"Формирование критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Туркина Любовь Ивановна

урок  в 1 классе по предмету "Литературное чтение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Сценарий урока.

Тема: Виктор Юзефович Драгунский « Тайное становится явным»   

1.Туркина Любовь Ивановна

2.ГБОУ СОШ с. Большое Микушкино  Исаклинский район.

3. учитель начальных классов.

4. Литературное чтение

5. 3 класс

6. 1 урок

7. учебник:  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» (в двух частях) 4 класс. Москва. Просвещение. 2009 г. «Школа России"

 8. ЦЕЛЬ: воспринять и осмыслить рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.

9. ЗАДАЧИ:

 Образовательные

.отработка полноценного навыка чтения с присущими ему качествами – правильностью, беглостью, выразительностью и, главное, осознанностью, высоким уровнем понимания читаемого.

 Развивающие:

.развивать языковые способности ребёнка, его мыслительную и эмоциональную сферы, речевое общение, которое устанавливается между читателем и автором текста.

.развивать эстетическую функцию чтения, которая проявляется в том, что побуждает читателя воспринимать произведения как явления словесного искусства, возможно, наиболее трудного и сложного из всех видов искусства.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;

- воспитание морально-нравственных качеств личности, толерантности;

- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.

10 Тип урока: изучение нового материала

11. Форма организации обучения: работа в группах, в паре


 12.  Оборудование:  мультимедийный проектор, интерактивная доска, тексты для чтения у учащихся, презентационные листы ответов для учащихся, портрет В. Ю. Драгунского, выставка книг.

13. Структура и ход урока:

1. Фаза вызова.

2. Чтение составленных рассказов с  использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.

II Фаза реализации смысла

1. Знакомство с оригиналом – первичное чтение учителем.

Проверка читательского восприятия

2. Постановка учебной задачи анализа

3. Вторичное чтение и анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» (учащиеся самостоятельно читают рассказ и параллельно заполняют двухчастный дневник)

4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

5. Работа с пословицами

III Фаза рефлексии

Составление синквейна  со словами: ложь, правда, тайна)

2. Объяснение и запись домашнего задания.

14. Таблица « Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии

Время (в мин.)

1

Фаза вызова

Технология развития критического мышления

10 мин

2

Фаза осмысления

25 мин

3

Фаза рефлексии

5 мин

Ход урока

I Фаза вызова

1. Вступительное слово учителя

Ребята, в детстве я прочла один очень интересный рассказ, и настолько он был поучительным, что я помню его до сих пор. Сегодня мы вместе с вами его прочитаем.

В этом рассказе нам встретятся слова: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.

Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить, что произошло в рассказе.

2. Чтение составленных рассказов

Однажды мы с моим младшим братом решили в тайне от мамы пойти на экскурсию в Кремль. Когда мы туда пришли, оказалось что экскурсия стоит очень дорого, и что у нас на нее не хватает денег. В окошке кассы сидел дядя с очень злым выражением лица. И тогда мы с братом решили его обмануть, мы сказали о том, что у него на шляпе каша. Пока он проверял свою шляпу, мы проскочили во внутрь здания, но нас вдруг остановил милиционер и отвел  домой.

Дома мама сказала нам о том, что нельзя обманывать, поступать нечестно. Она сказала, что рано или поздно все тайное становится явным.

Как-то раз  к нам с мамой приехал мой дядя Юра. Он работает милиционером.

В первый день приезда мы пошли в Кремль на экскурсию, мне там очень понравилось.

Когда мы пришли  с экскурсии, мама сделала рисовую кашу, подала ее на стол. Я видел, что мама и дядя ели ее с большим удовольствием, а я ненавидел ее. И у меня возникла идея незаметно от мамы и дяди вылить ее в окно, и я сделал это. Но  увидел, что нечаянно попал  одному дяде на шляпу. Тогда я понял, что поступил нечестно. Затем  я  вспомнил о том, что тайное всегда становится явным и мама узнает о том, что я не съел кашу, а выбросил ее в окно. Поэтому я признался маме в том, что сделал и пообещал больше не обманывать ее.

II Фаза реализации смысла

1. Знакомство с оригиналом

Сегодня мы будем читать рассказ В. Ю. Драгунского  «Тайное становится явным».

Первичное чтение учителем. Метод. прием «Чтение с остановкой»

(Учитель читает рассказ вслух до слов: "А я остался с кашей наедине")

– Как вы думаете, что было дальше?

(Продолжение чтения рассказа, в процессе чтения выясняются значения непонятных детям слов, фраз)

– Понравился ли вам этот рассказ?

