Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
опыты и эксперименты по чтению на тему

Францева Светлана Васильевна
Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться. Особое значение имеет читательская компетенция. Ведь без умения бегло и осознанно читать сделать это практически невозможно. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

СЛАЙД №2.  Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.

СЛАЙД №3. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:

- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры,  средства  сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской  компетентности, общего речевого развития;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и  получения дополнительной информации. 

  Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию -  умение учиться. Особое значение имеет читательская компетенция. Ведь без умения бегло и осознанно читать сделать это практически невозможно.

  Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения.

 СЛАЙД №4. Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

СЛАЙД №5. Чтобы преодолеть трудности в обучении чтению, необходимо продумать путь решения возникающих проблем, а именно:

  • установить причину низкой читаемости детей;
  • изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе;
  • применение современных инновационных технологий;
  • довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе;
  • совершенствовать технику чтения;
  • вести контроль знаний по предмету и техники чтения

В современном образовании ведущая роль отводится принципам развивающих систем (психологическая комфортность, развитие всех учащихся в одном коллективе, практическая деятельность и теоретическое мышление, вариативность, осознание целостности мира) и педагогическим технологиям: сотрудничества, развивающего обучения, игровым, дифференцируемому  обучению, здоровьесберегающим, проектно – исследовательскому обучению, информационно – коммуникационным технологиям.

Для формирования у учащихся начальной школы навыков чтения мною использовались выше перечисленные технологии совместно с такой наиболее эффективной, на мой взгляд, группой упражнений по совершенствованию навыков чтения: СЛАЙД №6

  • Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
  • Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
  • Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
  • Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

СЛАЙД №7. Упражнениями из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко:

1.Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Провожу это так. После того, как начало нового рассказа прочитано мною и осознано детьми, я предлагаю  начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2.Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки я не  уделяю внимания выразительности чтения. Нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняю так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший (уже здесь) повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4.Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь использую приемы, помогающие расширить угол зрения:

а) чтение первого и последнего слогов на строке.

 Например:

Барсучий нос

(отрывок)

К. Паустовский

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от
 жадности

б) использование таблицы Шульте. СЛАЙД №8. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

5. Упражнение “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем.

Дети кладут руки на колени и начинают читать вслух текст по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

 6. Для повышения скорости чтения применяется   упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме, с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения). Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке чтения.

СЛАЙД №9. 7.Для распределения и концентрация внимания применяется упражнение “Спринт”. Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. К доске выходят 2-3 ученика, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.  

 СЛАД №10. В своей работе я использую такие  резервы обучения чтению, как:

Жужжащее чтение, которое  было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы  хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определённые промежутки времени проводить с  ними небольшие по объёму упражнения.

Ежеурочные пятиминутки чтения,  представляющие собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык – что подтверждает метапредметную направленность моей работы. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

        Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

         Игра в «прятки» заключается в том, что ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные ребята должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

        Игра «Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово (или  несколько). Дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность   в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.

 Развитие навыков чтения будет эффективным, если в системе проводить упражнения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Быстрое чтение  активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Все эти упражнения легли в основу моей темы самообразования.

СЛАЙД №11,12. Дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, повысилась успеваемость. Это можно увидеть по результатам проверки чтения.

 СЛАЙД №13.Повысилась продуктивная деятельность учащихся на уроках,  на внеклассных и городских  мероприятиях. Дети с интересом участвуют в конкурсах чтецов, участвуют в викторинах, ответственно подходят к изготовлению творческих работ, рисунков.

Литература:

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

2.Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.

3.Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.

4.Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.

Используемые интернет – ресурсы:

          http://www.solnet.ee - детский портал

Выступление на городском заседании МО

учителей начальных классов

Обобщение опыта по теме самообразования:

«Формирование  навыков осознанного чтения как залог успешного личностного развития младшего школьника»

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды

Францевой Светланы Васильевны

                                                                 

2014-2015 уч.г.