Главные вкладки

    Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
    статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

    Тарновская Светлана Александровна

    Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triz-tehnologii.docx16.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование средств ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.

    "Творчество- это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину,

    проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке,

    приветствовать будущее"

    Поль Торренс

             Мы живем в удивительное время:жизнь меняется с молниеносной скоростью. Именно поэтому сильное творческое мышление- теперь не роскошь,

    а средство выживания. Если раньше дети учились думать по алгоритмам и шаблонам, то сейчас у учащихся необходимо формировать мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяс-

    нять явления окружающей действительности.

        В решении этих непростых задач учителю помогает ТРИЗ-теория решения изобретательных задач. Первоначально ТРИЗ, созданная в 1946г

    Г.С.Альтшуллером, применялась только для решения инженерно-технических задач, но сейчас уже превратилась в универсальную технологию

    анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности. Проникнув и в педагогику, ТРИЗ помогает ученику:

    - мыслить системно: понимать, что все предметы и явления этого мира связаны между собой;

    - быстро находить верные решения в незнакомой ситуации;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - использовать все имеющиеся ресурсы для решения сложных открытых задач;

    - быть креативным и смелым, преодолевать стереотипы, не бояться выдвигать необычные идеи;

    - красиво говорить, использовать в речи образы, метафоры, ассоциации.

       ТРИЗ-технологии помогут повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.

          Предлагаю проследить, как можно использовать технологии ТРИЗ при изучении сказки

    Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик".

    1. Прием "Раскадровка"

    При чтении произведения дети рисуют "мультик" - схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, происходит

    обобщенное восприятие, а также получается своеобразный план произведения. Можно предложить детям поиграть с кадрами: "Раньше- Позже",

    "Что потерялось?", "Все в сказке перепуталось"[3]

    2. Игра "Да-Нет"

    Участники игры задают вопросы ведущему таким образом, чтобы он смог ответить "Да" или "Нет", постепенно сужая поле поиска решений[4].

    -Это живой предмет?

    -Нет.

    -Это игрушка?

    -Да.

    -Эта игрушка живет в коробке?

    -Нет.

    -Эта игрушка умеет танцевать?

    -Да.

    -Это - танцовщица?

    3. Можно создать "Паспорт героя"для выделения существенных и несущественных признаков.

    Имя____________________Солдатик

    Создатель______________Г.Х.Андерсен

    Место жительства_______ коробка

    Внешний вид____________оловянный, без одной ноги

    Личностные качества____стойкий, отважный

    Имя_________________Тролль

    Создатель___________Г.Х.Андерсен

    Место жительства____ табакерка

    Внешний вид_________маленький, черный

    Личностные качества_злой, мстительный

    4. Тренинг "Хорошо-Плохо". 

       На этом этапе выясняем, для кого "хорошо", а для кого "плохо"и чем"хорошо", чем "плохо".

    -Всех оловянных солдатиков уложили в коробку, а солдатика без ноги оставили. Хорошо это или плохо?

    (здесь важно услышать разные мнения)

    -Хорошо для солдатика, потому что он мог смотреть на танцовщицу.

    - Плохо для солдатика: он попался на глаза троллю.

    -Хорошо для тролля, потому что у него появилась возможность напугать солдатика.

    -Хорошо ли, что танцовщица была сделана из бумаги?

    -Хорошо: она выглядела легкой и грациозной.

    -Плохо: поток ветра в одно мгновение отправил ее в огонь.

    5. "Загадалки"- это таинственный текст про героев произведения. Дети с удовольствием составляют такие задания друг для друга.

    - Злость этого героя превратила солдатика в кусочек олова.

    -Этот герой был настолько легким, что от дуновения ветра полетел в огонь.

    6. Чтобы дети лучше прочувствовали характер героев, можно использовать методику "5 вопросов герою".

    Например, вопросы оловянному солдатику:

    -Трудно ли ему было стоять на одной ноге?

    -Чем ему нравится танцовщица?

    -Испугался ли он тролля?

    -Что он чувствовал, когда плыл в водосточной канаве?

    -Не зря ли он прожил свою жизнь?

        В заключение  работы над произведением можно подобрать пословицы к теме или дать совет герою, в котором заключается мораль.

    Героям страх неведом.

    Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит.

    Кто смерти не боится- не велика птица, а вот, кто жизнь полюбил- тот страх загубил.

         ТРИЗ- технологии дают возможность широко использовать игры и тренинги в работе над анализом произведения, а вот инструменты для творчества педагог выбирает сам.

        Таким образом, ТРИЗ- важный инструмент в руках талантливых педагогов для формирования сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.

    Литература:

    1.Федеральный гос. образ.стандарт нач. образ.ФГОС"-М.:Просвещение,2016.

     2. Хоменко Н.Н.Теория решения изобретательных задач-

    ТРИЗ/-декабрь 1997-2003

    .3.мурашковска И.Н.Игры для занятий ТРИЗ-Гомель, 1997

     4.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла ска-

    зок с помощью ситуативной игры"Да-Нет"/-1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

    Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...

    Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

    Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

    «Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

    «Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...

    Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

    Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

    Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.

    Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет серв...

    Курсовая работа "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

    Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...