– Чему он учит? Найдите в тексте главную мысль.

 Проверка читательского восприятия

Вопросы:

 Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Как вы понимаете эту фразу?

2. Постановка учебной задачи анализа

Мнения разделились. Прочтем  рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

3. Вторичное чтение и анализ произведения

Учащиеся самостоятельно читают рассказ и параллельно заполняют двухчастный дневник.

Тайное всегда становится явным

Будет стыдно, понесет наказание

Видеть не могу манную кашу

Вылитый Кощей

Глаза на лоб полезли

Интеллигентный человек

Стал по стойке «смирно»

Запомнил на всю жизнь

После заполнения, двухчастные дневники обсуждаются в группах, затем каждая группа представляет лучший вариант дневника в классе.  (Вариант заполненного дневника представлен в приложении)

4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

Для 3 групп учащихся предлагаются 3 вопроса, по одному для каждой.

  1. Почему рассказ назван именно так? Как бы вы по-другому назвали его? Почему?
  2. Как вы думаете, Дениска действительно старается выполнить условие: съесть кашу или же просто шалит?
  3. Как вы думаете, действительно ли Дениска запомнил слова мамы на всю жизнь? Почему вы так думаете?

 

5. Работа с пословицами

Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах:

Шило в мешке не утаишь.

 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Обсудите пословицы и решите, какая из них больше всего подходит к данному рассказу.

После обсуждения, группы презентуют свой  вариант.

III Фаза рефлексии

Составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна

Составить синквейн со словами: ложь, правда, тайна (1 по выбору).

Возможные варианты работ учащихся:

Ложь                                 Правда

горькая, сладкая                      горькая, чистая

врать, обманывать, лгать             скрывать, говорить, знать

Ложь всегда становится явной.        Нужно всегда говорить правду.

Вранье                               Истина

Тайна

страшная, чужая

скрывают, узнают, рассказывают

Нельзя рассказывать чужие тайны.

Секрет

2. Объяснение и запись домашнего задания

 - Ребята,   напишите  сочинение на  темы по выбору.

Темы для сочинения:

  1. Горькая правда.
  2. Сладкая ложь.
  3. Тайное и явное.

Приложение

Возможные работы учащихся при составлении рассказов со словами: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя

Однажды мы с моим младшим братом решили в тайне от мамы пойти на экскурсию в Кремль. Когда мы туда пришли, оказалось что экскурсия стоит очень дорого, и что у нас на нее не хватает денег. В окошке кассы сидел дядя с очень злым выражением лица. И тогда мы с братом решили его обмануть, мы сказали о том, что у него на шляпе каша. Пока он проверял свою шляпу, мы проскочили во внутрь здания, но нас вдруг остановил милиционер и отвел  домой.

Дома мама сказала нам о том, что нельзя обманывать, поступать нечестно. Она сказала, что рано или поздно все тайное становится явным.

Как-то раз  к нам с мамой приехал мой дядя Юра. Он работает милиционером.

В первый день приезда мы пошли в Кремль на экскурсию, мне там очень понравилось.

Когда мы пришли  с экскурсии, мама сделала рисовую кашу, подала ее на стол. Я видел, что мама и дядя ели ее с большим удовольствием, а я ненавидел ее. И у меня возникла идея незаметно от мамы и дяди вылить ее в окно, и я сделал это. Но  увидел, что нечаянно попал  одному дяде на шляпу. Тогда я понял, что поступил нечестно. Затем  я  вспомнил о том, что тайное всегда становится явным и мама узнает о том, что я не съел кашу, а выбросил ее в окно. Поэтому я признался маме в том, что сделал и пообещал больше не обманывать ее.

Один из вариантов заполнения двухчастного дневника

Тайное всегда становится явным

Будет стыдно, понесет наказание

Видеть не могу манную кашу

Вылитый Кощей

Глаза на лоб полезли

Интеллигентный человек

Стал по стойке «смирно»

Запомнил на всю жизнь

Предполагаемые варианты синквейнов, составленных учащимися

со словами: ложь, правда, тайна

                   Ложь                                 Правда

        горькая, сладкая                      горькая, чистая

    врать, обманывать, лгать             скрывать, говорить, знать

Ложь всегда становится явной.        Нужно всегда говорить правду.

                Вранье                               Истина

        Тайна

                                   страшная, чужая

                     скрывают, узнают, рассказывают

                    Нельзя рассказывать чужие тайны.

             Секрет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Цель ее сост...

"Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения."

Статья об итспользовании на уроках литературного чтения птехнологии развития критического мышления с примерами...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...