рабочая программа по литературному чтению Климанова 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Пучкина Валентина Васильевна

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._po_literaturnomu_chteniyu.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Болотниковская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена

на заседании ММО учителей начальных классов

 Руководитель ММО

 _________Аникина М.Н./

 Протокол №1 от

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Болотниковская ООШ»

____________/О.В. Ваняшкина/

№ приказа____________

«______»___________2014    

 

Рабочая программа

  учебного предмета «Литературное чтение»

в 4 классе

на 2014-2015 учебный год

                                                                        

                                                                        Составитель:

                                                                        Пучкина Валентина                                                                                 Васильевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           учитель начальных                                                                                 классов

                                                                             

2014 год

Пояснительная записка

Цели изучения литературного чтения:

        • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Основные задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественные образы;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт учащихся;

Общая характеристика учебного предмета

        Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.    

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  4  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В основу легла примерная программа  начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой,  В. Г. Горецкого, м. в. Голованова, М В. Бойкиной.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  136 часов, из них 17 часов на уроки внеклассного чтения. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

Метапредметные результаты:

умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Предметные результаты:

   Обучающиеся должны:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;        .

самостоятельно или с помощью учителя давать  характеристику основным действующим лицам произведения;

знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

знать наизусть  стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

быть внимательными  к языку художественных произведений, понимать образные выражения, используемые в нем;

ориентироваться в учебной книге;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование

разделов

и

тем

Всего

часов

Виды самостоятельной работы

Экскур

сии

Примечание

Контрольные работы

Творческие работы

1.

Летописи, былины, сказания, жития

12

1

1

1

2.

Чудесный мир классики.

22

1

2

3.

Поэтическая тетрадь!

12

1

 4.

Литературные сказки.

16

1

1

1

5.

Делу время – потехе час

9

1

6.

Страна далекого детства.

8

7.

Поэтическая тетрадь.

5

1

8.

Природа и мы.

12

1

1

9.

Поэтическая тетрадь.

8 ч

1

1

10.

Родина

8 ч.

1

1

11.

Страна фантазия.

7

1

12.

Зарубежная литература.

18

2

3

Итого:

136 ч

11

9

4

 

Основное содержание курса

Летописи. Былины. Жития. (9 ч)

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».

Учащиеся должны знать: 

- особенности былин.

Уметь:

- анализировать прочитанное;

- правильно читать и понимать исторические произведения;

- находить аналогии с реальными историческими событиями;

- характеризовать героев;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Чудесный мир классики (25 ч)

П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).

Учащиеся должны знать: 

- особенности литературных сказок;

- особенности басен.

Уметь:

- давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;

- находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,

- определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,

- находить в тексте средства художественно выразительности;

- создавать план произведения;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Поэтическая тетрадь №1 (9 ч)

Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А.Бунин «Листопад».

Учащиеся должны знать: 

- особенности стихотворения.

Уметь:

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- определять позицию автора;

- выразительно читать;

- выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

Литературные сказки (12 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

Учащиеся должны знать:

- особенности авторских сказок.

Уметь:

- характеризовать героев;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- делить текст на смысловые части;

- составлять план пересказа.

Делу время – потехе час (10 ч)

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».

Учащиеся должны знать: 

- особенности сказок, рассказов.

Уметь:

-высказывать свои суждения о прочитанном;

- соотносить заглавие и основную мысль произведения;

-подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.

Страна детства (9 ч)

Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Ёлка».

Учащиеся должны знать: 

- особенность рассказов.

Уметь:

-устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий;

- подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением;

- передавать содержание через разные виды пересказа по плану.

Поэтическая тетрадь №2 (7ч)

В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»;  М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».

 Учащиеся должны знать: 

- особенность стихотворения.

Уметь:

- определять позицию автора;

- самостоятельно заучивать наизусть;

- выразительно читать.

Природа и мы (13 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Учащиеся должны знать:

- особенность рассказов.

Уметь:

-определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать героев;

- делить текст на смысловые части;

- выделять в тексте слова автора и персонажей.

Поэтическая тетрадь  (8 ч)

Б.ЛПастернак. «Золотая осень»; С.А.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка».

Учащиеся должны знать:

- особенность стихов.

Уметь:

- определять позицию автора;

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- самостоятельно заучивать наизусть;

- выразительно читать.

Родина (8 ч)

И.С.Никитин. «Русь»; С.С.Дрожжин. «Родине»;  А.В.Жигулин. «О, Родина!»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».

Учащиеся должны знать:

- особенность стихов.

Уметь:

- высказывать свои суждения о прочитанном,

- выразительно читать;

- анализировать прочитанное;

- характеризовать прочитанное.  

Страна Фантазия (6 ч)

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»; Р.Сеф. «Весёлые стихи».

Учащиеся должны знать:

- особенность рассказов.

Уметь:

- высказывать суждения о прочитанном;

- характеризовать героев,

- подробно и кратко пересказывать,

- читать выразительно по ролям.

Зарубежная литература (15 ч)

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».

Учащиеся должны знать:

- особенность сказок и рассказов.

Уметь:

- определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать героев;

- делить текст на смысловые части;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Повторение (5 часов)

Повторение пройденного материала. Организация выставки рисунков учащихся по прочитанным произведениям. Тестирование по всему курсу. Проверка техники чтения.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид занятия

Вид самостоятельной работы

Дата проведения  

Контрольные работы

Творческие работы

Планируемая

Фактическая

I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.)

1.

Введение. Знакомство с учебником.

Урок введения в новую тему

Летописи, былины, сказания, жития

11

2.

 Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом

Урок изучения нового материала

3.

 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Урок-путешествие в прошлое

4.

 События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников

Урок-исследование

5.

 Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

Урок изучения нового материала

6.

 Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения «Песнь о вещем Олеге»

Комбинированный урок

7.

 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Комбинированный урок

8.

 Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

Комбинированный урок

9.

 Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»

Комбинированный урок

1

1

10.

 Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

Урок изучения нового материала

11.

 Житие Сергия Радонежского

Комбинированный урок

12.

 Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»

Урок систематизации новых знаний

Чудесный мир классики

22

13.

 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Урок изучения нового материала

14.

 П.П.Ершов «Конек-горбунок»

Урок изучения нового материала

15.

 П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок

Комбинированный урок

16.

 П.П.Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев

Комбинированный урок

17.

 А.С.Пушкин «Няне»

Урок изучения нового материала

18.

 А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»

Урок изучения нового материала

19.

 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок изучения нового материала

20.

 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

Комбинированный урок

1

21.

 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

Комбинированный урок

22.

 Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина

Комбинированный урок

23.

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Урок изучения нового материала

24.

 М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Урок изучения нового материала

25.

 М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

Комбинированный урок

26.

 М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев

Комбинированный урок

27.

 Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Урок изучения нового материала

28.

 Л.Н.Толстой «Детство»

Урок изучения нового материала

29.

 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

Урок изучения нового материала

30.

 Внеклассное  чтение

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

Комбинированный урок

31.

    А.П.Чехов «Мальчики»                                          

Урок изучения нового материала

1

32.

 А.П.Чехов «Мальчики»   Главные герои рассказа – герои своего времени                                      

Комбинированный урок

33.

 Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»

Урок обобщения и систематизации

34.

 Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

1

Поэтическая тетрадь №1

12

35

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Урок изучения нового материала

36.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

Урок изучения нового материала

2 четверть

28

37.1

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Урок изучения нового материала

38.2

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист».

Урок изучения нового материала

39.3

А. Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения

Урок изучения нового материала

40..4

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Комбинированный урок

41.5

Н. А. Некрасов «Школьник».  

Комбинированный урок

42.6

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»

Комбинированный урок

43..7

И. А. Бунин  «Листопад» Картина осени в стихах И.А.Бунина

Комбинированный урок

44.8

 Внеклассное чтение. Родные поэты

Урок обобщения и систематизации

1

45.9

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь»

Урок обобщения и систематизации

46.10

Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

Литературные сказки

16

47.11

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Урок изучения нового материала

48.12

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Составление плана сказки

Урок изучения нового материала

49.13

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подробный пересказ

Урок изучения нового материала

50.14

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра

Урок изучения нового материала

51.15

 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»  Текст-описание в содержании художественного произведения

 Комбинированный урок

52.16

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герои литературного текста

Комбинированный урок

53.17

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Урок изучения нового материала

54.18

П. П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте

Комбинированный урок

55.19

П. П. Бажов «Серебряное копытце» Герои художественного произведения

Комбинированный урок

56.20

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Урок изучения нового материала

57.21

А.С. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения

Комбинированный урок

58.22

П. П. Бажов «Аленький цветочек»  Деление текста на части

Комбинированный урок

59.23

П. П. Бажов «Аленький цветочек » Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование

Комбинированный урок

60.24

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей  

Комбинированный урок

1

61.25

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики»

Урок обобщения и систематизации

62.26

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие

Контроль знаний

Делу время – потехе час

9

63.27

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Урок изучения нового материала  

64.28

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения

Комбинированный урок

3 четверть

40

65.1

  В. Ю. Драгунский «Главные реки»

Урок изучения нового материала

66.2

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Урок изучения нового материала

67.3

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл загодовка

Урок изучения нового материала

68.4

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»  Инсценирование произведения

Комбинированный урок

69.5

 Внеклассное  чтение

  Книги о сверстниках, о школе

Комбинированный урок

1

70.6

 Обобщающий урок «Делу время – потехе час»

Урок обобщения и систематизации

71.7

Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

Страна  детства

8

72.8

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания  Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Урок изучения нового материала

73.9

Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Герой произведения

Урок изучения нового материала  

74.10

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Урок изучения нового материала

75.11

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Музыкальное сопровождение произведения

Комбинированный урок

76.12

М. М. Зощенко «Елка»

Урок изучения нового материала

77.13

 Обобщающий урок «Страна детства»

Урок обобщения и систематизации

78.14

 Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

79.15

 Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их значение

Комбинированный урок

1

Поэтическая тетрадь №2

5

80.16

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания   В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»

Урок изучения нового материала

81.17

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Урок изучения нового материала

82.18

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

Комбинированный урок

83.19

 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений

Комбинированный урок

84.20

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»

Комбинированный урок

1

Природа и мы

12

85.21

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания    Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Урок изучения нового материала

86.22

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе

Комбинированный урок

87.23

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Урок изучения нового материала

88.24

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

Комбинированный урок

89.25

М. М. Пришвин «Выскочка»

Комбинированный урок

90.26

М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

Комбинированный урок

91.27

Е. И. Чарушин «Кабан»

Урок изучения нового материала

92.28

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Урок изучения нового материала

93.29

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

Комбинированный урок

94.30

   Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы»

Урок обобщения и систематизации

95.31

 Проект«Природа и мы» . Оценка достижений.

Урок-проект

1

Поэтическая тетрадь №3

8

96.32

 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания    

Урок изучения нового материала

97.33

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

Урок изучения нового материала

98.34

С.А.Клычков  «Весна в лесу»

Урок изучения нового материала

99.35

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Урок изучения нового материала

100.36

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

Урок изучения нового материала

101.37

С. А. Есенин «Лебедушка»

Урок изучения нового материала

102.38

 Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

Урок обобщения и систематизации

103.39

 Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

1

Родина

8

104.40

  Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания    

Урок изучения нового материала

IVчетверть

32

105.1

И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

Урок изучения нового материала

106.2

С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Урок изучения нового материала

107.3

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Урок изучения нового материала

108.4

 Обобщающий урок «Родина»

Урок обобщения и систематизации

109.5

 Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

Урок обобщения и систематизации

110.6

 Проект «Они защищали Родину»

Урок-проект

1

111.7

Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

Страна Фантазия

7

112.8

 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.    Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Урок изучения нового материала

113.9

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

Комбинированный урок

114.10

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического рассказа

Комбинированный урок

115.11

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

Комбинированный урок

116.12

 Путешествие по стране Фантазии

Комбинированный урок

1

117.13

Оценка достижений

Урок обобщения и систематизации

118.14

Внеклассное чтение  «В путь, друзья!»  (книги о путешествиях и путешественниках»

Урок обобщения и систематизации

Зарубежная литература

15

119.15

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания  Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Урок изучения нового материала

120.16

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

Комбинированный урок

121.17

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы

Комбинированный урок

122.18

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Урок изучения нового материала

123.19

  Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка

Комбинированный урок

124.20

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части

Комбинированный урок

125.21

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке

Комбинированный урок

126.22

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

Комбинированный урок

127.23

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Урок изучения нового материала

128.24

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение геоев, их поступков

Комбинированный урок

129.25

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

Урок изучения нового материал

130.26

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

Комбинированный урок

131.27

Сельма Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство

Урок изучения нового материал

132.28

Сельма Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.

Комбинированный урок Комбинированный урок

133.29

 Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг»

Комбинированный урок

1

134.30

 Контрольная работа за 2 полугодие

Оценка знаний

1

135.31

 Обобщающий урок «Зарубежная литература»

Урок обобщения и систематизации

1

136.32

 Урок-игра «Литературные тайны»

Урок обобщения и систематизации

Итого:

136

11

9

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1. А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий             «Родная речь» 4 класс.

2.   Кутявина С.В.  Методическое пособие по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой. 4 класс

3. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К Д

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Ф Д

Д

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д/К Д

Д

Технические средства обучения

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/видеоплеер.

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экспозиционный экран.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковыв пособия

Аудиозаписи художественного исполнения из-

Д

учаемых произведении.

Видеофильмы,   соответствующие   содержанию

Д

обучения.

Слайды (диапозитивы), соответствующие содер-

Д

жанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные

Д

ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Учебно-методическое обеспечение предмета.

     Основная учебно-методическая литература:

  1. А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий  «Родная речь» 4 класс.
  2. А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.  Рабочая тетрадь по литературному чтению.

        

 Дополнительная учебно-методическая литература:

  1. Закон РФ « Об Образовании»
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011
  4. Кутявина С.В. Методическое пособие по литературному чтению.

Интернет-ресурсы.

http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

http://www.proshkolu.ru/

http://collection.edu.ru/default.asp

http://festival.1september.ru/

http://metodsovet.su/

http://pedsovet.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий

Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 136 часов: 3 часа в неделю + 1 час внеклассного чтения и содержит пояснительную записку, тематическое планирование, средства контроля.Расчасовка строго...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Л.Ф. Климанова

Рабочая программа по литературному чтению  рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю....

рабочая программа по литературному чтению 1 класс Климанова УМК Перспектива

программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс УМК "Школа России" автор Л.Ф.Климанова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Школа России( Климанова)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 3 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (к учебнику Климановой) ФГОС

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки....