урок литературного чтения "Люблю природу русскую" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

МКОУ  «Мостовская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Конспект урока

Литературного чтения/ чтения и развития речи

2 класс

 

 

 

 

 

                                                                        Учитель: Мосина О.В.

 

 

 

с.Мостовское 2012

ТЕМА: Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

 ЦЕЛИ:   Обобщить знания  об авторах и произведениях по разделу «Люблю природу русскую. Весна»: 

Продолжать учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения;   определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении;

Развивать выразительную речь, умение  аргументировано высказывать свое мнение, слуховую память , образное мышление и внимание к слову; Тренировать умение  сопоставлять поэтические строчки с весенними пейзажами

Прививать любовь к русской поэзии, интерес  к народным традициям, воспитывать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация, экран, карточки с номерами ответов от 1 до 4 по количеству учащихся, детали гнезда, формы яиц ( голубые, красные, желтые)

 

ХОД УРОКА:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся общеобразовательного класса

Оборудование

1. Орг. момент.

Настрой на урок.

  Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю на уроке хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Обучающиеся приветствуют учителя

1 слайд

2. Читательская разминка.

 

- Но прежде чем мы начнем работать, проведем читательскую разминку.

- Прочитайте про себя это четверостишие. Что это за произведение?

- Кто сочинял такие песни?

- Зачем?

Правильно. А сейчас прочитаем песенку 1)хором 2) с радостью 3)как скороговорку.

 

 

 

 

-песенка-закличка

 

-русский народ

 -зазывал весну,-чтобы появилось весеннее настроение, потому что все стихотворения о весне

Презентация

- 2 слайд)

 

 

3слайд)

3.

Постановка целей урока.

 

- Сегодня у нас урок обобщения работы по этому разделу  : «Люблю природу русскую. Весна»  

- Давайте поставим себе цели на этот урок.

Цели урока:
1. Вспомнить пройденные произведения        и их авторов.
2. Тренироваться определении      средств  выразительности и выразительном чтении
3.Развивать умение аргументированно высказывать свое мнение, слуховую
память

 

-обучающиеся высказывают свои версии

 

  4 слайд

4. Актуализация знаний

 

 

Русский народ всегда любил весну, художники  изображали ее кистью, композиторы  мелодиями. Послушайте и посмотрите композицию на мелодию Вивальди.

-Какие краски использовали художники?  Почему?

Какие звуки использовал композитор? Почему?

- Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину, только словесную

. - Ребята составьте рассказ по вопросам:

Какое время года наступило?

Какое стало небо, солнце?

Что произошло со снегом?

Как изменилась жизнь птиц? Деревьев?

-Послушайте стихотворение  «Если снег повсюду тает..»

- сравните свой рассказ и  стихотворение. Какое из описаний весны  точнее, выразительнее, красочнее. Почему?

-Поэты используют средства выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения

Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение. ( будто раскололи)

Эпитеты – это образные описания, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику

(сережки светятся серебром)

Олицетворения-   персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.

 

 

 

- яркие сочные

 

-громкие, веселые

 

 

 

 

 

 

 

-составляют рассказ по вопросам

 

 

 

 

 

Фильм то весне Вивальди

 

 

Повторение изученного материала  

 

-Давайте вспомним  поэтов и их произведения, которые  помогают нам увидеть красоту весенней природы.

-учитель читает стих Г.Ладонщикова «Весна»

 -Ф Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ?  (олицетворение)  

-Найдите строчки, где это хорошо видно.

 

 

-Какие эпитеты вы подобрали бы  к образу   «Весны»? (

 

-К образу «Зимы»?

 

Март зиму кончает – весну начинает. Март – первый месяц весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и урожая. В народе МАРТ называют ПРОТАЛЬНИКом, из-за быстрого таяния снега и появления проталин.

-А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

-О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?
1) о прилёте птиц
2) об отлёте птиц
3) о разливе рек
4) о таянии снега

 Апрельские лучи землю будят. Слово «апрель» означает теплый, солнечный. Тает последний снег. Поэтому, в народе его называют «КАПЕЛЬНИКом». Земля прогревается солнцем, появляется первая травка.

-А.Блок «На лугу»

-найдите описания весны

-Выберите прилагательные, которые  можно использовать  для описания месяца: теплый, переменчивый, задорный, веселый, грустный, холодный, злой.

Май леса принаряжает, лето в гости ожидает. Поэтому народное название этому месяцу - май-травень. В мае земля надевает свой лучший наряд, покрывается зеленым ковром.

