Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (к учебнику Климановой) ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Саранцева Елена Николаевна

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chtenie.docx70.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлени на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение. 1-4 классы»

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

 Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • восприятие эстетического отношения к искусству слова;
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения;
  • начитанность:знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использовании и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения;
  • умение работать с книгой;
  • навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпритацию и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

На уроках литературного чтения в третьем классе используются следующие виды контроля:

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме (в том числе тестовой).

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания учитель задаёт после чтения вопросы. К итоговому контролю относятся и комплексные работы.

Контрольно – измерительные материалы

№ урока

Вид работы

Тема

5

Тест №1

Самое великое чудо на земле

12

Проверка техники чтения

Констатирующая

19

Проверочная работа №1

Устное народное творчество

29

Тест №2

Поэтическая тетрадь №1

54

Проверочная работа №2

Великие русские писатели

60

Тест №3

Поэтическая тетрадь №2

76

Проверка техники чтения

(за 1 полугодие)

68

Тест №4

Литературные сказки

78

Проверочная работа №3

Были – небылицы

84

Тест №5

Поэтическая тетрадь №1

100

Тест №6

Люби живое

108

Тест №7

Поэтическая тетрадь №2

120

Тест №8

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

128

Проверочная работа №5

По страницам детских журналов

135

Проверочная работа №6

Зарубежная литература

136

Проверка техники чтения

Итоговая диагностика

Содержание курса (136ч.)

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Русские поэты 19-20 века.  Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы».

Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Дество», «Зима». Сравнение.

Великие  русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина  к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки ( 8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.  Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (10ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Оновные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое ( 16 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения.  Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л.Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Кртёнок»

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов ( 8 ч)

«Мурзилка»  и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература ( 8 ч )

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.

Учебно – тематический план

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки

Ресурсное обеспечение

1.

Вводный урок

1

Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги.

Самое великое чудо на свете

2.

Рукописные книги Древней Руси

1

Понимать значение выражений: рукописные книги, летопись. Правильно, осознанно читать текст прозаического произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы.

Презентация.

3.

Первопечатник Иван Фёдоров

1

Выразительно и осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать в лицах диалог.

Презентация.

4.

О первопечатнике Иване Фёдорове

1

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

5.

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете»

Тест №1

1

Понимать значение выражений: рукописные книги, летопись. Оценивать свои знания и достижения.

Устное народное творчество

6.

Русские народные песни

1

Называть виды устного народного творчества. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Аудиоприложение.

7.

Шуточные народные песни

1

Понимать значение выражения шуточные народные песни. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Аудиоприложение.

8.

Докучные сказки

1

Понимать значение выражения докучные сказки. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Аудиоприложение.

9.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда

1

Приводить примеры произведений прикладного искусства, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Понимать значение выражения произведения прикладного искусства.

Презентация.

10.

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка

1

Приводить примеры произведений прикладного искусства, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Понимать значение выражения произведения прикладного искусства.

Презентация.

11.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

Понимать значение выражения волшебная сказка. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Аудиоприложение.

12.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Проверка техники чтения.

1

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

13.

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

Проверка техники чтения.

1

Понимать значение выражения волшебная сказка. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

14.

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

15.

Русская народная сказка «Сивка - бурка»

1

Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

16.

Русская народная сказка «Сивка - бурка»

1

Понимать значение выражения драматизация. Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора.

17.

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

Понимать особенности построения сказок. Сочинять свои сказочные истории.

18.

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

Понимать особенности построения сказок. Сочинять свои сказочные истории.

19.

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа №1

1

Называть виды устного народного творчества. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Проверять о оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь №1

20.

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского

1

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

21.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Понимать художественно-выразительное значение звукозаписи.

Аудиоприложение. Презентация о поэте.

22.

Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).

Аудиоприложение.

23.

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты).

Аудиоприложение.

24.

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты).

Аудиоприложение.

25.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…»

1

Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно тесст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).

Аудиоприложение. Презентация «И.С.Никитин»

26.

И.С.Никитин «Встреча зимы»

1

Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно тесст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).

Аудиоприложение.

27.

И.З.Суриков «Детство»

1

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Аудиоприложение. Презентация о поэте.

28.

И.З.Суриков «Зима»

1

Называть произведения русских поэтов. Читать стихотворения выразительно. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Аудиоприложение.

29.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1». Тест №2.

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

30.

Первый снег. Урок-утренник.

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать сочинённые детьми стихотворения.

Великие русские писатели

31.

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин «За весной, красой природы…»

1

Называть произведения А.С.Пушкина. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

Аудиоприложение.

32.

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

1

Называть произведения А.С.Пушкина. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно  текст стихотворения.

Аудиоприложение.

33.

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета»

1

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукозаписи. Называть произведения А.С.Пушкина.

34.

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

1

Называть произведения А.С.Пушкина. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукозаписи.

Аудиоприложение.

35.

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукозаписи.

Аудиоприложение.

36.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки.

Аудиоприложение.

37.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Знать содержание сказки А.С Пушкина. Определять тему и главную мысль произведения. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения.

