анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.-проявление бережного отношения к природе, к родному краю.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных  автором.

46

12

Оценка достижений

Обобщить знания по данному разделу

Самостоятельно оценивать своё чтение.

                                                                                         Раздел « Литературные сказки» (16час.)

47-49

1

2-3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.

Р.формулирование учебной задачи урока. п.- анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.-проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать  работу на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

50

4

Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки.

Сравнивать  народную и литературную сказки.

51

5

Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

Достижение необходимого для продолжения образования читательской компетентности

Р.- формулирование учебной задачи. п.- размышление над нравственными ценностями(терпение, трудолюбие, забота)к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке.

Делить текст на части. Составлять план сказки.

52

6

В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе».

Познакомить с произведением В.М.Гаршина.

Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке.

Читать и воспринимать прочитанное

53

7

Особенности данного литературного жанра. Сказка  или рассказ.

Пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного чтения.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

54

8

Текст – описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

55-56

9-10

П.П.Бажов « Серебряное копытце».

Умение читать вслух с постепенным переходом про себя.

Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке.

Читать и воспринимать прочитанное

57

11

Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения.

Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

58-59

12-13

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».

Познакомить с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова.

Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке.

Читать и воспринимать прочитанное.

60

14

Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста.

Увлечь чтением литературных сказок.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

61

15

Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.

Делить текст на части. Составлять план сказки.

62

16

Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Проверить сформированность умения работать с учебной книгой

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

                                                                                              Раздел « Делу время – потехе час»  (9час.)

63

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка  о потерянном времени

Познакомить с новым разделом.

Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- осмысление понятий « благородный поступок»,» честность» «верность слову».

Прогнозировать содержание раздела. планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы.

64

2

Нравственный смысл произведения. Жанр произведения.  Инсценирование произведения.

Умение читать вслух с постепенным переходом про себя.

Увеличивать темп чтения.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

65

3

В.Ю.Драгунский « Главные реки».

отрабатывать навыки беглого выразительного чтения

Определять нравственный смысл произведения.

66

4

В.Ю.Драгунский  « Что любит Мишка».

Расширить знания о творчестве Драгунского.

Определять нравственный смысл произведения.

67

5

Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.

Увеличивать темп чтения.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

68

6

Пересказ текста от лица героев.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

69

7

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

Увеличивать темп чтения.

Определять прямое и переносное значение слов.

70

8

.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

Увеличивать темп чтения.

 Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- осмысление понятий « благородный поступок»,» честность» «верность слову».

Понимать , как поступки характеризуют героев произведения

71

9

Инсценирование произведения. Оценка достижений.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

                                                                                            Раздел «Страна детства» (8час.)

72

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела...

Расширить знания о творчестве Б.С.Житкова

Прогнозировать содержание раздела. планировать работу на уроке.

73

2

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения

Умения работать с текстом

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ пословиц и поговорок. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.-осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь»

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

74-76

3-4-5

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

Определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ пословиц и поговорок. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги

77

6

Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения

Помочь понять смысл произведения

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Придумывать музыкальное сопровождение.

78

7

М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения..

Познакомить с творчеством М.М.Зощенко

П.- умение  ориентироваться в учебной и художественной книге. Р.- формулирование учебной задачи урока.к.- ответы на вопросы художественного текста. Л.- Л.-осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь»

Придумывать смешные  рассказы о школьной жизни.

79

8

Составление плана. Пересказ. Оценка достижений

Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

Л.- осмысление понятий «благородный поступок», «честность» , «верность слову»

Пересказывать текст на основе плана. Проверять себя и оценивать свои достижения.

                                                                                            Раздел « Поэтическая тетрадь» (5час.)

80

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела...

Умение прогнозировать содержание раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

81

2

В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение.

Увеличивать темп чтения вслух.

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- умение оперировать понятием « лирические произведения»

Сравнивать стихотворения разных поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение.

82

3

С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.

Увеличивать темп чтения вслух.

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов. Выражать своё отношение.

83

4

М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Познакомить с творчеством М.Цветаевой.

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

84

5

Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Учить читать стихи выразительно

Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

                                                                                                         Раздел « Природа и мы» (12час.)

85

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела..

Отрабатывать навыки правильного , выразительного чтения

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

86-87

2

3

Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка.

Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

Формирование навыков беглого чтения.

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим)

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение.

88

4

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.

Познакомить с творчеством А.И.Куприна

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим)

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

89

5

М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Познакомить с творчеством М.М.Пришвина

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

90

6

Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков

Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим)

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

91-92

7-8

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Познакомить с творчеством В.П.Астафьева

Определять отношение героя к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

93

9

Герои рассказа.

