Мастер-класс Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нуреева Гузель Гумаровна


Урок-проект литературного чтения по теме "Обобщение раздела "Люблю природу русскую. Весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Проектная деятельность на уроках литературного чтения

в начальной школе»

Цель:  презентация опыта проектной деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно- ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций        

При входе каждый участник мастер-класса получает букву Е, А, Н, В или С.

        - Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе.

        - Давайте поиграем:

         • Загадайте число.  

        • Прибавьте столько же.  

        • Прибавьте 10.  

        • Разделите на два.  

        • Отнимите задуманное.  

        • Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)

        • Что у вас получилось? (у всех получится число 5)  

        - Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причѐм, вначале никто об этом даже не догадывался.

        - Также происходит и в проектной деятельности учащихся.  Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведѐт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.

        - Начать наш урок предлагаю с просмотра слайд-шоу.

        - Какие эмоции, ассоциации вызвал у вас просмотр этого фильма?

        - Предположите тему урока.

        - Совершенно верно. Мы завершили изучение раздела «Люблю природу русскую. Весна». Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошедших уроках.

        - Мы с вами не только читали и заучивали стихотворения русских поэтов, но вспоминали приметы весны, отгадывали загадки, подбирали поговорки и пословицы о весне, рассматривали картины художников, посвящённые весне, сочиняли сказки.

        - Ребята, скажите,  как выражают люди свою любовь к весенней  природе, к природе вообще?

        - Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к весенней  природе через создание проекта на тему:  «Весна идет — весне дорогу!»

        - Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое. Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом)  вашей проделанной работы, если мы объединим в одно целое пословицы, поговорки, приметы, рисунки, и загадки о весне?

        - Правильно, результатом (продуктом) нашей работы будет весенний литературный журнал.

        - Какую цель мы поставим перед собой на этом занятии? (Создать литературный журнал о весне)

        - Итак, цель поставлена, а знание изученных произведений о весне и сбор литературного и другого материала на  весеннюю тему  поможет вам  в создании этого журнала, который мы так и назовём: «Весна идет — весне дорогу!»

        - Работать, ребята, сегодня вы будете в группах. Разделимся на группы. В этом нам помогут буквы, которые вы получили в начале урока. Разбейтесь, пожалуйста, на группы по цвету ваших букв.

        - Весна – удивительное время года. И не только потому, что с приходом весны все живое бурно отмечает свое новое рождение. Вряд ли кому приходит на ум, что за один весенний сезон мы встречаем три весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием.

        - Начало всей весны — Весна света. Как вы думаете, какому месяцу подходит это название?

        - Действительно, в марте вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья. Вот только солнце — нестерпимо яркое, жёлтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста. Огромные массы снега и льда, накопившего за зиму, растопленные весенним солнцем, превращаются в воду.

        Начинается Весна воды. О каком месяце можно так сказать?

        - Совершенно верно, в апреле потоки воды стремятся унести весь мусор, всю грязь, очищая землю для Весны зелени. Какой месяц так называют?

        - Каждая группа  будет   создавать свою «весеннюю» страничку: страница первой группы будет посвящена Весне света, второй группы – Весне воды, третьей – Весне зелени. Как вы, наверно, уже поняли, не случайно в ваших руках оказались буквы трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного.

        - Причём у вас в руках уже есть половина названия вашей страницы. Кто догадался, как будут называться ваши страницы?

        - С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Люди  прослеживали  серии закономерностей в происходящих событиях, накапливали по этому поводу опыт и отображали этот опыт в создании устного народного творчества, в частности,  в поговорках и пословицах. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

        - В конверте № 1 у вас находятся пословицы  и поговорки о весенних месяцах. Но, к сожалению, они рассыпались. Вам нужно отобрать из них только те, которые описывают вашу Весну.

Весна отмыкает ключи и воды.

Вода потекла, весну принесла.

Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Черёмуха расцвела - холода позвала.

Весна красна цветами, а осень снопами.