Чтение  стихотворений наизусть

 

-Повторяют стих.»Зима недаром злится»

 

Зима.   «злится» «хлопочет»,      «ворчит»                                   «взбесилась ведьма злая»                                                                  - Весна. «в окно стучится», « гонит со двора», «хохочет»

 «умылася в снегу»

-Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайды 5, 6, 7, 8,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

 

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

 

  

 

 

 

 

6. Игра.

 

- А теперь давайте поговорим.

-О чем были стихотворения, которые мы читали в этом разделе?

- Каким настроением были проникнуты эти стихотворения? Почему?

 Вывод: мы познакомились с образами весны в музыке, живописи, поэзии.

- А сейчас немного поиграем. Перед вами будут появляться картинки, а вы попробуйте подобрать к ним строки из изученных стихотворений.     

- сейчас я вам предлагаю попробовать  стать поэтами. На столе у вас листы. На них последние слова каждой строчки, вам нужно придумать начало строк. Эти листы скрепим в и получим наш классный сборник стихов о весне. Согласны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

………… идет

………….поет.

…………. зазывает.

…………..распускает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 9- 11

 

 Повторение изученного

(продолжение)

 

- Вот добрались мы до самой ответственной части нашего урока. Мы уже повторили и вспомнили все, что изучили в разделе «Люблю природу русскую. Весна». Нужно проверить, как хорошо вы это запомнили

 Из какого произведения эти строки?
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала.
А3. Кто написал стихотворение «Матери»?

 -О чем эти произведения? Почему они изучаются в разделе о весне.

-Какие весенние праздники вы знаете?

 

 

 

 

 

1) Е. Благинина «Посидим в тишине»

 

2) И. Бунин
 

 

 

 

 

 

 

Слайды 12-14

Итог урока

-В Воскресенье мы будет отмечать народный праздник Пасхи, что вы знаете о Пасхальных традициях.

- Подведем итоги. 

 - А теперь поделитесь впечатлениями: что вам понравилось, довольны ли своей работой на уроке. Отметьте свое настроение

Яйцо красное – У меня радостное настроение,   я доволен своей работой.

Яйцо желтое – у меня хорошее настроение на уроке было интересно, но мне не всегда удавалось дать точный ответ

Яйцо синее- настроение мое испортилось, так как у меня не получилось , то что хотел.

Оценки за урок

- Всем спасибо за урок. 

Отмечают настроение

 

 

   

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.chteniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Мостовская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

Литературного чтения/ чтения и развития речи

2 класс

 

 

                                                                        Учитель: Мосина О.В.

 

с.Мостовское 2012

ТЕМА: Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

* Г.Ладонщиков «Весна»

ЦЕЛИ:   Обобщить знания  об авторах и произведениях по разделу «Люблю природу русскую. Весна»:  

Продолжать учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения;   определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении;

Развивать выразительную речь, умение  аргументировано высказывать свое мнение, слуховую память , образное мышление и внимание к слову; Тренировать умение  сопоставлять поэтические строчки с весенними пейзажами

Прививать любовь к русской поэзии, интерес  к народным традициям, воспитывать чувство прекрасного.

* Развитие плавного слогового осознанного  чтения,  умения отвечать на вопросы учителя полным ответом

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация, экран, карточки с номерами ответов от 1 до 4 по количеству учащихся, детали гнезда, формы яиц ( голубые, красные, желтые)

ХОД УРОКА:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся общеобразовательного класса

Деятельность обучающихся 8 вида

Оборудование

1. Орг. момент.

Настрой на урок.

  Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю на уроке хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Обучающиеся приветствуют учителя

1 слайд

2. Читательская разминка.

- Но прежде чем мы начнем работать, проведем читательскую разминку.

- Прочитайте про себя это четверостишие. Что это за произведение?

- Кто сочинял такие песни?

- Зачем?

Правильно. А сейчас прочитаем песенку 1)хором 2) с радостью 3)как скороговорку.

-песенка-закличка

-русский народ

 -зазывал весну,-чтобы появилось весеннее настроение, потому что все стихотворения о весне

Презентация

- 2 слайд)

3слайд)

3.

Постановка целей урока.

- Сегодня у нас урок обобщения работы по этому разделу  : «Люблю природу русскую. Весна»  и знакомства с произведением Г.Ладонщикова «Весна»

- Давайте поставим себе цели на этот урок.

Цели урока:
1. Вспомнить пройденные произведения        и их авторов.
2. Тренироваться определении      средств  выразительности и выразительном чтении
3.Развивать умение аргументированно высказывать свое мнение, слуховую
память

-обучающиеся высказывают свои версии

  4 слайд

4. Актуализация знаний

Русский народ всегда любил весну, художники  изображали ее кистью, композиторы  мелодиями. Послушайте и посмотрите композицию на мелодию Вивальди.

-Какие краски использовали художники?  Почему?

Какие звуки использовал композитор? Почему?

- Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину, только словесную

. - Ребята составьте рассказ по вопросам:

Какое время года наступило?

Какое стало небо, солнце?

Что произошло со снегом?

Как изменилась жизнь птиц? Деревьев?

-Послушайте стихотворение  «Если снег повсюду тает..»

- сравните свой рассказ и  стихотворение. Какое из описаний весны  точнее, выразительнее, красочнее. Почему?

-Поэты используют средства выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения

Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение. ( будто раскололи)

Эпитеты – это образные описания, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику

(сережки светятся серебром)

Олицетворения-   персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.

- яркие сочные

-громкие, веселые

-составляют рассказ по вопросам

* Выразительное

чтение   с 28

Фильм то весне Вивальди

 

Повторение изученного материала  

-Давайте вспомним  поэтов и их произведения, которые  помогают нам увидеть красоту весенней природы.

-учитель читает стих Г.Ладонщикова «Весна»

 -Ф Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ?  (олицетворение)  

-Найдите строчки, где это хорошо видно.

-Какие эпитеты вы подобрали бы  к образу   «Весны»? (

-К образу «Зимы»?

Март зиму кончает – весну начинает. Март – первый месяц весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и урожая. В народе МАРТ называют ПРОТАЛЬНИКом, из-за быстрого таяния снега и появления проталин.

-А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» 

-О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?
1) о прилёте птиц
2) об отлёте птиц
3) о разливе рек
4) о таянии снега

 Апрельские лучи землю будят. Слово «апрель» означает теплый, солнечный. Тает последний снег. Поэтому, в народе его называют «КАПЕЛЬНИКом». Земля прогревается солнцем, появляется первая травка.

-А.Блок «На лугу»

-найдите описания весны 

-Выберите прилагательные, которые  можно использовать  для описания месяца: теплый, переменчивый, задорный, веселый, грустный, холодный, злой.

Май леса принаряжает, лето в гости ожидает. Поэтому народное название этому месяцу - май-травень. В мае земля надевает свой лучший наряд, покрывается зеленым ковром.

Чтение  стихотворений наизусть

-Повторяют стих.»Зима недаром злится»

Зима.   «злится» «хлопочет»,      «ворчит»                                   «взбесилась ведьма злая»                                                                  - Весна. «в окно стучится», « гонит со двора», «хохочет»

 «умылася в снегу»

-Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)

Чтение стихотворения Г.Ладонщикова  

с 38

-чтение в паре

слайды 5, 6, 7, 8,

ФИЗМИНУТКА

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

 

6. Игра.

- А теперь давайте поговорим.

-О чем были стихотворения, которые мы читали в этом разделе?

- Каким настроением были проникнуты эти стихотворения? Почему?

 Вывод: мы познакомились с образами весны в музыке, живописи, поэзии.

- А сейчас немного поиграем. Перед вами будут появляться картинки, а вы попробуйте подобрать к ним строки из изученных стихотворений.      

- сейчас я вам предлагаю попробовать  стать поэтами. На столе у вас листы. На них последние слова каждой строчки, вам нужно придумать начало строк. Эти листы скрепим в и получим наш классный сборник стихов о весне. Согласны?

………… идет

………….поет.

…………. зазывает.

…………..распускает

-Чтение с учителем с 38

-ответы на вопросы

Рисуют обложку

Слайды 9- 11

 Повторение изученного

(продолжение)

- Вот добрались мы до самой ответственной части нашего урока. Мы уже повторили и вспомнили все, что изучили в разделе «Люблю природу русскую. Весна». Нужно проверить, как хорошо вы это запомнили

 Из какого произведения эти строки?
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала.
А3. Кто написал стихотворение «Матери»?
 -О чем эти произведения? Почему они изучаются в разделе о весне.

-Какие весенние праздники вы знаете?

1) Е. Благинина «Посидим в тишине» 

2) И. Бунин

 

Слайды 12-14

Итог урока

-В Воскресенье мы будет отмечать народный праздник Пасхи, что вы знаете о Пасхальных традициях.

- Подведем итоги.  

 - А теперь поделитесь впечатлениями: что вам понравилось, довольны ли своей работой на уроке. Отметьте свое настроение

Яйцо красное – У меня радостное настроение,   я доволен своей работой.

Яйцо желтое – у меня хорошее настроение на уроке было интересно, но мне не всегда удавалось дать точный ответ

Яйцо синее- настроение мое испортилось, так как у меня не получилось , то что хотел.

Оценки за урок

- Всем спасибо за урок.  

Отмечают настроение