Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Тарновская Светлана Александровна

Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-tehnologii.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.

"Творчество- это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее"

Поль Торренс

         Мы живем в удивительное время:жизнь меняется с молниеносной скоростью. Именно поэтому сильное творческое мышление- теперь не роскошь,

а средство выживания. Если раньше дети учились думать по алгоритмам и шаблонам, то сейчас у учащихся необходимо формировать мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяс-

нять явления окружающей действительности.

    В решении этих непростых задач учителю помогает ТРИЗ-теория решения изобретательных задач. Первоначально ТРИЗ, созданная в 1946г

Г.С.Альтшуллером, применялась только для решения инженерно-технических задач, но сейчас уже превратилась в универсальную технологию

анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности. Проникнув и в педагогику, ТРИЗ помогает ученику:

- мыслить системно: понимать, что все предметы и явления этого мира связаны между собой;

- быстро находить верные решения в незнакомой ситуации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать все имеющиеся ресурсы для решения сложных открытых задач;

- быть креативным и смелым, преодолевать стереотипы, не бояться выдвигать необычные идеи;

- красиво говорить, использовать в речи образы, метафоры, ассоциации.

   ТРИЗ-технологии помогут повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.

      Предлагаю проследить, как можно использовать технологии ТРИЗ при изучении сказки

Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик".

1. Прием "Раскадровка"

При чтении произведения дети рисуют "мультик" - схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, происходит

обобщенное восприятие, а также получается своеобразный план произведения. Можно предложить детям поиграть с кадрами: "Раньше- Позже",

"Что потерялось?", "Все в сказке перепуталось"[3]

2. Игра "Да-Нет"

Участники игры задают вопросы ведущему таким образом, чтобы он смог ответить "Да" или "Нет", постепенно сужая поле поиска решений[4].

-Это живой предмет?

-Нет.

-Это игрушка?

-Да.

-Эта игрушка живет в коробке?

-Нет.

-Эта игрушка умеет танцевать?

-Да.

-Это - танцовщица?

3. Можно создать "Паспорт героя"для выделения существенных и несущественных признаков.

Имя____________________Солдатик

Создатель______________Г.Х.Андерсен

Место жительства_______ коробка

Внешний вид____________оловянный, без одной ноги

Личностные качества____стойкий, отважный

Имя_________________Тролль

Создатель___________Г.Х.Андерсен

Место жительства____ табакерка

Внешний вид_________маленький, черный

Личностные качества_злой, мстительный

4. Тренинг "Хорошо-Плохо". 

   На этом этапе выясняем, для кого "хорошо", а для кого "плохо"и чем"хорошо", чем "плохо".

-Всех оловянных солдатиков уложили в коробку, а солдатика без ноги оставили. Хорошо это или плохо?

(здесь важно услышать разные мнения)

-Хорошо для солдатика, потому что он мог смотреть на танцовщицу.

- Плохо для солдатика: он попался на глаза троллю.

-Хорошо для тролля, потому что у него появилась возможность напугать солдатика.

-Хорошо ли, что танцовщица была сделана из бумаги?

-Хорошо: она выглядела легкой и грациозной.

-Плохо: поток ветра в одно мгновение отправил ее в огонь.

5. "Загадалки"- это таинственный текст про героев произведения. Дети с удовольствием составляют такие задания друг для друга.

- Злость этого героя превратила солдатика в кусочек олова.

-Этот герой был настолько легким, что от дуновения ветра полетел в огонь.

6. Чтобы дети лучше прочувствовали характер героев, можно использовать методику "5 вопросов герою".

Например, вопросы оловянному солдатику:

-Трудно ли ему было стоять на одной ноге?

-Чем ему нравится танцовщица?

-Испугался ли он тролля?

-Что он чувствовал, когда плыл в водосточной канаве?

-Не зря ли он прожил свою жизнь?

    В заключение  работы над произведением можно подобрать пословицы к теме или дать совет герою, в котором заключается мораль.

Героям страх неведом.

Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит.

Кто смерти не боится- не велика птица, а вот, кто жизнь полюбил- тот страх загубил.

     ТРИЗ- технологии дают возможность широко использовать игры и тренинги в работе над анализом произведения, а вот инструменты для творчества педагог выбирает сам.

    Таким образом, ТРИЗ- важный инструмент в руках талантливых педагогов для формирования сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.

Литература:

1.Федеральный гос. образ.стандарт нач. образ.ФГОС"-М.:Просвещение,2016.

 2. Хоменко Н.Н.Теория решения изобретательных задач-

ТРИЗ/-декабрь 1997-2003

.3.мурашковска И.Н.Игры для занятий ТРИЗ-Гомель, 1997

 4.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла ска-

зок с помощью ситуативной игры"Да-Нет"/-1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет серв...

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...