Аудиоприложение.

38.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки.

39.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Знать содержание сказки А.С Пушкина. Определять тему и главную мысль произведения. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения.

40.

И.А.Крылов. Подготовка сообщения

об И.А.Крылове

1

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Знать биографию И.А.Крылова, понимать значение слова басня.

Презентация.

41.

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

1

Понимать значение слова басня. Определять тему и главную мысль произведения. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения.

Аудиоприложение.

42.

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения.

Аудиоприложение.

43.

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

1

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения.

Аудиоприложение. Мультфильм «Ворона и лисица», «Кукушка и петух».

44.

М.Ю.Лермонтов. Статья Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Презентация о поэте.

45.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

1

Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Подбирать музыкальное сопровождение к лирическому стихотворению.

Аудиоприложение.

46.

М.Ю.Лермонтов «Утёс»

1

Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Определять настроение лирического стихотворения.

Аудиоприложение.

47.

М.Ю.Лермонтов «Осень»

1

Называть произведения М.Ю.Лермонтова. читать выразительно и осознанно текст стихотворения, определять средства выразительности речи, отображающие красоту речи, читать стихотворение наизусть (по выбору). Определять настроение лирического стихотворения.

Аудиоприложение.

48.

Детство Л.Н.Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Презентация «Ясная поляна».

49.

Л.Н.Толстой «Акула»

1

Называть произведения Л.Н.Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Аудиоприложение.

50.

Л.Н.Толстой «Акула»

1

51.

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

Называть произведения Л.Н.Толстого. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно и осознанно текст художественного произведения.

Аудиоприложение.

52.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

Называть произведения Л.Н.Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно текст художественного произведения.

53.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

Называть произведения Л.Н.Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

54.

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа №2.

1

Понимать значение слова басня. Различать литературные жанры. Называть произведения русских поэтов и писателей. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Поэтическая тетрадь №2

55.

Н.А.Некрасов «Славная осень»

1

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, эпитеты). Определять настроение лирического стихотворения.

Аудиоприложение.

56.

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором»

1

Называть произведения русских поэтов. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения; определять самостоятельно тему и главную мысль произведения.

Аудиоприложение.

57.

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Аудиоприложение.

58.

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

Называть произведения русских поэтов. Осознанно, выразительно читать текст художественного произведения; определять самостоятельно тему и главную мысль произведения.

Аудиоприложение.

59.

И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Аудиоприложение.

60.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №2». Тест №3.

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Литературные сказки

61.

Знакомство с литературными сказками

1

Отличать авторскую сказку от народной.

62.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1

Понимать особенности присказки. Участвовать в анализе содержания.

Аудиоприложение.

63.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Аудиоприложение.

64.

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.

65.

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Выполнять творческую работу, осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.

Мультфильм «Лягушка – путешественница».

66.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.

67.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Подробно и кратко пересказывать сказку. Определять от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, поставлять простой план.

Мультфильм «Мороз Иванович».

68.

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Тест №4.

1

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине.

Были - небылицы

69.

М.Горький «Случай с Евсейкой»

1

Анализировать средства художественной выразительности. Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

70.

М.Горький «Случай с Евсейкой»

1

Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Сочинять продолжение сказки. Давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

71.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении.

72.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя», выразительно; высказываться о чтении товарища.

Презентация «К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

73.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Определять собственное отношение к поступкам персонажей; читать осознанно текст художественного произведения. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.

74.

А.И.Куприн «Слон»

1

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

75.

А.И.Куприн «Слон»

1

Понимать текст художественного произведения; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано.

Презентация «А.И.Куприн «Слон».

76.

А.И.Куприн «Слон».

Проверка техники чтения.

1

Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Делить текст на смысловые части.

77.

А.И.Куприн «Слон»

1

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Мультфильм «Девочка и слон».

78.

Обобщающий урок по разделу «Были -небылицы». Проверочная работа №3.

1

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Оценивать свои знания и достижения.

Поэтическая тетрадь №1

79.

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка»

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения.

Аудиоприложение.

80.

С.Чёрный «Воробей», «Слон»

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, эпитеты).  Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.

Аудиоприложение.

81.

А.А.Блок «Ветхая избушка»

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. Читать стихотворение наизусть.

Аудиоприложение. Презентация «А.А.Блок. «Ветхая избушка»

82.

А.А.Блок «Сны», «Вороны»

1

Называть произведения русских поэтов. Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему.

Аудиоприложение.

83.

С.А.Есенин «Черёмуха»

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) для создания картин цветущей черёмухи. Определять тему и главную мысль произведения. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.

Аудиоприложение.

84.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1». Тест №5.

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Люби живое

85.

М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

1

Называть произведения М.М.Пришвина. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

86.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

87.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Называть произведения И.С.Соколова-Микитова. Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

88.

В.И.Белов «Малька провинилась»

1

Называть произведения В.И.Белова. Озаглавливать текст. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.

89.

В.И.Белов «Ещё про Мальку»

1

Озаглавливать текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки, читать выборочно текст, соотносить название произведения с его содержанием.

90.

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

1

Называть произведения В.В.Бианки. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.

91.

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

1

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.

92.

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

1

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Мультфильм «Мышонок Пик».

93.

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

Называть произведения Б.С.Житкова. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

94.

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.

95.

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

Читать выразительно и осознанно текст произведения, осуществлять выборочное чтение отрывков.

96.

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко.

97.

В.Л.Дуров «Наша Жучка»

1

Называть авторов, которые пишут о животных. Пересказывать рассказ своими словами, объяснять авторское и собственное отношение к персонажам.

98.

В.П.Астафьев «Капалуха»

1

Называть авторов, которые пишут о животных. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.

Аудиоприложение.

99.

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

1

Называть авторов, которые пишут о животных.

Презентация.

100.

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Тест №6.

1

Называть авторов, которые пишут о животных. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.

Поэтическая тетрадь №2

101.

С.Я.Маршак «Гроза днём»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Понимать художественно-выразительное значение звукозаписи.

Аудиоприложение.

102.

С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной…»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Аудиоприложение.

103.

А.Л.Барто «Разлука»

1

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Аудиоприложение. Презентация.

104.

А.Л.Барто «В театре»

1

Анализировать юмористическое стихотворение, выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Аудиоприложение.

105.

С.В.Михалков «Если»

1

Осознанно читать текст художественного произведения. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

Аудиоприложение.

106.

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Аудиоприложение.

107.

Проект: «Праздник поэзии»

1

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

108.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №2». Тест №7.

1

Называть авторов, которые пишут о животных, природе. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

109.

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

110.

А.П.Платонов «Цветок на земле»

1

Осознанно и выразительно  читать текст художественного произведения.

Презентация «А.П.Платонов».

111.

А.П.Платонов «Цветок на земле»

1

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

112.

А.П.Платонов «Ещё мама»

1

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.

113.

А.П.Платонов «Ещё мама»

1

Определять смысл произведения, поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

114.

М.М.Зощенко «Золотые слова»

1

Называть особенности юмористического рассказа. Прогнозировать содержание текста по заголовку, участвовать в диалоге; осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Презентация «Зощенко М.М.»

115.

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

1

Определять смысл произведения, поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

116.

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

1

Восстанавливать порядок событий. Использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое выступление.

117.

Н.Н.Носов «Федина задача»

1

Называть произведения Н.Н.Носова.  Прогнозировать содержание текста по заголовку, участвовать в диалоге; осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Презентация «Н.Н.Носов».

118.

Н.Н.Носов «Телефон»

1

Определять тему и находить главных героев. Прогнозировать содержание текста по заголовку, участвовать в диалоге; осознанно читать текст художественного произведения.

119.

В.Ю.Драгунский «Друг детства»

1

Прогнозировать содержание текста по заголовку, участвовать в диалоге; осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

120.

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №8.

1

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять рассказы.

По страницам детских журналов

121.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.

1

Называть детские журналы. Устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале.

122.

Ю.И.Ермолаев «Проговорился»

1

Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала.

123.

Ю.И.Ермолаев «Воспитатели»

1

Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала.

124.

Г.Б.Остер «Вредные советы»

1

Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала; уметь поддержать диалог, вступать в дискуссию.

Презентация «Г.Б.Остер».

125.

Г.Б.Остер «Как получаются легенды»

1

Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

126.

Р.Сеф «Весёлые стихи»

1

Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

127.

Создание сборника добрых советов

1

Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

128.

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа №5.

1

Объяснять, как устроен журнал. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Зарубежная литература

129.

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

1

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику.

Аудиоприложение.

130.

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

1

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику.

131.

Мифологические герои и их подвиги.

1

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. Пересказывать текст.

Мультфильм «Лабиринт. Подвиг Тесея», книга «Мифы Древней Греции».

132.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Называть произведения Г.Х.Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения.

133.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Называть произведения Г.Х.Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения.

134.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Сочинять сказку; определять характер текста.

Мультфильм «Гадкий утенок».

135.

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Проверочная работа №6.

1

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

136.

Проверка техники чтения.

1

Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты, выделять в тексте главное и второстепенное.

Требования к уровню подготовки

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные

       Регулятивные УУД

  • Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
  • Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
  • Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
  • Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
  • Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,  модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностные

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  • Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
  • Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
  • Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
  • Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.
  • Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
  • Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  • Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
  • Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
  • Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
  • Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
  • Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
  • Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
  • Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
  • Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  • Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
  • Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
  • Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
  • Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения.
  • Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
  • Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
  • Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  • наборы сюжетных картинок в сообветствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению;
  • словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;
  • детские книги из круга детского чтения;
  • портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • аудиомагнитофон.

Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;
  • видеофильмы, соответвствующие содержанию произведения;
  • электронные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению, 3 кл. Учебник Грехневой, Кореповой

Содержит пояснительную записку и календарно тематическое планирование (при закачке таблица перестраивается)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)

Рабочая программа (пояснительная записка,календарно-тематическое планирование) по литературному чтению УМК "Гармония" для 2 класса к учебнику Кубасовой...

рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России ФГОС

рабочая программа по чтению 4кл Школа России ФГОС...