Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сказка о царе Салтане"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна

Цели: создать условия для ознакомления с историей создания сказки, содержанием произведения; обучения нахождению отличительных и схожих черт с народной сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.cht_3_kl-_skazka_o_tsare_saltane.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

ТЕМА:   А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с историей создания сказки, содержанием произведения; обучения нахождению отличительных и схожих черт с народной сказкой; способствовать развитию умений анализировать художественное произведение, произведения других видов искусства, сопоставлять литературное и фольклорное произведения; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову, чувства красоты, высоких моральных идеалов

Планируемые результаты

Предметные:

научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова

Метапредметные:

познавательные: сравнивают литературное произведение или эпизодиз него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий

Личностные:

осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности

и индивидуальности авторского мировоззрения

Образовательные ресурсы: иллюстрации к сказке А. С. Пушкина

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Эмоциональный настрой

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологичес-кой подготовки к уроку

 II. Вступительная беседа

– Мы прочитали «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Понравилась вам сказка А. С. Пушкина? Почему?

– Что вы можете сказать об авторе?

– Сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза – предположение. Предлагаю за гипотезу взять слова
С. Я. Маршака «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Нам предстоит доказать, что это так, или опровергнуть

Высказывают свое мнение.

Внимательно слушают

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

III. Актуализация знаний.

1. Жанровые особенности сказки.

– Что характерно для русских народных сказок?

– Что такое жанр?

– Мы определили, что это волшебная литературная сказка.

– А какие жанровые особенности вы можете назвать?

– А еще из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения. Их специально повторяли в сказках для того, чтобы лучше запомнить и рассказать.

– Помните, еще есть в русских народных сказках устойчивые эпитеты. Приведите примеры.

– Верно. Я напомню, эпитет – это образное художественное определение.

– Мы знаем, что в русских народных сказках существуют повторы, например: три сына у царя, надо выполнить три желания

и т. д.

– Вид литературы.

– Троекратные повторы, волшебство и волшебные предметы, приключения, конфликт, борьба добра и зла, зачин, концовка.

– «Близко ли, далеко ли». «Долго ли, коротко ли». «Я там был, мёд, пиво пил».

– «Терем высокий», «земля сырая».

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится)

2. Беседа о содержании прочитанного.

– Прочитайте, какими словами начинается сказка А. С. Пушкина.

– Что говорила первая девица?

– Вторая?

– Третья?

– Какие ещё повторы помните?

– Первый раз в кого превратился Гвидон?

– Второй?

– Третий?

– Что ещё неоднократно повторяется?

– Первое чудо – на острове появляется белка. Прочитайте о ней.

– Назовите второе чудо. Прочитайте.

– Третье? Прочитайте.

– «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

– Есть повторы и сходные ситуации: Гвидон три раза превращался в насекомое.

– В комара.

– В муху.

– В шмеля.

– Царевна Лебедь выполняет три чуда.

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,

о чем говорится).

3. Устойчивые выражения.

– Назовите устойчивые выражения в авторской сказке.

– А в русской народной?

– «Ветер по морю гуляет…».

– «Грусть-тоска меня

съедает…».

– Как вы думаете, почему князь Гвидон попросил Лебедь исполнить три чуда?

– Хотел, чтобы отец приехал на остров, тогда бы он сразу узнал жену, сына.

– И у князя Гвидона, и у царя Салтана была одна цель: воссоединить семью.

– Прочитайте. «И растет ребенок там

Не по дням, а по часам».

 Это устойчивая стилевая форма.

Выполняют задание.

 

– Когда Саша был маленький, его няня Арина Родионовна рассказывала много сказок. Возможно, при написании своей сказки он взял сюжет народной.

– Сказочный язык – это прежде всего использование устойчивых эпитетов.

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

– Например: сине море, на добра коня, клёв кровавый, лебедь белая, князь ты мой прекрасный, гости-господа, к царству славного Салтана, желанная страна…

– Назовите эпитеты в авторской сказке.

– В народной?

– А. С. Пушкин ввел в сказку народную речь. Как вы это понимаете? Приведите свои примеры.

– Пушкинская сказка связана с народной?

Внимательно слушают.

– Лебедь белая, небо синее, царь-отец.

– Иван-царевич, царица молодая, чудный остров.

– «И пустили в окиян…»

«За морем житьё не худо…»

«Распроклятая ты мошка…».

4. Сказочные образы

– Какая сказка вам понравилась больше? Почему?

 Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев. Объясните литературоведческое понятие образ.

Чтобы не ошибиться в значении этого слова, давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

Образ в художественном произведении: тип, характер героя.

Высказывают свое мнение.

Работают с толковым словарем: находят в словаре значение понятия образ.

Опишите царевну Лебедь.

– Добрая, отзывчивая, нежная, скромная.

– Хоть она и волшебница, но не гордится этим, не хвастается, не показывает своего превосходства, общается на равных.

Опишите Гвидона.

– Умный, добрый, внимательный, у него есть смекалка.

 

– Я добавлю, что он очень любит своих родителей, желает, чтобы они были непременно вместе.

Царевна Лебедь и Гвидон – главные герои, на которых стремились быть похожи люди.

– Как вы думаете, чему учит эта сказка?

– Почему так много общего между сказкой А. С. Пушкина и народной сказкой?

– Сравните отрывок из записи, сделанной А. Пушкиным со слов няни, и окончательный текст сказки. Это поможет вам сделать правильный вывод.

«…Узнав, что едут они к Салтану Салтановичу, турецкому государю, обратился царевич в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не дается. Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве. «Ах, – говорит царь, – поеду посмотреть на чудо». «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…».

– Мы провели огромную исследовательскую работу, наш урок подходит к концу. К какому же выводу мы пришли?

– Мы согласны с высказыванием С. Я. Маршака. Гипотеза подтвердилась.

– Как вести себя, общаться с другими людьми. Учит добру, справедливости.

– У Пушкина она интересней, в стихах. Красивее, глубже. Автор воплотил в своих героях идеалы народа.

– «Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной».

Физкультминутка

Изобразите:

•  Волны на море.

•  Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

•  Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.

•  Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.

•  Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

– Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу

Выполняют движения физкультминутки согласно заданию

Выполняют физкультми-нутку, четко следуя инструкции учителя

IV. Продолжение работы над темой урока

– Как вы думаете, что первоначально: народная сказка или авторская?

– Как называется такой сюжет? (Бродячий.)

– Что же отличает авторскую сказку? (Имена, стихотворная форма.)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой

 

– Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. Мы видим, что А. С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку. В свою очередь, на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы. Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И. Билибина.)

Рассказывает о творчестве И. Я. Билибина (см. ресурсный материал)

Рассматривают иллюстрации в учебнике

 установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно воспринимают информацию

V. Домашнее задание

– Предлагаю дома написать мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои
сказки»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу

VI. Итог урока. Рефлексия

– Чему мы учились на уроке?

– Для чего мы это делали?

– Если бы вы взяли сейчас в руки краски, каким бы цветом вы раскрасили данный урок?

– Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что злость, ненависть, корысть и зависть – все зло в мире – обречены на гибель, потому что первоначальны в жизни добро и любовь. Помните об этом всегда. Творите добро!

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Осуществляют логические действия.
Адекватно воспринимают информацию

Ресурсный материал к уроку

Рассказ учителя о творчестве И. Я. Билибина

Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) – один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX – начала XX века. Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы. И. Я. Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...

Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Знакомство с произведениями А.С.Пушкина и  "Сказка о царе Салтане..."...

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"...