Характеризовать героя произведения.

94

10

Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.

Развивать речь

Делить текст на части, пересказывать подробно и выборочно.

95

11

Проект « Природа и мы»

Развивать творческие способности учащихся

Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л- привитие нравственных ценностей.

Находить нужную информацию в разных источниках для подготовки к проекту.

96

12

Оценка достижений.

Повторить и обобщить знания

                                                                                          Раздел « Поэтическая тетрадь» (8час.)

97

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела...

Увеличивать темп чтения вслух

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг.

98

2

Б.Л.Пастернак « Золотая осень».Картины осени в лирическом произведении Пастернака.

Анализировать произведение живописи и литературный текст

Р .- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Заучивать стихи наизусть.

99-100

3-4

Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

Познакомить с жизнью и творчеством Д.Б.Кедрина

Воспринимать художественное произведение, читать стихи выразительно.

101

5

С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Клычкова

Р .- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Определять настроение поэта и лирического героя.

102

6

Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

Познакомить с жизнью и творчеством Н.М.Рубцова

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

103

7

С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина

Р .- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, дополнять.

104

8

Оценка достижений.

Контролировать  усвоение материала раздела

Проверять себя и оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

                                                                                                                    Раздел « Родина» (8час.)

105

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела..

Познакомить с новым разделом

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи. К.- осмысление правил взаимодействия в паре, группе. П.- умение анализировать лирический текст. Видеть картины природы. л.- умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

106

2

И.С.Никитин «Русь».Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

обучать правильному чтению стихотворений

Воспринимать на слух художественное произведение.

107

3

С.Д.Дрожжин « Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине

Понимать особенности поэтического текста.

108

4

А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Познакомить с творчеством А.В.Жигулина

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи. К.- осмысление правил взаимодействия в паре, группе. П.- умение анализировать лирический текст. Видеть картины природы. л.- умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

109

5

Поэтический вечер.

Обучать выразительному чтению стихотворений.

Составлять рассказы о родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

110-111

6-7

Проект « Они защищали Родину»

Умение представить свой проект

Р.- умение эмоционально откликнуться на произведение литературы и живописи. П.- умение анализировать лирический текст.к.- осмысление правил взаимодействия в паре, в группе.л.- оперировать понятиями «любовь к Родине», « гордость за свою страну»

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию.

112

8

Оценка достижений

Проверить полученные знания при изучении раздела.

Знание произведений, умение характеризовать произведения.

Проверять себя и оценивать свои достижения

                                                                                                        Раздел « Страна Фантазия» (7час.)    

113

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Познакомить с новым разделом учебника

Р.- формулирование учебной задачи урока. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника. П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения. Л.- проявление бережного отношения к книге

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

114-115

2-3

Е.С.Велтистов « Приключения Электроника».

Определение особенностей фантастических рассказов

Р.- формулирование учебной задачи урока. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника. П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения. Л.- проявление бережного отношения к книге

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно

116

4

Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа.

Определение особенностей фантастических рассказов

Определять особенности фантастического жанра.

117-118

5

6

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Особенности фантастического жанра.

Познакомить с жизнью и творчеством писателя – фантаста К.Булычёва.

Р.- формулирование учебной задачи урока. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника. П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения. Л.- проявление бережного отношения к книге

Определять особенности фантастического жанра

119

7

Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений

Обобщить знания по разделу

Сравнивать и характеризовать героев произведения. Проверять себя и оценивать свои достижения.

                                                                                                Раздел « Зарубежная литература» (15час.)

120

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование  работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.

Познакомить с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

121-122

2-3

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Знание зарубежной литературы, определение её особенностей.

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

123

4

Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Характеризовать поступки героев произведения.

124-125

5-6

 Г.-Х. Андерсен « Русалочка»..

Составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев.

Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.

126

7

Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

характеризовать героев, анализировать их поступки.

127-128

8-9

Марк Твен « Приключения Тома Сойера».

Познакомить с жизнью и творчеством М.Твена.

.- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений

129

10

Особенности повествования.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении

130

11

 Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

Чтение по ролям

Характеризовать поступки героев произведения.

131-133

12

13

14

Сельма Лагерлёф.

В Назарете .

Семейство. Иисус и Ииуда

Познакомить с жизнью и творчеством С.Лагерлеф

.- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.

134

15

Оценка достижений.

Проверка сформированности умений читать выразительно

Проверять себя и оценивать свои достижения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...