 

        - Но не только в пословицах и поговорках можно «увидеть» приметы весны. Весенние пейзажи мы можем рассматривать и в произведениях художников. Откройте конверт № 2. Перед вами репродукции картин русских художников. (Приложение 1). Ваша задача: подобрать картину вашей весны и постараться вспомнить автора и название картины.

        - Весне все радуются: и растения, и животные, и люди. И конечно, птицы. У каждой весны своя птица. Подумайте и определите, какая птица соответствует вашей весне. Вам в помощь загадка в конверте № 3,  которая, к сожалению, рассыпалась. Если вы соберёте её правильно, то узнаете свою птицу.

Текст загадки разделён по строкам. Собрав их в правильном порядке, на оборотной стороне ученики увидят картинку птицы – отгадки.

Трактора поле пашут.                            

За ними птицы крыльями машут.

Бегают по вспаханному полю,

Клюют червячков вволю.

Вот двое нашли червяка.

Съел один, второй думал пока.

Поздно, приятель, кричи не кричи.

Что же за птицы, ответьте?                                              

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=134696401-60-72&n=21

Ждет гостей высокий клен –

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен –

К нам летит семья ...

  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=390049377-28-72&n=21

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=200678528-31-72&n=21

- Как вы думаете, чего ещё не хватает в нашем литературном журнале?

- Конечно, стихотворений. Вспомните, кто из поэтов посвящал свои стихотворения Весне?

- Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение о Весне?

- А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворения и выберете одно из них, которое наиболее созвучно вашей весне.

- Какое стихотворение описывает Весну света? («Зима недаром злится» Фёдора Тютчева)

- В каком стихотворении вы увидели Весну воды? («Весенние воды» Ф. Тютчева)

- В каком стихотворении «нарисована» Весна зелени? («Сельская песенка» А. Плещеева)

- Молодцы. Каждая группа получает своё стихотворение. Но и здесь вам придётся поработать – дописать рифмы.

        - Итак, материал для журнала собран. Можно начинать оформлять страницы. Каждая  страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.

        - Итак, странички журнала у нас  уже готовы. Сейчас наступает самый ответственный момент.  Каждой группе предоставляется возможность  рассказать о своей работе, познакомить нас со своей весенней страничкой.

        - Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года! С ней пробуждается всё! Всё начинает жить, петь, любить.… С приходом весны и мы становимся добрее, милее, улыбчивее, счастливее!

        -  Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели?

        - Действительно, посмотрите, из ваших страничек  получился  великолепный журнал под названием «Весна идет  - весне дорогу!».  В него  вошли пословицы и поговорки, загадки, стихотворения, картины и рисунки о весне. Создавая этот журнал, вы пробовали себя в роли писателя, исследователя, художника. И мне бы очень хотелось знать, понравилась ли вам эта работа? У каждого из вас на парте лежат  два листика: один коричневый, другой зеленый. На доске ветка дерева. Если создавать  весенний журнал  вам понравилось, и было интересно,  то на веточку приклейте зеленый листик, а если было скучно, то - коричневый.

        - Посмотрите, на нашем дереве распустились зеленые листики!!! Весна заглянула в наш класс!!!  Я желаю Вам всем  весеннего настроения!

Пусть первый подснежник

Подарит Вам нежность!

Весеннее солнце подарит тепло!

А майский ветер подарит надежду,

И счастье, и радость, и только добро!

Так будьте добрыми, простыми,

Всегда с улыбкой на лице!

Ну, словом, будьте Вы такими,

Как подобает быть Весне.

Приложение 1

http://hudozhka.com/sites/default/files/imagecache/work_page/c_img/glrx-884368896.jpg 

И. И. Левитан. Март.

http://content.foto.mail.ru/mail/chestova/_blogs/i-1188.jpg

И.И. Левитан. Весна. Большая вода.

http://900igr.net/datas/mkhk/Realizm/0011-011-A.G.-Venetsianov-Na-pashne.jpg

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна.