Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению на тему

Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет сервиса Tagxedo-Creator. Для написания данной статьи использовался базовый материал исследовательской работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.

Современное обновление содержания и структуры начального образования требует внесения системных изменений в организацию учебного процесса, в цели и способы достижения нового качества образования. Большое значение приобретает использование интерактивных и информационно – коммуникативных технологий. Применение данных технологий охватывает все предметы школьного обучения, в том числе и литературного чтения.

Мною была проделана большая исследовательская работа по изучению возможности использования «облака слов» как средства по формированию исторических понятий на уроках истории в начальной школе. Но я считаю, что данный прием, изначально не рассматриваемый возможным в использовании для достижения учебных целей, возможно использовать не только в рамках такой учебной дисциплины как история.

Что же такое «облако слов»? «Облако слов» или взвешенный список - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Обычно используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.

Многие не раз сталкивались на страницах в социальных сетях и веб – сайтах с таким приёмом. Кто-то активно пользуется этим. Но врятли существует такая возможность предположить, что этот прием возможно использовать для достижения учебных целей.

Средств для создания «облака слов» очень много. Например: Tagul, WordItOut и, показавшийся наиболее приемлемым, Tagxedo-Creator.

Работа с данным сервисом проста, так же как и создание самого «облака». Использование данного приема помогает в достижении цели по формированию ИКТ – компетентности у учащихся начальной школы. Для работы нужен лишь выход в интернет и установленная программа на компьютер с сервиса Tagxedo-Creator.

Возможности использования «облака слов» в обучении связаны с тем, что:

  • В облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить;
  • Попросить составить предложения по определенной теме. «Облако» выступает в качестве опорного конспекта;
  • Можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;

             -  Слова в «облаке» нужно разбить на группы по значению/темам.

  • Составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака;
  • Создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова;
  • Показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании. Или взять текст с пропусками и попросить заполнить их на основе облака.

Особо хотелось бы отметить тот факт, что у учащихся начальной школы преобладает наглядно – образное мышление. Это зачастую усложняет работу с рассказами, текстами и стихотворениями и их анализом в отсутствии иллюстраций к ним. Хотя, современные учебники предлагают нам большой объем иллюстративного материала. Но одних иллюстраций мало.

Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов. Анализируя какой-либо текст, учащимся, для аналитической работы и запоминания текста, приходится включать воображение, чтобы ключевые слова помогли запомнить произведение и потом с легкостью воспроизвести его содержание.  Или же наоборот. Педагог предлагает «облако слов», в котором заключен определенный текст. Учащимся нужно обратить внимание на форму облака, цвет шрифта, ключевые слова для того, чтобы предположить, о чем будет этот текст.

Работа с интернет – сервисом Tagxedo-Creator по созданию «облака слов» проводится в рамках интерактивного обучения, что в период современной модернизации начального образования очень актуально.

Таким образом, я делаю вывод о том, что использование такого приёма как «облако слов» возможно на уроках литературного чтения в рамках современного начального образования. Визуализация изучаемых текстов, рассказов, сказок критическое осмысление литературных определений, опора на образы и ассоциации, развитие информационной культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов». Возможности применения связаны с сочетанием в применении одного дидактического средства условно-графической и мультимедийной наглядности, методов и информационно-коммуникативной и интерактивной технологий.

Надеюсь, что данная статья поможет многим педагогам, и станет хорошим дополнением к основным методам и средствам в профессиональной деятельности.